Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Новый тяговый электропривод трамвая с синхронной реактивной машиной независимого возбуждения

Тип Статья
Предмет электромеханика, электротехника

ID (номер) заказа
1976251

300 руб.

Просмотров
654
Размер файла
33.99 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Аннотация. Представленная статья освещает вопросы проектирования, моделирования и дальнейшего применения новых тяговых электроприводов трамваев, которые создаются на основе нетрадиционной электрической машины (синхронной реактивной машины независимого возбуждения). В статье анализируются возможности применения электропривода данного типа для низкополого трамвая с абсолютным значением низкого пола. Приводятся параметры электрического двигателя с относительно длинным ротором. Кроме того, анализу подвергаются коммутационные потери в массивном роторе.
Рассматриваются удельные показатели в сравнении с традиционным бесконтактным электрическим приводом – частотно-регулируемым асинхронным. Приводятся сравнительные расчеты электрической машины для трамвайных тележек разных концепций – внешней и внутренней компоновки электропривода и редуктора. Исследовано влияние формы тока статора на пульсации электромагнитного момента двигателя. Рассмотрен вопрос учета потерь энергии в массивном роторе при различных законах управления токами статора. Выбрана оптимальная форма тока статора для минимизации коммутационных потерь в статоре и роторе электрической машины.
Рассмотрено влияние формы поперечного сечения статора на коммутационные потери в роторе.
Ключевые слова: статор, ротор, электропривод, СРМНВ, трамвай, потеря, обмотка.
Введение
Городские трамваи с низким полом более удобны для пассажиров, в то время как трамваи с высоким полом намного дешевле, а также просты в эксплуатации и изготовлении [3]. Все достоинства данных видов трамваев совмещены в трамваях, имеющих среднюю высоту пола, однако для создания трамвая данного вида стоит снизить высоту трамвайной тележки, что представляется возможным посредством применения тяговых электродвигателей, имеющих малый внешний диаметр статора.
В рамках асинхронных частотно-регулируемых электроприводов решение данной задачи едва ли представляется возможным, так как малый внешний диаметр машины требует увеличения длины машины для сохранения мощности [1-3]. В рамках асинхронного двигателя при этом будет наблюдаться уменьшение спинки вала и ротора, что будет предопределять резкое снижение механической надежности.
Представляется, что данная задача вполне может быть решена посредством использования электродвигателей с достаточно высокой поперечной механической жестокостью ротора. Обусловлено это тем, что это позволит безопасно увеличить длину двигателя, а также уменьшить его поперечные размеры. Данным требованиям вполне соответствует синхронная реактивная машина независимого возбуждения (СРМНВ) в случае, если ее ротор выполнить массивным и заодно с валом [29].
Актуальность исследований
В настоящее время самым распространенным типом электропривода трамвая является частотно-регулируемый асинхронный электропривод. Однако, данный тип электропривода практически исчерпал потенциал оптимизации и улучшения массогабаритных показателей [4]. Поэтому появляется интерес к нетрадиционным типам электрических машин [4]. Особенно, когда проектирование самой электрической машины ведется совместно с полупроводниковым преобразователем. Наиболее перспективными считаются бесконтактные машины, например, вентильно-индукторные двигатели и синхронные реактивные машины с независимым возбуждение (СРМНВ). Особенностью СРМНВ является то, что ротор у нее выполнен массивным (нешихтованным) [1]. Этот факт требует отдельного анализа потерь энергии в магнитной системе машины.
В настоящее время асинхронные тяговые электропривода используются трамвайных тележках различных компоновок [28]. На рис.1 показана одна из концепций компоновки трамвайной тележки для получения 100% низкого пола. Здесь электродвигатель и редуктор расположены снаружи.
Рис. 1. Концепция внешней компоновки электропривода и редуктора для трамвайной тележки
На наш взгляд не стоит отказываться и от концепции внутренней компоновки тягового электропривода трамвая, когда электродвигатель и редуктор расположены с внутренней стороны колеса. В этом случае габарит синхронной реактивной машины независимого возбуждения также позволяет сделать уровень пола 100% низким. В этом случае вместо сочленения электродвигателя и дифференциального редуктора карданным валом применяется длинный ротор электродвигателя. При равной мощности внешний диаметр электродвигателя значительно уменьшается. Это одно из конкурентных преимуществ электропривода с СРМНВ по сравнению с традиционным частотно-регулируемым асинхронным электроприводом.
