это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1921195
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Данная статья описывает понятие «эмоционального выгорания», особенности его у медицинских работников разного пола, возраста и стажа.
Описываются и перечисляются причины возникновения и симптомы этого синдрома, а также рассматриваются особенности людей, которые подвержены эмоциональному выгоранию больше остальных.
Поэтапно рассмотрены направления профилактики синдрома эмоционального выгорания и предложены пути решения выхода из этой проблемы.
Ключевые слова
синдром, профилактика, эмоциональное выгорание, медицина, жизнь
Введение
Особенность некоторых профессий заключается в том, что сам субъект деятельности является первичным инструментом собственной работы. Проще говоря, человек становится «роботом» или «рабом» своей работы. Например, медицина - отрасль, предъявляющая высокие внутренние требования к ее представителям (личностные и профессиональные качества, высокий уровень образования, его разнонаправленность, непрерывность и т.д.). Многие медицинские работники подвержены достаточно высокому риску эмоционального выгорания. Изучение вопросов дистресса и функциональных нарушений, связанных с профессиональной медицинской деятельностью, привело в 1974 году американского психиатра H.Freudenberger к выявлению процесса «выгорания» (burnout). Сам термин является не столько научным, сколько красивой и запоминающейся метафорой, обозначающей целый комплекс тревожных симптомов: разочарование в профессии, возникновение настойчивых мыслей о необходимости оставить врачебную практику, явные проблемы со здоровьем, развитие склонности к регулярному употреблению или даже злоупотреблению алкоголем. Перечисленные проблемы обсуждались за всё время существования медицины, но на «закрытом» уровне. Обозначение проблемы термином «выгорание» дало возможность изучать проблему открыто. Появились пути направленной работы по формированию научного и практического взгляда на лечение и профилактику.
Цель работы
Рассмотреть понятие «синдрома эмоционального выгорания», его причины возникновения, формы существования и проявления у медицинских работников, а также определить основные моменты его профилактики и устранения.
Эмоциональное выго рание – что это и как овы его при чины
Одна из са мых актуальных про блем на сег одня - син дром эмоционального выгор ания. По дан ным статистики ВО З, депрессивные расстр ойства находятся на пер вом месте ср еди психосоматических заболе ваний. А осно вной причиной депр ессий ВОЗ счи тает синдром хрони ческой усталости и син дром эмоционального выго рания на раб оте.
Медицина все гда считалась профе ссией, предъявляющей выс окие внутренние требо вания к ее предста вителям (личностные и професси ональные качества, выс окий уровень образо вания, его разносто ронность, непрерывность и т.д .). Многие медиц инские работники (к ак представители помог ающих профессий) подве ржены высокому ри ску эмоционального выгор ания, в заруб ежной литературе обозна чаемым термином «burn out», что перев одится как «сгор ание», «выгорание».
Деперсонализация (лиш ение индивидуальности, обезли чивание или цинич ность) характеризуется как негат ивное отношение к конт актам на раб очем месте и их дефор мация. Циничность вклю чает проблемы взаимоо тношений с пацие нтами, коллегами, подчин енными, негативизм, пренеб режение их чувст вами. Эти проб лемы возникают в резул ьтате некачественного выпол нения своих професси ональных обязанностей, отстра ненного ответа на обязате льства, связанные с рабо той. Она явля ется следствием недоста точности развития психоло гических и професси ональных ресурсов медиц инских работников, а та кже социальных и матери альных ресурсов, обеспеч ивающих успех производ ственной деятельности и каче ство работы.
Снижение професси ональных достижений и отсут ствие профессиональной компете нтности часто поро ждает чувство недоста точности успехов на раб оте и пони жение собственной самоэффек тивности, уверенности в выпол нении своих професси ональных обязанностей. Появл яется ощущение недоста точности объема выпол няемой работы или неспос обности выполнить постав ленные задачи. Недост аточный уровень образ ования также ча сто связан с разв итием этого компо нента выгорания. Одн ако социальная подд ержка в колле ктиве может способс твовать повышению уро вня персональных дости жений.
Факторы ри ска и симпто матика эмоционального выго рания
Факторами ри ска развития выго рания могут бы ть такие связ анные с раб отой факторы, как ме сто в служ ебной иерархии, недоукомпле ктованность персонала и выс окие требования к не му, профессиональный ст аж, возраст сотру дника, а та кже отрицательные характе ристики его професси ональной деятельности: чрезм ерная и сверху рочная работа, переуто мление, конфликты на раб оте, слабый уро вень социальной подде ржки, скука, ограни ченные ресурсы, отсут ствие обратной свя зи, профессиональная незащищ енность и ощущ ение социальной несправе дливости, нарушение бал анса прилагаемых уси лий и получ аемой награды, длител ьность стажировки, отсро ченное вознаграждение и т. д.
Выгоранию способ ствуют такие че рты личности и демогра фические характеристики, как низ кая жизнестойкость, сниж енные самооценка и эмпа тия, нереалистично выс окие ожидания, отно шение к раб оте, требования к зараб отной плате, мол одой возраст, ста тус одинокой женщ ины, воспитывающей дет ей, семейный ста тус (холостые/неженатые), а та кже непрекращающиеся, быс тро происходящие организ ационные изменения в колле ктиве.
Симптомы эмоцион ального выгорания объеди няются в 5 баз овых групп, в завис имости от той сфе ры, в кот орой они проявл яются:
1. Сомати ческая сфера: устал ость, истощение, физич еское утомление, изме нение веса, наруш енный сон, затруд ненное дыхание, оды шка, тошнота, головок ружение, чрезмерная потли вость, дрожь, повы шение артериального давл ения, воспалительные забол евания кожи, симп томы болезней сердечно- сосудистой системы.
2. Эмоцио нальная сфера: деф ицит эмоций, эмоцио нальная отстраненность, песси мизм, цинизм и черст вость в раб оте и лич ной жизни, безраз личие, усталость, ощущ ение беспомощности и безнаде жности, агрессивность, раздражит ельность, тревога, неспос обность сосредоточиться, депре ссия, чувство ви ны, одиночества, увели чение деперсонализации св оей или друг их. К врачу прих одит ощущение, что эмоцио нально он уже не мо жет помогать св оим пациентам – не мо жет войти в их полож ение, соучаствовать, сопере живать, реагировать. Со врем енем эти прояв ления усиливаются и приоб ретают устойчивый хара ктер. Положительные эмо ции появляются все ре же, а отрица тельные – все ча ще. Грубость, раздражит ельность, обиды, резк ость и кап ризы становятся неотъе млемыми в эмоцио нальной сфере. Вр ача почти нич его не волн ует, ничто не вызы вает эмоционального откл ика, ни положит ельные, ни отрица тельные эмоции. Эти прояв ления эмоциональной защ иты указывают на их приобр етенный характер за длите льные годы раб оты с люд ьми. Человек посте пенно начинает ве сти себя как робот- автомат при сохра нении эмоций в дру гих сферах деятел ьности.
3. Когни тивная сфера: пад ение интереса к професси ональным знаниям, альтерн ативным подходам реш ения проблем, пот еря творческого подх ода, склонность к шабл онам, рутине, форма льное выполнение раб оты, пассивность.
4. Поведе нческая сфера: раб очее время бо лее 45 ча сов в нед елю, во вр емя работы появл яется усталость и жел ание отдохнуть, безра зличие к ед е, низкая физич еская нагрузка, употре бления психоактивных вещ еств как спо соб фармакологического совла дания с эмоцио нальным стрессом и выгор анием, несчастные слу чаи, травмы, ава рии, импульсивное эмоцио нальное поведение.
5. Социа льная сфера: низ кая социальная актив ность, падение инте реса к дос угу, увлечениям, социа льные контакты форма льны, бедны, огран ичены работой; ощущ ение изоляции, непон имания других и друг ими, недостатка подд ержки со сто роны семьи, дру зей, коллег.
Эмоциональное выго рание связано не тол ько с професси ональными стрессами, но и с экзистен циальными причинами; это пл ата за нереали зованные жизненные ожид ания. Выгорающий чел овек утрачивает см ысл жизни, пере стает чувствовать се бя счастливым, тер яет личную персп ективу и спосо бность к эффек тивной самореализации. Выго рание ведет к разв итию экзистенциального ваку ума, снижению ощущ ения осмысленности жи зни в наст оящем моменте и обесце ниванию смысла буд ущей жизни. Неудовлет воренность качеством жи зни также мо жет быть прич иной и следс твием выгорания.
Снижение лич ных достижений и обязан ностей коррелирует со сниж ением качества жиз ни, неудовлетворенностью рабо той, самоконтролем, настро ением, отношениями с друг ими, физическим неблагоп олучием. Так, в гру ппе врачей-стоматологов выяв лена взаимосвязь выго рания и неудовлет воренности различными аспе ктами жизни. Неудовлет воренность работой и карь ерным ростом коррел ировала с пережи ванием «загнанности в клет ку», «расширением сф еры экономии эмоц ий», «личной отстране нностью», «эмоциональным истощ ением» и фа зой выгорания.
На формир ование выгорания вли яет и переж ивание одиночества. Выс окая степень выго рания снижает чувствит ельность не тол ько по отно шению к дру гим людям, но и к се бе. Это осла бляет переживание одино чества как защ иты от страд ания. Эмоциональное исто щение и деперсон ализация отрицательно корре лируют со степ енью переживания одиноч ества: притупленность свеж ести чувств сказы вается на бо лее бесчувственном отно шении к се бе, приводя к умень шению переживания одиноч ества.
Результаты исслед ования выгорания врачей-ст оматологов показали, «ч ем значительное эмоцио нальное истощение и чув ство безысходности, эмоцион ального тупика, чем сил ьнее чувство неудовлет воренности работой и соб ой, которое поро ждает столь сил ьное ощущение лично стной тревоги, проявл яющееся и вне професси ональной деятельности, тем бо лее выражены у профес сионала снижение эмоцион ального фона, прояв ление равнодушия к паци енту.
Чем вы ше степень истощ ения, тем заме тнее стремление профес сионала избегать мыс лей или конт актов с пацие нтами. Фаза выго рания связана с показ ателем «загнанность в клет ку»: чем сил ьнее чувство безысхо дности, эмоционального туп ика, тем значит ельнее переживание дистр есса. Чем сил ьнее у профес сионала ощущение, что он уже не мо жет помочь субъ ектам своей деятел ьности, тем бол ьше он пыта ется облегчить или сокр атить обязанности, треб ующие эмоциональных зат рат, тем яр че это прояв ляется в пост упках специалиста в сф ере общения: отмеч ается полная или част ичная утрата инте реса к субъ екту профессиональной деятель ности».
Профилактика синд рома эмоционального выго рания
Понимание фено мена выгорания им еет важное знач ение для профил актики. Согласно К. Мас лач и соа вт., наиболее эффек тивно выгорание мо жно преодолеть, соч етая индивидуальные и организ ационные мероприятия. Для преод оления выгорания треб уются активная поз иция самого сотру дника для оказ ания самопомощи, а та кже профессиональная пом ощь специалистов.
В пор ядке самопомощи сотр удник учится опред елять симптомы професси онального стресса и спо собы их преод оления через овла дение техниками саморег уляции. Организационные мероп риятия в учреж дении здравоохранения дол жны быть напра влены на оказ ание поддержки професси ональной деятельности и здор овья сотрудников, повы шение их професси онального уровня, обуч ение навыкам професси ональной коммуникации и совла дания с професси ональным стрессом.
Персонал лече бного учреждения дол жен получать необх одимую информацию о прич инах, проявлениях выго рания и эмоцио нальную поддержку для его преодо ления. В колле ктиве должны регу лярно проводиться меропр иятия, направленные на предупр еждение негативных переж иваний медицинского персо нала, укрепление моти вации к професси ональной деятельности, повыш ающие интерес к медиц инской профессии и ее значи мости.
С персо налом необходимо пров одить профилактические прог раммы и трен инги по антивыг оранию, показавшие св ою эффективность. Они способ ствуют восполнению психоло гических ресурсов персо нала, предупреждению и преод олению выгорания. Разл ичные исследования для опред еления эффективности профилак тических программ выго рания среди медиц инских работников свидете льствуют об их эффекти вности. Гортер и соа вт. зафиксировали сниж ение симптомов выго рания у стомат ологов после их уча стия в прог рамме профилактики, направ ленной на восстан овление баланса личн ости благодаря осоз нанию собственной ситу ации и формули рованию индивидуального пл ана действий. Sal yers и соа вт. сообщили о значит ельном снижении эмоцион ального истощения и деперсон ализации у психи атров после прове дения однодневного семи нара для умень шения выгорания.
Значительное сниж ение выгорания у вра чей наблюдалось благ одаря личностно-ориентированному вмешат ельству продолжительностью до 6 мес и орган изации направленного вмешат ельства продолжительностью до 1 го да. Следующие персонально-о риентированные вмешательства мо гут быть эффек тивны для предотв ращения выгорания: управ ление стрессом, когнитивно-п оведенческая психотерапия, медит ация, основанная на осозна нности, техники быс трой релаксации.
Завершая дан ную статью, хоч ется вселить опти мизм и над ежду читателям, при ведя следующую фра зу: «Выгорание до тла не сле дует считать чем -то неизбежным. Ну жно предпринимать опреде ленные шаги по профил актике, которые мо гут предотвратить, осла бить или искл ючить его возникн овение. Если сте пень выгорания выс ока, наряду с прие мами самопомощи целесо образно обратиться за пом ощью к специалистам -психологам. Те, кто не хо чет страдать от выго рания – душе вного бесчувствия и цинич ности по отно шению к собы тиям своей жи зни и окруж ающим людям, дол жны позаботиться о приумн ожении и актив изации своих лично стных ресурсов для преод оления жизненных и раб очих стрессов».
У медиц инских работников профил актика должна осущест вляться по след ующим направлениям:
1.Сотрудники дол жны быть информ ированы о синд роме эмоционального выгор ания, должны зн ать о прич инах возникновения и ме рах его предупр еждения. Знания об эмоцио нальном стрессе дол жны быть рассм отрены с та кой же степ енью важности как професси ональные.
2.Необходимо обуч ение навыкам эффек тивной профессиональной коммун икации, навыкам констру ктивного межличностного взаимод ействия.
3.Должен поддерж иваться благоприятный кли мат в общ ении с колл егами и руково дством, необходимо прове дение тренингов, раб ота с сотруд никами из гру ппы повышенного вним ания.
4.Необходимо формир ование демократического ст иля руководства, кот орый в мен ьшей степени способ ствует возникновению «эмоцио нального выгорания».
Общие рекоме ндации индивидуальной профил актики синдрома «эмоцио нального выгорания» для предста вителей врачебных проф ессий заключаются в культив ировании других интер есов, кроме професси ональных. Врачи не дол жны забывать о то м, что они про стые люди, име ющие право на своб одное время, лич ные интересы, хо бби и т. д. Необходимо обяза тельно поддерживать св оё здоровье, собл юдать режим сна и пита ния, овладеть техн иками релаксации и прим енять их при необход имости, читать литер атуру, доставляющую удовол ьствие, а не тол ько связанную с рабо той. Всё вышепере численное позволит значи тельно повысить стрессоуст ойчивость, предупредить эмоцио нальное выгорание на раб оте.
Выводы
Исходя из вс его изложенного, мо жно сделать выв од, что син дром эмоционального выго рания далеко не про сто красивые сло ва. Это бол ьшая проблема совреме нности, меняющая жи знь людей, подвер гшихся ему, до неузнав аемости.
Важно каж дому иметь предст авление об эт ом (касается не тол ько медицинских работ ников, а вс ех людей, работ ающих в раз ных отраслях), ум еть почувствовать изме нения на ран ней стадии и ср азу начать дейст вовать по необход имости.
Эта не та проб лема, которая «рассо сётся» сама со бой или реши тся. Это, что мо жет изменить ход собы тий, отобрать «в кус к жиз ни», поэтому ну жно бороться и не забы вать, что мы про сто живём. И на ша жизнь не заклю чается только в раб оте.
Использованная литер атура:
1. Безносов, С. П. Профессиональная дефор мация личности [Те кст] С.П. Безн осов. - СП б. : Ре чь, 2009. - 326 с
2. Бодалев, А. А. Личность и общ ение [Текст] : моног рафия / А. А. Бодалев. -М. : Тер ра, 2008. - 509 с.
3. Бойко В. В. Синдром «эмоцио нального выгорания» в професси ональном общении. - СП б, 2007.
4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгор ания: диагностика и профил актика [Текст] /Н.Е.Вод опьянова, Е.С.Старченкова. - СП б. : Пит ер, 2009. - 320 с.
5. Изард, К. Э. Психо логия эмоций / К. Э. Изард.- СП б.: Питер, 2010, -464с.
6. Кры лов, А.А. Психо логия [Текст] : уч еб. для студ ентов вузов / А. А. Крылов. - М. : Акад емия, 2008. - 584 с.
7. Ронгинская Т. И. Синдром выго рания в социа льных профессиях // Психоло гический журнал. 20 12. № 3. С. 85 - 95.
8. Скугар евская, М.М. Син дром эмоционального выго рания // Медиц инские новости. -- 20 09. -- №7. -- С. 3- 9.
9. Н.В. Гово рин, Е.А. Бода гова Статья Син дром эмоционального выго рания у вра чей // Вест ник. – 20 16. - № 1.
10. Силкина А. А., Саншокова М. К., Сергеева Е. С. Синдром «эмоцио нального выгорания» ср еди врачей разл ичных специальностей в Рос сии и за рубе жом. URL: https://medconfer.com/node/4331
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!