Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Межпредметные связи в высшей школе: математическое обеспечение курса аналитической химии

Тип Реферат
Предмет Биология и химия
Просмотров
1742
Размер файла
21 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Межпредметные связи в высшей школе: математическое обеспечение курса аналитической химии

Межпредметные связи в высшей школе: математическоеобеспечение курса аналитической химии

В.И. Вершинин, С.В. Усова, Омский государственный университет,кафедра аналитической химии и химии нефти

Для оптимизации подготовки специалистов важно выявить межпредметные связи (МПС) и учесть их профессиональную направленность при отборе содержания учебных дисциплин. Такой подход для педагогики высшей школы является нетривиальным, а его возможности мало изучены. В данной работе, выполненной по программе "Университеты России - фундаментальные исследования" (направление 10.11), в качестве примера рассматривается связь курсов аналитической химии (АХ) и высшей математики (ВМ). Выбор связан с тем, что при подготовке химиков АХ является типичной общепрофессиональной, а ВМ - важнейшей общеобразовательной дисциплиной естественно-научного блока. В нашу задачу входило: а) выявить те разделы математики (методы, понятия, умения и навыки), которые необходимы и достаточны студенту для освоения программы АХ на требуемом уровне; б) на этой основе дать рекомендации для уточнения программ и методов преподавания обеих дисциплин.

Характеристика курсов и методика исследования. В соответствии с госстандартом специальности 011000 - Химия курс АХ является общепрофессиональной дисциплиной с трудоемкостью 500 часов [1]. В классических университетах АХ обычно изучают в 3 и 4 семестрах в объеме 300-400 аудиторных часов (в ОмГУ - 369 при 86 лекционных). В разных университетах меняется не столько перечень разделов курса, сколько доля часов, выделяемых на изучение каждого раздела [2], при этом используются одни и те же учебники. Программа модернизируется раз в 5-10 лет без существенного изменения содержания.

Курс ВМ изучается студентами-химиками в 1-2 семестрах (т. е. до АХ) в объеме 200-300 аудиторных часов. В ОмГУ на него отведено 278 часов, в том числе 130 лекционных. Типовая программа курса ВМ [3], к сожалению, не профилизирована и фактически является урезанным вариантом курса ВМ для математиков. Это неоднократно вызывало предложения по изменению структуры математической подготовки в целом и/или содержания курса ВМ [4]. Однако анкетирование вузов показало, что содержание курса ВМ на химических факультетах классических университетов однотипно и стабильно. Таким образом, обе исследуемые учебные дисциплины являются "устоявшимися", что и позволяет анализировать МПС на программном уровне.

Методика исследования заключалась в рассмотрении рабочих программ и содержания учебников по АХ (например, [6-8]). Для каждого раздела выделяли необходимый математический аппарат (набор методов, понятий и т.п.).

Таблица 1. Связи между основными разделами курсов АХ (строки) и ВМ (столбцы)

РазделАБВГДЕЖЗИДополнение
1++++Теория информации, экстраполяция и интерполяция, статистические веса
2++Проверка однородности дисперсий
3+++Алгебраические уравнений (n>2)
4+Связь ошибок 1 и 2 рода для гипотез
5+++Решение степенных уравнений
6+++Методы оптимизаций
7+Методы линеаризации
8++
9++Методы линеаризации
10+++++Решение систем уравнений, матрицы
11+++Симплекс, поверхность отклика, приемы устранения шумов и помех

Разделы курса АХ взяты в соответствии с программой [5]. В таблице связи между родственными разделами обоих курсов отмечены знаком (+). Например, изучая в курсе АХ раздел "Кинетические методы анализа", студент должен иметь представление о дифференциальных уравнениях (они описывают кинетику индикаторных реакций) и уметь решать их. Этому соответствует знак (+) на пересечении строки 8 и столбца Ж. Можно дать и более подробную характеристику межпредметных связей - на уровне подразделов и примеров, а также перечни методов и понятий, но в настоящей статье такие детали вряд ли целесообразны.

В таблице цифрами обозначены следующие разделы курса АХ: 1 - метрологические основы химического анализа; 2 - теория и практика пробоотбора; 3 - типы реакций и процессов в АХ, в том числе описание равновесий; 4 - методы обнаружения и идентификации; 5 - методы выделения, разделения и концентрирования (кроме хроматографии); 6 - хроматографический анализ; 7 - титриметрические методы; 8 - кинетические методы; 9 - электрохимические методы; 10 - оптические методы; 11 - автоматизация анализа и использование ЭВМ. Разделы курса ВМ обозначены буквами: А - аналитическая геометрия; Б - алгебра; В - функции и пределы; Г - производные и дифференциалы, дифференциальное исчисление; Д - интегралы и интегральное исчисление; Е - ряды; Ж - дифференциальные уравнения и их решение; З - основы теории вероятностей; И - элементы матстатистики и теории измерений.

Результаты и их анализ. Как видно из таблицы, курс АХ в достаточно большой степени матема- тизирован (из общепрофессиональных химических дисциплин он уступает в этом отношении только курсам квантовой и физической химии). Студенты-химики пользуются аппаратом теории вероятностей и математической статистики, классической алгеброй; они должны знать начала математического анализа и уметь решать несложные дифференциальные уравнения. В значительно меньшей степени используются ряды (для объяснения Фурье-спектроскопии и для вывода некоторых приближенных формул) и представления аналитической геометрии. Математического багажа, полученного студентами при изучении ВМ, в основном хватает для освоения программы общего курса АХ (в отличие от квантовой химии или спецкурсов).