Для снижения габарита электродвигателя было принято решение о выборе относительно длинного ротора по сравнению с общепромышленными асинхронными электродвигателями. В качестве прототипа был принят тяговый асинхронный электродвигатель мощностью 55 кВт, который используется в электроприводе низкопольного трамвая, с уровнем низкого пола 40%. Поэтому актуальная задача получения 100% уровня низкого пола в трамвае решалась уменьшением относительного диаметра электродвигателя с одновременным увеличением относительной длины активной части и двигателя в целом. Для электропривода трамвая был рассчитан СРМНВ [17-20] со следующими техническими характеристиками, которые показаны в табл.1.
Таблица 1
Параметры тягового двигателя СРМНВ
Параметр СРМНВ
Обозначение Числовое
значение Единица измерения
Номинальная мощность Pн 55 кВт
Номинальная скорость nн 1500 Об/мин
кпд н 0.9 Внешний диаметр статора Dн1 260 мм
Внутренний диаметр статора D1 172 мм
Высота оси вращения h 160 мм
Длина активной части статора l1 500 мм
Воздушный зазор 0.8 мм
Число зубцов статора z1 48 Общая длина машины l 930 мм
Масса двигателя m 290 кг
Существующие двигатели для городского электротранспорта имеют мощность 55 кВт и номинальную скорость 1160 об/мин, при этом они имеют массу 340 кг, внешний диаметр статора 487 мм и суммарную длину 744 мм. Следует отметить, что для СРМНВ возможно дальнейшее снижение диаметра статора и увеличение длины ротора в зависимости от имеющихся условий компоновки тележки.
Потери в статоре
Начальными условиями для расчета потерь СРМНВ являются допущения следующего вида:
- момент коммутации выбирается таким образом, чтобы появилась возможность достижения максимального среднеинтегрального электромагнитного момента (за период коммутации);
- наличие ненасыщенной магнитной системы машины;
- величина полюсной дуги должна быть равна половине полюсного деления машины;
- числа пазов статора машины должно составлять не более сорока восьми;
- расчет выполнялся для трех вариантов формы тока в обмотке для каждой фазы статора. Так, расчет производился для ступенчатой, трапецеидальной и синусоидальной форм. При трапецеидальной формы время реверса тока в каждой фазе находилось в соответствии с шириной фазной зоны статора. При ступенчатой форме ток в каждой синусоиде представлял собой три ступеньки равной длительности, а амплитуда тока для средней ступени в данном случае принималась в 2 раза выше, чем на крайних ступенях. Данный случай находился в соответствии с питанием трехфазной обмотки статора от автономного инвентора, который был выполнен по стандартной мостовой схеме силовых цепей. И, наконец, в третьем случае (при синусоидальной форме), форма тока находилась в соответствии с обычной синусоидой.
Также были рассмотрены несколько вариантов формы поперечного сечения сердечника статора. Так, в рамках традиционного варианта форма сердечника представляла собой кольцо, ограниченное двумя окружностями. В свою очередь, во втором случае форма поперечного сечения сердечника имела вид квадрата со стороной, которая равна внешнему диаметру первого образца, однако по углам размещалась обмотка возбуждения [14].
Сравнение всех возможных вариантов осуществлялось по величине показателя, который равен отношению электромагнитного момента двигателя к величине потерь. Во многом это обусловлено тем, что данный показатель позволяет оценить эффективность использования электродвигателя по моменту в рамках того или иного закона коммутации.
Проведенные расчеты позволяли сформулировать вывод, что данный показатель будет монотонно увеличиваться при увеличении m (числа фаз статора). Одновременно с этим, при m > 6 эффективность дальнейшего увеличения числа фаз будет идти на спад. Так, во всех рассмотренных случаях ступенчатая форма сердечника статора является наиболее эффективной (60-70 %), однако наиболее оптимальной формой необходимо признать трапецию. Так, для шестифазной машины замена трапецией синусоиды будет давать увеличение показателя примерно от 0,1 до 0,2 %.
Потери в роторе
В качестве основных критериев, которые оказывают непосредственное влияние на величину коммутационных потерь, выступают такие критерии, как отношение амплитуды пульсаций потока к его величине, а также частота пульсаций магнитного потока [3, 15-18].
На рисунке 2 отражены существующие зависимости относительных пульсаций потока от числа фаз обмотки статора СРМНВ (m) для круглой формы сердечника статора. Отметим, что кривая 1 (рис. 4) будет относиться к ступенчатой форме фазного тока в обмотке статора СРМНВ.
Рис. 2. К расчету коммутационных потерь первого варианта сердечника СРМНВ
В данном случае допускаются варианты питания от одного (при трехфазной обмотке), двух (при шестифазной обмотке) и трех (при девятифазной обмотке) автономных инверторов. Пульсации тока в рассматриваемом случае будут составлять от 5 % до 24 %. Рассматривая рисунок 2 можно увидеть, что кривая 2 будет относиться к трапецеидальной форме фазного тока, в рамках которой пульсации тока составят от 1 % до 7 %. В свою очередь, кривая 3 будет относиться к синусоидальной форме фазного тока в обмотке. Стоит отметить, что при выборе синусоидальной формы достигается минимум пульсаций потока и, как следствие, минимум потерь стали в роторе. Пульсации в данном случае составляли от 0,5 до 3 %. Частота пульсаций тока для круглой формы сердечника статора СРМНВ определяется в указанной ситуации числом фазных зон.
Рис. 3. К расчету коммутационных потерь второго варианта сердечника СРМНВ
На рисунке 3 отражены аналогичные зависимости, которые характерны преимущественно для квадратной формы сердечника статора. Так, кривая 1 будет относиться к ступенчатой форме тока в фазе обмотки СРМНВ. В данном случае, пульсации тока будут составлять от 17 и до 32 %. В свою очередь, кривая 2 будет относиться к трапецеидальной форме фазного тока. Пульсации тока в указанной ситуации составляют от 15 до 20 %. Что касается кривой 3, то она будет относиться к синусоидальной форме фазного тока в обмотке. В этом случае пульсации тока составляют от 4 до 10 % включительно [15-18, 21-27].
Вне зависимости от того, какова форма сердечника статора, с позиции достижения максимального электромагнитного момента при минимальных потерях в меди обмотки СРМНВ, наиболее оптимальной является трапецеидальная форма тока в фазных обмотках. В свою очередь, в целях минимизации коммутационных потерь рекомендуется использовать повышенные часторы питающего напряжения, а также квадратную форму сердечника статора, в рамках которой пульсации магнитного потока в 1,5 раза меньше, чем в круглой (традиционной) форме.
Заключение
В результате проведенного исследования можно констатировать, что использование для низкополых трамваев тягового электропривода на базе СРМНВ является оправданным. Так, различные варианты изготовления таких машин с теми или иными относительными диаметрами и длинами активной части в полной мере позволяют применять электропривод во всех возможных компоновках трамвайных тележек.
Одновременно с этим, для того чтобы снизить пульсации электромагнитного момента предлагается использовать трапецеидальную форму тока статора, имеющего шестифазную обмотку. Стоит учитывать, что дальнейшее увеличение числа фаз не даст желательного эффекта в связи с чем, шестифазная обмотка является наиболее оптимальным вариантом. В свою очередь, в целях снижения потерь в роторе и статоре предлагается использовать квадратный статор двигателя, а также трапецеидальное изменение тока в статоре.
В качестве бесспорного преимущества тягового электропривода с СРМНВ выступает технологичность изготовления ротора, характеризующегося массивностью. Такой способ изготовления позволяет не только повысить механическую прочность ротора, но и применять достаточно длинные роторы с малыми диаметрами. Стоит отметить, что малые диаметры электрической машины обеспечивают высокое быстродействие контура регулирования скорости на фоне малой инерционности двигателя.
Литература:
1. Usinin Y.S., Grigorjev M.A., Vinogradov K.M. The electric drive of a tram with an average floor. SAE Technical Papers, 2008, no. 1. DOI:10.4271/2008-01-1828
2. Усынин Ю.С., Электроприводы и генераторы с синхронной реактивной машиной независимого возбуждения / Ю.С. Усынин // Электричество. – 2007. - № 3. – С.21-26;
3. Григорьев М.А., Удельные массогабаритные показатели электроприводов / М.А. Григорьев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. - № 13. – С.111-117;
4. Усынин Ю.С., Параметрическая оптимизация частотно-регулируемых электроприводов / Ю.С. Усынин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. - № 37. – С.30-33;
5. Белоусов Е.В., Тяговый электропривод электротранспортных средств / Е.В. Белоусов // Электротехника. – 2017. - № 4. – С.2-5;
6. Белоусов Е.В., Тяговый электропривод автомобиля / Е.В. Белоусов // Электротехника. - 2015. - № –2. – С.53-56;
7. Usinin, U.S. Weight and Dimensional Parameters of a Power Drive for Electrical Vehicle / U.S. Usinin // Powertrains, Fuels and Lubricants Meeting, SFL 2009. - № 15. - Code 90682;
8. Law, D. Design and Performance of Field Regulated Reluctance Machine / D Law // IEEE Transactions on Industry Applications. – 1998. – Vol. 30, no. 5.;
9. Lipo, T. Advanced Motor Technologies: Converter Fed Machines / T. Lipo // IEEE Transactions on Applications. – 1997. – № 7. – P. 204–222.;
10. Weh H. On the Development of Inverter Fed Reluctance Machines for High Power Densities and High Output // Electrical Machines Institute of the Technical University of Brauschweig. – 1984. – Bd. 6. – P. 135 – 144.;
11. Toliyat, H. Five-Phase Reluctance Motor with High Specific Torque/H. Toliyat, L. Xu, T. Lipo//IEEE Transactions on Industry Applications. -1992. -Vol. 28. -№ 3. -P. 559 -667.;
12. Усынин Ю.С., Григорьев М.А., Синхронная реактивная машина / Ю.С. Усынин, М.А. Григорьев // Патент России. – 2012. - № 18.;
13. Горожанкин А.Н. Пульсации электромагнитного момента в электроприводе с синхронным реактивным двигателем независимого возбуждения / А.Н. Горожанкин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. - № 13. – С.103-110;
14. Усынин Ю.С., Григорьев М.А., Виноградов К.М. Синхронная реактивная машина // Патент России №2346376. 2009. Бюл. №4.
15. Григорьев, М.А. Предельные возможности электроприводов с синхронной реактивной машиной независимого возбуждения / М.А. Григорьев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Энергетика». – 2009. – Вып. 12. – № 34(167). – С. 51–55.
16. Горожанкин А.Н. Параметрическая оптимизация электропривода с улучшенными массогабаритными показателями / А.Н. Горожанкин, М.А. Григорьев, А.М. Журавлев, Д.А. Сычев // Электротехника. – №12. – 2015. – С.19–22.
17. Григорьев М.А. Основные положения теории и практики электроприводов с синхронной реактивной машиной независимого возбуждения / М.А. Григорьев, Ю.С. Усынин, А.Н. Шишков // Электротехника. – №12. – 2015. – С.22–26.
18. Усынин Ю.С. Вентильный электропривод с синхронной реактивной машиной независимого возбуждения / Ю.С. Усынин, М.А. Григорьев, А.Н. Шишков // Электротехника. – №3. – 2013. – С.37–43.
19. Беспалов, В.Я. Электрические машины: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.Я. Беспалов, Н.Ф. Котеленец. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 320 с.
20. Вольдек А.И. Электрические машины: Учебник для вузов. Л.: Энергия, 1974. – 840 с.
21. Усынин Ю.С. Синтез системы управления электроприводом с синхронной реактивной машиной независимого возбуждения / Ю.С. Усынин, М.А. Григорьев, А.Н. Шишков и др. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Энергетика». – 2012. – Вып. 18. – № 37(296). – C. 38–41.
22. Усынин, Ю.С. Силовые цепи вентильных электроприводов с синхронной реактивной машиной независимого возбуждения / Ю.С. Усынин, М.А. Григорьев, К.М. Виноградов // Электротехнические системы и комплексы: межвуз. сб. науч. тр. – Магнитогорск: МГТУ, 2004. – Вып. 8. – С. 13–17.
23. Усынин Ю.С. Частотные характеристики канала регулирования момента в синхронных электроприводах / Ю.С. Усынин, М.А. Григорьев, А.Н. Шишков // Электричество. – 2012. – №4. – С. 54–59.
24. Усынин Ю.С. Развитие частотных методов синтеза электроприводов с синхронными электрическими машинами / Ю.С. Усынин, // Вестник ЮУрГУ. – 2011. – Вып. 16. – №34(251). – С. 21–27.
25. Григорьев М.А. Система управления электроприводом с синхронной реактивной машиной независимого возбуждения / М.А. Григорьев // Электротехника. – №10. – 2013. – С.29–35.
26. Усынин Ю.С. Генераторная установка с синхронной реактивной машиной независимого возбуждения // Вестник ЮУрГУ. Серия «Энергетика». – 2007. – Вып. 7. – №12(84). – С. 37–40.
27. Григорьев, М.А. Электропривод с синхронной реактивной машиной независимого возбуждения / М.А. Григорьев // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. – 2013. – № 4. – С. 32–36.
28. Никитин В.В., Безредукторный тяговый электропривод городского рельсового транспорта / В.В. Никитин // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2013. - № 1. – С.31-39;
29. Родионов Р.В., Исследование тягово-энергетических характеристик приводов городского электрического транспорта // Известия Тульского государственного университета (серия: Технические науки). – 2010. - № 3. – С.157-163;


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
ЮФУ
Спасибо большое за работу. Все сделали вовремя раскрыли тему широко ярко. Исполнитель прек...
star star star star star
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
МФЮА
«Работа выполнена досрочно, без замечаний, согласно требованиям задания. Исполнитель наход...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.