это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1941601
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Работа посвящена проблеме агрессии и агрессивности у детей с моторной алалией в младшем школьном возрасте. Дан небольшой исторический экскурс в историю формирования понятий, связанных с данным феноменом и сведения об изучении агрессивного поведения зарубежными и отечественными психологами. Дан сравнительный анализ понятийного аппарата по проблеме, обоснована ее актуальность для детей с нарушениями речевого развития, в частности, с моторной алалией.
Автором на основании собственных наблюдений описывает клинические примеры, иллюстрирующие проявления агрессии и агрессивности у младших школьников с алалическим синдромом. Эти дети находились на лечении в ФГБУ «Детский Реабилитационный Центр «Детство». По мнению автора, основным в генезисе агрессивного поведения является отсутствие с самого раннего детства и по настоящее время возможности выражать свои потребности с помощью вербальных средств.
В статье охарактеризованы особенности агрессивных реакций и высказаны предположения о ряде причин возникновения агрессии и агрессивности у детей с моторной алалией в младшем школьном возрасте. Делается вывод о необходимости специальной психологической работы по профилактике и коррекции.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, младший школьный возраст, моторная алалия.
Abstract. The paper is devoted to the problem of aggression and aggressiveness in children with motor alalia in primary school age. A short historical digression into the history of the formation of concepts related to this phenomenon and information about the study of aggressive behavior by foreign and domestic psychologists is given. A comparative analysis of the conceptual apparatus of the problem is given, its relevance for children with speech disorders, in particular, with motor alalia, is justified.
The author, based on his own observations, describes clinical examples illustrating the manifestations of aggression and aggressiveness in younger schoolchildren with alalic syndrome. These children were being treated at the Detstvo Children's Rehabilitation Center. According to the author, the main thing in the Genesis of aggressive behavior is the absence from early childhood to the present time of the ability to Express their needs using verbal means.
The article describes the features of aggressive reactions and suggests a number of causes of aggression and aggressiveness in children with motor alalia in primary school age. The conclusion is made about the need for special psychological work on prevention and correction.
Keywords: aggression, aggressiveness, aggressive behavior, primary school age, motor alalia.
Слово агрессия берёт корни от латинского «aggredi», что означало «нападать». Семантика слова изменялась с течением времени. Так, до начала ХIХ века под агрессивным поведением подразумевалось любое активное поведение, как позитивное, так и негативное. Позднее, значение данного слова стало более узким. В современной психологии до сегодняшнего дня существует проблема разделения понятий «агрессии» и «агрессивности», так как данные определения предполагают большой спектр действий.
Агрессивность - поведенческая реакция, которая характеризующаяся проявлением силового воздействия в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Р. Уильсон под агрессией понимает, как физическое действие или угрозу от одного субъекта к другому, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [11]. Е.В. Змановская определяет агрессию, как любое стремление, находящее свое отражение в реальном поведении или в фантазировании, с целью подчинения себе, либо преобладание над другими [6]. Данная формулировка агрессии не включает ряд других, не менее значимых, агрессивных проявлений, например, аутоагрессию и агрессию, направленную на неодушевленные предметы.
В литературе по психологии достаточно часто смешиваются понятия «агрессии» и «агрессивности». Е.П. Ильин, понимал агрессивность как свойство личности, которое находит свое отражение в склонности к агрессивному реагированию при появлении напряженной и конфликтной ситуации. Агрессивное проявление – это агрессивность как ситуативная реакция. В том случае если агрессивные действия повторяются, то следует говорить об агрессивном поведении. Агрессия же – это поведение человека в конфликтах и напряженных ситуациях [7].
Следует отметить, что не все авторы выделяют негативные последствия агрессии. По мнению В. Клайна, агрессивность есть определенные нормативные черты, которые необходимы для активной жизни. К ним относят: настойчивость, инициативу, упорство в достижении цели преодолении препятствий [10]. Эти качества присущи лидерам. К. Бютнер и другие рассматривают отдельные случаи агрессивных проявлений как адаптивное свойство и связывают его с избавлением от состояния фрустрации и тревоги [3]. К. Лоренц считает, что агрессия — это важный элемент эволюционного развития [9].
Таким образом, под агрессией следует понимать стремление, находящее свое отражение в реальном поведении или в фантазировании, с целью подчинения себе либо преобладание над другими. При этом в ряде исследований устанавливается взаимосвязь между агрессивностью и другими психологическими характеристиками (тревожность, самооценка, локус контроля, импульсивность), биологическими (пол, возраст, наличие заболевания) и социально - фрустрирующими факторами, а также с особенностями агрессивного поведения, в которой агрессивность реализуется. При изучении данной проблемы возникает ряд вопросов, которые пока не получили достаточной научной проработки в психологической науке. Одним из таких вопросов является изучение возникновения агрессии и агрессивности у детей с моторной алалией в младшем школьном возрасте.
Виды агрессии разделяют по эмоциональной окраске, целям и методам делят на доброкачественные и злокачественные. Или разделяют агрессию оборонительную, присущую всем живым существам, и деструктивную – бессмысленную и не имеющую целей, существующую только у человека. Однако, за исключением некоторых особенностей изложения, существует общая видовая классификация. Рассмотрим подробнее некоторые из видов агрессии.
- Прямая или косвенная.
Прямая агрессия направляется непосредственно на человека, а косвенная – является реакцией в виде действия, направленного на кого-то (недобрые шутки, несправедливые сплетни) или в виде бесконтрольных действий (взрывы ярости, швыряние вещей, битье кулаками по стене или столу и так далее).
- Физическая и вербальная.
При физической агрессии используется физическая сила против другой личности или объекта. При вербальной агрессии отрицательные эмоции проявляются в виде крика, ругани, визга и так далее.
- Провоцирующая и защитная.
При защитной агрессии человек пытается дать отпор оппоненту и его агрессивным действиям. При провоцирующей происходит первая «атака» в разговоре.
- Внешняя и аутоагрессия.
Вектор внешней агрессии направлен на окружающих. Внутренняя – на собственную личность. Второй случай выражается самобичеванием, а в критических случаях – даже самоубийством.
- Враждебная и инструментальная.
В основе враждебной агрессивности находится гнев, и ее итоговая цель – причинения вреда. Если нанесение вреда не самоцель, а только средство обретения иной цели – речь идет об инструментальной агрессии.
- Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная).
Границы агрессии определить сложно, и каждый имеет о ней свое представление. Кто-то агрессией называет то, что иные назовут энергичностью. Если для такого поведения имеются веские основания (пример: защита слабого) и оно вызывает симпатию, то такую агрессию называют здоровой.
Нередко наблюдаются приступы агрессии у детей, достигших 4-х летнего возраста. Основная ее причина: семья, агрессивное поведение близких в бытовых ситуациях. Чаще случается в семьях, где допустима ругань, оскорбления, унижения, хамство. Вторая причина: безразличие или слишком властное отношение родителей. Методы преодоления проблемы: умейте слушать ребенка, окружите его добротой, лаской, донесите свои переживания.
Для того, чтобы более детально рассмотреть вопрос агрессии и агрессивности у детей с моторной алалией в младшем школьном возрасте, приведем характеристику двоих детей.
Случай 1. Анна С., 8 лет, учащаяся 2-го класса. Речь как средство общения, не сформирована. Речевой статус: моторная алалия. Тотальное недоразвитие высших психических функций, простой уравновешенный вариант. Ребенок от 4-й беременности. Во время беременности мать лежала на сохранении, с жалобами на токсикоз. Роды досрочные стремительные. Асфиксия, гипоксия, ишемия головного мозга. Анна растет в семье с мамой, папа умер. В семье пять детей. В семье ведет себя, по словам матери, агрессивно, с братьями и сестрами общаться не хочет. Мать наказывает ребенка, ставит в угол, но Анна не понимает наказания. С другими детьми в семье не ладит, толкает их, кричит, если дети пытаются играть с ней. У Анны есть любимая игрушка. На игре и любом занятии концентрируется с трудом, не хочет выполнять какие-либо задания, плохо развиты навыки самообслуживания.
В поведении наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы: импульсивность, немотивированная агрессия, раздражительность, нежелание вступать в контакт, замкнутость, волевые качества не развиты, при затруднениях следует отказ от начатой деятельности. Агрессия часто проявляется при вступлении в контакт со сверстниками.
Случай 2. Михаил Ш., 9 лет, учащийся 3-го класса. Моторная алалия. Вторичная задержка психического развития. Ребенок от 2-й беременности. Во время беременности мать лежала на сохранении, с жалобами на токсикоз. Роды досрочные. Миша растет в полной семье, он второй ребенок, есть старший брат с ЗПР. Мама домохозяйка, папа работает. Ребенка стараются не наказывать дома, относятся с пониманием к его особенностям, мама занимается с детьми, братья регулярно наблюдаются у врачей. По рассказам мамы, ребенок дома также проявляет агрессию по отношению к брату, кидается игрушками, капризничает, не способен долго концентрироваться на одном занятии или игре. Работоспособность мальчика снижена, внимание неустойчивое. Способность к волевым усилиям и самостоятельной организации продуктивной интеллектуальной деятельности снижена. Темп деятельности медленный. Часто возникают конфликты из-за желания мальчика отобрать вещи у других детей. Если не отдать ему вещь, ребенок проявляет физическую агрессию (бьет детей). Преобладает враждебность, недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намеренны причинить вред. Случаи вербальной агрессии: часто при контакте со сверстниками – когда кто-то из детей подходит, пытается начать играть с ребенком, Миша реагирует визгом, криком, истерикой, не хочет идти на контакт.
На основании вышеуказанных характеристик можно предположить, что поскольку у ребенка с алалией ограничено взаимодействие со сверстниками и взрослыми, и нарушена полноценная коммуникация, ему гораздо труднее, чем его сверстнику без нарушений речи, усвоить новые социализированные формы поведения в ситуациях межличностного конфликта. У такого ребенка высокий риск развития агрессии как устойчивой формы поведения, которая впоследствии может трансформироваться в устойчивую личностную черту - агрессивность. Это и реалии современной социальной жизни. В современном обществе отмечается возрастающий уровень напряженности в межличностном общении, насилия и агрессии у детей младшего школьного возраста. Часто проявляет физическую агрессию, может подойти к другому ребенку и ударить, отобрать игрушку, вести себя вызывающе, толкаться.
Нельзя также не подчеркнуть значимость влияния свойства агрессивности в структуре личности на формирование как социально позитивных, конструктивных, так и асоциальных, деструктивных форм поведения. Дети с моторной алалией начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности. Также часто агрессивное поведение у таких детей выступает, как стремление играть определённую социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших.
На подобные моменты указывала Е.Б. Белова [2]. По полученным в ее исследовании данным у детей младшего школьного возраста с недостатками речевого развития статистически чаще выявлялись различные виды и подвиды агрессии. Так, у детей с ТНР в 80 % случаев, у детей с ФФН в 66%, у детей с ФН - 76 % случаев (для сравнения у их сверстников в норме этот показатель составляет 64 %). В работе есть указания на зависимость уровня проявления агрессии от тяжести речевого дефекта и на неузнаваемость переживаний и агрессивных проявлений младших школьников.
Л.И. Акатов в своей работе указывает на то, что причина детской агрессии заключается в том, что «на протяжении всего своего развития ребёнку присуще чувство неполноценности» [1, с. 200]. В дошкольном возрасте ребенок с моторной алалией переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен в выражении своих желаний и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Незрелость ребёнка, его неуверенность в себе и несамостоятельность приводят к болезненному переживанию своего подчинённого положения по отношению к более сильным людям в семейном окружении. В младшем школьном возрасте у ребенка с моторной алалией появляется чувство социальной неполноценности, тем самым обозначая начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. В результате у особенного младшего школьника появляется фиктивная идея и целевая установка на превосходство, преодоление чувства ущербности. Способом для достижения данной цели становится агрессия.
В качестве фактора, снижающим активность и развивающем агрессивность детей с моторной алалией в младшем школьном возрасте, можно выделить отрицательные эмоциональные состояния, а также фрустрации, обусловленные часто встречающейся у них неадекватной самооценкой и трудностями адаптации к жизни с тем или иным дефектом. В ряде случаев такие дети оказываются не в состоянии преодолеть возникающие перед ними препятствия. Многократное повторение фрустрации ведет к развитию агрессивности, безынициативности, отказу от деятельности.
Таким образом, можно заключить, что в литературе по психологии достаточно часто смешиваются понятия «агрессии» и «агрессивности». Агрессия представляет собой стремление, находящее свое отражение в реальном поведении или в фантазировании, с целью подчинения себе либо преобладание над другими. Агрессивность - поведенческая реакция, которая характеризующаяся проявлением силового воздействия в попытке нанести вред или ущерб личности, или обществу. Границы агрессии определить сложно, и каждый имеет о ней свое представление.
Так как у ребенка с алалией с раннего возраста есть ограниченность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, нарушена полноценная коммуникация, это влияет на его эмоциональное развитие. Ему гораздо труднее, чем его сверстнику без нарушений речи, усвоить новые социализированные формы поведения в ситуациях межличностного конфликта. Отставание и другие проблемы в речевом развитии являются сигналами для того, чтобы окружающие обратили внимание на эмоциональные факторы, приводящие к этим затруднениям. У такого ребенка высокий риск развития агрессии как устойчивой формы поведения, которая впоследствии может трансформироваться в устойчивую личностную черту – агрессивность, соответственно, часто агрессивное поведение у таких детей выступает как стремление играть определённую социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших [4; 5]. В качестве профилактических мер необходимо составление специальных превентивно-коррекционных программ, реализуемых всеми участниками образовательного процесса.
Литература:
Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Л. И. Акатов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 368 с.
Белова, Е.Б. Психолого-педагогические условия предупреждения агрессии у детей младшего школьного возраста с нарушениями речевого развития [Текст] Автореф. дисс. ..канд. пед. н. – Киев.2013. - 21 с.
Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер пер. нем. – М.: Педагогика, 1991.
Валявко, С.М., Аксёнова Ю.Ю. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд [Текст] / Специальное образование, 2015. - № 2 (38). - С. 17-28.
Валявко, С.М., Макагонова Ю.Ю. О возможности стандартизации параметров наблюдения по выявлению признаков агрессивного поведения дошкольников [Текст] // Экспериментальная психология. 2020. - Т. 13. - № 1. - С. 184-189.
Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Змановская. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения [Текст] / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2014. - 157 c.
Лубовский, В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Задачи, принципы и возможности реконструирования системы психологической диагностики нарушений развития [Текст] //Дефектология. 2015. - № 6. - С. 47-56.
Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц. - СПб.,1997. - 272 с.
Kline, V. Issues of the study and education of the individual [Text] / V. Kline. -L., 1986. - 198 p.
Wilson, E. O. On human nature [Text] / E. O. Wilson. - Harvard Univ. Press, Cambridge and London, 1978.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!