Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Учение об антропогенных ландшафтах: вопросы теории, терминологии и преподавания в высшей школе

Тип Реферат
Предмет География
Просмотров
1272
Размер файла
20 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Учение об антропогенных ландшафтах: вопросы теории, терминологии и преподавания в высшей школе

Учение об антропогенных ландшафтах: вопросы теории, терминологии и преподавания в высшей школе

Ф.Н. Мильков

Дискуссия: существуют или нет в природе антропогенные ландшафты, можно говорить или нельзя об антропогенном ландшафтоведении как новом научном направлении? – злободневная в 70-е годы, к концу 80-х годов потеряла свой смысл из-за утвердительного ответа на первые вопросы. Понятие антропогенного ландшафта безоговорочно вошло в наиболее авторитетные географические словари, включая «Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины» [1], а антропогенное ландшафтоведение включено в учебные планы подготовки университетских физикогеографов. И поскольку учение об антропогенных ландшафтах стало достоянием не одного узкого круга специалистов, а достаточно широкой аудитории преподавателей и студентов высшей школы, первостепенное значение приобретает структура и содержание учебной дисциплины «Основы антропогенного ландшафтоведения» и вместе с этим – четкость и ясность употребляемых понятий и терминов.

Наш многолетний опыт чтения лекций по антропогенному ландшафтоведению студентам физико-географам Воронежского университета позволяет каркас программы учебной дисциплины «Основы антропогенного ландшафтоведения» видеть в следующем виде. 1) Введение. Взаимодействие человеческого общества и природы – прямые и обратные связи. Биосферный этап в развитии ландшафтной сферы Земли, место и значение в ее структуре антропогенных ландшафтов.

2) Из истории развития антропогенного ландшафтоведения. Зачатки антропогенного ландшафтоведения в 30-40-х годах. Современное состояние учения об антропогенных ландшафтах. Взаимосвязи антропогенного ландшафтоведения с традиционным ландшафтоведением – наукой о естественных ландшафтах.

3) Вопросы теории антропогенного ландшафтоведения. Определение антропогенного ландшафта. Стадии развития и устойчивость антропогенных ландшафтов. Принцип природно-антропогенной совместимости. Антропогенные парагенетические системы. Ландшафтно-техногенные и ландшафтно-инженерные системы.

4) Проблемы классификации антропогенных ландшафтов. Категории ландшафтов: естественные, антропогенные и естественноантропогенные. Деление антропогенных ландшафтов по функциональному признаку на классы. Классификация антропогенных ландшафтов по генезису, глубине воздействия антропогенного фактора, целенаправленности воздействия и др. (см. более подробно: 4, 6, 7).

5) Классы антропогенных ландшафтов: сельскохозяйственные, промышленные, дорожные, селитебные, водные, лесные, рекреационные, беллигеративные.

6) Зонально-провинциальные закономерности в географии антропогенных ландшафтов. Особенности структуры и фукционирования антропогенных ландшафтов в полярных, умеренных, субтропических и тропических поясах. Краткая характеристика антропогенных ландшафтов Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки Австралии.

7) Методы изучения: общегеографические и специфические. Методы историко-генетических рядов и естественных аналогов.

8) Историческое антропогенное ландшафтоведение. Историко-генетические ряды антропогенных микро- и макрокомплексов. Соотношение естественных и антропогенных географических зон.

9) Антропогенно-ландшафтный прогноз, его значение в решении острых эколого-географических проблем глобального, регионального и локального уровней.

С нашей точки зрения, к любой программе учебного курса следует подходить как к форме изложения предмета, изменение которой (сокращение или увеличение объема, перестановка разделов) не влияет и не должна влиять на содержательную часть читаемого курса. Образно выражаясь, программа – это меха, а сорт вина – дело преподавателя. Вот почему в предложенном варианте программы нет определения антропогенного ландшафта, хотя оно дано автором настоящей статьи около двух десятилетий назад [4]. Антропогенные ландшафты – комплексы, в которых на всей или большей площади коренному изменению под воздействием человека подверглись если не все, то хотя бы один из компонентов ландшафта, в том числе и растительность. Близкая трактовка антропогенного ландшафта принята в международном словаре «Охрана ландшафтов. Толковый словарь» [8] и в «Географическом энциклопедическом словаре. Понятия и термины» [1].

