это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1917562
Ознакомительный фрагмент работы:
По данным Научного Центра Здоровья Детей РАМН, к старшему дошкольному возрасту современные дети имеют достаточно низкие функциональные возможности организма и физическую подготовленность.
Только систематическая образовательно-воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении может обеспечить решение проблемы раннего формирования культуры здорового образа жизни.
Система работы подобного рода должна быть построена на основе взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса: и администрации, и воспитателей, и детей, и родителей. В этом случае станет возможным конструктивное решение вопросов привития детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
Л.Г. Касьянова и В.К. Литвинюк отмечают, что в дошкольном возрасте у детей начинает складываться правильная картина о здоровом образе жизни, но только в том случае, если будет вестись целенаправленная работа в этом русле [5].
Постепенная трансформация представления о здоровом образе жизни от понимания болезни и её противопоставлению здоровью до выделения психического, физического и социального компонентов здоровья и позитивного отношения к нему в старшем дошкольном возрасте происходит при целенаправленном воспитании и обучении, а также с помощью закрепления в повседневной жизни правил гигиены, мотивации к занятиям физкультурой и спортом.Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в воспитательно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни. [5]
Для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях применяют такие формы как:
- физические упражнения, с использованием мини-тренажеров (таких как универсальная фитнесс-резинка, например);
- физкультминутки и паузы во время занятий; эмоциональная разрядка;
- гимнастика (утренняя, и оздоровительная после дневного сна);
- пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
- подвижные и спортивные игры; самомассаж.
- закаливающие процедуры: водные, воздушные. [1]
К инновационным формам работы в области физического воспитания дошкольников В. Н. Журбенко с соавторами отнесли:
оздоровительную ходьбу на прогулке (с использованием персонажа или игрушки);
закаливающие процедуры с использованием ребристых досок, массажных ковриков;
физкультурно-оздоровительные занятия;
дыхательную и пальчиковую гимнастику;
круговые тренировки в процессе физического воспитания;
физкультминутки в форме ритмической гимнастики;
нетрадиционные методики (игроритмика (упражнения, игры и задания под музыку), игрогимнастика (упражнения,направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки), игротанцы (выполнение танцевальных шагов, элементов хореографии), игры-путешествия, методы сказкотерапии (воспитания сказкой) и др.). [3]
Формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников может способствовать применение такой инновационной формы работы как кейс-технология. Она помогает развивать навыки критического мышления, рассматривать и оценивать различные точки зрения, искать альтернативные варианты действий в затруднительной ситуации.
Кейс-технологии предполагают подготовку материалов, направленных на формирование представлений о здоровом образе жизни и работу по поиску выхода из конкретной проблемы. При этом нужно учитывать возрастные особенности детей, выстраивать взаимосвязь с реальными ситуациями, чтобы полученные знания и навыки были практикоориентированными, предлагать ситуации, актуальные и интересные для дошкольников, показывать положительные и отрицательные стороны ситуаций, ориентироваться на провокацию дискуссии по проблеме.
Преимущество использования кейс-технологии состоит в том, что она позволяет оценить не просто объем усвоенной ребёнком информации, но и его способность применить её на практике.
По результатам исследования использования кейс-технологии для формирования представлений о здоровом образе жизни дошкольников, авторы отмечают положительную динамику, что говорит о возможности дальнейшего использовании кейсов для работы с детьми в рассматриваемом направлении.[4]
С опорой на ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевую игру, В.В. Копылова и Л.Д. Рыбина разработали программу обучающих игр, направленных на формирование основ здорового образа жизни. Система знаний, образцов поведения, целей и ценностей здорового образа жизни формировалась у детей поэтапно и с учётом их особенностей.
После реализации программы исследователи зафиксировали положительные изменения уровня сформированности основ здорового образа жизни, что подтверждает эффективность планомерной, продуманной, интересной для детей работы. [7]
Приобщение к здоровому образу жизни через активный отдых (туристические прогулки) считает эффективным, опираясь на данные собственного исследования, О.А. Парфенова.
Отмечается, что оздоравливающий характер активный отдых будет носить только в случае его систематичности, разнообразия форм, учёта возрастных особенностей детей, поддержание активного образа жизни вне детского сада.
Туристические прогулки как один из видов активного отдыха включают в себя не только прохождение определённого маршрута, но и предварительную подготовку (беседы и занятия), наблюдение за природой и самостоятельные игры, подвижные и спортивные совместные игры, подведение итогов прогулки с помощью рисунков.
При правильной методической организации и грамотному подходу к проведению подобных мероприятий, активный отдых может способствовать не только физическому воспитанию, но и формированию основ здорового образа жизни в целом. [8]
О.В. Реутова и А.Е. Замашкина считают основой здорового образа жизни готовность и абилитацию к нему функциональных основ психики и организма дошкольника. Авторы указывают на недостаток организованной физической активности дошкольников, несмотря на многообразие её форм. Занятий по ФИЗО, утренней гигиенической гимнастики, подвижных игры и развлечений, спортивных праздников и закаливающих процедур мало для физкультурной занятости дошкольников. Поэтому авторы предлагают с помощью дополнительных занятий в дошкольном образовательном учреждении абилитировать физические, психические и личностные функции, необходимые для формирования здорового образа жизни. При этом отмечается, что развитие физических качеств как основное направление деятельности в рамках занятий помогает развитию нравственных, волевых и эстетических качеств, а также способствует формированию мировоззрения.
Занятие предложено рассматривать не только с точки зрения дидактических и учебных задач и их решения через содержание, но и с точки зрения образовательных результатов как сочетанию абилитируемых функций: физических (развитие новых физических навыков), психических (проявление творческого интереса, развитие волевых качеств и т.д.), способность работать в коллективе, формирование отношения к спорту, искусству и т.д.) [9]Л.К. Талькова и А.А. Максимова, признавая важность сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями, предлагают такие формы работы:
- информационно-аналитические мероприятия (анкетирования по теме ЗОЖ, организация «Телефона доверия», «Родительской почты» или «Виртуальной приёмной», где можно задать интересующие вопросы);
- наглядно-информационные стенды, газеты, минибиблиотеки, специальный раздел на сайте ДОУ и т.д.;
-познавательные мероприятия для родителей (семинары, организованные семейные клубы, индивидуальные и групповые консультации по вопросам здорового образа жизни и т.д.);
-совместный досуг родителей и детей (турпоходы, спортивные праздники, экскурсии и т.д.);
-домашние задания по основам здорового образа жизни;
- участие в городских акциях и мероприятиях [10].
Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста подтверждают с помощью результатов собственного исследования и С.Н. Виниченко с соавторами. Они пришли к выводу о связи семейных отношений и социально-экономических характеристик семьи с уровнем здоровья детей. Так, в семьях, где дети не занимаются спортом, часто наблюдается и нарушение детско-родительских отношений (недостаток внимания, игнорирование потребностей, отсутствие требований к обязанностям детей). Также было обнаружено, что дети, не занимающиеся спортом чаще воспитываются в семьях с неблагоприятной социально-экономической характеристикой. Они имеют повышенный уровень тревожности и низкий показатель качества жизни, более низкий уровень интеллектуального развития. Авторы делают вывод о том, что отклонения в воспитании не позволяют родителям вовремя разглядеть проблемы со здоровьем у своих детей и прививать им основы здорового образа жизни. Авторы отмечают также важность разработки образовательных программ для родителей [2].
Таким образом, привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни должно базироваться на соответствующем разделе образовательной программы дошкольного образования и включать в себя:
- соблюдение режима дня;
- обучение навыкам проведения гигиенических процедур;
-рациональную организацию питания;
- расширение знаний о человеке, его организме;
- физические упражнения, занятия спортом;
- закаливание;
-инновационные формы работы с детьми (дыхательная, пальчиковая гимнастика, игрогимнастика, методы сказкотерапии, игры-путешествия, кейс-технологии и т.д.);
- активный отдых;
- дополнительные занятия в ДОУ.
- работу с родителями по повышению их уровня ответственности за свой образ жизни как пример для своих детей, за их образ жизни сыновей и дочерей, за состояние их здоровья.
Важно отметить, что реализация только одного из указанных мероприятий не приведёт к положительному эффекту. Для привития детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни необходимо подходить к проблеме комплексно.
Список литературы:
Багина Л.Д. Двигательная деятельность как один из важнейших компонентов формирования здорового образа жизни старших дошкольников // E-Scio, 2019.
Виниченко С.Н., Перевощикова Н.К., Дракина С.А., Черных Н.С. Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольном возрасте // Мать и дитя в Кузбассе, 2017; - № 4(71). – С. 20-25.
Журбенко В. Н., Орлова Т.И., Волощенко И. Ю. Инновационные подходы к формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста //Инновационная наука, 2020 . – С. 81-83
Карабаева С.И., Миронова М.В. Кейс-технология как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников // Символ науки, 2019.- С. – 87-89
Касьянова Л.Г., Литвинюк В.К. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2016– С. 11-15
Киркина Е.Н.., Лисакова Н.В. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности // Science time, 2014. - № 10. – С. 190-207
Копылова В.В. , Рыбина Л.Д. Формирование основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста// Вопросы науки и образования, 2018. - С. 134-135
Парфёнова О.А. Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через активный отдых // Проблемы педагогики, 2017. – С. 54-56.
Реутова О.В., Замашкина А.Е. Абилитация функциональной готовности к здоровому образу жизни у дошкольников // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт, 2019. – С. 40-46
Талькова Л.К., Максимова А.А., Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2015
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!