это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Кафедра журналистики и русской литературы XX века.
Курсовая работа
Мир юного лирического героя в ранней лирике Марины Цветаевой
Выполнила: студентка группы Л-083(2)
Мясникова Н. А.
Проверила: ассистент Синегубова К. В.
Оценка: _____________________
Кемерово 2009
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1 Глава «Я жажду сразу - всех дорог!» или мир юношества и детства в лирике М. Цветаевой………………………………………………………….4
2 глава «Мы знаем, мы многое знаем того, что не знают они!» или мир юных и взрослых в ранней лирике Марины Цветаевой…………………………...11
3 Глава. «Ах, без мамы ни в чем нету смысла» или мир юношества и мир семьи в лирике М. Цветаевой………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………….29
Библиография ………………………………………………………………....30
Введение
Рассматриваемое нами творчество Марины Цветаевой в большей степени отличается от зрелых работ поэтессы. В своих двух первых книгах «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) поэтесса предстает перед нами в самом начале своего творческого пути, и именно этот период становится фундаментом дл последующего художественного развития.
Творчество Марины Цветаевой достаточно изучено. Жизни и творчеству М. Цветаевой всех периодов ( как раннего, так и зрелого) посвящена монография Анны Саакянц «Жизнь и творчество Марины Цветаевой» (1999). В ней автор достаточно подробно анализирует не только творчество, но и приводит важные сведения из жизни поэтессы : в работу включены письма Цветаевой и ее близких, личные записи поэтессы. Раннему периоду творчества посвящена работа Олега Клинга «Поэтический стиль Цветаевой и приемы символизма: притяжение и отталкивание» (1992). В ней автор рассматривает творчество Цветаевой в сопоставлении с творчеством В.Брюсова, выявляя в них сходство и общие мотивы вечера и волшебства.
Другим периодам творчества и отдельным жанрам посвящены работы Л. Поляковской, И. Кудровой, А. Локмановой, Г.Т. Петкова и др. Но в своей работе я буду опираться на работы, посвященные периоду с 1906 по 1913 г. Основными из таких работ будут отмеченная мной монография А. Саакянц и статья О. Клинга.
Цель данной работы – рассмотреть как представлен юный лирический герой в ранней лирике Цветаевой и его взаимодействие с различными сферами его жизни. Следовательно, в качестве задачи будет поставлен анализ отдельных стихотворений из ранних книг за период 1906-1913 г., в ходе которого будут выявлены особенности, присущие юному герою, а также сопоставление миров, выделяемых в стихотворениях, отношение героя к окружающему его миру и оценка себя в нем.
1 Глава «Я жажду сразу - всех дорог!» или мир юношества и детства в лирике М. Цветаевой.
Выбранный нами период с 1906 по 1913 года показывает нам юную Марину Цветаеву в самой «завязи» ее поэтического творчества. В этот период проявилась важная особенность поэтессы – противопоставление всего в этом мире и себя в частности. Именно в рамках этой особенности мы будем выделять главные мотивы свойственные именно для детского и юношеского мира: максимализм (свойство личности, склонность воспринимать окружающий мир в крайностях, без средних тонов), воинственность и волшебство. Но кроме этого нас интересует и то, как видит юный герой себя в этом мире, какое место он занимает.
В рамках данной главы нами будут рассмотрены стихотворения «Дикая воля», «Молитва», «Письмо на розовой бумаге», «Утомления», «В зале», «Мирок», «Напрощание», «Следующей», «Еще молитва».
Так в стихотворении «Дикая воля»¹ с самых первых строк перед нами предстает сочетание двух мотивов – воинственности и максимализма юного героя:
Я люблю такие игры,
Где надменны все и злы.
Чтоб врагами были тигры
И орлы!
…чтобы все враги – герои!
Мы видим, что герой противопоставляет здесь самого себя и представляет, таким образом, оппозицию «свой - чужой». Обращает на себя внимание и оценка противника, которая тоже показана с точки зрения максимального проявления силы: враги – тигры, орлы, герои. Но герой противопоставляет
_____________________________________________________________________________¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 136
себя и стихии, и таинственному времени суток, что тоже подчеркивает оценку собственного потенциала героя:
Чтобы ночь со мной боролась,
Ночь сама!
…Чтобы рвал меня на части
Ураган!
Герой не однократно показывает свое отношение к войне, бою как к игре и вместе с тем свою уверенность, превосходство над противником:
Я несусь, - за мною пасти,
Я смеюсь, - в руках аркан…
Кроме военных образов можно увидеть и то, как видит себя в этом мире герой и какое место он себе в нем отводит:
Чтобы в мире было двое:
Я и мир!
Герой выделяет две части всего окружающего: он и остальной мир, причем место, которое он себе в данном случае отводит, является центральным.
Военные образы проявляются и в стихотворении «Молитва»¹:
Люблю и крест, и шелк, и каски…
…Идти под песни на разбой…
И амазонкой мчаться в бой;
________________________________________________________________
¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 32
Но в нем большего внимания заслуживает максимализм юного героя:
…Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
Я жажду сразу - всех дорог!
Всего хочу с душой цыгана…
За всех страдать под звук органа.
Такое желание «всего и сразу» создает эффект всеобъемлющего чувства. Но подобное проявление выделенного нами мотива не единственное – он отражается и в том, как герой изображает свою жизнь:
Вся жизнь как книга для меня!
Чтоб был легендой - день вчерашний,
Чтоб был безумьем - каждый день.
Моя душа мгновений след…
Здесь мы видим, что жизнь для героя является нераскрытой книгой, иными словами каждый прожитый день он перелистывает как страницу, узнает что-то новое, а значит все, что происходит в ней значимо. Следовательно, любой миг в жизни героя должен быть прожит не зря. Он преображает в легенду не только вчерашний день, но и сегодняшний; и не только день, но и событие, и человека, а значит и самого себя.
Другой характерной чертой героя, которая является следствием его противопоставления себя миру, является отрицание. Но эта черта выражена неоднозначно. Так, например в строках:
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня!
И дай мне смерть – в семнадцать лет!
не нужно судить о том, что герой готов уйти из этой жизни, напротив он проявляет скрытое желание жить.
Существуют мотивы, которые можно выделить в границах мира юношества и детства: волшебство и любовь. Причем данные мотивы могут сочетаться с мотивом воинственным, как например это показано в стихотворении «Письмо на розовой бумаге»¹:
Печальный юноша-герой
Сжигает позднею порой
Письмо на розовой бумаге
И я, как рыцарь (без пера,
Увы, без шлема и без шпаги!),
Письмо на розовой бумаге
На канделябре сжег вчера.
Мотив волшебства и вечера в лирике Цветаевой выявил Олег Клинг в своей статье «Поэтический стиль Марины Цветаевой и приемы символизма»². Он представляется как непосредственно в изображении героя в роли волшебника, так и в завуалированной форме. Последнее можно увидеть в последних строках «Молитвы»:
Ты дал мне детство – лучше сказки.
__________________________________________________________________
¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 131
² Олег Клинг«Поэтический стиль Марины Цветаевой и приемы символизма» // Вопросы литературы №3 1992 с 74-93
Где посредством изображения одной из форм проявления волшебства (сказки) мы видим оценку детства самим героем.
В строках «Утомления»¹:
В зале страшно: там ведьмы и черти
Появляются все вечера
Вечер предстает как мистическое время суток, но тем оно и интереснее детям. В стихотворении «В зале»² дети и вечер предстают иначе:
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари…
Герой вновь показывает главенствующее место, которое отводится представителям детского мира. В стихотворении «Мирок»³ дети описываются также за счет выделенных мотивов:
Дети – это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Но встречается и противоречие в этой теме у поэтессы. В стихотворении «Еще молитва»4 любовь, которую изначально желает героиня, является более реальной:
Дай не тень мне обнять, наконец!
_______________________________________________________________
¹ Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 47
², ³Там же с 13
4 Там же с 97
Однако в этом же стихотворении проявляется мотив тени, который также свойственен Цветаевой, что отмечают А. Саакянц и О. Клинг.
Мне не надо блаженства ценной унижений.
Мне не надо любви! Я грущу – не о ней.
Дай мне душу, Спаситель, отдать – только тени
В тихом царстве любимых теней.
В этих строках мы видим, что ранее желаемая героиней любовь оказалась жестока и не столь идеальна, нежели мир теней, который, судя по данному противопоставлению, оказался нежнее, и потому любим ей.
Таким образом, можно увидеть, что вечер является самым загадочным временем, когда возможно все то, что невозможно днем; временем, когда обычные вещи приобретают необычные для них значения и образы. А волшебство в свою очередь представляется как одна из самых важных и неотъемлемых частей мира детей. В своей монографии «Жизнь и творчество Марины Цветаевой»¹ Анна Саакянц приводит слова о волшебстве самой поэтессы: « Есть поэты волшебники в каждой строчке. Их души – зеркала, собирающие все лунные лучи волшебства и отражающие только их. Не ищите в них ни пути, ни этапов, ни цели. Их муза с колыбели до гроба – муза и волшебница… Много ликов у волшебства. Всех времен оно, всех возрастов и стран…»
Для мира юных актуальна и тема любви, которая также показана неоднозначно в ряде стихотворений. Она может быть представлена как идеальное, чистое, самоотверженное чувство:
Мы оба любили, как дети,
Дразня, испытуя, играя
_____________________________________________________________
¹Анна Саакянц «Жизнь и творчество Марины Цветаевой» М. 1999 с 11-78
Люблю тебя, призрачно-давний.
Тебя одного – и на век!
«На прощанье»¹
О, лишь люби, люби его нежнее!
Будь той ему, кем я быть не сумела:
Люби без мер и до конца люби!
«Следующей»²
Либо другим, но не менее сильным чувством:
Обожания нить нас сильнее связала,
Чем влюбленность – других.
Таким образом, проанализировав стихотворения, в которых наиболее ярко представлен мир юношества и детства, мы можем выявить основные мотивы присущие ему, а именно мотив максимализма, воинственности, любви, волшебства и вечера. Также нам удалось выявить характерные особенности юного героя: противопоставление всего в мире и отрицание всего, что не свойственно ему, посредством которого герой, как правило, акцентирует внимание на волнующих его вещах.
Мы выявили и то, как герой оценивает свое положение в этом мире, и вместе с тем оценку всего, что его окружает.
____________________________________________________________
¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 58
²Там же с 59
2 глава «Мы знаем, мы многое знаем того, что не знают они!» или мир юных и взрослых в ранней лирике Марины Цветаевой.
В предыдущей главе мы выявили основные мотивы присущие миру юношества. И теперь на базе данных результатов попытаемся проанализировать ранние стихотворения Марины Цветаевой с точки зрения сопоставления мира юных и мира взрослых. Целью данного сопоставления будет являться выявление общих и различных мотивов и особенностей, а также то, также нам интересен взгляд лирического героя на представителей мира взрослых.
В данной главе нами будут рассмотрены стихотворения «В зале», «Rouge et bleue», «Безнадежно взрослый Вы? О, нет!», «Разные дети», «Скучные игры», «Подрастающей», «В пятнадцать лет», а также стихотворения из предыдущей главы.
В рамках данной главы можно выделить три группы стихотворений: в первой показан мир юных в чистом сопоставлении и противопоставлении с миром взрослых («В зале»), во второй юный герой показывает свое «отражение» в мире взрослых («Безнадежно взрослый Вы? О, нет!», «Разные дети», «Скучные игры»), в третьей группе юный герой представлен в «переходном» качестве, т.е. своем взрослении («В пятнадцать лет», «Подрастающей», «Rouge et bleue»).
