это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1962243
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ……………………………………………………………………..5
1.1 ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ………………………………………………………………….5
1.2 ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ………………………………………………………………….7
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ………………………………………………………………….11
2.1 СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ…………………………………………………………………11
2.2 РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ…………………………….……………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
С давних времен тема политики была актуальна в жизни общества, она являлась средством преобразований, как в отдельных странах, так и в человеческом обществе всего мира. В наше время политика по-прежнему считается не полностью изученным явлением [8, c. 3].
Под политикой обычно понимают деятельность по реализации интересов с помощью государственной власти. Политика возникла из требований, которые предъявляют люди и социальные группы друг другу. Политика может быть обнаружена внутри любой общественной группы.
Политическим конфликтом обычно считается противостояние между субъектами за влияние в системе политических отношений.
Источником политических конфликтов всё также является недостаточное удовлетворение базовых потребностей людей [9, c.139].
Существует отдельная отрасль научного знания, занимающаяся изучением политических конфликтов – политическая конфликтология. Политическая конфликтология является относительно самостоятельным направлением конфликтологии. Данная отрасль имеет особенное распространение в России. Объектом политической конфликтологии является конфликт как общественное явление. Политическая конфликтология занимается изучением закономерностей возникновения, функционирования, развития, управления и разрешения политических конфликтов.
Целью работы является изучение теоретических основ политических конфликтов.
Для реализации заданной цели необходимо выполнить ряд задач: 1) обосновать понятие и сущность политических конфликтов; 2) рассмотреть типологии политических конфликтов; 3) раскрыть способы предотвращения и разрешения политических конфликтов; 4) проанализировать роль политических конфликтов.
Объектом исследования являются политические конфликты, предметом исследования являются пути предотвращения и разрешения политических конфликтов.
Методологической основой работы являются учебные пособия российских авторов по данной теме. В работе используется метод анализа научной литературы.
ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
В узком смысле политическими конфликтами понимаются конфликты по поводу власти, а точнее по поводу её завоевания, удержания, распределения и т.д. В широком смысле политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. При этом под политическими субъектами понимаются как отдельные люди, так и объединения людей, сформированные с целью отстаивания своих прав и интересов [9, c.138].
В основе политического конфликта обычно противоречия социально – экономической, политической сферы, а также этнические противоречия. Политический конфликт, в своём проявлении способен приобретать различные формы своего выражения.
Предмет политического конфликта это в первую очередь государственная власть, а также устройство политических институтов и общностей, политический статус социальных групп и т.п. [6, c. 236]. Конфликт является политическим, если одной из сторон выступает власть.
Выделим главные особенности политических конфликтов:
1) Открытый характер, демонстративность столкновения интересов. Политика - это сфера разрешенной обществом борьбы, способ ослабить социальное напряжение разрядкой эмоций в политическом состязании. Отсюда - склонность к внешним эффектам, известная театральность политической жизни.
2) Непременная публичность. Политика осуществляется особой группой лиц, несовпадающей с массой народа. Любой конфликт предполагает апелляцию к массам, активную мобилизацию их на поддержку той или иной стороны.
3) Повышенная частота. В политической сфере жизни общества конфликтные ситуации возникают гораздо чаще, чем в других сферах. Многие конфликты сфер, не относящихся к политическим, часто переходят в политическую сферу, так как требуют правового и государственного регулирования.
4) Всеобщая значимость. Политический конфликт охватывает интересы всех социальных групп и всего общества в целом. Субъекты политического конфликта всегда выступают от имени определённой социальной группы.
5) Организованность и институциональность. Всё чаще с целью защиты своих прав и интересов индивиды создают объединения группы и организации, с помощью этих действий они становятся участниками политического конфликта.
6) Осевым принципом политических конфликтов является принцип «господство – подчинение». В политических науках «господство» не имеет негативного смысла, это установление определённого порядка командования.
7) Ценностный аспект политических конфликтов имеет идеологические основания.
8) В политической сфере существует возможность использования силовых ресурсов для разрешения конфликтов. Из всех видов власти только государственная власть имеет право легально применять силу [2, c. 100 – 102].
Конфликт обладает сильнейшим влиянием на все сферы общественной жизни, в том числе на политическую. Политический конфликт является важной составной частью политического мира. Политического мира не существует без конфликтов. Очень часто само определение политики в современной политической науке дается через конфликт.
1.2 ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Существует множество классификаций политических конфликтов.
Характер политических процессов, темпы и направленность развития и изменения системы управления имеют прямую зависимость от типа доминирующих политических конфликтов. В самом общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям:
— с точки зрения зон и областей их проявления конфликты подразделяются на: внешнеполитические и внутриполитические. Они же подразделяются на различные кризисы и противоречия. Среди международных кризисов выделяются кризисы типа «балансирования на грани войны», отражающие выдвижение одним государством требований и притязаний к другому в надежде, что противник скорее уступит, чем будет бороться; «оправдания враждебности», характеризующие провокационную деятельность государства против потенциального противника с тем, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для выдвижения ему неприемлемых требований. Внутриполитические конфликты также подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами власти.
— по степени и характеру их нормативной регуляции конфликты подразделяются на: институализированные и не институализированные;
— по их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, можно выделить «глубоко» и «неглубоко укорененные» конфликты; конфликты «с нулевой суммой» и «не с нулевой суммой»; антагонистические и неантагонистические конфликты, разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или — соответственно — сохранением противоборствующих субъектов и т.д.;
— с точки зрения публичности конкуренции сторон конфликты подразделяются на: открытые и закрытые. Если первый тип подобных конфликтов хорошо различим в разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни (например, в виде манифестаций, забастовок, участия в выборах и т.д.), то второй более характерен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений (в частности, взаимодействий внутри правящей элиты, отношений между различными ветвями власти);
— по временным характеристикам конкурентного взаимодействия сторон конфликты подразделяются на: долговременные и кратковременные. Возникающие конфликты могут разрешиться как в кратчайшие сроки, так и стать проблемой нескольких поколений;
— в соотнесении со строением и организацией режима правления, выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов) [2, c.104-105].
Каждый тип конфликта играет разнообразные роли в конкретных политических процессах.
Многообразие политических конфликтов позволяет их классифицировать по разным основаниям. В отечественной конфликтологии используются различные критерии, что позволяет создать многомерную типологию. Выделяются конфликт потребностей, конфликт интересов и конфликт ценностей [5, c.128].
Рассмотрим конфликты интересов. Такие конфликты широко распространены в экономически развитых странах. Данный тип конфликта проще всего поддаётся урегулированию, при нём практически всегда можно прийти к компромиссному решению.
Конфликты ценностей наиболее характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем. Для их урегулирования необходимо большее количество мер и усилий.
Конфликты идентификации характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенно группой. Такие конфликты связны с различием в расе, языковой, религиозной принадлежности [1, c.125-126].
В зависимости от охвата территории политический конфликт может быть межгосударственным, государственным, региональным.
Внутриполитические конфликты разделяют на: позиционные и оппозиционные [1, c.127].
Субъекты позиционных конфликтов: политические институты, организации. Их предметом являются отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Разрешение таких конфликтов обычно в итоге приводит к частичным изменениям, поэтому такие конфликты считаются частичными.
Субъекты оппозиционных конфликтов это с одной стороны, властвующие элиты, партии, государственные институты, организации. С другой — организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против господствующей политической власти. Предметом конфликта в данном случае является действующая система государственной власти в целом, действующий в данный момент режим. По завершению данного вида конфликтов происходит смена политической системы, поэтому такие конфликты считаются радикальными.
Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и основными ценностями крупных социальных групп; источником частичного — противоречия между временными, неосновными интересами и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и большие массы населения. В частичных конфликтах участвуют не все институты и группы, а лишь некоторые из них.
Внутриполитические конфликты бывают режимными и легитимными [4, c.137].
При режимных внутриполитических конфликтах целью одного из субъектов может являться захват государственной власти или кардинальные изменения в политической системе без разрушения целостности государства в территориальном плане.
При легитимных внутриполитических конфликтах часть государства стремится к независимости. Часто такие конфликты возникают вместе с этнополитическими, но, в свою очередь, этнополитические не обязательно бывают легитимными.
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
2.1 СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Конфликт считается процессом, не имеющим чёткой точки своего завершения. Для урегулирования политического конфликта, как и любого другого вида конфликта, обычно необходимо такое условие, при котором оба соперника заинтересованы в устранении конфликтной ситуации.
Процессы и мероприятия по предупреждению и разрешению конфликтов находятся в компетенции людей, обладающих властью [3, c.152].
Власть, которая не имеет способностей для того, чтобы справляться с конфликтными ситуациями всегда терпит поражение. Факторами, сдерживающими возникновение конфликтных ситуаций в политике, являются высоких уровень социально – экономического развития государства и высоких уровень политической культуры общества. Кроме этих факторов важную роль играет доверие граждан к власти и закону.
Важно отметить и причины политического маневрирования как средство предупреждения конфликта. В реальности мудрым можно считать лишь то правительство, которое при неудовлетворительной ситуации в государстве умеет успокоить граждан, даже если не способно удовлетворить их нужды. В таких ситуациях любое зло смягчается надеждой
Конфликт не может возникнуть без существующей на то причины. Иногда причины конфликтов могут накапливаться на протяжении длительного времени, даже годами. В процессе возникновения конфликта, его созревания выделяются следующие этапы:
1) скрытая стадия, обусловленная неравным положением двух групп. Главная причина возникновения скрытого конфликта - это стремление людей к улучшению своего статуса и к превосходству и невозможностью всех людей быть на одном уровне, иметь одинаково высокий статус;
2) стадия напряженности: нулевая, средняя и высокая;
3) стадия антагонизма, возникающая из-за высокой напряженности: структурная, конъюнктурная;
4) несовместимость, как четвертая стадия конфликта, также является следствием высокой напряженности, это, собственно, конфликт.
