это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1999354
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Оценка эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями экономической направленности в Российской Федерации………………………………………………………………...……….5
2. Мероприятия по повышению эффективности деятельности правоохранительной деятельности по борьбе с экономическими преступлениями в Российской Федерации……………………………..……..11
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………...18
Введение
Противодействие преступности в экономической сфере является актуальным аспектом на каждом этапе государственного развития вне зависимости от показателей развития общества социального, политического и экономического характера. Указанные преступные деяния относятся ко всем направлениям деятельности в области экономики и оказывают существенное воздействие на большинство сфер общественной жизни.
Экономические преступления охватывают ранее сформированные системы государственной, общественной собственности, а также организации различных форм собственности: частные компании, акционерные общества, товарищества различного рода и т.д.
В последние годы выросли показатели, касающиеся не только преступного посягательства на собственность, но и других преступных деяний, которые относятся к хозяйственной деятельности, такие как: злоупотребления полномочиями работниками частных предприятий, взяточничество, а также подделка документов и т.д. Распространение получили новые виды экономических преступлений, возросло количество злоупотреблений законом, которые ранее встречались не часто: незаконное предпринимательство, получение кредитов незаконными способами, фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и т.д.
В то же время выросли показатели организованной преступности в исследуемой отрасли. Распространенными стали преступления экономической направленности, участие в совершении которых принимают коррумпированные сотрудники государственных органов, в том числе представители правоохранительных органов. Имеет место сопряженность экономических преступлений с лишением жизни, вымогательством и иными преступными деяниями, обладающими повышенной степенью общественной опасности.
Преступники экономической направленности используют традиционные способы, а также ведут активную деятельность по разработке новейших методов и приемов преступной деятельности, в том числе с привлечением различных специалистов из всевозможных отраслей. Указанные факторы влекут за собой значительные для государства потери в экономической области, что обуславливает актуальность исследования вопросов, касающихся оценки эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию экономической преступности.
В связи с вышеизложенным, работа органов, которые ответственны за расследование преступных деяний, постоянно оценивается с точки зрения показателей ее эффективности. Видится, что указанные индикаторы выступают в качестве основы для разработки решений управленческого характера в отношении системы поощрения либо применения санкций к сотрудникам правоохранительных органов, а также кадровых перестановок, в том числе кадровой ротации. С этим связана ориентация руководящего состава правоохранительной системы на достижение высоких показателей, которые выступают в качестве критериев оценки их работы.
1. Оценка эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями экономической направленности в Российской Федерации
В Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" отмечается следующее: «Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности».
Без сомнения, основная нагрузка, связанная с обеспечением безопасности России в экономической сфере, лежит на правоохранительных органах, и главенствующая роль в борьбе с соответствующим видом преступлений возложена на подразделения полиции. Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции - отдел при управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации, который реализует задачи МВД, связанные с разработкой и обеспечением политики государства и нормативно-правового регулирования в сфере экономической безопасности России, и кроме того выполняет ряд других функций согласно Положению о Департаменте и иных нормативно-правовых актов МВД России. Отдел находится под юрисдикцией Главного Управления Экономической Безопасности и Противодействия Коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России), является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Экономическая преступность – это «относительно массовое изменчивое явление, состоящее из совокупности посягательств, совершаемых в сфере экономики или причиняющих ей вред должностными лицами, выполняющими управленческие функции, а также работниками предприятий, организаций и учреждений, выполняющими иные функции, а также любыми частными лицами на определенной территории за определенное время».
Работники подразделений, осуществляющих противодействие экономической преступности:
- определяют и проводят анализ факторов и условий, способствующих совершению преступных деяний в экономической сфере; предлагают варианты оперативного информирования государственной власти, а также органов местного самоуправления и собственников имущества о наличии необходимости устранить факторы и условия совершения экономических преступлений;
- проводят комплекс оперативно-розыскных мероприятий по установлению лиц, которые осуществляют деятельность по приготовлению и либо покушению на экономические преступления, и применяют соответствующие действующему законодательству меры;
- проводят регулярный анализ показателей преступности в сфере экономики, реализуют меры, соответствующие действующему законодательству и направленные на ликвидацию факторов и условий совершения экономических преступлений;
- взаимодействуют с подразделениями уголовного розыска на предмет установления лиц, которые ведут преступную деятельность в экономической сфере; применяют оперативные данные, которыми обладают, с целью пресечения их противоправных действий;
- проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление и деактивацию организованных преступных групп либо сообществ, осуществляющих свою деятельность в экономической области;
- принимают участие в процессе освещения итогов работы подразделений по противодействию экономической преступности в средствах массовой информации.
Представляется, что показатель эффективности работы по предупреждению преступной деятельности в сфере экономики обусловлен аналитической деятельностью высокого уровня, а также применением проверенных с точки зрения науки прогностических анализов высокой степени точности.
Также эффективность мер по борьбе с экономическими преступлениями надлежит оценивать по следующим индикаторам:
- реальный уровень и динамика криминального предпринимательства;
- доля преступных групп и сообществ в нем;
- относительная степень интенсивности мошенничеств.
Известно, что в качестве объектов деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступных деяний выступают следующие элементы:
- негативные факторы, оказывающие воздействие на совершение определенных преступлений в сфере экономики в качестве детерминантов либо облегчающих преступную деятельность условий;
- граждане и юридические лица, по отношению к которым правоохранительными органами принимаются обеспечивающие соблюдение регламентированных на законодательном уровне стандартов и нормативов меры;
- граждане, осуществляющие подготовительную к преступной деятельность либо «вынашивающие» преступный замысел;
- граждане, в отношении которых сотрудники правоохранительных органов осуществляют контроль в регламентированных законодательно ситуациях;
- граждане, которые демонстрируют устойчивое противоправное поведение;
- граждане, которые привлекаются к ответственности в связи с совершением преступлений, обладающие статусом подозреваемых либо обвиняемых в случае прекращения уголовного дела по нереабилитирующим обстоятельствам, а также граждане, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела по тем же основаниям;
- граждане, которые являются потенциальными жертвами или реальными потерпевшими от преступной деятельности ввиду возрастного фактора, их образа жизни, модели поведения, а также особенностей физического, психологического или социального характера.
Существует значительное количество разновидностей преступлений в сфере экономики, которые в свою очередь подразделяют на группы, каждая из которых демонстрирует различную динамику.
К примеру, число зарегистрированных уголовных дел, связанных совершением мошенничества с применением электронных платежных средств (ст. 159.3 УК РФ) выросло до 6613 – что практически в 8 раз больше относительно аналогичного периода 2018 года.
157297 уголовных дел по ст. 159 УК РФ находилось в производстве в первой половине 2019 года, из них 105681 дело (прирост относительно аналогичного периода 2018 года составил 5,4%) было зарегистрировано в указанный период, остальное количество относится к предыдущим годам.
При этом следует отметить, что количество материалов по уголовным делам, которые были направлены на рассмотрение в суд, сократилось на 5,8% по сравнению с 2018 годом (22195 дел). Кроме того, количество уголовных дел, производство по которым было приостановлено ввиду наличия трудностей в установлении личности обвиняемого, выросло по сравнению с 2018 годом на 6,3 % (65221 дело).
Первое полугодие 2019 года показало существенное увеличение количества зарегистрированных преступлений, связанных с мошенничеством при получении выплат (ст. 159.2 УК РФ: 4441 дело). В аналогичный период 2018 года таких преступных деяний было зарегистрировано на 27,6 % меньше.
Также возросло количество преступлений, квалифицированных по ст. 159.3 УК РФ. Следует уточнить, что в санкции, предусмотренные по указанной статье, составляют до 10 лет лишения свободы за совершение преступления в составе организованной группы или в особо крупном размере. Данная уголовно-правовая норма относится и к хищению денежных средств с применением банковской карты (похищенной либо подделанной) в случае ее предъявления сотруднику банка либо магазина. При этом подделка банковской карты может являться полной либо частичной и осуществляться различными методами: находка карты, похищение в результате вымогательства, совершение грабежа и т.д. В качестве мошенничества с применением электронных платежных средств, как правило, квалифицируются любые противоправные деяния, которые включают в себя осуществление безналичного перевода денежных средств посредством технологий информационной сферы, а также электронных носителей данных.
Рост количества преступлений, предусмотренных ст. 159.3 УК РФ может быть связан с активацией мошеннических действий в области электронных платежных систем, а также с положениями, содержащимися в постановлении пленума Верховного Суда от 30 ноября 2017 года № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», которым были даны разъяснения, касающиеся особенностей применения данной статьи. Видится, что данные положения способствовали более четкому пониманию со стороны правоохранительных органов механизма применения ст. 159.3 УК РФ, что привело к ее активному использованию.
Число материалов и уголовных дел, находящихся в производстве, касающихся преступлений, относящихся к 22 главе УК РФ (преступления в сфере экономической деятельности, статьи УК 169–200), возросло до 39823 (что составило прирост на 11,4%).
Число экономических преступлений, зарегистрированных в первом полугодии 2019 года, увеличилось до 25873, прирост составил 7,7%. При этом количество уголовных дел по указанным статьям, которые были приостановлены по причине отсутствия возможности установить личность обвиняемого, возросло до 7864, прирост составил по сравнению с аналогичным периодом 2018 года 19,1%.
Следует обратить внимание на отрицательную динамику относительно преступлений, которые были зарегистрированы по ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности), число дел снизилось с 72 до 49 в первом полугодии 2019 года. При этом материалов по указанной статье для рассмотрения судом направлено значительно меньше – на 40% меньше, чем в 2018 году – всего 12 дел.
Таким образом, приведенные выше показатели преступности в экономической сфере демонстрируют низкую эффективность мероприятий, проводимых правоохранительными органами в аспекте борьбы с преступлениями указанной категории. Кроме того, следует отметить необходимость применения ведомственного подхода к установлению необходимых мер и их содержанию относительно профилактики экономической преступности, что является важнейшим фактором в системе мер по противодействию преступлений экономической направленности. Ведомственные нормативные акты недостаточно регламентируют перечень указанных мероприятий, не отражают их цели и основные задачи, а также методику реализации. Отсутствуют специально разработанные положения о содержании, а также структуре и классификации мероприятий, направленных на профилактику совершения преступлений в сфере экономики. Данные факторы существенно снижают эффективность решения задач, стоящих перед подразделениями правоохранительных органов, направленных на предотвращение совершения экономических и налоговых преступлений.
На основании изложенного, рекомендовано проведение комплексного исследования результатов деятельности правоохранительных органов по предупреждению экономической преступности и разработка на его основе системы методических рекомендаций, которые должны быть направлены на повышение показателей эффективности данных мероприятий.
2. Мероприятия по повышению эффективности деятельности правоохранительной деятельности по борьбе с экономическими преступлениями в Российской Федерации
Как ранее было отмечено, деятельность системы подразделений правоохранительных органов Российской Федерации в настоящее время недостаточно ориентирована на повышение приоритета относительно применения мер профилактического характера в области экономических преступлений, и в связи с этим оперативные сотрудники подразделений экономической безопасности зачастую допускают переход выявленной деятельности криминального характера в стадию совершения преступного деяния, пресекая его на данном этапе путем задержания участников с поличным. Среди специальных мер, предлагаемых для повышения показателей эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, следует отметить следующие:
- акцентирование внимания при планировании деятельности на необходимости принятия мер дополнительного характера, имеющих целью прирост числа профилактических мероприятий преступлений указанной категории, в том числе системных планов мероприятий комплексного характера;
- совершенствование взаимодействия субъектов, принимающих участие в профилактической работе преступлений в сфере экономики (в настоящее время следует отметить недостаточный уровень согласованности и координации осуществляемых подразделениями правоохранительных органов действий, что выступает в качестве решающего фактора, способствующего снижению эффективности борьбы с экономической преступностью);
- обобщение и систематизация передового опыта, полученного в ходе работы правоохранительных органов в результате реализации комплекса мероприятий, включающих в себя комплексные оперативно-профилактические операции;
- разработка новейших методических рекомендаций по борьбе с экономическими преступлениями;
- активизация деятельности, связанной с поиском и отбором источников достоверной оперативной информации, которые отличаются способностью к эффективному освещению и влиянию на процессы и явления криминогенного характера, которые происходят на представляющих оперативный интерес объектах;
- использовать поощрительные меры в отношении сотрудников правоохранительных органов, которые демонстрируют высокие показатели при реализации мер профилактики в отношении экономической преступности.
В качестве специфических стратегических мер по борьбе с преступлениями экономической направленности следует определить следующие направления:
- обеспечение деятельности правоохранительных органов с точки зрения научных и информационных ресурсов:
1. создание банка научно-исследовательских проектов, направленных на исследование теоретических аспектов и эмпирической составляющей мер по борьбе с экономическими преступлениями;
2. проведение комплексного и глубокого анализа современного опыта мер по борьбе с экономической преступностью в странах СНГ, ШОС, а также ЕврАзЭС, становление и развитие системы сотрудничества на международной арене;
3. изучение опыта развитых стран относительно работы правоохранительных органов по борьбе с экономической преступностью с целью оценки возможности применения его к российской действительности.
Для выявления и ликвидации факторов, которые способствуют усугублению динамики показателей экономической преступности, рациональным видится разработка и внедрение системы взаимодействия информационного характера между подразделениями правоохранительных органов. Таким образом, значительно облегчен будет доступ к сведениям, касающимся личности (данных паспорта, состояния имущества, данных о наличии судимости, регистрации), базе утерянных паспортов, миграционных данных и т.д.
Кроме того, значительное воздействие на эффективность работы с экономическими преступлениями видится в грамотно проводимой кадровой политики, направленной на:
- рост количества сотрудников правоохранительных органов, прошедших профильную профессиональную подготовку;
- проведение регулярной аттестации сотрудников относительно профильных знаний;
- проведение массовой переподготовки сотрудников.
Также значение для решения проблемы эффективности профилактики экономических преступлений имеют меры культурно-воспитательного и идеологического характера:
- создание и поддержание положительного общественного мнения относительно правоохранительной системы, восстановление признания обществом государственной власти;
- воздействие на предпринимательскую среду с точки зрения нравственных и психологических аспектов с помощью средств массовой информации;
- способствование росту уровня налоговой культуры;
- увеличение стимулов легального предпринимательства;
- снижение уровня налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также, видится, что большую роль для повышения эффективности борьбы с проявлениями экономической преступности имеет техническое обеспечение правоохранительной деятельности и следующие предлагаемые меры:
- материально-техническое развитие составляющих правоохранительной деятельности;
- рост гарантий социально-правовой защиты работников;
- проведение работы по совершенствованию системы способов контроля с точки зрения бюджетной, страховой и налоговой системы;
- создание и внедрение новейших средств в области информационных технологий, позволяющих получать сведения относительно допущенных нарушений законодательства, совершенных экономических преступлениях, а также другие данные статистического характера, полученные по итогам анализа проведенных оперативно-служебных мероприятий.
Кроме того, возможность получить информацию, которую не способна охватить официальная статистика, предоставляет изучение общественного мнения граждан. Предлагается разработать и применять специальную анкету с целью проведения опросов населения относительно проблем, существующих в сфере борьбы с экономическими преступлениями.
Среди глобальных мер, способствующих эффективной профилактике экономических преступлений, можно назвать: разработку государственной стратегии по противодействию преступлениям экономической направленности, которые должны включать в себя целый комплекс мер: от деятельности по повышению правовой культуры населения, воспитания с точки зрения патриотизма до мероприятий, направленных на совершенствование системы действующего законодательства, а также экономической обстановки в целом; проведение глубокого анализа законодательства Российской Федерации с точки зрения криминогенности, а также показателей эффективности применяемых мер профилактического характера, включая систему наказания.
Заключение
В качестве основного вывода по исследуемой проблеме можно отметить повышенное значение рационального планирования, кадровой работы, технической и информационной составляющей, использования сложных приемов и методик оперативной и следственной работы, уровня компетентности сотрудников правоохранительных дел, а также профилактической деятельности для показателей экономической преступности.
Важнейшим фактором, способствующим достижению высокой эффективности работы сотрудников правоохранительных органов в отношении предупреждения экономических преступлений, является регулярное, оперативное и рациональное взаимодействие соответствующих подразделений. Навыки применения тактики и стратегии борьбы с экономическими преступлениями позволяют оперативным сотрудникам и следователям с успехом осуществлять фиксирование определенных преступных действий в экономической сфере, вне зависимости от реализуемых преступными лицами методов, а также их личных качеств и особенностей, детерминантов окружающей обстановки.
Работа сотрудников правоохранительных органов по борьбе с экономической преступностью характеризуется специфическими методами, и задачами, и подходом к их постановке. Обычно работа ведутся «от преступления» (от совершенного убийства, ограбления, кражи и т. д.), то в случае с экономической преступностью, как правило, приходится «идти к преступлению», отыскивая его по малозаметным признакам.
Работникам правоохранительных органов в данном случае приходится проверять жалобы граждан на злоупотребления в системе торговли, об обмане покупателей, о фальсификации товаров, пересортице, фактах вымогательства, фактах дачи и получения взятки и т.д. Все эти разрозненные факты представляют собой фрагменты целой картины, и необходимо обладать большим запасом разносторонних знаний, большим опытом и терпением, чтобы из перечисленных выше признаков была воссоздана цельная картина сложного, замаскированного хищения государственной собственности или совершенного преступления против интересов государственной службы, государственной власти.
Преступники, с которыми приходится иметь дело, по-своему грамотные, квалифицированные и изворотливые люди, которыми на постоянно меняются и усложняются схемы совершения экономических преступлений, в связи с чем, результаты их преступной деятельности не всегда заметны.
Для успешной борьбы с лицами, совершающими экономические преступления, сотрудники правоохранительных органов должны превосходить их во многих качествах, в первую очередь в общей культуре и профессиональной квалификации. В настоящее время сотрудникам правоохранительных органов приходится раскрывать преступления в самых различных областях промышленности, городского и сельского хозяйства, в торговле, в сфере коррумпированной государственной власти, где уровень совершенных преступлений неуклонно возрастает и, конечно, из этого следует, что сотрудники правоохранительных органов должны обладать широкими и разнообразными познаниями во всевозможных отраслях.
Данные сотрудники должны хорошо знать бухгалтерский учет, товароведение, технологию изготовления продукции, особенности переработки, должны руководствоваться в работе морально-этическими основами, принятыми в обществе, с тем, чтобы использовать эти знания для раскрытия сложных, замаскированных хищений. Для их деятельности характерна борьба с замаскированными преступлениями и преступниками, что еще более усложняет работу.
Список использованной литературы
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (Ч. I). Ст. 4921.
2. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №1 (ч.II). – ст.212.
3. Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_jekonomicheskoj_bezop/Polozhenie (дата обращения: 20.03.2020).
4. Зубенко Е.В., Калашников К.В. О противодействии экономической преступности в банковской сфере в современных условиях // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – С. 23-29.
5. Калашников К.В. Оперативно-розыскное противодействие экономическим преступлениямна объектах кредитно-банковской системы: проблемы и пути решения // Труды Академии управления МВД России. – 2019. - № 4 (52) . – С. 149-156.
6. Кицанов Р. С. Финансовые аспекты влияния экономических преступлений на экономику России и Томской области // Молодой ученый. — 2019. — №26. — С. 362-366.
7. Кузнецов А.П. Экономическое преступление и экономическая преступность: соотношение понятий // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2017. – № 3 (39). – С. 235-239.
8. Мангасаров Р. А. Организация противодействия хищениям бюджетных денежных средств // Академическая мысль. - 2019. - № 1 (6). – С. 119-128.
9. Перепечин С.П., Павлова И.Ю. Статистическая оценка эффективности деятельности овд по противодействию экономическим преступлениям // Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева. – 2017. – С. 180-189.
10. Пойманова Л.А. Мошенничество в банковской сфере: понятие, признаки, виды // Сибирский юридический вестник. – 2018. - № 2 (81). – С. 84-89.
11. Рубцов И.В. Анализ динамики экономической преступности в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. - № 4. – 214-218.
12. Ступина О. Е. Комплекс действующих мер по предотвращению правонарушений в финансово-кредитной сфере // Территория науки. - 2018. - № 4. – С. 15-28.
13. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 48 г. Москва "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате". URL: https://rg.ru/2017/12/11/sud-moshennichestv-dok.html (дата обращения: 20.03.2020).
14. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2019 года // ГИАЦ МВД РФ. URL: https://мвд.рф/reports/item/19412450/ (дата обращения: 20.03.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!