Попытки некоторых авторов подменить понятие антропогенного ландшафта «антропогенизированным», или «антропизированным» ландшафтом не нашло широкой поддержки. В ноосферный этап развития ландшафтной сферы все ландшафты Земли в той или иной степени антропогенизированны и в этом случае, как считает В.С. Жекулин [2], отпадает необходимость выделения антропогенного ландшафтоведения в самостоятельную дисциплину. В антропогенных же ландшафтах речь идет не о присутствии следов воздействия человека на комплекс, а о коренной перестройке комплекса, возникновении новой типовой структуры (инварианта) под влиянием человека. Более серьезного разбора заслуживает ошибочный подход к антропогенным ландшафтам как антропогенным модификациям природных ландшафтов. Это тем более необходимо сделать, что подобный – далеко не новый – взгляд на антропогенные ландшафты высказан А.М. Рябчиковым на станицах учебника для университетов с грифом Минвуза СССР «Физическая география материков и океанов» [9]. В теоретической главе к первой части учебника, посвященной материкам, неуместной по своему большому объему (с. 6-66) и общеземлеведческой направленности в страноведческом учебнике он пишет: «Измененные человеком или искусственно созданные им на природной основе ландшафты принято называть антропогенными модификациями, а их территориальные сочетания с естественными (тоже в общем в той или иной степени измененными человеком) называют современными ландшафтами» [9, с. 49]. Итак, антропогенный ландшафт, по А.М. Рябчикову, не новый комплекс, а лишь неглубокое изменение старого, т.к. согласно «Толковому словарю русского языка» модифицировать означает «внести (вносить) во что-нибудь видоизменения, не преобразуя внутренней сущности предмета» [11, с. 242]. Но пруд на месте сухой балки, карьерно-отвальные комплексы в черноземной степи, польдеры на морском побережье, возделанные поля на месте тайги – эти и многие другие ландшафтные комплексы разного таксономического ранга служат убедительной иллюстрацией коренной перестройки старой типовой структуры (инварианта) комплекса на новую.

Примечательно, что А.М. Рябчиков не везде придерживается принятой им терминологии и местами (с. 52-53, 63) антропогенные модификации именуются антропогенными 2 1 ландшафтами, а в табл. 7 (с. 50-51) приводится соотношение территориальных форм производственной деятельности с основными типами антропогенных ландшафтов. К числу последних отнесены, как это не удивительно, естественные луга и первичные леса.

Есть другой неправомерный взгляд на антропогенные ландшафты как на природно-антропогенные комплексы. Так Г.И. Марцинкевич с соавторами пишут по этому поводу: «Те антропогенные ландшафты, структура и качество которых предопределяется природными предпосылками, могут быть названы природно-антропогенными» [10, с. 67]. К числу природно-антропогенных ландшафтов они относят сельскохозяйственные, лесные, рекреационные. Неправомерность употребления термина природно-антропогенные ландшафты объясняется тем, что все без исключения антропогенные ландшафты являются природными комплексами, т.к. они развиваются по природным закономерностям. От других ландшафтов их отличает лишь генезис, почему они и именуются антропогенными, образуя один из многих генетических рядов ландшафтов [5].

Термин природно-антропогенный ландшафт в такой же мере бессодержателен, как если бы мы стали говорить о природно-вулканогенных, природно-климатогенных, природно-тектогенных и других генетических видах ландшафтных комплексов.

Отрицая правомерность употребления термина природно-антропогенный ландшафт, надо признать обоснованным другой термин естественно-антропогенный ландшафт. Под этим термином было предложено [7] подразумевать особую категорию сопутствующих антропогенных ландшафтов, имеющих свои естественные аналоги (овраги, оползни, пойменные луга, развеваемые пески и т.д.). Естественно-антропогенные ландшафты являются такими же природными комплексами, как и собственно антропогенные.

В структуре современных ландшафтов Земли главная роль принадлежит естественно-антропогенным и антропогенным комплексам. Естественные ландшафты на территории целых географических зoн и отдельных материков стали подлинными реликтами если не совсем девственной, то близкой к ней, природы. О характере девственных широколиственных лесов Европы сейчас можно только строить предположения, а остатки степных комплексов настолько редки, что даже в сильно измененном виде охраняются в заповедниках. Сейчас можно утверждать: естественная ландшафтная сфера 3емли как целостное образование в ноосферный этап своего развития превратилась в палеогеографическую основу для современных ландшафтов с преобладанием антропогенных и естественно-антропогенных комплексов.

Естественный ландшафт как палеогеографическая основа не является строгой ограничительной рамкой для вновь создаваемых антропогенных (культурных и акультурных) комплексов. Нельзя согласиться с утверждением А.А. Макуниной и П.Н. Рязанова [3, с. 81]: «Культурный ландшафт планируется в пределах естественного инварианта, т.е. с учетом возможностей зонально-провинциальных условий его развития и естественного функционирования». Культурные ландшафты сплошь и рядом планируются и затем успешно функционируют выходя далеко за рамки своих естественных предшественников, нередко составляя им полную противоположность (сады на террасированных горных склонах, посевы на засыпанных вскрышными породами балках, польдеры и мн. др.).

Переход ландшафтной сферы в новое состояние, соответствующее ноосферному этапу развития, не нашел отражения в учебной литературе высшей школы. По-прежнему продолжают освещаться со всей возможной (для географов) подробностью ныне исчезнувшие зональные типы ландшафтов широколиственных и хвойно-широколиственных лесов, лесостепной и степной зон, а о возникших на их месте агроландшафтах, селитебных и лесокультурных комплексах даются лишь формальные сведения, касающиеся их площади и распространения. Каковы специфические черты, к примеру, агроландшафта, его компонентов (почвы, микроклимат, растительность и фауна, в том числе богатый мир почвенных мик-Учение об антропогенных ландшафтах: вопросы теории, терминологии и преподавания в высшей школе 2 2 Г.Е. Гришанков роорганизмов), особенности его функционирования, – остается не известным не только студентам, но и большинству вузовских преподавателей. Не удостаиваются внимания физико-географов широко распространенные пастбищные ландшафты, с дигрессионной растительностью, уплотненными или, напротив, разбитыми почвами, необычным фаунистическим набором из грызунов и насекомых. Пожалуй, кроме сортов и распространения, ничего другого не сообщается студентам о плодовых садах и виноградниках, – этих оригинальнейших биогеоценозах и в почвенном, и в микроклиматическом, и в фаунистическом отношении. Такой же terra incognita предстают перед слушателями лесокультурные ландшафты, достаточно известные лесоводам, но оставшиеся неизученными физико-географами. А между тем в Западной Европе лесокультурные ландшафты давно уже полностью сменили естественные леса. Реликтами стали естественные леса в Средней полосе и на Юге Русской равнины. Во всех учебниках географов о прудах и водохранилищах говорится лишь об их количестве, площади, емкости, но не о том, в чем их сходство и в чем отличие от естественных водоемов – озер. Имеется большой материал по гидрологическому режиму водохранилищ, становлению в них устойчивых биоценозов, формированию микроклимата и морфологии побережий, – но все это остается пока за пределами учебной литературы.

Нуждается в пересмотре структура всех страноведческих физико-географических монографий, в том числе и учебников по физической географии материков. Заключительными главами любой из них должны стать: 1) история заселения и хозяйственного освоения территории, 2) антропогенные ландшафты. В главе по истории заселения и хозяйственного освоения территории следует дать анализ исторического процесса антропогенизации ландшафтов, для чего используются опубликованные литературные, архивные и археологические документы. Крайне желательно составление на их основе историко-генетических рядов в форме картосхем, отображающих через «срезы времени» эволюцию ландшафтов от естественных к современным.

Анализ истории заселения и освоения территории естественным образом подводит ко второй главе, характеризующей современные антропогенные ландшафты. Целесообразнее всего это сделать по классам ландшафтов (селитебные, сельскохозяйственные, промышленные и др.). Последовательность в описании классов и ее полнота определяются их удельным весом в региональной структуре ландшафтов. Исключение составляют селитебные ландшафты, всегда открывающие главу, т.к. их география в концентрированном виде отражает особенности всех других классов описываемого региона. Наибольшие сложности возникают при характеристике городских ландшафтов, но они же – и благодарный объект познаний путем синтеза природоведческих, исторических и социально-экономических материалов. В свете всего сказанного принципиальное значение приобретает вопрос о соотношении антропогенного ландшафтоведения с традиционным ландшафтоведением. Что это? – разные научные дисциплины или единое целое, и в таком случае есть ли вообще смысл обособления антропогенного ландшафтоведения в особую дисциплину? Ответ автору статьи представляется в таком виде: есть три научные дисциплины – общее ландшафтоведение, естественное ландшафтоведение, антропогенное ландшафтоведение.

Общее ландшафтоведение исследует главнейшие черты, наиболее важные особенности функционирования, размещения и пространственного размещения всех ландшафтных систем. Естественное ландшафтоведение изучает генезис, структуру и функционирование современных ландшафтов, в формировании которых антропогенный фактор не играет ведущей роли.

Антропогенное ландшафтоведение рассматривает структуру, функционирование и географию тех ландшафтов, типовая структура которых прямо или опосредованно обязана деятельности человека. Таким образом, естественное ландшафтоведение и антропогенное ландшафтоведение представляют самостоятельные разделы общего ландшафтоведения. Обособление антропогенного ландшафтоведения диктуется все нарастающим значением 2 3 антропогенных комплексов, развитием многих прикладных аспектов, далеких от традиционного (естественного) ландшафтоведения.

Список литературы

1. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М.: – Сов. энциклопедия, 1988. – 432 с.

2. Жекулин В.С. О междисциплинарных исследованиях и интеграционных тенденциях в географической науке./ В.С. Жекулин // Изв. ВГО. – 1984.– Т. 116, вып. 3. – С. 193-200.

3. Макунина А.А. Функционирование и оптимизация ландшафта / А.А. Макунина, П.Н. Рязанов. – M.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 94 с. 4. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты / Ф.Н. Мильков. – М.: Мысль, 1973. – 224 с.

5. Мильков Ф.Н. Генезис и генетические ряды ландшафтных комплексов / Ф.Н. Мильков // Землеведение. – 1977. – Т. 12. – С. 5-11. 6. Мильков Ф.Н. Сельскохозяйственные ландшафты, их специфика и классификация / Ф.Н. Мильков // Вопр. географии. – 1984. – Сб. 124. – С. 24-34.

7. Мильков Ф.Н. Естественно-антропогенные ландшафты как особая категория природных комплексов / Ф.Н. Мильков // Антропогенные ландшафты: структура, методы и прикладные аспекты их изучения. – Воронеж, 1988. – С. 4-13. 8. Охрана ландшафтов: Толковый словарь. – М.: Прогресс, 1982. – 272 с.

9. Рябчиков A.M. Основные черты развития геосферы и планетарная дифференциация ее ландшафтов. / А.М. Рябчиков // Физическая география материков и океанов. – М., 1988. – С. 6-66. 10. Структура природно-антропогенных ландшафтов Белоруссии / Г.И. Марцинкевич, Н.К. Клицунова, Г.Т. Хараничева и др. // Антропогенные ландшафты: структура, методы и прикладные аспекты изучения. – Воронеж, 1988. – С. 67-73. 11. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1938. – Т. 2. – 1040 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
ИжГТУ имени М.Т.Калашникова
Сделала все очень грамотно и быстро,автора советую!!!!Умничка😊..Спасибо огромное.
star star star star star
РГСУ
Самый придирчивый преподаватель за эту работу поставил 40 из 40. Спасибо большое!!
star star star star star
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно