Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Основные подходы и принципы организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности

Тип Реферат
Предмет Культура и искусство
Просмотров
1639
Размер файла
18 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Основные подходы и принципы организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности

Основные подходы и принципы организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности

Арестова Вероника Юрьевна Veronika Arestova

Представлена концепция этнокультурного воспитания сельских школьников на основе этноте- атральной деятельности. Излагается актуальность проблемы этнокультурного воспитания современных сельских школьников. Раскрывается содержание понятия «этнотеатрализация» и цель ее применения в школьном образовательном процессе, дается объяснение этнотеатральной деятельности учителя. Отмечено, что теоретические основы концепции составляют положения и выводы, содержащиеся в искусствоведческих, театроведческих, этнографических научных трудах, имеющих отношение к исследованию народных игровых традиций. Подробно описываются подходы, обусловливающие эффективность практической реализации концепции

На современном культурно-историческом этапе в числе основных задач государства в сфере образования признаются сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Этнокультурное воспитание подразумевает освоение и принятие личностью обучающегося ценностей, нравственных установок и моральных норм, осознание культурной принадлежности к тому народу, представителем которого он является и в среде которого живет.

Изучение современного педагогического опыта позволило нам выявить активное использование педагогами средств театра в воспитании подрастающего поколения. Зачастую этот вид деятельности связан с возрождением или сохранением народных обрядово-игровых традиций. В этом случае можно говорить об этнотеатральной деятельности учителя. Этнотеатральная деятельность учителя в школе — это система действий, направленная на реализацию педагогического потенциала обрядово-игровых форм народной культуры [3]. Этнотеатрализация понимается нами как процесс воссоздания фольклорного материала, при котором сохраняются знаковые, специфические характеристики народных обрядово-игровых традиций [ 1 ]. Этноте- атрализация в школе представляет собой педагогическое явление, характеризующееся, прежде всего, педагогической целесообразностью выбранных для инсценирования фольклорных образцов национальной культуры. Цель этнотеатрализации — этнокультурное воспитание школьников.

Осмысление феномена сельской школы в ее историческом аспекте; выявление специфических характеристик ее современного состояния; изучение этнографических источников, раскрывающих народные традиции в воспитании детей; анализ искусствоведческой литературы по проблемам этнотеатроведения позволяют определить теоретические основы концепции организации этнокультурного воспитания сельских школьников на основе этноте- атральной деятельности. Их составляют положения и выводы, содержащиеся в искусствоведческих, театроведческих, этнографических научных трудах, имеющих отношение к исследованию народных игровых традиций. Прежде всего, это труды П.Г. Богатырева [4], В.Е. Гусева [5], Л.М. Ивлевой [6].

Методологическим ориентиром концепции выступает системный подход, позволяющий рассмотреть процесс организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности как целостность, включающую единство всех компонентов этого процесса: цели, задачи, направления воспитания, содержание, формы, методы, средства.

Принципы системного подхода:

— целостность, позволяющая рассматривать процесс этнокультурного воспитания не только как систему, но и подсистему целостного учебно-воспитательного процесса в сельской школе;

иерархичность строения, позволяющая подчинить все компоненты этноте- атральной деятельности детей и взрослых целям этнокультурного воспитания;

структуризация, позволяющая представить процесс этнокультурного воспитания не просто в совокупности элементов ( цель, задачи, направления воспитания, содержание, формы, методы, средства) , обеспечивающих эффективность процесса этнокультурного воспитания на основе эт- нотеатральной деятельности, но и в их взаимосвязи и взаимозависимости;

множественность, дающая возможность теоретически представить и описать процесс этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности при помощи определенного множества блоков и модулей, раскрывающих теоретические и практические аспекты данного процесса;

системность, ориентирующая на построение обобщенной модели, отображающей все факторы и взаимосвязи процесса этнокультурного воспитания на основе этнотеатрализации.

Системно-функциональный подход к исследованию воспитательной деятельности (по Н.М. Таланчуку) позволяет представить процесс организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности как:

систему функций — диагностических, целевой ориентации, планирования, организаторских, мобилизационно-побудительных, коммуникативных, формирующих, контрольно-аналитических и оценочных, координации и коррекции, совершенствования, включающих подготовку педагога к решению учебно-воспитательных задач;

психологическую и коммуникативную подготовку учащихся к решению поставленных педагогом задач;

решение учебных и воспитательных задач в совместной деятельности педагога и учащихся;

контроль, анализ, оценку и коррекцию деятельности;

совершенствование деятельности на перспективу.

Системно-функциональному подходу к организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности соответствует принцип поэтапности решения педагогических задач, при решении которых выполняется вся совокупность обозначенных функций.

Личностно-деятельностный подход к организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности предполагает создание условий для развития гармоничной личности. При этом выстраивается субъект-субъектное, партнерское, доверительное взаимодействие участников образовательного процесса, создающее предпосылки для активности самого воспитуемого, его готовности к этнотеатральной деятельности. В результате такой организации воспитательного процесса происходит не только принятие воспитанником учебных задач (исполнение роли, например), но и переживание удовлетворения от выполнения этих задач в сотрудничестве с воспитателем, родителями и другими обучающимися. Это важно для процесса этнокультурного воспитания, поскольку в этом случае развивается чувство принадлежности к группе, семье, этнической общности в целом.

Принципы личностно-деятельностного подхода:

учет индивидуально-психологических особенностей личности (способностей, мотивации, коммуникативности, уровня креативности и пр.) и специальной организации процесса воспитания, исходя из прошлого опыта, уровня знаний, умений и интересов обучающегося. Данный принцип обеспечивает выбор роли в зависимости от индивидуальных психологических особенностей ученика: темперамента, динамики психических процессов, типа мышления, «типажа»;

сотрудничество воспитателя и воспитуемого, обеспечивающий добровольность участия и исполнения роли в спектакле;

развитие креативности или творческого потенциала личности, объясняющее целесообразность овладения разнообразными театральными «профессиями» ( сценарист, суфлер, монтировщик, бутафор, гример, костюмер и пр.).

Культуроведческий подход в данном случае предполагает ознакомление учащихся с тем вкладом в культуру, который внесли народные обряды, игры, праздники; развитие у школьников представлений о роли нравственных ценностей в жизни человека ( почему человек определенной этнической культуры поступает именно так?), о том, насколько этические нормы представителя какой-либо этнокультуры определяются его участием в обрядовой практике, насколько эти нормы могут быть позитивны в общечеловеческом плане.

Принципы культуроведчекого подхода:

культурное взаимодействие. Репетиции и сценическое воплощение обрядов не обходятся без участия взрослых, в частности родственников учащихся из числа старшего поколения, которые помогают с изготовлением костюмов, а также консультируют по вопросам бытования обрядов в прошлом. Перевоплощение при помощи переодевания в национальный костюм для современных молодых людей — это попытка не просто принять на себя роль и исполнить ее, это возможность культурного диалога между поколениями;

культуросообразность, выражающаяся в соответствии содержания театральных постановок народным идеалам и традициям, опоре на подлинный, аутентичный материал;

уважение к культуре других народов, обеспечивающий толерантное отношение к традициям и обычаям представителей других культур.

Аксиологический подход. Этнотеат- рализация как технология этнокультурного воспитания школьников, прежде всего, должна способствовать созданию таких взаимоотношений между участниками образовательного процесса, при которых достигается цель — приобщение воспитуемых к этническим ценностям (ко всей совокупности культурных традиций этноса, ориентиров, идеалов, смыслов, жизненных установок). Идея сохранения и воспроизводства этнокультурных ценностей является системообразующим элементом этнотеатрализа- ции как воспитательной технологии. Аксиологический подход позволяет ориентировать этнотеатральную деятельность педагогов и воспитанников на ценности национальной культуры, включающие характер межличностного общения, особенности национального этикета, культурную самобытность народа, черты национального характера, наиболее свойственные черты мировоззрения, язык, материальные ценности.

