это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1914306
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….…3
1. Семейная роль, как один из видов социальных ролей……..…………….4
2. Проблемы усвоения ролей мужа и жены…………………………..…......8
3. Формирование адекватных брачно - семейных представлений юношей и девушек…………………………………….………………………………….…..10
Заключение………………………………………………………….………..14
Список литературы…………………………………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
С древних времен и по сей день, семья является неотъемлемой важной ячейкой общества. Первый институт социализации, в который попадает ребенок, также является семья. Поэтому можно сказать, что семья влияет как на формирование и развитие определенной личности, так и на общество в целом.
Семья, семейные проблемы, закономерности развития являются объектом исследования множества наук, например, воспитание внутри семьи рассматривает педагогика; закономерности развития, распределение семейных ролей изучает психологическая наука; экономическое положение семьи рассматривает экономика и т.д.
Проблему представлений о семейных ролях интересовала таких исследователей, как Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, которые одними из первых заговорили о семейных ролях и о последствии их несовпадений. Отметим, что И.С. Ковалев говорил о ролях и рассматривал их в контексте семьи.
Семейные представления глубоко индивидуальны. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного и по-разному представлять свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, чем больше возникает в ней опасных для нее ситуаций. Если члены семьи по-разному представляют свои роли и предъявляют друг другу несогласованные и отвергаемые другие требования семья является заведомо малосовместимой и конфликтной.
Цель реферативной работы – теоретически изучить представление родителей и юношей о семейных ролях.
Задачи:
1. Рассмотреть семейную роль через призму социальных ролей.
2. Изучить проблемы усвоения ролей мужа и жены.
3. Рассмотреть формирование адекватных брачно - семейных представлений юношей и девушек.
1. СЕМЕЙНАЯ РОЛЬ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
Обратимся к понятию социальной роли. В большинстве своих случаев социальную роль определяют как определенное поведение, которое ожидают от человека, занимающего определенную социальную позицию. Чтобы наиболее полно понять данный термин, рассмотрим, что может выступать в качестве социальных ролей. Социальные роли могут быть связанны с профессиональной деятельностью человека, с различными сферами его жизнедеятельности. На протяжении всей жизни мы сменяем ни одну, а множество социальных ролей. Мы можем выступать в качестве ребенка, в качестве школьника, в качестве родителей и т.д. Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком.
Интересующий нас термин «семейная роль» рассматривается через призму социальных ролей, так как является одной из них, также семейная роль изучается в контексте структурно-ролевого функционирования семьи, а иногда и ее нарушений.
Психологи рассматривают понятие роли как определенную совокупность ценностей, убеждений, желаний и целей, а также определенных санкций и норм, которые свойственны человеку, относящемуся к определенной социальной позиции, то есть занимающему определенную социальную роль. В данной трактовке нормы можно рассмотреть как некие правила, которые должна выполнять соответствующая роль.
Понимание санкций является схожим с политическими значениями. Например, если установленные нормы нарушаются, то семья на своего члена группы накладывает санкции. В данном случае санкциями является реакция на не выполнение или выполнение роли. Следовательно, санкции могут быть как положительными, так и отрицательными, внешними (исходящими от членов семьи) и внутренними (исходящими от самого себя).
Ниже рассмотрим классификацию ролей.
Принято все роли делить на две большие группы – это конвенционные роли и межличностные роли. Конвенционные роли – это такие роли, которые образуются по договоренности, причем чаще всего договоренность является условной. Отметим, что деятельность людей в конвенционных ролях определяется и защищается законом. В пример можно привести роль матери (родился ребенок, женщина «автоматически» становится матерью, за не соблюдение закона, не выполняя должного ухода и присмотра за свои ребенком ее могут лишить родительских прав, то есть закон может «снять» с нее роль матери), роль папы, роль жены и т.д.Вторая группа ролей – это межличностные роли. Данные роли отличаются от конвенционных, они не регулируются рамками закона. Межличностные роли достаточно специфичны, в каждой семье они уникальны. Данный вид ролей предназначен для того, чтобы в семье адекватно и эффективно выполнялись семейные роли. В свою очередь межличностные роли можно разделить на 2 типа:
Первый тип – нормативные межличностные роли. Нормативные роли в первую очередь осуществляют функциональность семьи и способствуют семейному росту.
Второй тип – патологические межличностные роли. Являются антиподом нормативных ролей. Патологические роли появляются в дисфункциональных семьях и препятствуют семейному росту.
Таким образом, каждая семейная роль будет индивидуальна, со своим психологическим содержанием. Отметим, что роль не является константой, она может быть изменчива исходя из определенных обстоятельств и ситуаций. Так как семья является социальной ячейкой, все роли, находящиеся в ней, должны отвечать определенным требованиям, так как это будет способствовать выживанию системы.
К данным требованиям можно отнести следующее:
Во-первых, все семейные роли или семейная роль как таковая должны создавать определенную целостную систему, если данное требование будет нарушаться, то возможно возникновение трудностей в семье и конфликтных ситуаций, а также противоречий.
Во-вторых, индивид, который выполняет ряд ролей в семье, должен получать удовлетворение своих основных потребностей. То есть в семье к каждому члену должно быть уважение, признание в симпатии и т.д.
В-третьих, все роли, которые выполняет человек внутри семьи, должны соответствовать его возрастным и индивидуальным способностям. Например, если в семье два маленьких ребенка, то нельзя им поручать готовку еды, уборку, либо присмотр друг за другом. Также родители детей не могут отправить работать и заставить делать то, что им не свойственно. Если от члена семьи требуют то, что ему не по силам, то это может вызвать большое напряжение.
В-четвертых, как говорилось выше, комплекс семейных ролей, которых выполняет человек, должна удовлетворять его потребности. Но стоит отметить, что выполняемые индивидом действия должны удовлетворять потребности всех членов семьи.
Функциональное и качественное исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, то есть у человека должны быть знания о той или иной роли. Член семьи четко должен представлять, что такое быть мужем, что значит быть женой, что значит быть в семье старшим или младшим. Индивид должен знать, что значит быть кем-то для того, чтобы у него правильно сформировалось ролевое поведение.
Для того, чтобы личность выполняла семейную роль эффективно, она должна обладать волевыми качествами. Для формирования и роста семьи одним из основных моментов является чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация.Обратимся к работам психолога К. Киркпаирика. Ученый считает, что все роли можно разделить на три основных вида.
К первому виду относятся традиционные роли. Рассматривая семью в контексте традиционных ролей, отметим, что жене в данном случае присваивается рождение и воспитание детей, поддержание домашнего очага и уюта, то есть все то, что характеризует женщину как хорошую жену. Рассматривая мужа через призму традиционных ролей, отметим, что муж в свою очередь должен проявлять преданность своей жене, обеспечивать безопасность и защиту своей семье, быть главой семьи.
Следующий вид – товарищеские роли. Жена для мужа должна быть приветлива, дружелюбна, поддерживать полезные для мужа социальные контакты. Муж должен для жены поддерживать романтические отношения, быть полон любви и нежности.
Третий вид – партнерские роли. В данном случае роль жены и мужа совпадают – от обоих требуется экономический вклад, ответственность за детей и участие в домашней работе.
Подводя итоги, скажем, что роли могут не совпадать. Они могут быть сложно- смешанными, степень совпадения или несовпадения наших многочисленных, реализуемых ролях представлений - первый существенный момент, определяющий характер семейных отношений.
2. ПРОБЛЕМЫ УСВОЕНИЯ РОЛЕЙ МУЖА И ЖЕНЫ
Как мы отмечали ранее, семья является первым социальным институтом для детей, в котором проходит воспитание. Поэтому очевидно, что формирование и усвоение ролей мужа и жены происходит с раннего детства. В связи с этим ученные определяют группы факторов, которые влияют на личность ребенка. Данные факторы разделяют на три группы: социальная микросреда, деятельность, семейное воспитание.
Социальная микросреда. В качестве социальной микросреды выступает семья. В семье происходит воспитание и приобщение ребенка к ценностям и социальным нормам.
Деятельность. В данном контексте рассматривается как внешняя, так и внутренняя деятельность, преимущественно в качестве деятельности выступает бытовой труд, так как труд является основным из способов социализации человека.
Семейное воспитание. Данный вид воспитания выступает в качестве определенного комплекса ценностей и устоев, которые передаются в семье из поколения в поколение.
Как показывает большинство исследований, разводы или неудачные браки получаются из-за несоответствия ролевых ожиданий. Несоответствие ролевых ожиданий происходит тогда, когда супруги по-разному представляют свои роли, и предъявляют друг другу неуместные требования. Все эти действия являются прямым путем к конфликтной ситуации.
Несовпадение ролевых представлений может происходить по следующим причинам:
Ранний брак. Наши представления о семье, о браке имеют накопительный эффект. С каждым годом мы получаем опыт, представления расширяются, семья ныне все меньше соответствует сложившимся в веках схеме ролевого функционирования.
Конфликтные ситуации также могут возникать и обостряться из-за того, что молодые супруги просто напросто плохо друг друга знают.
Также не стоит забывать, что люди социальные существа, и в каждом социуме есть свои сложившиеся стереотипы. Также есть стереотипы о настоящем мужчине и женщине, которые принято рассматривать через мужественность и женственность. Мужчину принято видеть сильным, ответственным, активным, в какой-то степени агрессивным, в то время как женщина должна быть женственной, мудрой, мягкой и эмоциональной. Когда наши ожидания не соответствуют стереотипам, тоже может возникнуть ролевое разногласие.
Сложившиеся полоролевые стереотипы во много определяют воспитание детей. Педагоги и родители могут, не осознавая того хвалить или наказывать за проявление тех или иных качеств (например, мальчик плачет, а мама ему говорит «не реви, ты же мужчина»).
Вследствие всего этого, мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. И на этом этапе возникает проблема, так как в современном обществе авторитетными взрослыми чаще всего являются женщины – воспитатели, учителя, да и как правило воспитанию детей большее время уделяю мамы и бабушки. Отсюда и возникает проблема, что мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской.
В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т.п. Отсюда и возникают первостепенные ролевые нарушения.
3. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНЫХ БРАЧНО - СЕМЕЙНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Ребенок, растущей в семье, перенимает и запоминает сложившийся образ семьи. Познавая мир, ребенок познает свою семью, своих родственников, знакомится со своей родословной. Но, не смотря на это, ученые бьют тревогу, так как по результатам многочисленных исследований у дошкольников наблюдается скудный уровень знаний о своих близких, о деятельности каждого члена семьи и т.п.Такие ученые как Захаров Н.И, Голиков Н.А. указывают на то, что у современного ребенка имеется искаженный, деформированный образ семьи. Данные деформации могут происходить исходя из семейного кризиса, конфликтных ситуаций или разводов в семье. В современной семье может происходить не только деформация вследствие изменения определенных семейных функций, но и деформирование социальной роли членов семьи. Это может привести к разобщению членов семьи, к недостаточному эмоциональному общению.
Как упоминалось выше, на нарушение восприятия семьи ребенком может повлиять развод. Как показывают статистические исследования на формирование представлений о семье в большинстве случаев большое влияние оказывает уход одного члена из семьи, который оказывал непосредственное воспитание ребенка. Естественно, ребенок в дошкольном и раннем школьном возрасте будет более восприимчив к данной ситуации, чем, например, юноша.
Находясь в семье, где происходят конфликтные ситуации, ребенок часто может наблюдать и слышать, как, к примеру, мама жалуется на мужа, приговаривая, что она потратила на него лучшие годы своей жизни, и что для него она больше ни чего не будет делать, а будет жить в свое удовольствие. Таким образом, у детей может сформироваться деформированный образ семьи и неприязнь к одному члену семьи. С данным членом семьи у ребенка могут ассоциироваться такие чувства и эмоции как страх, предательство, обман, несправедливость. Следовательно, в будущем, выросший ребенок может перенять на себя такую модель поведения, и, к примеру, думать, лучше я ни чего не буду делать, и буду отдыхать, а мой партнер пусть зарабатывает деньги.
Но не стоит забывать о всей ценности семьи. Семья является социальной группой, в которой находятся представители разных профессий и разных возрастов. Здесь происходят взаимоотношения между взрослым и ребенком, за счет чего формируется целостная картина мира. К примеру, в исследованиях И.В. Бестужева-Лада выявлено, что формирование личности ребенка в семье и его мироотношения будет проходить успешнее, если в семье идет приобщение к труду, общая подготовка к семейным праздникам. Положительный эмоциональный фон будет плодотворно влиять на формирование образа семьи.
Также, о значимости эмоций в формировании образа семьи говорят и такие ученые как Кузьмин Е.С., Леви Н.А. Психологи указывают на то, что в той семье, где есть понимание, сопереживание, внимательность и забота будет формироваться положительный образ семьи. И напротив, семья, в которой много отрицательных моментов (агрессии, безответственности, равнодушия), будут формировать у ребенка деформированное восприятие семейных ролей и семьи в целом.
Вышеизложенное подводит нас к следующему заключению: семья является первоисточником в формировании образа семьи и семейных ролей у ребенка. То, что будет заложено в ребенка в дошкольном возрасте, то и будет проявляться в будущем. Все семейные ценности, нормы, межличностные отношения напрямую или косвенным образом будут влиять на мировосприятие ребенка.
Но формирование и представление о семейных ролях на этапе дошкольного возраста не заканчивается. На протяжении своей жизни ребенок, подросток, юноша под влиянием взрослых, под впечатлением от книг, от кинофильмов дополняют свои знания и представления о семейных ролях. В ходе общения со сверстниками юноши и девушки вырабатывают определенные эталоны поведения, вследствие чего вырабатывается и эталон противоположного пола. Для молодого поколения на первое место встают не внешние данные человека, а его внутренние качества. Таким образом, отметим, что молодость – это именно тот возраст, в котором складывается определенный образ противоположного пола.
Основная сфера контактов молодых людей - это школа, где учатся люди примерно одного возраста, следовательно, нет ничего удивительного, что современный брак стал браком ровесников. Именно в старших классах школы складываются первые привязанности, которые довольно часто перерастают в более близкие отношения, возникает любовь, которая и ведет молодых людей к браку.
На выработку представлений об идеале семьи, о желаемом характере и стиле семейных отношений большое влияние оказывает мировоззрение. Молодые люди учатся, много читают, приобщаются к культурным ценностям, посещают театры, кино. Все это оказывает воздействие на формирование определенного стереотипа поведения, нравственных оценок и эмоций.
Ориентирами представлений молодежи о семье служат следующие социально-педагогические источники: семья родителей (прародителей), семья знакомых или друзей, художественная и публицистическая литература, семья популярного человека, мнение друзей. Семья старшего поколения, в целом, является для современных старшеклассников и студентов приоритетным ориентиром в становлении представлений о будущей семье. Общей тенденцией содержания представлений старших подростков о семье является выделение двух главных векторов: один связан с представлениями о семье как о социальном институте, другой - с представлениями о семье как о психологической реальности. Причем, представления о семье как о психологической реальности становятся приоритетными для современной молодежи.
Идеи и представления о семье, которые в дальнейшем будут претворяться в жизнь, и от которых будет зависеть дальнейшее развитие, как отдельного человека, так и общества в целом проявляются именно в юношеском возрасте.
Юность - период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Юношеский возраст представляет собой в буквальном смысле «третий мир», существующий между детством и взрослостью.
Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушки и юноши начинают нравственно осмысливать и оценивать свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды на мораль. Они становятся более свободными, как от внешних воздействий, так и от собственных непосредственных внутренних побуждений, и действуют в соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями.
Ранняя юность это период формирования жизненных планов. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности. В этом возрасте зарождаются первые любовные отношения и связанные с ними переживания. В юности любовь - сильное эмоциональное переживание, которое может переходить серьезную, постоянную привязанность.
Благодаря механизму идентификации мальчиков и девочек с родителями в семье формируются эталоны мужа и жены. Причем образцами выступают мать и отец.
Таким образом, представление о семейных ролях у юношей и девушек еще закладывается с дошкольного возраста и формируется по мере взросления. У молодого поколения представление о семейных ролях может быть романтичнее, чем у взрослого поколения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейная роль рассматривается через призму социальных ролей. Принято рассматривать роль как определенную совокупность ценностей, убеждений, желаний и целей, а также определенных санкций и норм, которые свойственны человеку, относящемуся к определенной социальной позиции, то есть занимающему определенную социальную роль. В данной трактовке нормы можно рассмотреть как некие правила, которые должна выполнять соответствующая роль.
Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что семья влияет на формирование личности, ее ценностей и убеждений, определяет возможные способы взаимодействий с окружающим миром и построения межличностных отношений. Юноши и девушки действительно при формировании представлений о своей будущей семье ориентируются на уже известную им модель родительской семьи. В случае гармоничных отношений в родительской семье они переносят образы родителей на свои образы идеальных мужа и жены, представления юношей и девушек являются позитивно окрашенными.
В ходе написания реферата нами были решены поставленные задачи, а именно:
1. Рассмотрено понятие семейных ролей.
2. Изучены проблемы усвоения ролей мужа и жены.
3.Рассмотрено формирование адекватных брачно - семейных представлений юношей и девушек.
Соответственно, цель реферативной работы – теоретически изучить представление родителей и юношей о семейных ролях – достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дисс. :канд. психол. наук. - М.,2016. - 263 с.
Борзилова Н.С. Представления юношей и родителей о стиле семейного воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 621-623. — URL https://moluch.ru/archive/129/35644/ (дата обращения: 05.02.2020).
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс./ А.Я. Варга. — СПб.: Речь, 2011.- 144 с.
Проблема усвоения ролей мужчины и женщины // Журнал «Вопросы психологии» 2015 год № 1 С. 74-82
Резников В.Е. Социально-психологическая типология конфликтного взаимодействия супругов: Дисс. :канд. психол. наук - Минск, 2016. - 224 с.
Ткаченко А. Г., Борзилова Н. С. Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение личности подростков // Молодой ученый. 2016. № 13 (117). С.885–890
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель - Пресс, ЭКСМО - Пресс, 2010, - 512 с.
Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб: Питер, 2012. — 635 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!