это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
Выполнила ученица 9-го класса МОУ «Мухор-Тархатинская СОШ»
с. Мухор-Тархата, 2008г
Введение
Нами движет не чувство исторической мести, а чувство невыполненного долга перед светлой памятью своих земляков. Мы не собираемся из них делать великомучеников или идолов для поклонения, мы будем добиваться человеческой, общественной, гражданской реабилитации целого созвездия талантливых сыновей Алтая. Мы должны помнить их всех поименно, либо народ без будущего. Да, действительно многое в последнее время уже сделано, подняты многие вопросы политических репрессий. Именно читая и ознакамливаясь со многими литературами политическими фактами жертв репрессий, вот что не дает мне покоя. Есть Пискаревское кладбище, Мамаев Курган… и т.п. и очень многое сделано и еще будут делать многое для известных героев Великой Отечественной Войны. И это правильно.
Сегодня хочу говорить о другой памяти, о памяти погибших безвинно. В нашем селе есть Мемориал погибших безвинно. Но, лично я иначе представляю Мемориал таким: серая, гранитная стена, очень долгая – почти бесконечная, - а на стене проступающие из камня контуры лиц человеческих … Женские, детские, мужские… Тысячи, десятки тысяч лиц! И никаких фамилий, никаких дат. Только лица в каменных глазах которых застывший вопрос. Искать ответ будут и наши дети, внуки, правнуки… Пусть горит у стены Вечный Огонь, предупреждая нас, что бдительность нужна не только в борьбе с международным империализмом.
Нам бы только уяснить, что стоит мучительной памяти о тридцатых годах раствориться во времени, они в любую эпоху могут вернуться, медленно обволакивая нас парализующим ужасом.
Я, Якпунова Толунай, ученица 9 класса, живу вместе с бабушкой. Да, в моем роду, насколько я знаю, пострадавшие в годы культа есть. Именно, это страшное время коснулось и семьи моей бабушки. Реальная жизнь 30-х годов была значительно страшнее по воспоминаниям старожилов политических репрессий нашего села. Но отнюдь не желание описывать трагедию семьи моей бабушки вынуждает писать, а те последствия, которые в значительной степени повлияли на духовное состояние всего нашего общества и причиной которых были не только те годы, годы культа, но и время всеобщего благодушия, умолчания, полуправды, лжи. Именно оно, наше время, когда общество всколыхнулось, открыты архивные тайны по вопросам репрессий и передо мной встал вопрос: как отразились годы репрессий на жизнь моих односельчан. А моя работа состоит из воспоминаний жертв политических репрессий.
Цель моей работы: изучить историю данного периода по воспоминаниям репрессированных, для реализации цели поставила следующие задачи:
- изучить архивные документы и литературы по политическим репрессиям.
- проведение бесед с жертвами политических репрессий.
Уважение к прошлому-
вот черта, отличающая
образованность от дикости.
А.С. Пушкин
Репрессия- наказание, карательная мера, применяемая государственными органами. С.И. Ожегов. Словарь русского языка, М. 1983г.
Изучая и собирая материалы, годы репрессий, ознакомилась с документами гражданской войны.
В 30-е годы на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы – «тройки», Главное управление лагерей- ГУЛАГ и др.). С конца 20-х годов волны репрессий шли одни за другой: «Шахтинское дело» ( 1928), процесс над «Промышленной партией»(1930), «Дело академиков» (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936 – 1939гг. против бывших вождей партии ( Г.Е Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.) руководителей Красной Армии (Н.М.Тухмачевский, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.). «Большой террор» унес жизни почти 1 млн расстрелянных , миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предлагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность пожертвовать друзьями и близкими. Они напоминали запуганному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.
В обществе сложилась весьма сложная духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда – в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое – взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму, который требует, говоря словами философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради ничто».
Символом эпохи можно считать принятую в 1936г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался как социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.
Интересно то, что по свидетельству романа А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» людям которые в то время сидели в тюрьме встречалось слово «Алтай». Ходил такой анекдот: « Ваше последнее слово, обвиняемый!» - «Прошу послать меня куда угодно, лишь бы там была советская власть! И - солнце…» Советской то власти нам не грозило лишиться , грозило лишиться солнца… Никому не хотелось в крайнее Заполярье, на цынгу, на дистрофию. И особенно почему-то цвела в камерах легенда об Алтае. Те редкие, кто когда-то там был, а особенно – кто там и не был, навевали сокамерникам певучие сны: что за страна Алтай! И сибирское раздолье, и мягкий климат. Пшеничные берега и медовые реки. Степь и горы. Стада овец, дичь, рыба. Многолюдные богатые деревни…
Ах, спрятаться бы в эту тишину! Услышать чистое звонкое пение петуха в незамутненном воздухе! Погладить добрую серьезную морду лошади! И будьте вы прокляты, все великие проблемы, пусть колотиться об вас кто- нибудь другой, поглупей. Отдохнуть там от следовательской матерщины и нудного разматывания всей твоей жизни, от грохота тюремных замков, от спертой камерной духоты. Одна жизнь нам дана, одна маленькая короткая! – а мы преступно суем её под чьи то пулеметы, или лезем с ней, непрочной в грязную свалку политики. Там, на Алтае, кажется жил бы в самой низкой и темной избушке на краю деревни, подле леса. Не за хворостом и не за грибами – так бы просто пошел бы в лес, обнял бы два ствола: милые мои! Ничего мне не надо больше!...»
Из этого отрывка хочу сделать вывод, что в дали от родины, алтайцы все равно не забывали своих предков, корней.
В республиканском архиве свидетельствует документ «Политическое состояние Ойротской области по линии ГПУ (Ф.5, ОПИСЬ 1, Д. № 240).
Доклад ободрен заседанием обкома РКП и перепровождён Сибревкому. 8IX 1922 года. «… эти части ( расположенные в области) отличились такими приемами, например, рубка направо и налево, всех и вся ( кроме бандитов, конечно, с последними они драться были не способны, ) не разбираясь со степенью невиновности. Причем часто погибали и совершенно невинные, при огульном истреблении полудиких туземцев. (Пример, уничтожение цельного поселка Курзунь Песчанской волости с населением 30 душ. Женщины, дети и старики) Командиры частей даже лично пристреливали туземцев, только за то, что последние не умеют объяснятся по-русски. (Пример, комполка №186 Залецк-Маговец застрелил женщину инородку, едущую из Алтайска за то, что она не могла с ним объясниться по-русски). И это действительно окончательное разграбление целых поселков вплоть до земледельческих принадлежностей считали законными мерами и считали добычу военным трофеем (Пример, на Аргуте жестоко расправился с алтайцами жестокий, крутой командир 186 полка т. Злец-Маговец, их аилы были разрушены, скот угнан, а сами алтайцы пачками расстреливались, так писал в своей книге Л.П. Мамай «Ойротия» стр. 121).
Годы репрессий – это самые страшные страницы истории нашего района, села. Сколько невинных жизней унесло репрессии. В эти годы и наши многие земляки пострадали от жестокой, а порой бессмысленной и абсурдной, расправы государственной власти. Эксперимент уравнивания народа начался в 1928 году под видом раскулачивания зажиточных людей. Раскулачивание сопровождалось голодной смертью многих людей. В эти годы находились люди, которые просто доносили на своих земляков только для того чтобы получить награду и расположение существовавшего в то время государственного строя. В тот период целую семью могли переселить совершенно в другую местность, часто оставляя на произвол судьбы, Сколь горькая участь постигла семьи Сабиных, Кожабаевых, Акыковых; Ухановых и многих других.
Принудительные переселенцы с Алтая в 1936 году в основном попадали в Акмолинскую и Карагандинскую области Казахстана. Но, к сожалению, документы подтверждения касающихся этих переселенцев, чрезвычайно скудны. Существовали лагеря, в Караганде-Карлаг, в Акмоле-Алжир. Также в Шартандинском районе Акмолинской области существовал участок № 35, который был переименован село Алтайское. На этом участке переселенцев с Алтая насчитывалось около 200 человек.
Из нашего села были репрессированы:
Акчалов Чочко
Арыкпаев Чакырт
Абышев Улукбек
Бажанов Сойтнак
Бажанова Бапан
Балдинов Кукпаш
Балдинов Серкенек
Балдинов Тункенек
Банкунов Елескей
Бапынов Молдокан
Богданов Чебык
Далембаев Муктасыр
Денгенов Маленке
Денгенов Шанхай
Женышканов Таа
Инкунов Абыл
Казакпаев Эргек
Карулов Уйат
Керексибесов Макар
Малчинов Дякалай
Малчинов Аманбай
Малчинов Сан
Малчинов Сойон
Мандышканов Есине
Мандышканов Тобок
Мандышканов Ырчак
Масяленов Дербет
Мендекоев Ийнекайак
Монголов Байду
Монголов Кундиа
Монголов Тербет
Мукабелянов Ис
Мустафанов Солтон
Нуртисов Туркестан
Омоков Ак- Кучук
Садыкпаев Дарменбай
Садыкпаева Евдокия
Самдаев Лак
Самдаев Тымыт
Санданов Чурчумбай
Санзераков Джерджек
Саргадытов Эрке
Суразов Абсыл
Тадинов Аманбай
Тадыров Кочурбей
Тадырова Раиса Петровна
Тайленкунов Албый
Тайленкунов Борон
Тайленкунов Спирт
Тайленкунов Токтомул
Талкыбаев Муркут
Талкыбаев Манзыр
Танкынов Ахмет
Танкынов Расул
Таукенов Абыл-Газы
Тельбеков Таба
Тымтышев Акчал
Тымтышев Чочко
Тымтышев Тырдан
Урелов Майман
Урелов Яшбай
Уванчиков Кучик
Чинатов Кычыкбай
Чинатов Назын
Чинатов Чакчан
Чинатов Садус
Чотпонов Мереке
Чурекенов Арык
Чурекенов Сарыкадыт
Чуркенов Таныт
Чурекенов Тебет
Чурекенов Эрке
Чурчутов Кара
Шанданов Найдын
Шанданов Шаблат
Яманчинов Карадюс
Хотя нам кажется, что те времена остались в прошлом веке, но сегодня есть свидетели и жертвы тех суровых времен. В сердцах, которых остались только горькие воспоминания…
Из воспоминаний Тадыровой (Петуховой) Раисы Петровны …
Родилась в 1931 году 19 февраля в с. Кош-Агач в семье Петухова Петра Сергеевича и Петуховой Евдокии Александровны. Отец Был простым строителем, мама работала, кем приходилось, так кроме меня были ещё две сестры. Детство помню плохо, когда мне исполнилось, 5 лет, нас с родителями выслали в Казахстан, это был 1936 год. Прибыли мы на станцию Шартанды, После нас раскидали по точкам, поселили нас в 35 точку. Жить было негде, строили землянки, которые были вкопаны в земли. Зимой строили бараки. Жили очень тяжело. Все что, было, забрала камендатура, скот угнали, пятистенный дом, в котором жили две семьи отобрали.
Поселившись, отец стал работать комбайнером, мама дояркой, чтоб на что-то жить, на что-то поднимать детей. После ссылки жили тяжело, а потом началась война. В 1941 году забрали отца на войну, 44-м году получили похоронку… Маме стало трудно одной поднимать нас, тогда я бросила школу и пошла работать, чтобы жить. Пахала, боронила землю на быках. Вставали когда зарело, ложились когда солнце заходило, одеть было нечего, ходили до самой осени без обуви. Каждое утро была перекличка, люди умирали, гибли от голода, от недоедания. Что было у мамы, все продавали, чтобы выжить.
Выжили…, создали свои семьи. Вернулась я на свою родину в 58-м году. Вышла замуж воспитала детей. Чтобы возжечь лампаду памяти побывала в Казахстане, в поселке Алтайское, в лагере № 35.
Отец Садыкпаев Дарментай родился 23 апреля в 10-м году в селе Беляши Кош-Агачского района в семье простого крестьянина.
Его родители были признаны кулаками, так как имели в хозяйстве 2-х коров, лошадь, дом и в 1936-м голу были сосланы на ссылку в Казахстан. Дарментай как сын кулака с женой и двумя детьми тоже был выслан. В Казахстане при тяжелых условиях жизни умерли жена и 2-е детей. В 1945 году женился на Петуховой Евдокии и вместе со сводными детьми воспитали 8-х детей. Переехали в Кош-Агач 1954 году. Совместно прожили 53 года. При жизни имели 16 внуков, 20 правнуков. Умер 1998году, на 88-м году жизни.
По воспоминаниям Абышева Улукбека…
…Отец был простым колхозником и занимался изготовлением каркаса войлочных юрт. Занимался соколиной охотой. Большую часть трудовой жизни проработал чабаном колхоза Чаган-Узун. Стоянка отца находилась в местечке «Красная Горка». В семье было 6 детей: 2 мальчика и 4 девочки.
Мать Мандышканова Тошай помогала отцу.
В 1937 голу отца арестовали. Был летний день (толи в июне толи в июле) во время обеда. На лошади прибыл уполномоченный НКВД и отца увел. Перед уходом отец выпустил на свободу своего сокола который в течении 3-х дней кружил возле дома. Через несколько дней конфисковали все имущество и мы остались ни с чем.
После ареста мать продолжала дело отца – работала чабаном. Позже перебрались в село. Мать до самой смерти проработала в колхозе.
13 сентября 1937 года – постановлением тройки НКВД отец расстрелян в селе Кызыл-Озек. 14 ноября 1957 года постановлением Президиума алтайского краевого суда отец реабилитирован.
По словам моей бабушки, Бажановой Бопан, она родилась в 1922 году в осенние месяцы, так как свидетельства о рождении не имеет, а в архиве ЗАГСа отсутствует актовая запись о рождении. Первый паспорт был выдан в 40-х годах без свидетельства рождения. Отец Бажанов Сойтнак, 1884 года рождения, уроженца урочища Чаган-Узун, проживал в с. Мухор-Тархата. По ее воспоминаниям, когда отца репрессировали ей было примерно 6-7 лет. Он был репрессирован по статье 58-10 УК РФСР к 8 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет, арестован 18 ноября 1937года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения поставленных мною цели и задач, я поработала с архивными документами и литературой касающиеся темы политических репрессий, провела беседы с теми людьми, которые были жертвами репрессий. Главная мотивация моей работы заключается в том, чтобы привлечь своих сверстников к знанию и уважению истории не только России но и своей малой Родины.
Исходя из своей работы сделала заключение, что по разным сведениям архивных и литературных документов число раскулаченных составило от 3, 5 до 9 миллионов человек. Часть из них было брошено в тюрьмы, а основную массу, включая женщин, стариков и детей переместили в отдаленные районы губерний или отправили под конвоем в качестве «спецпереселенцев» в трудовые лагеря Сибири и севера. В те времена эти страшные беды коснулись каждого человека не исключая даже детей и стариков.
Рецензия
Люди всегда интересовались своим прошлым, задавались вопросом о важности этих знаний. В.О. Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то капризу».
Действительно, история изучает то, что уже свершилось и, следовательно, стало прошлым. Именно, данная тема актуальна, так как должна быть память безвинно погибшим в те страшные 30-е годы. Эта работа отличается тем, что по воспоминаниям жертв репрессий, она смело хотела отразить взгляд молодого поколения на те 30-е годы.
Она сумела реализовать поставленные цели и задачи изучая историю, применяя основные методы: поисковый (архивные документы и литературу), опрос (проведение бесед с жертвами репрессий) и при этом достигла ожидаемых результатов.
Руководитель школьного музея
Список литературы
А.А. Левандовский. Россия XX века, Просвещение, 2001г
А.С. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ
Документ республиканского архива (ф5, опись 1, д. №240)
С.И. Ожегов. Словарь русского языка, М. 1983г
Л.И. Семеникова. Россия в мировом сообществе, Брянск. 1996г
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Сделать презентацию по теме Гражданско-правовые отношения, в которых участвует педагог.
Презентация, Антикоррупционное поведение
Срок сдачи к 7 окт.
Ответить на вопросы
Контрольная, Технохимический контроль сырья и продуктов переработки
Срок сдачи к 9 окт.
Сделать презентацию по английскому языку на тему Галерея Уффици...
Презентация, Английский язык
Срок сдачи к 12 окт.
а) зная направление вращения ротора гироскопа и действующая на его ось...
Решение задач, технические средства судовождения
Срок сдачи к 9 окт.
Объем проекта: 1. расчетно-пояснителъная записка (формат а4): 40-45листов; 2. графическая часть (формат а1): 2листа; (общий вид привода, сборочный чертеж редуктора)
Курсовая, Механика И Детали Машин
Срок сдачи к 31 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!