Однако некоторыми важными для курса АХ математическими методами, понятиями и практическими умениями студенты не владеют, так как они не включены в типовую и рабочие программы курса ВМ. Некоторые примеры указаны в таблице в графе "Дополнения", в основном они относятся к алгебре и математической статистике. Например, в разделе 3 для обоснованного выбора условий маскирования требуется умение решать алгебраические уравнения высоких степеней (вплоть до n = 8). Для расчета результатов потенциометрического титрования (разделы 7 и 9) придется проводить линеаризацию кривых титрования, а в других случаях (разделы 9 и 10) - линеаризацию, интерполяцию и экстраполяцию градуировочных графиков. Для сопоставления результатов анализа между собой и с нормативными документами потребуется овладеть методами статистической проверки гипотез, учитывая взаимосвязь ошибок 1 и 2 рода. Изучение соответствующего материала в типовой программе курса ВМ не предусмотрено и должно быть учтено при ее пересмотре, а до тех пор - при формировании рабочих программ в каждом вузе. Отметим, что простого включения материала в программу недостаточно. Так, студенты получают на первом курсе теоретические сведения по методам поиска экстремумов и решению дифференциальных уравнений, но обучение не доводится до умения выполнять такие операции в ходе решения химических задач, когда они должны выступать в роли общеучебных умений.

С другой стороны, идеи тензорного исчисления, понятия оператора, группы и представления, аппарат интегрального исчисления функций нескольких переменных и некоторые другие разделы курса ВМ (в таблице не указаны) совсем не связаны с курсом АХ. Вероятно, они связаны с другими химическими дисциплинами или не связаны с химией вообще, а остаются в программе по другим соображениям. Естественно, для окончательного вывода о целесообразности изучения тех или иных разделов общеобразовательных дисциплин нужен комплексный анализ МПС со всеми общепрофессиональными и специальными дисциплинами (а не с одной АХ), а также учет фундаментальной и мировоззренческой значимости соответствующих разделов [9]. Такой комплексный анализ МПС, проведенный в ОмГУ в 1998 г. и включающий настоящее исследование в качестве одного из разделов, позволил выработать проект новой типовой программы курса ВМ для химиков [10].

Следует отметить, что целый ряд разделов курса АХ (в таблицу они не включены), судя по содержанию учебников, вовсе не требует знания высшей математики. Например, только на "школьную" математику опираются разделы "Гравиметрический анализ", "Основные объекты анализа", "Методы рентгеновской спектроскопии" и др., а также большинство подразделов из указанных в таблице разделов. Наши подсчеты показывают, что методы высшей математики могут использоваться при изучении материала, составляющего в курсе АХ около третьей части его содержания, хотя в научных исследованиях они применяются постоянно и практически всеми аналитиками. Такое "отставание" учебного курса от уровня математизации соответствующей науки представляется нежелательным, но терпимым.

Однако в некоторых случаях такое отставание доходит до недопустимой степени. В частности, анализ 14 изданных в 1970-1990-е годы отечественных задачников по АХ показывает, что типовые решения всех задач содержат лишь операции элементарной математики (арифметические действия с учетом правил округления, логарифмирование, потенциирование, действия со степенями, решение квадратных уравнений). Производные и интегралы не используются, даже если бы это существенно упростило или уточнило решение. Чтобы уйти от математических сложностей, во многих задачниках (и даже в некоторых учебниках) рекомендуются грубые упрощения; например, пренебрежение ступенчатым характером комплексообразования, хотя это может привести к совершенно ошибочным ответам. При этом алгоритмы точного решения в учебниках описываются, а необходимый математический аппарат студентам известен. По-видимому, если упрощенный вариант решения невозможен, задачи соответствующих типов в задачник не попадают. Однако задачи, для решения которых требуется аппарат ВМ, наши студенты должны решать обязательно, иначе треть учебного материала по АХ останется без необходимых упражнений и иллюстраций. Для экономии времени и обеспечения точности расчетов на занятиях по АХ следует использовать компьютеры и специфическое программное обеспечение так же широко, как сегодня используются микрокалькуляторы. Очевидно, при составлении задачников нового поколения, а также при организации расчетных занятий по курсу АХ должны учитываться возможность и необходимость решения нестандартных (в частности, усложненных в математическом отношении) расчетных задач

Список литературы

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 011000 - Химия. М. : Госкомвуз, 1995. 20 с.

Дорохова Е.Н. // Ж. аналит.химии. 1996. Т. 51. N 1. C.131-138.

Полосуев А.М., Чирский В.Г., Цареградский И.П. и др. Программа дисциплины "Высшая математика". Индекс УМОУ-01.08(13-90) // Программа дисциплин по типовому учебному плану специальности 01.08-Химия. М.: МГУ, 1990. С. 172-78.

Вершинин В.И. / Современные проблемы методики преподавания математики и информатики. Омск: ОмГУ, 1997. С.6-9.

Фадеева В.И., Дорохова Е.Н., Прохорова Г.В. и др. Программа дисциплины "Аналитическая химия". Индекс УМОУ - 01.08(19-90) // Программа дисциплин по типовому учебному плану специальности 01.08-Химия. М.: МГУ, 1990. С. 60-76.

Скуг Д., Уэст Д. Основы аналитической химии: В 2 т. М.: Мир, 1979. 480, 438 с.

Янсон Э.Ю. Теоретические основы аналитической химии. М.:Высшая школа, 1987. 304 с.

Основы аналитической химии: В 2 кн. / Под ред. Ю.А.Золотова). М.: Высшая школа, 1996. 383,461 с.

Cкатецкий В.Г. Научные основы профессиональной направленности преподавания математики студентам нематематических специальностей: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Минск: БГПУ, 1995. 35 с.

Вершинин В.И., Кукин Г.П. // Многоуровневое высшее педагогическое образование. 1999. Омск: ОмГУ. Вып.23. С. .... (в печати).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно