это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1918423
Ознакомительный фрагмент работы:
Данная статья посвящена изучению влияния конфликтов в педагогическом коллективе на образовательный процесс. Это исследование основано на интеграции теоретических знаний и практических навыков поведения педагога в конфликтных ситуациях, а также знаний о причинах возникновения конфликта и способах его предотвращения.
Конфликты характерны для любых сфер человеческой жизни. Они являются неотъемлемой частью человеческих отношений и, следовательно, существуют столько же, сколько люди. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы. Целью гуманистического направления в педагогике является, прежде всего, искоренение авторитарных форм общения и поиск путей формирования отношений на основе сотрудничества. Педагог должен создать благоприятную, дружескую атмосферу в своей команде. Сегодня наука накопила значительный объем знаний, что позволяет изучать проблему конфликта в различных аспектах.
Конфликт широко присутствует в каждом обществе. Характер и типы конфликтов, возникающих в школе, варьируются от школы к школе. Распространенные типы конфликтов обычно возникают между учащимися, с одной стороны, и школьными властями, с другой. Другие формы конфликтов включают внутриличностные конфликты между учителями, а также учащимися в отношении причин различных норм и ценностей, желаний и эгоизма. Если конфликты не разрешаются вовремя, они оказывают разрушительное воздействие на обучение.
Конфликтные ситуации являются довольно частой реальностью в каждой организации, включая школу, и их идентификация, понимание и контроль представляют собой область постоянного интереса для психологов и специалистов в области педагогических наук, главным образом из-за их влияния на индивидуальную и организационную деятельность. Несмотря на то, что учителя и руководители школ минимизируют или «скрывают» эту реальность, эти конфликты влияют на качество учебной среды, а также на успеваемость учителя (и, косвенно, на успеваемость ученика).
Основными причинами профессиональных конфликтов между учителями определены:
- разная информация и предыдущий опыт, связанный с определенной проблемой,
- разное восприятие одной и той же проблемы,
- разная мотивация, интересы и личные цели, несправедливое распределение задач.
Другими важными причинами конфликтов являются:
- несправедливое распределение школьных ресурсов,
- ограниченные возможности карьерного роста,
- субъективная оценка работы учителей,
- нарушения в соблюдении внутренних правил и положений,
неоптимальное общение (отсутствие прозрачности, ясности).
На школьном уровне основными последствиями внутренних конфликтов были определены как ухудшение школьного климата и более сложная внутренняя коммуникация, что в конечном итоге негативно сказывается на успеваемости учащихся. На индивидуальном уровне конфликты негативно влияют на личный образ некоторых учителей и даже создают изоляцию для некоторых из них; также, создавать демотивацию и отсутствие интереса к школьным проблемам, нервозность и недружелюбную атмосферу в комнате учителей, проявление профессионального тщеславия и т. д.
Конфликты в школах – это негативные ситуации, вызванные разногласиями и формированием групп с единомышленниками, основанными на неспособности найти точки соприкосновения и разногласиях, напряженности, несогласии, отсутствии общение и идеологические столкновения. Конфликты возникают главным образом из-за отсутствия общения, за которым следуют личные, политико-идеологические и организационные факторы. Конфликты имеют как отрицательные, так и положительные результаты в психологическом, социальном и организационном аспектах.
Учителя, которые вовлечены в конфликты, испытывают негативные чувства, такие как разочарование, нечувствительность, стресс, печаль, беспокойство и т. д. И им могут не нравиться их профессии, у них низкий моральный дух и мотивация, они формируют группы с единомышленниками и снижают успеваемость. Учителя, которые сталкиваются с конфликтами, либо отвечают, спорят, уклоняются от ситуации или применяют насилие, либо остаются безразличными.
Конфликт присутствует как в явном, так и в скрытом виде. Это переливает ткань межличностных отношений в преподавательский состав. Конфликты присутствуют даже там, где есть сотрудничество и соглашение [1]. Следовательно, главное не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, осознавать его стимулирующее действие в тех случаях, когда он развивается в определенных пределах, и понимать его разрушительную природу, когда перерастает эти пределы [5].
В работе педагогических коллективов межличностные конфликты неизбежны. Однако здесь они особенно опасны, так как они негативно влияют на качество образования и воспитания детей. Необходимо отличать конфликты от противоречий и различий во взглядах учителей, которые, наоборот, часто полезны для обучения и воспитания. При разных позициях педагогов, не связанных с основными вопросами образования и воспитания, учащиеся получают возможность знакомиться с различными точками зрения и сталкиваются с необходимостью выбора, принятия самостоятельных решений, что положительно сказывается на их интеллектуальное и личное развитие.
Необходимо отметить, что педагогический конфликт является нормальным социальным явлением, вполне естественным для школьного общества. Тем не менее, конфликты в педагогической деятельности могут нарушить систему общения между субъектами образовательного процесса, вызвать глубокое стрессовое состояние у учителя и негативные эмоциональные последствия у учащихся. В связи с этим учитель должен уметь владеть навыками предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций [2].
Особенность конфликтов между учителями во многом связана с тем, что преподавательский состав преимущественно женский. В контексте женского доминирования в преподавательском составе эмоции играют значительную роль во взглядах и действиях. Поэтому противоречия возникают не только на личном уровне, но и в процессе совместной образовательной деятельности.
Контроль, предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций в системе образования возможны, если персонал готов обстоятельно обсудить сложившуюся ситуацию, и если создана атмосфера взаимного доверия и совместная деятельность направлена на решение проблем.
Подводя итог, стоит отметить, что современный учитель должен постоянно совершенствовать свою конфликтологическую компетентность, расширять поведенческий репертуар при взаимодействии со студентами и коллегами. Этому способствует его ознакомление с методическими разработками, которые содержат информацию о возрастных характеристиках как источниках конфликтных ситуаций, механизмах межличностного взаимодействия с различными категориями учащихся.
Для учителя важно не только теоретически овладеть такой информацией, но и выработать ее в ситуациях, которые имитируют образовательный процесс и особенности общения в нем. В психологических тренингах, семинарах, мастер-классах учителя могут освоить определенные принципы, приемы предотвращения конфликтных ситуаций, получить бесценный опыт по управлению педагогическими конфликтами.
Список литературы:
1. Бережная Г.С. Формирование конфликтологической компетентности общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.С. Бережная; Рос. гос. универ. – Калининград, 2009. – 43 с.
2. Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: учеб. пособие / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер Принт, 2004. – 221 с.
3. Георгян А.Р. Психолого-педагогические условия профилактики и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик»: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А.Р. Георгян; Северо-Осетин. гос. универ. – Владикавказ, 2008. – 23 с.
4. Емельянов С. М. Управление конфликтами в организации / С.М. Емельянов. – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. – 315 с.
5. Самсонова Н. В. Формирование конфликтологической культуры специалиста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Самсонова; Рос. гос. универ. – Калининград, 2003. – 38 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!