Обратимся к первой выделенной нами группе. В стихотворении «В зале»¹ мы можем четко увидеть выделенные в первой главе характерные особенности юного героя: противопоставление себя со всем миром, а здесь в первую очередь со взрослыми. Как отмечалось ранее, в данном стихотворении мы видим, что герой отдает главенствующее место детям:
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
__________________________________________________________________
¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 13
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Также виден и мотив воинственности, который показан в совокупности с мотивом вечера и таинственности. Герой опять не просто противопоставляет себя взрослым, а как бы вступает с ними в борьбу, в которой в соответствии с местом, отведенным детям, он одерживает победу:
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала...
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и крадется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица,—
Опять победители мы!
В данных строках интересна еще и особенная черта юного героя – не смотря на всю свою отвагу и стремление к победе, он тоже испытывает присущее ему чувство страха перед чем-либо ему неизвестным. В следующих строках можно увидеть уже непосредственно оценку взрослых юным героем. Причем она проявляется как прямо, так и косвенно, т.е. через описание самих себя. Таким образом, мы вновь видим отмеченное выше противопоставление.
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть
Мы старших за то презираем, Что скучны и просты их дни...
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!
То есть из данных строк мы можем заключить, что взрослые, по-мнению лирического героя, не могут или не хотят увидеть все, что есть в этом мире. Данную мысль можно интерпретировать следующим образом: в отличие от детей, взрослые считают, что знают пускай не все, но многое в этом мире, поэтому их взгляд уже не привлекают мелочи, которые в своей совокупности составляют достаточно важную часть всего вокруг. Для детей же любая мелочь интересна тем, что она способна наделить новыми чертами обыденные вещи. Кроме того, в стихотворении мы можем встретить интересную интерпретацию противопоставления посредством оппозиции «светлое - темное». Интересно она тем, что в представление мира взрослых как темного можно сопоставить с темным временем суток – вечером, который так интересен детям.
В другом стихотворении «Безнадежно взрослый Вы? О, нет!»¹ мы можем увидеть изображение взрослого и юного миров несколько иначе, чем в предыдущем. Здесь юный мир показан со всех своих характерных сторон, которые, так или иначе, проявляются во взрослом.
Безнадежно-взрослый Вы? О, нет!Вы дитя и Вам нужны игрушки,Потому я и боюсь ловушки,Потому и сдержан мой привет.Безнадежно-взрослый Вы? О, нет!__________________________________________________________________¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 101
Вы дитя, а дети так жестоки:С бедной куклы рвут, шутя, парик,Вечно лгут и дразнят каждый миг,В детях рай, но в детях все пороки, -Потому надменны эти строки. Кто из них доволен дележом?Кто из них не плачет после елки?Их слова неумолимо-колки,В них огонь, зажженный мятежом.Кто из них доволен дележом? В следующих строках можно увидеть отражение указанной выше оппозиции «светлое - темное», которое представлено несколько иначе: здесь нет явного указание на «темность» мира взрослых, но указывается «тайность», которую мы уже указывали как особенность вечера и всего темного: Есть, о да, иные дети - тайны,Темный мир глядит из темных глаз.Но они отшельники меж нас,Их шаги по улицам случайны.Вы - дитя. Но все ли дети - тайны?!Обращает на себя внимание и характеристика «тайных» детей, а именно то, какую оценку они получают от лирического героя, который в свою очередь принадлежит к тем, что изображены в первой части стихотворения.
Такое же разностороннее описание мира детей мы можем найти и в стихотворении «Разные дети»¹.
__________________________________________________________________
¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 88
Есть тихие дети. Дремать на плечеУ ласковой мамы им сладко и днем.Их слабые ручки не рвутся к свече, -Они не играют с огнем. Есть дети - как искры: им пламя сродни.Напрасно их учат: "Ведь жжется, не тронь!"Они своенравны (ведь искры они!)И смело хватают огонь. Есть странные дети: в них дерзость и страх.Крестом потихоньку себя осеня,Подходят, не смеют, бледнеют в слезахИ плача бегут от огня… Есть странные дети: от страхов своихОни погибают в туманные дни.Им нету спасенья. Подумай о нихИ слишком меня не вини!Здесь герой также по-разному характеризует представителей мира юношества, оценивая каждого из них. Из последних строк можно предположить к какому типу детей относил себя герой.
В стихотворении «Скучные игры»¹ герой через мотив игры, который также свойственен миру юношества, показывает свои оценку и отношение к взрослым:
Глупую куклу со стула
Я подняла и одела
__________________________________________________________________
¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 113
Куклу я на пол швырнула:
В маму играть – надоело!
Не поднимаясь со стула
Долго я в книгу глядела
Книгу я на пол швырнула:
В папу играть - надоело!
Здесь нашему вниманию вновь предстает оценка взрослых, как скучных людей, которые живут обыденно, в их мире все как нельзя спокойно. Такое спокойствие оказывается же невыносимым для юного героя. Также интересно и то, что дети играют не во что иное, как во взрослых, тем самым мы видим, что они как бы готовятся к взрослой жизни.
¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 144
Еще вчера шалила без прически,Еще вчера!Повтор слов «еще вчера» подчеркивает то, что детство прошло, сейчас его нет. Теперь по-мнению героя нельзя быть вольным как прежде. Весенний звон с далеких колоколенМне говорил: "Побегай и приляг!"И каждый крик шалунье был позволен,И каждый шаг! Что впереди? Какая неудача?Во всем обман и, ах, на всем запрет!- Так с милым детством я прощалась, плача,В пятнадцать лет.¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 197
Широкий мир твой взгляд зажег,Но счастье даст тебе ль?Зачем переросла, дружок,Свою ты колыбель? Здесь герой также не видит ничего положительного во взрослении. Ему вновь кажется, что с прошествием детства исчезнет легкость жизни.В стихотворении «Rouge et bleue»¹ можно проследить те же самые мысли героя: Девочка в красном и девочка в синемВместе гуляли в саду.-- "Знаешь, Алина, мы платьица скинем,Будем купаться в пруду?".Пальчиком тонким грозя,Строго ответила девочка в синем:-- "Мама сказала - нельзя".====Девушка в красном и девушка в синемВечером шли вдоль межи.-- "Хочешь, Алина, все бросим, все кинем,Хочешь, уедем? Скажи!"Вздохом сквозь вешний туманГрустно ответила девушка в синем:-- "Полно! ведь жизнь - не роман"...===Женщина в красном и женщина в синемШли по аллее вдвоем.__________________________________________________________________¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 75
-- "Видишь, Алина, мы блекнем, мы стынемПленницы в счастье своем"...С полуулыбкой из тьмыГорько ответила женщина в синем:-- "Что же? Ведь женщины мы!"3 Глава. «Ах, без мамы ни в чем нету смысла» или мир юношества и мир семьи в лирике М. Цветаевой.
Данная глава будет являться логическим продолжением двух предыдущих глав, так как в ее рамках мы будем рассматривать юного лирического героя в сопоставлении с миром дома, в который могут входить как взрослые, так и дети. Следовательно, нашей целью будет выявить то, как взаимодействует герой с представителями мира дома, а также взгляд самого лирического героя на них.
В рамках данной главы нами будут рассмотрены стихотворения «Мама», «Мама за книгой», «Самоубийство», «Сестры», «Утомленье».
Стихотворения, рассматриваемые нами можно разделить на две группы: в первую группу можно включить стихотворения посвященные матери, во вторую – посвященные сестре.
