это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1982965
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
Глава I. Теория о медиа- и информационной грамотности 4
Глава II. Практические аспекты 7
Заключение 15
Список использованных источников 16
ВВЕДЕНИЕ
Формирование медийной грамотности среди молодежи является особой проблемой XXI века. Главное, что здесь следует понимать, это важность развития способности воспринимать медиа- информацию. Постиндустриальная эпоха, вероятно, будет проходить в тесном сочетании медиа- и традиционных технологий, так что отсутствие у человека навыков работы с ними затруднит ему жизнь.
Понятие «медиа» лучше всего рассматривать с позиции Ролана Барта, определявшего медиа как совокупность информационных потоков разного характер: аудио, видео, анимация, слайды, музыка и т. п. У медиатехнологий, следовательно, есть свои особенности влияния на человека и его восприятие. Изучением этой темы занималось множество ученых, работы ведутся и сейчас.
Отдельным направлением в изучении медиа является педагогика и образование. Актуальность в формировании медиа- грамотности у детей и студентов повышается параллельно развитию науки и техники. Новые исследования доказывают, что студенты гораздо лучше усваивают медиа- материал, чем некоторые другие формы преподавания материала. Вероятно, это связано с тем, что одновременное использование несколько потоков информации активизирует все участки мозга (голос, звуки, музыка, анимация, видео и пр.), поэтому, эффективность в восприятии медиа- информации примерно такая же, как в восприятии лекции. В последнем есть аналогия — преподаватель двигается, жестикулирует, испытывает эмоции, ведет диалог, рисует на доске и т. д., поэтому здесь есть сходство с принципом воздействия медиа на мозг и усвоение материала.
Цель работы — рассмотреть важность формирования медиа- и информационной грамотности у студентов.
Глава I. Теория о медиа- и информационной грамотностиМедиатехнологии появились в середине XX века, одновременно с телевидением радио и первыми компьютерами. Одновременно появилась актуальность в научном обосновании новых когнитивных, коммуникационных и информационных технологиях. Стало сразу понятно, что новые способы предоставления информации посредством сочетания видео, аудио и музыкальных форм информации по-новому воздействуют на человека.
Проблема влияния медиа на восприятие и психику изучалась с разных сторон. В частности, была предложена теория, согласно которой медиа стоит рассматривать как одновременный поток разных источников информации. Это означает, что они воздействуют одновременно по-отдельности, а также, совместно. Например, в презентации, в которой нет звука и анимации, воспринимается исключительно визуально, сравнимо с чтением. Добавив анимацию, мозг фиксирует движение, а добавление звука активизируется способность распознавания звуков. В итоге, сознание формирует определенную картину, посредством быстрого получения из подсознания паттернов (шаблонов) о том, что может означать этот звук, анимация и пр. Информация преподается так, чтобы звуки и анимация сочетались с тематикой текста: они предназначены в рамках медиа-концепции для создания в сознании эффекта запоминания и удержания внимания. Понятно, что мозг человека не приспособлен для долгой концентрации на чем-то одном более 20 минут, поэтому, в медиа, эту проблему решает стимуляция сознания через разные каналы информации, поддерживая его способность усваивать материал.
Это краткая теория работы медиа. Есть еще множество подходов к рассмотрению ее работы, также, как и осталось немало вопросов. Например, непонятно, какие процессы происходят в мозгу, сознании и психическом аппарате человека, как происходит поток такой информации, и какие свойства такого состояния человека, находящегося в режиме «мультифункционального» сознания.
Также нужно лучше понимать, как медиа- и информационные технологии воздействуют на детей. Понятно только, что использовать медиа здесь нужно осторожно, чтобы не запутать ребенка.
Далее, медиа- информационная грамотности, быстро вошла в систему образования (и все сферы жизни), в конце XX века. В 2000-е годы практические во всех развитых странах мира используются современные медиа- и информационные технологии для преподавания учебного материала.
Прежде всего, медиатехнологии принято использовать как дополнение к традиционным методам преподавания. Простым примером будут презентации, которые являются типичным медиа-средством в система образования. Ее преимущества в том, что она сжимается большое число материала до минимума, придавая ей наиболее усвояемую сознанием форму. Большое числе «лишней» информации, предоставляемых в других источниках (вибрации голоса, дефекты речи, оговорки, а также множество лингвистических и иных компонентов текста типа союзов, частиц, художественных и лирических моментов) в презентации отсутствуют, что значительно экономит время преподавателя и в несколько раз ускоряет процесс усвоения только нужной информации.
Для усиления концентрации на наиболее важных частях презентации, на самой важной информации, в качестве «помощи» используются другие формы информации. Они не обязательно должно содержать информацию, так как их цель состоит в изменении динамических процессов сознания, которое всегда стремиться к экономии энергии через снижена концентрации. Для этого, в презентации используются геометрически фигуры, эффекты, анимация, звуки, видео и пр. Их цель — пробудить в глубине сознания те установки, которые будут посылать сигнал о «опасности». Слово опасность, здесь стоит понимать только как сигнал к включению внимания, который был выработан у людей в ходе эволюции. В природе движение, появление объектов необычной формы и звуки пробуждают у живых существ инстинкт самосохранения, а у современного человека такая реакция осталась, так как все же необходима ему для жизни, даже в отрыве от дикой природы.
Кроме того, информационная грамотность также имеет немалое значение в образовании. Понятно, что без владения современными технологиями уже не выжить, поэтому, понятия о них нужно формировать своевременно, чтобы не вызывать затруднений в жизни. Здесь важно, чтобы информационная грамотность не всегда углублялась глубоко, так как освоение каждой технологии, программы, информационной системы и т. п. досконально может занять много времени. У студентов необходимо формировать только те основы, которые позволят им в дальнейшем ориентироваться в информационном пространстве самостоятельно. Например, освоение некоторых программ можно ускорить и упростить, за счет освоение принципов одной из них, так как большинство системных продуктов изначально разрабатывается корпорациями с расчетом на интуитивность освоения.
Также информационная грамотность затрагивает социальные стороны жизни. Например, важно формировать финансовую грамотность, так как банковские системы активно используют информационные технологии с расчетом на будущее, на переход большинства транзакций и операций в электронный вид.
Глава II. Практические аспектыТак или иначе, формирование информационной грамотности важно как для жизни отдельного индивида, так и для государства. Люди, владеющие информационные технологиями и активно пользующиеся информационными системами, являются социально активными людьми. Поскольку они пользуются электронными финансовыми системами, государственными Интернет-порталами, мобильными приложениями по доставке еды, бронированию номеров отелей и пр., то это само по себе активизируют движение в экономике страны.
Понимая это, государство стремится повышать информационную грамотность населения. Кроме того, что человек должен сам проявлять к этому интерес, личный и профессиональный, государство не должно вмешиваться в этот процесс, что отражено в Конституции и законах. От него требуется только установить порядок пользование информационными системами и определить основные стратегии формирования информационной грамотности. Такие стратегии и концепции подразумевают выделение приоритетов на федеральном и муниципальных уровнях, на которые будут ориентироваться объекты власти. Понимается, что если объекты власти и права не будут следовать современным тенденциям (то есть, той же Концепции по информационному, инновационному и др. развитию страны на долгосрочный период), то социокультурная среда в стране по-прежнему будет слабо развитой, что негативно (прежде всего для правительства) скажется на экономике.
Предприятия, конечно, переходят на информационные системы с целью упростить порядок управления системами, складами и организационным контролем, что экономит время и средства. Для управления такими системами нужна квалифицированные кадры, способные работать с новыми технологиями, а прежние кадры должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. Это курсы по формированию медиа- и информационной грамотности, дистанционные курсы, самообразование и др.
Следует понимать, что для работы на таких предприятиях в будущем необходимы компетентные кадры, всесторонне развитые. Это обуславливает одну из приоритетных задач в стратегия развития информационной грамотности: формирование навыков работы с информационными и медиатехнологиями у студентов, как у будущих работников стратегически важных в экономике предприятий.
Как правило, отдельные страны ориентируются прежде всего на опыт самых развитых стран (США, Западная Европа) в плане методов повышения информационной грамотности, в том числе в ВУЗах. Одна из таких программ, как ориентир для исполнителей программ формирования информационной грамотности является Стратегический план действий Программы «Информация для всех» от ЮНЕСКО, начатая в 2001 г.
Это обычная межправительственная программа ЮНЕСКО, с той лишь разницей, что направлена на повышение качества жизни посредство приобщения людей всего мира к новому уровню жизни, где необходимо тесное взаимодействие с технологиями.
Основные положения такой стратегии, которая также имеет аналоги на правительственных уровнях — реализация принципов доступности информации, реализация понятий о культуре общения в виртуальном пространстве, конфиденциальности, информационные технологии как средство саморазвития.
На уровне ВУЗов принципы реализовать достаточно просто (в теории), оп сравнению с более сложными институтами (корпорации, муниципальные органы, где целевые группы программ более разнородного состава, с разным образованием, культурой, возрастом, национальностью).
Прежде всего в образовании информационная грамотность реализуется не как преподавание информатики или технических наук, а как гуманитарный в своем роде предмет. Обоснование в том, что информация и процесс ее усвоения является сферой культуры. Для того, чтобы иметь способность к усвоению знаний и навыков, необходим некий уровень культуры. Другими словами, должны быть когнитивные установки, которые отвечают за прием, обработку и усвоению информации от внешнего мира. В сознании тогда формируются новые установки, реализуемые затем на практике. Этот результат и будет являться в своем роде культурой. Например, любая культура в ее обычном понимании также образуется как результат такой сознательной и бессознательной обработки информации от внешнего мира, в процессе которой добавляется субъективная часть (эмоции, чувства и пр.). В итоге, внешний мир получает пространство, помогающее людям пользоваться продуктами таких процессов: в широком плане, это вся культура человечества, в том числе науки, техника, живопись, литература, языки, одежда, дизайн и пр.
Информационная культура также является продуктом такой схемы. Поэтому, педагогический подход к формированию информационной грамотности у студентов будет самым эффективным. Однако, следует понимать, что и педагог должен обладать должным уровнем информационной грамотности. Также немаловажно, чтобы и ВУЗы были оснащены самыми современным инвентарем.
При этом, формирование должно проходить с учетом ряда культурных этапов, так как для усвоений информации (приобщение к культуре) нужные уже некоторые понятия (когнитивные установки). Для медиа грамотности нужно наличие умений воспринимать широкий спектр компонентов медиа: понимать скрытое значение цветов, геометрических фигур, знать особенности влияния звуков на сознание, правильно интерпретировать визуальные составляющие, нужно уметь читать и писать, и т. д. Необязательно для формирования информационной грамотности владеть в полной мере этими умениями, так как для усвоения основного спектра информации в медиа (так как в ней сжата информация и представлена в максимально удобном виде) достаточно только уметь читать и распознавать некоторые анимационные компоненты (требующие иногда знания лингвистического или иного контекста).
В конечном итоге, формирование информацинной грамотности у студентов является особым приобщение к новой культуре (подобно обучению нотам как приобщение к миру музыки или обучение арифметике для дальнейшей работы с бухгалтерией и финансами). Информационная грамотности тогда направляется на широкий ряд целей, результат которых следующий:
Компьютерная грамотность личности
Здесь понимается, что студент будет владеть хотя бы основными навыками для работы с рядом нужных его профессии и жизни программ. Понятно, что они постоянно обновляются и усложняются, поэтому важно развивать только базовые навыки. Программы и системы проектируется изначально интуитивно понятными, так что их освоение лучше вести на базовом уровне. Дальнейшие освоение в целях экономии времени лучше оставить на самообразование, курсы, вебинары и пр.
Знания об информационной среде
Также, следует давать только базовые, но широкие знания о информационной среде. Как правило, информация должна быть новой и актуальной и включать понятия о финансовых операциях электронной формы, информационная безопасность, принципы работы социальных сетей и поисковых систем, краткая история и вероятная эволюция, а также важные факты.
Наличие информационных потребностей у студента
Знания не будут усваиваться без реализации на практике эмпирическим путем. Более того, у людей должна быть потребность в пользовании информационными системами. Дело в том, что культура не будет существовать, если ей не пользуются. Потребностями здесь называется не заказ еды через Интернет и т. п., а потребность, направленная на самореализацию в жизни. Информационные технологии, и это следует преподавать, созданы с целью улучшить жизнь людей, и никогда с целью сделать их замкнутыми и менее общительными. Основной курс взаимодействия человека и информационной системы (как культуры) — стремление к получению пользы для человека из виртуальной среды. Здесь может быть как общение, так и доступ к образовательным системам, курсам, учебникам, статьям, финансовым операциями и пр.
Умение ориентироваться в информационных потоках
Человеку нужно ориентироваться в любой культуре. Ввиду известной запутанности в сети, где культуры переплетаются, нарушаются языковые барьеры, информация несистематизированна по всей сети, много ложной информации, пропаганды от СМИ, недостоверные и устаревшие источник и т. д, следует прививать навыки распознавания таких элементов. Понятно, что Интернет нельзя упорядочить ввиду технических особенностей (хотя вводятся малоэффективные законы о запрете доступа к ресурсам, против пиратства и пр., но почему-то не вводятся законы о запрете государственной пропаганды в сети или борьбы с недостоверной информацией, наносящие людям вред), поэтому важно уметь ориентироваться среди информационного пространства. Здесь нужна немалая психологическая устойчивость, адекватность, отсутствие предрассудков, сила воли и определенный культурный современный уровень понимания того, что мир довольно богат на явления и всегда неоднозначен, что известно еще с древней философии. Главное то, чтобы у студентов были в наличии сформированные адекватные психологические установки, которые позволят правильно интерпретировать информацию, самостоятельно классифицировать ее и т. д., чтобы рационально и максимально эффективно воспринимать пользу от Сети и медиа, исключая из восприятия компоненты, наносящие вред его психологическим установкам и мировоззрению.
Умения и навыки сохранения информации для повторного использования
Здесь не следует понимать, что всю найденную или полезную информацию следует сохранять, так как часто такой информации может быть очень много. Скорее, здесь важно сохранять способность запоминать наиболее важное и отсеивает неактуально и устаревшее. Это когнитивный навык, его нужно развивать у студентов, он необходим и очень важен при работе в медиа-среде, где информации очень много (по сравнению с учебником, книгой и пр.). Сохранение информации может также ослабить способность запоминать, это понимал еще Сократ, велевший ученикам ничего не записывать. Важно здесь скорее сохранять особые «ключи», то есть ориентиры (умственные в виде установок, которые также используются методом ассоциаций для тренировки памяти или виртуальные ссылки) на информацию, чтобы по ним отыскать нужное.
Развивать алгоритмичность мышления
Поскольку информации в информационной среде очень много, в Интернете, или в сложной программе, важно формировать навыки запоминания основных действий или алгоритмов повторения схожих операций. Этот навык усваивается по той же схеме, что и обучение любому ремеслу не в виртуальной среде (путем повторения однообразных действий для развития мышечной памяти). В случае с медиа такие действия активизирует одновременно мышечную память (движения рук) и закрепляет умственные установки в виде подсознательных алгоритмов. Большинство действий в работе с информационными системами однообразно, и усложняются только по мере увеличения числа дополнительной информации об операциях. Поэтому, здесь следует развивать у студентов алгоритмичное мышление: оно позволит быстро запомнить однообразные действия, тогда как усвоение более длинных алгоритмов можно оставить на самообразование, по усмотрению и воле студента.
Поскольку информационная среда относится к сфере культуры (в какой-то мере, как и любая социальная или профессиональная среда, со своими особенностями), здесь немалое значение имеют личностные особенности, или желание. Желание можно понимать как эмоциональный аппарат, совмещенный с интеллектуальными установками личности, что в и итоге формирует ее совместимость или несовместимость с определенными явлениями. На уровне коммуникации это проявляется как характеристика личности в форме эстетических категорий: одним людям нравится одно, другим другое. Поэтому, в любой культуре важно учитывать это явление. Общими у всех людей являются одинаковые (условно) стремления и принципы работы такого аппарата. Поэтому, для эффективного формирования информационной грамотности, нужно ориентироваться на ряд направлений, учитывающих особенности отдельной личности, но исходящие из общих сходств:
Творческое мышление
Развитие творческого мышления необходимо для быстрого и точного усвоения широкого спектра медиа-информации. Как правило, при поверхностном ознакомлении, например, с сайтом, усваивается только то, что искал человек. При этом, в таких медиа достаточно скрытой информации: стиль автора (можно определить, автор любитель или ученый), качество текста (заметны пропагандистские компоненты, какие слова повторяются, эмоциональная часть текста, коннотативные, денотативные компоненты, метаязык, контекстность и пр.), дизайн (может подсознательно формировать настроение читателя, акцентировать внимание), реклама (также сложный вид медиа, быстро и незаметно определяющий поведение человека) и многое другое. Творческое мышление должно уметь все это распознавать и помогать лучше работать в медиа среде.
Инициативность
Инициатива как проявление воли, важнейшей части личности, важна в любом деле. Поэтому, важно формировать у студентов качества личности, способствующие развитию терпения и проявления своей воли при работе с медиа. Это нужно для формирования способности быстро и эффективно использовать только самые важные компоненты медиа:
Способность к обоснованному риску
Уверенность в себе
Адекватную самооценку
Умение сотрудничать с партнерами
Мотивация достижения
Высокая работоспособность
Все эти качества, впрочем, важны в любой культурной среде. В медиа, как среде с большим спектром потока информации, формирование творческого мышления наиболее важно, так как по исследованиям ученым, творчество позволяет установить гармоничную связь между интеллектом и эмоциональным аппаратом (его желаниям, стремлениями и пр.). Правильная такая связь в разы улучшить жизнь человека.
Так или иначе, формирование медиа- и информационной грамотности у студентов проходя в ряд подходов, отвечающих концепции о всестороннем развитии:
Системный подход
Целостность характеристики сложного, многогранного феномена информационной культуры, представляющего сплав знания разнообразных информационных ресурсов, правил поиска и переработки информации с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, умений оценки и интерпретации информации, самостоятельного создания информационных продуктов.
Культурологический подход
Неразрывность информации и культуры, неотъемлемость информационной культуры от общей культуры человека.
Деятельности подход
Формирование информационной культуры личности ведется с позиций деятельности конкретного человека, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.
Технологический подход
Формирование информационной культуры личности – это образовательная технология, включающая определенную совокупность форм, методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата.
ИнтегративностьОрганичное взаимодействие общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин при формировании информационной культуры личности.
Непрерывность
Обеспечивает воплощение в жизнь одной из ключевых идей современности - «образование в течение всей жизни».
Заключение
Так или иначе, формирование медиа- и информационной грамотности у студентов должно проходить в ряд этапов. Как правило, эффективным признан трехступенчатый подход: функциональный, системный и профессиональный. На первом этапе (младшие курсы) даются базовые знания о принципах работы систем и программ, даются теоретические знания и закрепляются основные навыки, которые в дальнейшем можно развивать самостоятельно. Системный уровень 3–4 курсы ВУЗов проходит в профильном направлении, то есть, с углубленным изучением наиболее важных для специалиста программ. Это работы с базами данных, таблицами, графиками, в технических специальностях с САПР, в бухгалтерских это EXCEL, в других MathCad и т. д. Третий этап во многом реализуется в практическом применении знаний на практике, на работе по специальности или в другой среде, связанной с информационной. Здесь уже вступает фактор самообразования, так как для работы требуется большая работа по самостоятельному изучению программ, что будет повышать компетентность и профессионализм.
Список использованных источников
Ахмеджанова Т. Д. Формирование информационной культуры студентов посредством проблематизации образовательной ситуации. [Электронный ресурс] – URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-informacionnoj-kultury-studentov-posredstvom-problematizacii.html
Гендина Н. И. Информационная грамотность как приоритет Программы ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] – URL: http://www.ifapcom.ru/ru/news/255
Данилова В. В. Формирование информационной культуры студентов посредством информационно-образовательной среды Научной библиотеки УдГУ. [Электронный ресурс] – URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/9980/5_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf?sequence=1
Дорофеева Н. С. Формирование информационной грамотности студентов как неотъемлемое условие качественной подготовки. [Электронный ресурс] – URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/19887/1/bvu01-2002-11.pdf
Елькина Е. Е. Информационная культура как условие реализации дистанционных образовательных программ: сравнительный анализ опыта российских и американских университетов. [Электронный ресурс] – URL: http://injoit.org/index.php/j1/article/download/505/479
Концепция формирования информационной культуры личности. [Электронный ресурс] – URL: http://nii.kemguki.ru/razrabotki/razrabotki-fikl/99-2010-09-27-02-48-37
Кочеток Н. Г. Информационная культура педагога. [Электронный ресурс] – URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/10521-Informatsionnaya_kultura_pedagoga.html
Лавровская Н. В. Формирование информационной грамотности студентов как неотъемлемое условие качественной подготовки студентов среднего профессионального образования. [Электронный ресурс] – URL: http://www.informio.ru/publications/id2815/Formirovanie-informacionnoi-gramotnosti-studentov-kak-neotemlemoe-uslovie-kachestvennoi-podgotovki-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovanija
Лосев С. В. Формирование информационной культуры студентов колледжа – требование к подготовке современного специалиста. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kultury-studentov-kolledzha-trebovanie-k-podgotovke-sovremennogo-spetsialista
Тараканов А. В. Формирование информационной культуры. [Электронный ресурс] – URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=24826
Утвержден текст Московской декларации о медиа- и информационной грамотности. [Электронный ресурс] – URL: http://www.ifapcom.ru/ru/news/1347
Шарипов Ф. Моделирование информационной культуры студентов вузов и уровни её сформированности. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-informatsionnoy-kultury-studentov-vuzov-i-urovni-eyo-sformirovannosti
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!