это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1921932
Ознакомительный фрагмент работы:
Применение новых методик диагностики и коррекции в работе с детьми с грубыми нарушениями психо-речевого развития.
Связная речь характеризуется последовательностью систематического развернутого изложения, представляя собой наиболее сложную форму речевой деятельности, в формировании которой отчетливо выступает взаимосвязь речевого и умственного развития детей. Для связного рассказа необходимо четко представлять себе описываемый объект (предмет или событие), анализировать его и отбирать существенные свойства и качества, устанавливать причинно–следственные связи, временные и прочие отношения между предметами, свойствами и явлениями. В связной речи, как отмечают Бочкарева Т.А., Максимова Ю.В., также важно уметь использовать правильную интонацию, логическое ударение, подобрать слова, соответствующие мысли, выстроить сложное предложения, используя различные средства для их связи [Бочкарева, Максимова 2015].
У нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста в большей степени связная речь достигает довольно высокого уровня развития, необходимого для успешного школьного обучения и всестороннего личностного развития. Среди детей данной возрастной группы неуклонно растет количество детей с речевыми нарушениями, в числе которых велика категория детей с ЗПР – задержкой психического развития. При ЗПР нарушение речи входит в структуру дефекта и носит системный характер. У детей с ЗПР часто наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящиеся как к звуковой, так и смысловой стороне.
Также одной из важных особенностей развития речи этих детей является отсутствие отношения к речи как к особой реальной действительности, которая спонтанно формируется у нормально развивающихся детей со среднего дошкольного возраста. В ряде исследовательских работ отмечается, что дети с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, отстают в овладении речью, у них позже возникает период словотворчества, затянут период неологизмов, отмечаются слабая речевая активность, бедность и недифференцированость словаря (И.Ю. Борякова, В.А. Ковшиков, Ю.Р. Демьянов, Р.И. Лалаева, И.А. Симонова, С.Г. Шевченко и др.).
Для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимы комплексные и систематические коррекционные мероприятия, направленные на развитие памяти и внимания, лексического и грамматического строя речи, формирование навыков планирования собственных высказываний, самостоятельного ориентирования в условиях речевой ситуации, самостоятельного определения содержания своего высказывания.
В логопедическом обследовании ребёнка помимо прочих методик я считаю необходимым использование нейропсихологических методики. Такое пристальное внимание, обращённое к нейропсихологическим методикам, обосновано тем, что эти пробы позволяют на основе синдромного анализа выявить наличие или отсутствие дисфункций и определить фактор, лежащий в основе нарушения речевого процесса[1]. Также этот метод позволяет учителю – логопеду:
1.Выявить психофизиологические особенности, которые лежат в основе определённых нарушений.
2.Вычленить систему первичных сохранных звеньев психической деятельности детей.
3.Позволяет определять адекватные структуре дефекта пути индивидуального подхода к обучающимся в коррекционной работе.
Всё эти параметры являются важными для составления полной и яркой картины нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Одним из основоположников идеи применения комплекса нейропсихологических методик в практике работы с пациентами, в том числе речевыми нарушениями был А.Р. Лурия. Он использовал данные методики в практике с взрослыми пациентами[2].
Я считаю, что методики могут быть полезны и в работе с детьми имеющими ОНР. Это обусловлено тем, что у детей с ОНР присутствуют не только речевые нарушения, но и нарушения других высших психических функций. Использование этих методик логопедом в своей работе позволит проводить более качественную диагностику, а это даст возможность составить более эффективную коррекционную работу.
На базе исследования одного детского сада (МБДОУ–детский сад № 146), была организована диагностика речевого развития детей. В исследовании приняло участие 20 обучающихся в возрасте от 5 до 6,5 лет с логопедическим заключением общие недоразвитие речи III уровня. Помимо стандартных методик логопедического обследования были использованы нейропсихологические методики. Так педагоги использовали следующие нейропсихологические пробы: проба на динамический праксис «Кулак–ребро–ладонь», тест Озерецкого Н.И. на реципрокную координацию рук, проба на праксис позы пальцев, называние 12 реальных предметных изображений[3].