Обратимся к первой выделенной нами группе. Стоит отметить, что поэтесса потеряла мать в юном возрасте, что оставило отпечаток в жизни Цветаевой и следовательно ее творчестве. Именно поэтому мы можем встретить в данных стихотворениях не только выделенную нами тему , но и тему «смерти». В стихотворении «Маме»¹ мы можем увидеть две указанных темы:
Видно грусть оставила в наследствоТы, о мама, девочкам своим! Но поэтесса описывает образ матери и при помощи отсылки к самым ярким детским впечатлениям: В старом вальсе штраусовском впервыеМы услышали твой тихий зов… Мама Марины Цветаевой была музыкантом, поэтому музыка и будет являться самым непосредственным символом матери для героини. Из следующих строк мы можем увидеть то, что со смертью мамы умерла и часть души героини, и теперь скоротечность жизни будет являться не приближением смерти, а приближением ко встрече с мамой:С той поры нам чужды все живыеИ отраден беглый бой часов._________________________________________________________________¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 9
Также , можно увидеть и то, кем являлась мама в жизни героини: Все, чем в лучший вечер мы богаты,Нам тобою вложено в сердца. К детским снам клонясь неутомимо,(Без тебя лишь месяц в них глядел!)Ты вела своих малюток мимоГорькой жизни помыслов и дел. То есть, из данных строк можно понять, что основными чертами мамы для героини являлись ласка и терпение. Кроме того, она предстает и как некий оберег для героини, который укроет ее от тревог «горькой жизни». Из последних строк мы можем отметить и то, как оценивает себя героиня, находясь под опекой (малютки). С ранних лет нам близок, кто печален,Скучен смех и чужд домашний кров...Наш корабль не в добрый миг отчаленИ плывет по воле всех ветров! В данных строках, мы вновь можем увидеть, какой является жизнь без мамы – героиня как бы предоставлена самой себе и уже нет прежнего покровительства и опеки. Все это мы увидим в противопоставлении «вела мимо» и « плывет по воле всех ветров». Все бледней лазурный остров-детство,Мы одни на палубе стоим. В данных строках героиня понимает, что со смертью матери детство уходит и взросление неизбежно. Оценку последнего нам удалось выявить в рамках предыдущей главы, что в свою очередь и подчеркивают следующие строки: Видно грусть оставила в наследствоТы, о мама, девочкам своим! В окончании стихотворения героиня вновь показывает свое отношение к матери посредством высокого обращения (О, мама!), а также свою скорбь, акцентируя внимание на том, что осталось ей в память о матери.Подобное изображение матери представлено в стихотворении «Самоубийство»¹. Здесь перед нами предстают уже выделенные нами особенности мамы – нежность и ласка, а также связанная с ней музыка: Был вечер музыки и ласки,Все в дачном садике цвело.Ему в задумчивые глазкиВзглянула мама так светло Но здесь обращает на себя внимание сама смерть матери: она как бы уходит в блаженный мир, потому как описанный пейзаж создает именно такой образ (музыка, флейта, закат). Интересно и то, как герой воспринимает ее смерть: она не умирает – ее забирает колдун, т.е. перед нами вновь предстает характерные для мира детства мотивы вечера и волшебства. Таким образом, мы видим, что герой-ребенок интерпретирует смерть по-своему.Когда ж в пруду она исчезла¹Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 24
Он понял — жестом злого жезла¹ Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 48
² Там же с 46
Мама очнулась от вымыслов: дети -¹ Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 57
К его задумчивым губам¹ Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 102
В стихотворении «Втроем»¹ героиня также представляет нашему вниманию образ сестер: Горькой расплаты, забвенья ль вино, -Обе изменчивы, обе нежны,
Тот же задор в голосах,
Той же тоскою огни зажжены
В слишком похожих глазах...
Тише, сестрички! Мы будем молчать,
Души без слова сольем.
Как неизведанно утро встречать
В детской, прижавшись, втроем...
Таким образом, рассмотрев стихотворения выделенных нами двух групп, мы можем отметить, что лирический герой не отделяет себя от мира семьи и не противопоставляет себя ее представителям (как мы видели из предыдущей главы), а напротив подчеркивает свою связь с ними. Кроме этого мы увидели тему смерти, которая хоть и была рассмотрена ранее, но уже предстает в
¹ Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 стихотворения 1906-1920 г.г. с 63
ином ракурсе при сочетании ее с темой матери. Стоит отметить и то, что тема матери рассматривается с различных сторон, в отличие от темы «сестер». Свое отношение к сестрам лирический герой показывает однозначно, но полный образ может сложиться при рассмотрении нескольких отдельных стихотворений, так как в каждом из них дается оценка и описание взаимодополняющие друг друга. Что же касается того, какое место отводит себе герой, то стоит сказать, что это не центральное место, как это было в первой главе, и не превосходящее над другим миром, как это было во второй. Герой в данной главе отводит себе пускай не первое, но и не второстепенное место.
Заключение
Таким образом, в ходе нашей работы мы смогли увидеть то, что мир юного лирического героя многогранен и взаимодействует со всем, что его окружает. Следуя задачам данной работы, нам удалось выявить главные особенности лирических миров, которые были выделены в представленных стихотворениях: мира юношества и детства, взрослых и мира дома. Также мы смогли проследить, как герой оценивает себя, сопоставляемых с ним представителей того или иного лирического мира, а также какое место себе он отводит. Кроме этого, мы выявили основные мотивы, которые прослеживаются в ранней лирике Марины Цветаевой: воинственности, волшебства, вечера, любви, игры, смерти. Данные мотивы были выявлены нами в рамках особенностей, присущих лирическому герою: максимализм, противопоставление всего в этом мире и себя в частности, а также отрицание, в соответствии с которыми нами были выделены оппозиции встречающиеся в стихотворениях (темное - светлое). Еще одной главной особенностью лирического героя является его неотделенность от мира дома и сопричастность к миру взрослых.
Библиография.
I. Тексты изучаемого автора.
1. Цветаева М. И. т.1 Стихотворения 1906-1920./ Цветаева М. И. собрание сочинений в 7т М., 1994.
II. Критическая литература.
2. Саакянц А. А Марина Цветаева. Жизнь и творчество М. 1999 с. 11-78
3. Саакянц А. А Марина Цветаева: страницы жизни и творчества (1910 -1922)» М. 1986
4. Саакянц А. А Тайный жар : о поэзии Марины Цветаевой // Огонек №43 1979 С 18-19
5. Клинг О. Поэтический стиль М.Цветаевой и приемы сиволизма: притяжение и отталкивание// Вопросы литературы №3 1992 С 74-93
III. Учебники и учебные пособия.
6. Т. Ю. Максимова Поэзия Марины Цветаевой : путь от личных переживаний к широкому обобщению//Русская литература XX в Ред. Смирнова Л. А.; СПб, 1995
7. И. Ю. Богданова Марина Цветаева//Русская литература XX в в 2т Ред. Кременцова Л. П.; М, 2005
8. Русская литература первой половины XX в Ред. Агеносова В. Г.; М, 2002
IV. Литература по творчеству М. И. Цветаевой.
9. Кудрова И. Лирическая проза М. Цветаевой//Звезда 1982 №10 С 172-183
10. Кертман Л. Душа в параллельных мирах: сочетание несочетаемого в жизни и творчестве М. Цветаевой // Литературное Обозрение №3 1995 С 40-42
11. Вельская Н. Н. Своеобразие повтора в автобиографической прозе М. И. Цветаевой // Русский язык в школе №1 1999 С 61-66
12. Павловский А. Марина Цветаева // Литература в школе №3 С 32-35
13. Бакина М.А. Новообразования в современной поэзии//Русская речь № 2 1975 С 67-75
14. Валгина Н.С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии Марины Цветаевой // Русская речь № 6 1978 С 58-66
15. Горбаневский М.В. «Мне имя — Марина…»: Заметки об именах собственных в поэзии Марины Цветаевой // Русская речь № 4 1985
С 56-64
16. Киперман Е. «Пророк» Пушкина и «Сивилла» Цветаевой: Элементы поэтической теологии и мифологии // Вопросы литературы № 3 1992 С 94-114
17. Лещикова В.Н. Формула цветка: Образ мира в поэзии М. Цветаевой// Русская речь № 5 1998 С 19-22
18. Буров А.А. Дойти до самой сути: Номинативные предложения в поэзии Марины Цветаевой // Русская речь № 5 1988 С 39-44
19. Коркина Е.Б. Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой // Русская литература № 4 1987 С 161-168
20. Кудрова И. В. «Загадка злодеяния и чистого сердца»: (О мотивах в творчестве Марины Цветаевой) // Звезда № 10 1992 С 144-150
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!