Существует возможность прервать конфликт и избежать его разрастания путём устранения коренной причины, ведущей к его возникновению. Для разрешения конфликта необходимы следующие знания: объект конфликта, состав участников, исторические корни, уровень напряженности, самые удачные методы разрешения для данной ситуации.
Разрешение конфликта является трудоёмким процессом. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти само собой, самопроизвольно, при этом предмет конфликта стихийно исчезает, а в других случаях для разрешения конфликтов необходимо приложить немалые усилия, для их разрешения нужны специальные знания, профессиональный, индивидуальный подход.
Наконец, рассмотрим конкретные методы разрешения конфликтов.
Первый метод разрешения конфликтов это метод «избегания» конфликта. В качестве примера могут служить следующие действия: уход с политической арены того или иного политического деятеля; увольнение по собственному желанию; миграция; уход от встреч с противником.
В то же время «избегание» конфликта не означает его полной ликвидации. Противоречие, которое изначально лежит в основе конфликта остаётся.
Второй метод разрешения конфликта - это его отрицание или подмена. Это такой способ отношения к конфликту, когда дают ему тлеть и перемещают в другую плоскость, в другую область. Чтобы победить, политику, нужно «набрать» максимум голосов, по необходимости удовлетворяя разные категории населения в их, далеко не полностью, совпадающих интересах, в силу чего он должен избегать четкой позиции по реальному конфликту, и пытаться, насколько возможно, подменять понятия, говоря о разногласиях, руководствуясь при этом такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению, ведут к согласию между политическими субъектами.
Третий метод. Нередко конфликт разрешается методом конфронтации. Конфронтация ведет к кризису и поражению данного режима, его исчезновению.
Четвертый метод разрешения конфликта – способ откладывания конфликта. Это является своего рода сдачей позиций. В то же время сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом, показывает себя в следующих этапах и имеет возможность на победу и доказательство своей правоты.
Пятый метод урегулирования конфликта - примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. Это своего рода примирительная процедура, посредничество. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударственных конфликтах.
Шестой метод разрешения конфликта - третейское разбирательство или применение услуг арбитража. Стороны обращаются в арбитраж добровольно для разбирательства третьей стороне. Решение третьей стороны является обязательным для обеих сторон [7, c.143-146]. Однако разрешение конфликта путем арбитража или третейского суда имеет некоторые недостатки. Они состоят в том, что эти методы предполагают урегулирование конфликтной ситуации на основании законов. Арбитр или судья обладают достаточной властью, для того чтобы разрешать противоречия и заставить участников спора прийти к компромиссу или поступиться чем-то. Урегулирование конфликтов путём арбитража или третейского суда разрешает конфликт на данный момент, но и может затянуть его на годы.
В связи с недостаточностью полезного действия перечисленных ранее методов разрешения конфликтов, всё чаще применяется такой метод, как ведение переговоров. Переговоры имеют особенно важнейшую роль в ситуациях, в которых возможно применение насилия. Переговоры на международном уровне подчиняются особым правилам, так как у разных стран отличается менталитет, убеждения, ценности, а также имеются различия в законодательстве.
В ходе переговоров конфликтующие сами выбирают наиболее подходящий способ их проведения для мирного и грамотного разрешения всех имеющихся противоречий.
Также существует такой метод урегулирования и завершения конфликта как подавление. Этот метод считается неэффективным, так как даёт временное утихание конфликта, что может в дальнейшем поспособствовать обострению противоречий с новой силой.
Политические конфликты нуждаются в профессиональном регулировании и управлении. В этой области не всегда главной целью является завершение конфликта. Полного завершения требуют те конфликты, которые имеют деструктивную силу и не несут никакой пользы.
Рассмотрим правила демократического управления конфликтами:
Для начала необходимо произвести обмен информацией о намерениях сторон;
Меры по недопущению угрозы применения силы;
Взаимный мораторий на действия, способствующие обострению конфликтной ситуации;
Подключение независимых экспертов;
Использование законодательства;
Создание атмосферы делового партнёрства, применение метода ведения переговоров.
Эти меры имеют наибольшую силу во внутренней политике государств.
2.2 РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Роль политических конфликтов заключается в сообщении действующей власти и обществу о существующих противоречиях, тем самым стимулируя осуществление практических действий по своевременному преодолению существующих проблем.
Функции политических конфликтов подразделяются на: позитивные (положительные) и негативные (отрицательные).
Положительное влияние политических конфликтов заключается в следующем: политический конфликт способствует усилению сплочённости внутри группы, чёткое осознание интересов своей группы и группы – оппонента; формирование политического равновесия, осуществление переосмысления ценностей и политических норм; сокращение напряжённости между соперниками.
Отрицательное влияние политических конфликтов заключается в том, что политические конфликты могут порождать угрозу для интеграции политической системы и всего общества; могут отрицательно повлиять на изменение отношений власти; часто может вызвать раскол в политических объединениях (чаще всего, в недавно созданных, малоустойчивых к внешнему влиянию среды).
Всегда следует обращать внимание на тот факт, что политические конфликты, имеющие большие масштабы имеет разрушительный характер для социальной системы. Политические конфликты имеют свойство разрастаться, подобно эпидемии, они широко распространяются от уровня властных округов до внутрисемейных и межличностных конфликтов.
Конфликтная политика стимулирует становление конфликтной экономики, поскольку последняя в таких условиях, в конечном счете, становится заложницей соответствующих политических процессов [2, c.104].
Роль политических конфликтов в социальной сфере заключается в том, что при возникновении в среде существующей политической системы конфликт как бы передает свое настроение в общество. В условиях дефицита информации, среди широких слоев населения происходит формирование выводов на основе непроверенной и недостоверной информации, в конечном итоге это приводит к спорам и конфликтам, формированию негативного состояния социальной среды [2, c.105].
Таким образом, подводя итогу проведению характеристики роли политических конфликтов в условиях современного общества, представляется целесообразным сделать вывод о том, что роль соответствующих конфликтов может быть различной – от стимулирования поступательного развития общества, в котором они возникают, до его полного разрушения ввиду серьёзных противоречий политической элиты, передающихся в социальную среду. В этой связи, одной из задач, существующих перед субъектами политической сферы общественной жизни, выступает своевременное реагирование и разрешение любого рода политических конфликтов.
В современной России конфликты играют важнейшую роль для выявления противоречий, возникающих в ходе законодательного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под политикой обычно понимают деятельность, осуществляемую с целью реализации интересов общества при помощи государственной власти. Политика возникает из требований, которые предъявляют люди и социальные группы друг другу. Политика может быть обнаружена внутри любой общественной группы.
Политический конфликт это противостояние между оппонентами за власть, за влияние в системе политических отношений, за большее количество полномочий, за право голоса в принятии управленческих решений, распоряжение ресурсами и т.д.
Главными особенностями политических конфликтов являются следующие:
1) Преимущественно открытый характер, демонстративность столкновения интересов.
2) Непременная публичность.
3) Повышенная частота.
4) Всеобщая значимость.
5) Организованность и институциональность.
6) «Господство – подчинение» - осевой принцип.
7) Ценностный аспект политических конфликтов имеет идеологические основания.
8) Возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликта.
Каждый тип конфликта, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.
Многообразие политических конфликтов позволяет их классифицировать по разным основаниям.
Разрешение конфликта может идти следующими путями:
метод «избегания» конфликта;
отрицание или подмена;
разрешается метод конфронтации;
способ откладывания конфликта;
примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника;
третейское разбирательство или арбитраж.
Роль политических конфликтов состоит в непосредственном и наиболее остром сообщении действующей власти и обществу о существующих разногласиях, противоречиях и противоборствах, стимулируя, тем самым, осуществление практических действий по своевременному преодолению существующих проблем.
В ходе работы были обоснованы понятие и сущность политических конфликтов, рассмотрены типологии политических конфликтов по различным признакам, раскрыты способы предотвращения и разрешения политических конфликтов, проанализирована роль политических конфликтов, то есть, изучены теоретические основы политических конфликтов. Исходя из проделанной работы, делаем вывод, что цель работы полностью реализована.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Козырев Г. И.. Политическая конфликтология: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014 — 432 с.
2. Король Л.Г., Малимонов И.В., Рахинский Д.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов. – Ульяновск: Зебра, 2015 – 248 с.
3. Ланцов, С. А. Политология: учебник для академического бакалавриата / С. А. Ланцов — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018 — 454 с.
4. Ланцов, С.А. Политическая конфликтология: учебник для бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 362 с.
5. Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата / А. В. Лопарев, Д. Ю. Знаменский. — М.: Издательство Юрайт, 2017 — 290 с.
6. Меркулов П.А. Политология: Учебник для бакалавров, обучающихся по специальности 39.03.03 «Организация работы с молодежью». Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015 – 328 с.
7. Мириманова М. С. Конфликтология: Учебник для студентов. — М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 320 с.
8. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев - М.: Аспект Пресс,
2015 – 559 с.
9. Хохлов А. С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное пособие / А. С. Хохлов. – Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014 – 312 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!