Анализ результатов выполнения проб позволяет сделать следующие выводы:
– Простой вариант пробы на динамический праксис:
При обследовании детей с помощью пробы на динамический праксис «кулак – ребро – ладонь» у детей с общим недоразвитием речи III уровня позволили выявить значительные нарушения. Так, например, наиболее частыми ошибками являются трудности переноса движения с одной руки на другую, такие нарушения зафиксированы были у 15 (75%) обучающихся. Помимо этого у 14 (70%) детей наблюдаются персеверации, а у 5 (25%) обучающихся зафиксированы синкенизии, то есть содружественные движения. В пробе на условную реакцию выбора у 1 (5%) дошкольника возникала импульсивная реакция. Результаты этой нейропсихологической пробы позволяют судить о наличии у детей нарушений моторной сферы, которые идут параллельно с речевыми нарушениями детей [4].
– Тест Озерецкого Н.И.:
Анализ теста дал следующий результат. Почти все дети, а именно 19 (95%) показали существенное отставание одной руки или поочерёдных движений обеих рук при выполнении заданных проб. У 10 (50%) дошкольников наблюдается повышенная напряжённость в мышцах рук, об этом свидетельствует неполное сжимание или же неполное распрямление пальцев рук и ладони при выполнении пробы. У 12 (60%) обследуемых дошкольников замедленное вхождение в задание либо сильное напряжение мышц. У 8 (40%) обучающихся наблюдалось либо два, либо одновременно три симптома. Анализ данной пробы позволяет сделать вывод о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня существует несформированность мелкой моторики кистей и пальцев рук и тонких движений.
– Проба на праксис позы пальцев:
Пробы на праксис рук выявили у 8 (40%) детей наличие кинестетической апраксии, это проявлялось в поиске пальцев поз при отдельном и последовательном выполнении предложенных поз. Выполнение позы «зайчик» вызывало у некоторых детей затруднения связанные с выпрямлением указательного и среднего пальца, многие дети при выполнении этой пробы старались помочь себе второй рукой, у большинства использование помощи приводило к верному выполнению задания. Такие же затруднения вызвали проба «коза». При выполнении этой пробы дети так же пытались помочь себе второй рукой согнуть безымянный и средний палец, пусть с большими затруднениями, но всё же большинство детей выполняли заданную позу[3].
Поза «ёжик» вызвала у обучающихся наименьшие затруднения, дети справились с ней, если не с первой, то со второй попытки. Чистого выполнения всех трёх фигур у детей не зафиксировано. У 16 (80%) детей совершенно по одной ошибке в выполнении позы, которые затем были самостоятельно либо по подсказке специалиста исправлены. У 4 (20%) дошкольников при выполнении заданных проб допущено по две ошибки (сложности были в выполнении пробы «коза» и «зайчик»).
– Называние 12 реальных предметных изображений (картинок):
Анализ нейропсихологической пробы показал, что 12 (60%) детей справились с заданием, обучающиеся с запинками, с аграматизмами, но всё же верно называли предложенные им названия предметов. У 7 (35%) участвующих в эксперименте детей возникли ошибки, им приходилось давать подсказку при показе слова, либо приходилось говорить первый звук или слог в слове, либо приходилось давать наводящие подсказки про показываемый им предмет.
Таким образом, в отличие от нормально развивающих старших дошкольников дети с задержкой психического развития затруднялись составить высказывание на уровне простой фразы даже с помощью наводящих вопросов, отмечались нарушения связи и порядка слов в предложениях, в употреблении словоформ, а также наблюдались длительные паузы при подборе слов. Полученные при исследовании результаты позволяют сделать вывод о том, что использование нейропсихологических методик при логопедической диагностике даёт возможность получить более точные данные, составить более качественную коррекционную программу, для преодоления нарушений речевого развития у дошкольников.
Список литературы
[1] Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности [Текст] / Л.С. Цветкова. – М., 2008
[2] Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. – М., 2009.
[3] Говердовская Е.В. Подготовка будущих логопедов к организации исследовательской работы. В сборнике: в мире науки и инноваций сборник статей международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2017. С. 57-58.
[4]Рыкова Е.А. Современные технологии логопеда и оптимизация коррекционного процесса. Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 626-628
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!