Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Элементы воспитания и обучения у средневекового населения Пермского Предуралья на примере детских игрушек

Тип Реферат
Предмет История
Просмотров
1269
Размер файла
20 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Элементы воспитания и обучения у средневекового населения Пермского Предуралья на примере детских игрушек

Крыласова Н. Б., к.и.н.

С 1984 г. в ПГПУ функционирует Камская археолого-этнографическая экспедиция. За годы ее деятельности собрана обширная коллекция археологических древностей, которая включает в себя материалы преимущественно средневековых памятников Пермского Предуралья. Наиболее значительную часть коллекции представляют собой материалы Рождественского городища, исследовавшегося в 1985, 1990-1993, 1997 г. под руководством Белавина А.М., и городища Анюшкар, которое раскапывалось в 1989-1991 под руководством Ленц Г.Т. и Терехина А.А.

Как и на других средневековых поселениях, на этих городищах наиболее массовой категорией находок являются фрагменты керамической посуды и керамических изделий. Среди этого комплекса наибольшую часть представляет гончарная посуда булгарского производства (на Рождественском городище до 75% [Белавин 2000, с. 45], на городище Анюшкар около половины [Белавин 2000, с. 51]), на втором месте по количеству находится лепная посуда, причем не только местного производства, но и вымская, чепецкая, зауральская. При этом обнаружены не только фрагменты собственно сосудов, но и крышки оригинальных форм, а также фрагменты глиняных валиков-"подставок", которые, вероятно, сооружались на поверхности печи для установки сосудов. Особое место в керамическом комплексе данных городищ занимают предметы, связанные с бронзолитейным производством - фрагменты тиглей, ложки-льячки, фрагменты керамических формочек. Выделен также небольшой комплекс предметов, условно определенных нами как "статуэтки" - это изделия в виде вытянутой усеченной пирамиды или параллелограмма, иногда с орнаментом в виде точек и линий. Эта группа вещей требует специального анализа, поскольку ближайшие из выявленных нами аналогий относятся к гляденовской культуре, слишком далеко отстоящей хронологически. И, наконец, особый интерес представляют керамические изделия, отнесенные нами к разряду "игрушек", рассмотрению которых и посвящена настоящая статья. Комплекс "игрушек", о котором пойдет речь, включает в себя 7 предметов, 5 из которых происходят с Рождественского городища, 2 - с городища Анюшкар.

Предмет 1. Обнаружен на городище Анюшкар на участке XIII/22. Маленький "сосудик" неправильной конической формы с округлым дном, светло-коричневого цвета. Размеры: высота 20 мм, диаметр дна 18 мм, диаметр по венчику 27 мм. В составе глиняного теста присутствует примесь мелко толченой раковины двустворчатых моллюсков. Сосудик изготовлен методом вытягивания стенок из глиняного шарика, в результате чего дно его осталось толстым - до 7 мм, а стенки постепенно утончаются к венчику - до 1 мм. Внутренняя часть сосудика хорошо заглажена, имеет конусовидную форму, полученную в результате вдавления указательным пальцем. Снаружи видны четкие отпечатки пальцев диаметром 7-8 мм, венчик неровный, неоформленный. Сосуд обычного обжига. На дне снаружи сосуда имеются следы копоти.

Предмет 2. Обнаружен на Рождественском городище (раскоп 1, 1990 г.). Маленький круглодонный "сосудик" неправильной чашевидной формы из красной глины. Размеры: высота 23 мм, диаметр наиболее раздутой части туловища 28 мм, диаметр шейки 24 мм, диаметр по венчику 30 мм. Примесь в составе глиняного теста не наблюдается. Сосудик изготовлен методом вытягивания стенок из шарика, в результате дно получилось толстое - до 8 мм, стенки имеют толщину 4 мм, венчик - 2-3 мм. Внутренняя часть сосудика заглажена относительно тщательно, имеет конусовидные очертания, полученные при вдавлении указательным пальцем и "подщипывающих", вытягивающих движениях при изготовлении сосудика. Наружная часть изделия неровная, местами прослеживаются нечеткие отпечатки пальцев. Венчик неровный, округлый, слегка отогнут наружу, можно предположить наличие попытки оформить его пальцевыми защипами. Обжиг обычный для местной лепной керамики. На внутренней части сосудика наблюдается нагар, снаружи на дне следы копоти.