Принципы аксиологического подхода:

сохранение этнокультурных ценностей. В современных процессах глобализации важно сохранять такие этнокультурные ценности, как языковая идентичность; этнические особенности жизненных установок, ориентиров, идеалов; нравственные нормы поведения. В связи с этим в процессе воспитания необходимо использовать материалы традиционной культуры. В нашем случае это означает, что в содержание воспитания включаются такие элементы, как знание фактов, связанных с бытованием фольклора, с традициями ( ритуалами, обрядами, обычаями) , сложившимися в обществе; опыт эмоционального, нравственно-ценностного отношения человека к окружающей действительности, накапливающийся в процессе разыгрывания обрядовых сцен, проведения театрализованных народных празднеств. Все это будет содействовать осознанию школьниками уникальности и самобытности национальной культуры, нравственной значимости традиционных этнических ценностей;

равноценность этнических культур, выражающаяся в идее равнозначимости этнических культурных ценностей в поли- культурном пространстве. Принцип ориентирует на такую организацию процесса этнокультурного воспитания, при которой у учащихся формируются понимание культурных различий других народов, осознание равноправия и равноценности всех культур, чувство уважения к представителям других культур, их обычаям, традициям, верованиям и ценностям.

Этнопедагогический подход к организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности обосновывает важность изучения, сохранения и передачи народных традиций воспитания будущим поколениям. Воспитательный потенциал этнотеатрализации проявляется в ее способности передавать от старших поколений к младшим опыт этнокультурных отношений ( в частности, ролевого поведения, определяемого знаниями, социальными нормами, ценностями и смыслами) , обеспечивающих художественно-творческую самореализацию школьника, а также формирование нравственных качеств личности. Этнопедагогический подход имеет свое выражение в принципе использования народных традиций в воспитании, что обеспечивает воспитательную направленность, педагогическую целесообразность, соответствие возрастным особенностям, небольшие объемы сценических постановок, эмоционально-образную атмосферу проведения занятий и репетиций.

Социологический подход позволяет рассмотреть сельскую школу в многообразии ее функций относительного сельского социума, позволяет представить функциональную взаимосвязь сельской школы с различными социальными и культурными учреждениями, а также явлениями и процессами социальной действительности на селе. Социологический подход выражается в принципе социального партнерства сельской школы с учреждениями дополнительного образования, музеями, клубами, культурными центрами и другими школами; в принципе использования воспитательного потенциала среды сельского социума, основанного на трудовых традициях, семейных ценностях, правилах отношения к природе, нравственных нормах межличностных взаимоотношений.

Таким образом, нами обоснованы основные подходы и принципы организации этнокультурного воспитания сельских школьников на основе этнотеатральной деятельности: системный, системно-функционал ьный, л ичностно - деятельностный, культуроведческий, аксиологический, эт- нопедагогический, социологический. Реализация обозначенных подходов создает условия для эффективного использования педагогического и социокультурного потен-

Список литературы

Арестова В.Ю. Метод проектов в организации этнотеатральной деятельности детей и взрослых // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. Ч. С. 838-841.

Арестова В.Ю. Этнотеатрализация как историко-культурный феномен // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им И. Я. Яковлева. 2010. № 3 (67). Т. 1. С. 3-7.

Арестова В.Ю. Этнотеатрализация как технология этнокультурного воспитания / / Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6; URL: http: //www.science-education.ru/100-5220 (дата обращения: 13.01.2012).

Богатырёв П.Г. Народная культура славян. М.: ОГИ, 2007. 368 с.

Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. 319 с.

Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. 198 с.

Любимова Л.М., Баянова О.В. Этнолингвистическое описание культурных кодов (на примере обрядового фольклора) // Вестн. Забайкальского гос. ун-та. 2013. № 04 (95). С. 105-111.

Кузнецова Л.В. Этнотеатрализация в традициях народной педагогики // Айдаковские чтения, С.110-115.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 208 с.

Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М.; Воронеж: МПСУ: Модек, 2013. 335 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно