это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1978430
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
1). Пенсионное обеспечение: теоретические аспекты………………...…4
1. Понятие и сущность пенсии…………………….………………………4
2. Государственное пенсионное обеспечение – правовые основы и современная характеристика………………………..……………………………6
2). Социальное страхование как защита граждан РФ……………………9
1. Понятие и сущность социального страхования……………………....9
2. Виды социального страхования как основа защиты граждан………11
Заключение………………………………………………………………..14
Список используемых источников………………………………...…….15
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации (ст. 7), принятая в 1993 г., провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальное государство стремится к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных благ.
В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования.
Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека.
В этих условиях особенно возрастает актуальность изучения теоретических основ имеющейся системы пенсионного обеспечения и социального страхования как общественной помощи и защиты граждан РФ.
Цель работы – рассмотреть основы социального страхования и пенсионного обеспечения.
Задачи, следуемые из цели:
Рассмотреть пенсионное обеспечение: теоретические аспекты.
Изучить социальное страхование как защиту граждан РФ.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
1). ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1. Понятие и сущность пенсии
Назначение государственных пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. Например, этой привилегией пользовались оставившие службу римские легионеры. В петровской России пенсии по старости полагались морским офицерам, причем деньги выплачивались и после смерти офицера - его вдове или детям.
С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии. Вместо оттенка избранности и отличия пенсия постепенно приобретает ярко выраженный социальный характер.
С конца 19 века, когда в Германии, а затем и в других европейских странах (Англии, Франции, России, Швеции и др.) были приняты первые законы об обязательном государственном страховании наемных работников на случай болезни, трудового увечья, инвалидности и старости, которые заложили основу для создания и развития ставшей сегодня основной организационно-правовой формой социального обеспечения - социального страховании.
В современной действительности, в условиях сложной социально-экономической и политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. Длительное время в России на социалистическом историческом этапе не устанавливались пенсии тем, кто не работал или не осуществлял иной общественно полезной деятельности.
Пенсионная система России претерпела уже множество реформ. Последние глобальные изменения берут свое начало в 2012 г. с разработки Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., где прописан постепенный план перехода к новой модели пенсионного обеспечения. Целью, которой является осуществление четкого разграничения страховой и накопительной частей пенсионных накоплений для удобства и качества регулирования их источников финансирования, а также переход на трехуровневый механизм формирования пенсионных прав (солидарная часть, корпоративная, индивидуально-накопительная).
Это обеспечит сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Но сложная экономическая ситуация в стране сильно сократила темпы преобразований.
Итак, ст. 2, Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закрепило что «пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию».
Пенсия - это ежемесячная денежная выплата, которая предназначена компенсировать заработок или иной доход гражданина, или в целях предоставлять денежные средства для существования.
В соответствии с законодательством Российской Федерации пенсии, в свою очередь, различаются по двум видам:
- по обязательному пенсионному страхованию (трудовая (страховая) пенсия по старости, инвалидности, по потери кормильца);
- пенсия по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет, по старости, инвалидности, потери кормильца и социальные).
Разница между этими видами пенсий заключается в источнике выплаты, так как пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается из средств федерального бюджета, а вот трудовая за счет взносов по обязательному пенсионному страхованию, которые уплачивают работодатели.
2. Государственное пенсионное обеспечение – правовые основы и современная характеристика
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:
Конституция Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
В настоящее время особенно актуален вопрос пенсионного обеспечения граждан, многие развитые страны сталкиваются с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан.
Низкие размеры пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население, неустойчивость пенсионных систем, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами - все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения в этих государствах. Схожие проблемы существуют и в России, а направления дальнейшего совершенствования российской пенсионной системы являются предметом оживленных дискуссий.
Это связано с тем, что проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным вопросам жизнедеятельности нескольких поколений, а поэтому требует применения подходов и методов, более сложных по характеру, чем те, которые применяются для решения текущих проблем.
Обозначенные вопросы актуальны и для системы пенсионного обеспечения лиц, проходящих службу в правоохранительных органах, в частности для пенсионеров полиции, в связи с тем, что органы внутренних дел Российской Федерации являются частью общественного сектора и в отношении пенсионеров правоохранительных органов государство имеет такие же обязательства, как и для общегражданских пенсионеров
Пенсионное обеспечение населения в России в настоящее время характеризуется значительным числом проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков:
не адаптирована к финансовым кризисам;
формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников;
при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне;
не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.
2) СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ЗАЩИТА ГРАЖДАН РФ
1. Понятие и сущность социального страхования
Современное российское общество на нынешнем этапе все настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получили широкую социальную поддержку.
Социальное страхование в Российской Федерации – это государственная система материального обеспечения лиц, не участвующих в силу определенных причин в общественном труде и не имеющих возможность за счет оплаты труда поддержать свое существование. Размеры выплат по социальному страхованию зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности или инвалидности и регулируются действующим законодательством Российской Федерации.
Средства социального страхования используются в виде выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Основное место, как по социально-экономическому значению, так и по объему ресурсов принадлежиденежным формам выплат в виде пенсий (по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, переквалификации, на детей). Им свойственна целевая направленность.
Задачами системы социального страхования являются:
1) восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий;
2) материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Различные виды материального обеспечения лиц, не участвующих в трудовом процессе, финансируются из соответствующих фондов социального обеспечения. Ведущими среди них являются Пенсионный фонд РФ и Фонд государственного социального страхования. Регулированием занятости населения, проведением мер социальной защиты трудящихся, оказавшихся безработными, занимается Государственный фонд занятости населения.
В современных источниках информации существует множество трактовок сущности и определению «социального страхования». К примеру, в семантическом значении социальное обеспечение – это оказание различных форм поддержки нуждающимся членам общества. В юридической и экономической науке взгляд на социальное обеспечение объясняется неоднозначно и поныне не является общепризнанным.
Приверженцы экономической теории подразумевали под социальным страхованием всевозможные виды помощи нуждающимся членам общества за счет общественных фондов потребления, последователи правовой концепции с самого начала строили свою позицию параллельно на нескольких порой совсем не совместимых критериях, в частности на экономическом и субъектном. Они полагали, что обеспечение затрагивает не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся специфической защитой со стороны государства.
Система социального обеспечения предназначена для поддержания трудоспособности граждан на оптимальном уровне, а также для материального обеспечения лиц не способных к труду. Главная функция страхования – защитная функция. Заинтересованность страхователя в страховании заключается в получении защиты условий его существования, что в материальном плане выражается в защите своего имущественного положения. Страховщик за определенную плату предоставляет страхователю услугу в виде страховой защиты, при помощи которой и осуществляется защита условий существования застрахованного лица.
В ст. 6 ФЗ «Об основах обязательного социального страховании», законодатель определил круг субъектов, подлежащих обязательному социальному страхованию, к ним относятся:
страхователи (работодатели);
страховщики, застрахованные лица;
а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Одним их ключевых понятий в теории социального страхования выступает понятие социального страхового риска. Под социальным страховым риском законодатель, в ст. 3 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», понимает предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.
2. Виды социального страхования как основа защиты граждан
Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества.
Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.
Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Государство помимо законодательного регулирования отношений по социальному страхованию непосредственно финансирует обеспечение граждан.
Изучив и проанализировав ФЗ «Обязательное социальное страхование» можно сделать вывод, что обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным закономстрахование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Пенсионное страхование является разновидностью долгосрочного страхования, которое подразумевает, что гражданин на протяжении некоторого периода времени регулярно делает страховые взносы, а страховщик, в свою очередь, обязуется в будущем выплачивать пенсию. Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему, на основании которой размер пенсии определяется трудовым стажем страхователя, а также размером пенсионных отчислений.
В настоящее время именно 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», который был издан в декабре 2001 года, определяет существующую пенсионную систему. В соответствии с ним, начиная с 2002 года, была изменена система пенсионного обеспечения, а гражданам России необходимо было стать застрахованными лицами. Сейчас для учета пенсионных и социальных прав открывается лицевой счет и устанавливается страховой номер индивидуального лицевого счета, или СНИЛС. Именно на этот счет работодатель ежемесячно (одновременно с начислением заработной платы) переводит сумму обязательного страхового взноса, которая и формирует будущую пенсию.
Медицинское страхование - это одна из форм социального страхования осуществляющая защиту интересов населения в области охраны здоровья и гарантирующая гражданам, что в случае наступления страхового случая они получат медицинскую помощь.
Медицинская помощь может быть оказана как за счет накопленных собственных средств (при ДМС), так и за счет государственного финансирования (при ОМС).
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации (РФ) каждый гражданин имеет право на получение в государственных и муниципальных учреждениях бесплатной медицинской помощи и охрану здоровья.
В Российской Федерации обязательное медицинское страхование (ОМС) призвано обеспечить всех граждан бесплатно, необходимым минимумом, медицинской помощи согласно утвержденной программы страхования, при поддержке государства.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) идет как дополнение к обязательному медицинскому страхованию и позволяет получить медицинскую помощь сверх того объема который гарантирует полис ОМС.
Объект ДМС это страховой риск выраженный в затратах которые произведет застрахованный для получения медицинской помощи при наступлении страхового случая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что современная жизнь человека полна разных неожиданностей. По стечению жизненных обстоятельств человек может оказаться жертвой преступления, природного катаклизма, заболеть. В приведенных и многих других случаев возникает необходимость заранее обезопасить себя от вредоносных последствий либо свести их к минимуму.
Современное российское общество на нынешнем этапе все настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получили широкую социальную поддержку
Представляется, что пенсия как социально-экономическая категория может рассматриваться в разных аспектах. С точки зрения отражения международной практики пенсионного обеспечения в современный период времени понятие «пенсия» целесообразно рассмотреть в широком значении, где под пенсией необходимо понимать разновидность социального обеспечения граждан, осуществляемого в виде денежных выплат единовременного или регулярно-периодического характера за счет средств государства, страховых отчислений граждан.
В узком же смысле понятие «пенсия» может отражать сложившуюся национальную правоприменительную или нормотворческую практику, а также доктринальные авторские подходы, обосновывающие правовую, экономическую или социальную стороны категории «пенсия».
Совершенствование системы социального страхования является сейчас насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов, реализацией различных проектов они вполне могут быть решены, пусть не в короткие сроки, но с действительной перспективой улучшенного функционирования и положительных результатов в дальнейшем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета от 21 января 2009 г.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-15122001-n-166-fz-o/
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.01.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/ (дата обращения 22.03.2020).
Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ: в ред. Федерального закона от 03 августа 2018 г. №200 // Российская газета. – 1999 г. – 21 июля. – №139; Российская газета. – 2011 г. – 15 июля. – № 153.
Роик, В.Д. Основы социального страхования / В.Д. Роик. - Москва: Наука, 2018. - 177 c.
Роик, В. Д. Пенсионная система России. Вызовы XXI века и пути модернизации / В.Д. Роик. - М.: Питер, 2012. - 256 c.
Социальное страхование: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.] ; под общ. ред. Ю. П. Орловского. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 127 с.
Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2016. - 352 c.
Антипьева Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу // Право в Вооруженных Силах. - 2016. - №8. – С. 50-55
Графова В.С. Социальное страхование и его функции // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6293 (дата обращения: 21.03.2020).
Опубликован проект Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года // Режим доступа: https://rosmintrud.ru/pensions/razvitie/150 (дата обращения 20.03.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!