Предмет 3. Обнаружен на Рождественском городище (раскоп VI, 1992 г.). Половинка небольшого круглодонного сосудика неправильной чашевидной формы с сильно отогнутым венчиком. Размеры: высота 40 мм, диаметр наиболее раздутой части тулова 51 мм, диаметр шейки 40 мм, диаметр венчика 47 мм. Сосуд изготовлен из светло-коричневой глины с незначительным количеством растительных примесей методом вытягивания стенок из глиняного шарика. Здесь заметна попытка создать внутренний объем сосуда, используя уже не один, а несколько пальцев, в результате чего внутренняя часть сосуда получила неправильные цилиндрические очертания. В процессе применения этого метода изготовителем была вытянута в стенки не вся глина из заготовки, в результате чего днище получилось очень массивным и толстым - до 15 мм, стенки в средней части сосуда - до 8-10 мм, венчик - до 3 мм. Стенки не заглажены ни внутри, ни снаружи, покрыты наплывами глины, не затертыми трещинами, отпечатками ногтей, нечеткими отпечатками пальцев диаметром до 10 мм. Обжиг неравномерный.

Предмет 4. Обнаружен на Рождественском городище (раскопки 1985 г.). Маленький плоскодонный сосудик неправильной цилиндрической формы. Размеры: высота 30 мм, диаметр у днища 28 мм, у венчика - 29 мм. Сосудик изготовлен из красновато-коричневой глины методом вытягивания стенок из глиняной заготовки. Внутренняя часть сосуда, образованная за счет вдавления указательным пальцем, имеет конусовидную форму. Дно массивное, толстое - до 11 мм, стенки в средней части сосуда - 6-8 мм, венчик - 4-5 мм. Стенки неровные, однако отмечается попытка их загладить, на них нет, как у предыдущих сосудов не замазанных трещин, наплывов, видны лишь незначительные "ямки" от пальцев и в одном месте - отпечаток ногтя. У сосуда отмечается попытка оформить венчик. Он плоский, с орнаментом в виде резных насечек. Обжиг обычный. На наружной и внутренней стороне сосудика видны следы нагара.

Предмет 5. Обнаружен на Рождественском городище (раскоп I, 1990 г.). Половинка маленького круглодонного сосудика баночной формы. Размеры: высота 28 мм, диаметр 42 мм. Сосудик серого цвета, характерного для большей части прикамской керамики. Изготовлен методом вытягивания стенок из глиняного шарика. Толщина дна - 5 мм, стенок в средней части тулова - 8 мм, стенок у венчика - 4 мм. Венчик не оформлен. Стенки неровные, однако заметны попытки загладить их снаружи пальцами, так как на наружной стороне сосудика видны нечеткие отпечатки пальцев и ногтей. Изнутри сосуд формировался и заглаживался с помощью пучка травы, что подтверждает наличие характерных следов. Внутренняя емкость сосуда в результате приобрела цилиндрическую форму. Обжиг обычный. На дне сосудика отмечаются следы нагара.

Предмет 6. Обнаружен на городище Анюшкар, на участке IX/23. Маленький круглодонный сосудик неправильной баночной формы, изготовлен из светло-коричневой глины без примесей. Размеры: высота 25 мм, диаметр в области днища 30 мм, диаметр венчика 40 мм. Венчик не оформлен. Изнутри сосудик тщательно заглажен, емкость имеет чашевидную форму. Снаружи стенки неровные, с нечеткими отпечатками пальцев и ногтей. Сосудик изготовлен методом вытягивания стенок из заготовки. В результате толщина дна составляет 6-7 мм, стенки утончаются к венчику до 2-4 мм. Изнутри и снаружи сосудик закопчен.

Предмет 7. Обнаружен на Рождественском городище (раскоп II, 1991 г.). Маленький круглодонный сосудик в виде ложечки со сливом и с фрагментом рукояти. Размеры: высота 15 мм, диаметр венчика 26 мм. Изделие изготовлено из желто-коричневой глины без примесей методом вытягивания стенок из глиняного шарика. Толщина дна 5 мм, стенок - 4 мм, венчика - 2-3 мм. Слив образован с помощью "прищипывания" и вытягивания части венчика, отступает за пределы общего диаметра на 8 мм, ширина его - 14 мм. Рукоять в виде глиняного жгутика диаметром 7 мм была прилеплена к изделию отдельно, а не вытянута из общего куска глины. Сосудик неровный, несимметричный, стенки его хотя и заглажены, имеют следы пальцев, ногтей. На внутренней поверхности сосудика остался не заглаженный участок поверхности. Обжиг обычный. Следов нагара не обнаружено. Все эти изделия можно объединить в одну группу по нескольким параметрам. Во-первых, все они имеют настолько маленькие размеры, что невозможно предположить их практическое использование в быту древнего населения. Не могли они использоваться и в каких-то культовых целях, поскольку все известные культовые сосудики имеют более крупные размеры, да и в местах находки этих предметов не наблюдается никаких следов жертвоприношений или какой-то иной культовой обрядности. Во-вторых, все эти предметы явно изготовлены неопытной рукой - они неровные, несимметричные, глина из заготовки вытянута неравномерно по всему изделию - большая ее часть осталась в области дна, за счет чего днище получилось несоразмерно толстое, а стенки слишком тонкие; внутренняя емкость сосудов в большинстве случаев почти не проработана и представляет собой лишь небольшое конусовидное углубление, выдавленное пальцем. Опытному человеку, которому не раз приходилось лепить сосуды, понадобилось бы для изготовления сосудов подобной формы сделать всего несколько точных движений, и в результате, без сомнения, получилось симметричное изделие правильной формы. В-третьих, на всех сосудах имеются более или менее четкие отпечатки пальцев. Особенно показателен в этом смысле предмет 1 - на его поверхности видны четкие отпечатки пальцев с папиллярными линиями. Методом несложного эксперимента удалось установить, что эти отпечатки соответствуют ребенку в возрасте 5-6 лет. На других сосудиках отпечатки не настолько четкие, но и по ним можно сказать, что они оставлены маленькими пальчиками. То же самое можно сказать и о внутренних углублениях предметов 1,2 и особенно 4 - диаметр их в нижней точке настолько мал, что палец взрослого человека туда не помещается.

Таким образом, эти изделия, изготовленные детьми, и являются они ни чем иным, как игрушками. Судя по всему большая часть этих игрушек является кукольной "посудкой". Исключение составляет только предмет 7, который отличается по форме от остальных. С одной стороны, это может быть изображение какого-либо предмета домашней утвари типа черпака. Такие предметы в действительности обычно изготавливались из дерева, поэтому по археологическим материалам нам не известны. Но, если сравнивать этот предмет с имеющимися в нашем распоряжении археологическими находками, то он наиболее близок по форме ложкам-льчкам, использовавшимся в бронзолитейном производстве. Таким образом, этот предмет либо принадлежит к категории посуды, как и остальные, и использовался в играх "дочки-матери", либо является игрушечным "инструментом", применявшимся в более сложных играх, копировавших производственную деятельность взрослых. Бронзолитейное дело вплоть до Х в. оставалось у финно-угров женским занятием. Так, известны погребения женщин-бронзолитейщиц, сопровождающиеся производственным инструментарием [Голубева 1984]. Поэтому можно считать все описываемые игрушки девичьими.

Этнографические материалы свидетельствуют о том, что у финно-угров уже с раннего возраста существовало раздельное трудовое воспитание мальчиков и девочек, ориентация их на различные трудовые роли, так как мужчинам и женщинам были присущи определенные хозяйственные функции, в большинстве своем не пересекавшиеся. Так, у манси мальчики играли в основном в охотничьи игры, и для них взрослые делали специальные маленькие луки и стрелы с деревянными наконечниками. Став постарше, мальчики уже сами изготавливали луки и стрелы, постепенно усложняя их конструкцию [Федорова 1988, c. 87]. У удмуртов дети при помощи взрослых делали игрушечные орудия труда, а с 5-7 лет уже помогали в полевых работах, охоте, рыболовстве, привлекались в качестве помощников ремесленников [Удмурты 1993, c. 265]. Девочки у манси играли в куклы, причем к игре в куклы относился и комплекс других предметов: маленькие сумочки им мешочки для хранения кукольного имущества, подушки и одеяльца, утварь и пр. В быту взрослых все эти предметы делали женщины, которые с раннего детства прививали своим дочерям навыки изготовления одежды и утвари. А.Н. Рейнсон-Правдин писал, что "по игрушкам девочки, по качеству ее ранних работ жених судил об умении невесты. Считалось, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет в будущем хорошей хозяйкой и мастерицей" [Рейнсон-Правдин 1949, с. 123]. У удмуртов матери начинали обучать своих дочерей в возрасте до 7 лет полевым работам, рукоделию, приготовлению пищи. Дети очень рано вступали в мир взрослых. Характерно, что девочки старше 7 лет реже использовали в играх сюжеты из домашнего хозяйства, так как с этого возраста они уже во всем помогали матери по дому. Мальчики также уже с 10-11 лет становились пастухами, ходили со взрослыми на промысел [Павлинская 1988, c. 228].

Обобщив данные, полученные при изучении сосудиков из нашей коллекции, и этнографические сведения можно сделать вывод о том, что эти поделки принадлежат девочкам в возрасте до 6-7 лет. Данные игрушки не только демонстрируют нам, какие игры могли существовать у детей в прошлом, но и отражают процесс их обучения и воспитания. При изготовлении этих предметов девочки получали все те полезные знания и навыки, которые использовали позднее на протяжении всей своей жизни, возобновляя запасы необходимой в хозяйстве домашней утвари. Ведь, как известно, женщины лепили для своих нужд посуду сами по мере надобности. Вряд ли в древности для детей проводились какие-то специальные занятия. Скорее всего они приобретали знания, наблюдая за взрослыми и, по мере сил, помогая им в повседневной работе. При этом они задавали свойственные детям всех времен вопросы "почему ?", и постепенно впитывали весь тот опыт и знания, которые накапливались в обществе на протяжении тысячелетий. Они узнавали, где находятся залежи глины, пригодной для керамического производства, какие действия необходимо с ней произвести, чтобы подготовить для лепки сосудов. При этом дети знакомились со свойствами материалов, назначением тех или иных примесей, добавляемых в глиняное тесто. Среди описываемых нами предметов 3 имеют в составе теста характерные для Пермского Предуралья примеси. Возможно, в данном случае дети использовали уже готовую керамическую массу, но можно предположить и то, что они вводили в глину примеси самостоятельно, повторяя все действия, производимые взрослыми. В процессе лепки посуды девочки познавали необходимые приемы, смысл орнаментов, наносимых на стенки сосудов и пр. Не ограничиваясь простым наблюдением, они пытались повторять действия взрослых, изготовляя свои поделки. Подобное наблюдают и в настоящее время большинство матерей, когда маленькие дочки пытаются стряпать вместе с ними пирожки. И точно также, как сейчас девочки сажают свои неказистые пирожки в печь, и с нетерпением ждут результата, в древности дети обжигали свою "посудку" вмести с изделиями взрослых. Это доказывается тем, что обжиг сосудиков из нашей коллекции ничем не отличается от обжига обычной лепной керамики. Таким образом, дети познавали и процесс обжига керамики.

Наличие нагара на внешней, а иногда и на внутренней стороне игрушечных сосудиков, позволяет предположить, что в процессе игры девочки пытались готовить пищу не "понарошку", а на настоящей печи, ставя на нее свое кукольное варево рядом с горшками, где готовилась пища для семьи.

Таким образом, наличие в коллекции средневековых древностей комплекса детских игрушек позволяет нам представить, каким образом в прошлом происходил процесс обучения детей, передачи накопленной в обществе информации. На наш взгляд, подобные детские игрушки имеются и в коллекциях из других средневековых поселений, но, обрабатывая массы материала, исследователи упускают из виду эти единичные предметы. Так, судя по публикациям, аналогичные маленькие сосудики имеются в составе керамического комплекса городища Иднакар в Удмуртии [Иванова 1995, рис. 5-1, 5, 10]. Надеемся, что появление данной статьи позволит исследователям пересмотреть коллекции и выделить в них подобные комплексы детских игрушек.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно