это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1953913
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Оружие как объект правового регулирования 4
2. Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия в РФ 8
3. Проблемы и перспективы контроля в области оборота оружия 11
Заключение 14
Список использованных источников 15
Введение
Повышенная опасность оружия определяет задачи и особенности правового регулирования общественных отношений, предметом которых оно выступает. Задачами этого регулирования признаются защита жизни и здоровья граждан, защита собственности, обеспечение общественной безопасности, охрана природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Незаконное приобретение, передача, продажа, хранение и перевозка или ношение оружия, их основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является одной из самых опасных тенденций сегодня.
В последние годы резкое насыщение рынка оружием, его широкое вовлечение в криминальный оборот существенно изменило качественные характеристики преступности, увеличив число насильственных преступлений, совершаемых с применением оружия.
Преступность в сфере незаконного оборота оружия обладает особенностями и является самостоятельным объектом криминологического исследования. Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, в отличие от других видов преступности, характеризуются высоким уровнем организованности, повышенной общественной опасностью, представляют собой высокодоходный бизнес.
Несмотря на предпринимаемые государством усилия целый ряд проблем, связанных с оборотом различных видов гражданского оружия и нарушений в данной сфере продолжает оставаться актуальным.
В связи с этим необходимо рассмотреть применяемые государством формы и методы противодействия незаконному обороту оружия.
Цель данной работы – охарактеризовать особенности контроля за соблюдением гражданами и организациями законодательства РФ в области оборота оружия.
Оружие как объект правового регулированияОружейная культура в нашей стране возникла много лет назад, Пистолеты и револьверы в царской России были в дворянских домах, их использовали разъездные врачи.
История знает много примеров применения оружия на дуэлях. В предреволюционные годы свободно можно было приобрести «Наган», «Браунинг», «Парабеллум», «Маузер».
В крестьянских домах, у охотников и казаков были ружья. Изъятие оружия началось после первой русской революции и в течение 1906 года были конфискованы десятки тысяч револьверов и пистолетов.
В советской России запрет на оружие был внесен в Уголовный кодекс, но охотничье при этом оставалось в ходу. В 1960 году стало обязательным наличие охотничьего билета для владения таким оружием, для которого исторически сложился определенный льготный режим оборота, благодаря традициям и приравниванию его к орудию труда для ведения охотничьего промысла.
В наши дни в РФ за незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия предусматривается административная (при нарушении правил хранения, ношения, регистрации) и уголовная ответственность.
В настоящее время в действующей Конституции РФ в трех статьях говорится об оружии.
Статья 13 Конституции РФ в действующей редакции запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на создание вооруженных формирований.
Таким правом обладает только государство и в исключительных случаях под его строгим контролем могут создаваться охранные предприятия по защите интересов частного бизнеса.
Статья 31 Конституции РФ устанавливает право населения собираться без оружия, которое запрещено приносить на массовые мероприятия.
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пакетирование.
Статья 71 Основного закона определяет, что государство устанавливает порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества.
Все, что касается приобретения, применения и оборота оружия в России также устанавливается Федеральным законом «Об оружии» 150-ФЗ, принятым Государственной Думой в 1996 году.
Действующее законодательство под термином «оружие» подразумевает устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, а под понятием «огнестрельное оружие» – оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (ст. 1 ФЗ-150).
Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.
Лицензии на приобретение оружия выдаются в целях самообороны, охоты, стрелкового спорта и коллекционирования.
Оружие в целях самообороны – огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения - пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия.
В эту категорию входят газовые пистолеты и револьверы, устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства.
Нарезное и гладкоствольное оружие различаются по точности и мощности поражения цели.
По данным Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Росгвардии) в настоящее время 6,6 млн человек имеет гражданское оружие. В 2019 году подразделения лицензионно-разрешительной работы Росгвардии выдали российским гражданам около 1 млн разрешений на хранение и ношение оружия, а всего на учете в подразделениях ведомства состоит около 3,9 млн владельцев, в пользовании которых находится более 6,6 млн единиц оружия.
В РФ запрещается оборот в качестве гражданского и служебного оружия огнестрельного длинноствольного оружия емкостью магазина (барабана) более 10 патронов.
Магазин не более 10 патронов и отсутствие автоматического режима огня – это общие условия для гражданского оружия.
Боевое, а это пистолеты, автоматы, пистолеты-пулеметы, револьверы легально приобрести нельзя. Им владеют только военные и силовые структуры страны.
Право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения в соответствии с 150-ФЗ имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции.
Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и имеющие лицензию на приобретение оружия с последующей его регистрацией в двухнедельный срок в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту жительства.
Выдается также лицензия на коллекционирование оружия.
Лицензия выдается только лицам, достигшим установленного законом возраста, не имеющим судимостей, психических расстройств, наркотической зависимости, и получившим соответствующее медицинское заключение, свидетельствующее об отсутствии противопоказаний.
Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия в РФПредупреждение незаконного оборота оружия представляет собой целенаправленную деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по устранению (минимизации) криминогенных факторов, общественно опасных последствий, а также предотвращению (пресечению) преступлений, предусмотренных статьями 222-226.1 УК РФ.
Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В настоящее время на государственном уровне накоплен значительный опыт в проведении совместной деятельности органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы (Федеральной службой безопасности, Федеральной таможенной службой, Росгвардией) для борьбы с незаконным оборотом оружия.
Представителями Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Росгвардии, Федеральной службы безопасности, Государственного таможенного комитета и государственной компании «Росвооружение» в 1999 г. был создан Межведомственный координационный совет для обеспечения сотрудничества в вопросах безопасности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и борьбы с посягательствами на них.
Указом Президента Российской Федерации «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» от 30 сентября 2016 г. № 510 установлено, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия. Возложение на Росгвардию и войска национальной гвардии Российской Федерации функций, которые ранее не были им присущи, требует особого подхода при их реализации на практике.
В свою очередь, сотрудники полиции в порядке, определяемом МВД России и Росгвардией, участвуют в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан, а в местностях, в которых отсутствуют подразделения территориального органа Росгвардии, изымают оружие, принадлежавшее умершему собственнику; уничтожают оружие, боеприпасы, патроны к оружию, изъятые полицией по уголовным делам (пункт 21 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции).
Как видно, государственная власть в Российской Федерации сформировала костяк силовых правоохранительных структур, на которые возложены функции по контролю за оборотом оружия и противодействию незаконному обороту.
В ходе контроля за оборотом оружия контролируется приобретение гражданами оружия в соответствии с выданными лицензиями, а также наличие у них разрешения на хранение или на хранение и ношение оружия.
Для повышения эффективности условий хранения оружия и патронов, усиление ответственности владельцев оружия проводятся проверки.
В 2019 году было проведено 2,8 млн таких рейдов обеспечения сохранности оружия, в ходе которых аннулировано 37,8 тыс. разрешительных документов на гражданское оружие.
В 2019 году за нарушения, выявленные в ходе проверок и других мероприятий, изъято 181,1 тыс. единиц гражданского оружия. Только в 2019 году в мастерских Росгвардии под распил попало 152 тысячи единиц оружия и 2,8 млн патронов разных калибров.
На региональном уровне меры, принимаемые правоохранительными органами по противодействию незаконному обороту оружия, зависят от особенностей территориально-административных структур.
В настоящее время приоритет деятельности по пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, принадлежит сотрудникам Росгвардии (ФЗ-226) и работникам оперативных подразделений МВД, а также ФСБ. Довольно часто ведомства проводят совместные операции по нейтрализации членов преступных групп, связанных с незаконным оборотом оружия.
3. Проблемы и перспективы контроля в области оборота оружияВ настоящее время в целях предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота оружия проводится мониторинг сети Интернет для выявления сайтов и лиц, размещающих информацию о технологии изготовления самодельных ВУ из доступных компонентов, а также о способах переделки газового, травматического, спортивно-охотничьего оружия для стрельбы боевыми патронами и занимающихся незаконным сбытом огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует, что коммерческими организациями, в том числе с формой государственного контроля, на фоне возрастающего спроса увеличивается производство списанного оружия, которое впоследствии приобретает криминальный характер путем его модернизации в боевые аналоги.
Такая востребованность списанного оружия в криминальной среде обусловлена облегченной методикой восстановления боевых свойств оружия, при этом цена его на 50 % ниже стоимости аналогичного штатного образца.
Проведенными правоохранительными органами в период 2013-2018 гг. профилактическими мероприятиями из незаконного оборота изъято свыше 11 тыс. единиц огнестрельного оружия, из них порядка 80 % относится к категории списанного оружия, переоборудованного в боевые аналоги. Ликвидировано более 440 подпольных мастерских по восстановлению боевых свойств списанного оружия.
Наглядная демонстрация негативной динамики увеличения модернизированного оружия связана с экономической привлекательностью нелегального рынка в рассматриваемой сфере и преследует основную цель извлечения максимальной прибыли от реализации указанной продукции.
Снижения количества преступлений и правонарушений в сфере оборота оружия, а также предупреждения поступления оружия в незаконный оборот можно достичь с помощью:
– уточнения требований к замещению должностей в организациях, имеющих отношение к обороту оружия;
– установления запрета на хранение, ношение и использование оружия гражданами, которые в силу закона утратили основание владения им;
– введения дополнительного условия по обращению за выдачей аннулированных за нарушение правил оборота оружия разрешительных документов;
– увеличения с 5 до 15 лет срока действия разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, что позволит снять избыточные обременения и административные барьеры для законопослушных владельцев оружия, которые не допускают нарушений правил его оборота.
Для предотвращения незаконной поставки оружия в Россию необходимы совместные действия с правоохранительными органами и специальными службами соседних государств.
Приоритетным направлением по эффективному противодействию незаконному обороту оружия является усиление взаимодействия между органами внутренних дел, пограничными ведомствами и органами государственной безопасности стран постсоветского пространства.
Следует указать также меры дополнительного реагирования на такую угрозу:
1) стандартизация законодательства и создание современной правовой базы для совместного контроля над преступностью и улучшения информационной поддержки данной деятельности;
2) проведение совместных скоординированных мероприятий по предотвращению и пресечению наиболее опасных преступлений, связанных с применением оружия и боеприпасов;
3) проведение совместных специальных операций по предотвращению незаконного изготовления и оборота оружия;
4) надлежащий учет и контроль огнестрельного оружия, находящегося у организаций и граждан, а также проверка хранения взрывчатых веществ на предприятиях;
5) усиление мер уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия.
Важно подчеркнуть, что перечисленными мерами деятельность правоохранительных органов не должна ограничиваться, необходимо всестороннее и масштабное изучение исследуемой проблемы.
Проведение совместных мероприятий обеспечит наиболее эффективное и надежное обнаружение, а также предотвращение и пресечение преступной деятельности в сфере незаконного оборота оружия.
Заключение
В результате проделанной работы необходимо сформулировать основные выводы.
Задача по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия возложена на войска национальной гвардии.
Контроль за соблюдением правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется полицией в соответствии с Законом о ней и законодательством об оружии.
Таким образом, в настоящее время под влиянием социально-политических, экономических, нравственно-этических, культурных и иных факторов в России сложился порядок оборота оружия, отраженный в специально установленных и нормативно закрепленных правилах как система правоотношений между государством и гражданами (их коллективами) по производству, торговле, продаже, передаче, учету, приобретению, коллекционированию, экспонированию, уничтожению, транспортировке, использованию, хранению, ношению, изъятию, перевозке, ввозу и вывозу оружия.
Главной целью формирования данных отношений является обеспечение общественной безопасности.
Борьба с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов должна вестись на всех направлениях: законодательном, правоохранительном, лицензионно-разрешительном.
Необходимо усилить полномочия правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту оружия, а также применять формы и методы контрразведки органов безопасности, проводя совместные операции по обезвреживанию организованных преступных групп.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации 1993 г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оружии" // "Российская газета", N 241, 18.12.1996.
Дульцев М.В. Экспертиза холодного оружия: современное состояние и перспективы развития // Труды Академии управления МВД России. – 2015. – № 1. – С. 37–40.
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / Под общ. ред.: В. Б. Исаков. М. : НОРМА, ИНФРА-М, 2015.
Самаркин П.С., Фирсов О.В. Отдельные проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия // Молодой ученый. – 2018. – № 38. – С. 151–154.
Химичева А. В. Уголовная ответственность за незаконное использование и оборот оружия // International scientific review. - 2019. – С. 43-45.
Шкатулла, В. И. Правоведение / В.И. Шкатулла, В.В. Шкатулла, М.В. Сытинская. - М.: Academia, 2018.
Официальный сайт Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: https://rosgvard.ru/
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!