Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Основные направления в культуре и искусстве XIX века

Тип Реферат
Предмет Культура и искусство
Просмотров
1188
Размер файла
33 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Основные направления в культуре и искусстве XIX века

План

1. Романтизм как форма художественного мышления XIX в.

2. Реализм как художественное направление, пришедшее на смену романтизму

3. Импрессионизм: новое направление в искусстве

4. Развитие культуры в Беларуси XIX века

Заключение

Список литературы

1. Романтизм как форма художественного мышления XIX в.

Великие сдвиги в развитии науки и техники оказали огромное влияние на художественную культуру. Определяющими художественными направлениями в XIX в. становятся классицизм, романтизм, критический реализм и др.

В начале и конце XIX в. в европейской художественной жизни предпринимались попытки создать единый художественный стиль форму систематизированного эстетического восприятия деятельности.

Однако ни романтизм в первой трети XIX в., ни моде в конце XIX- начале XX в. так и не смогли стать стилями в полном смысле этого слова. Целостная художественная концепция противоречила процессам углублявшейся и дифференцировавшейся индивидуализации мировосприятия европейского общества.

Романтизм как форма художественного мышления получает неравномерное распространение в Европе.

В Англии он возникает раньше, в XVIII в., в силу слабых классицистских традиций; большую выразительность приобретает во Франции, меньшую в Германии; в России классицизм и романтизм синтезируются в творчестве К. Брюллова, М. Воробьева, А - Иванова, О. Кипренского, предопределив расцвет исторической картины, портрета и натюрморта в русской живописи 30-50-гт. XIX в.

Романтизм был тесно связан со временем, когда "новая волна дохнула со страшной силой во французской революции, напоив всю Европу трепетом и чувством неблагополучия".

Романтизм был своего рода оппозицией французскому классицизму, иллюзиям века Просвещения. Рационализму и классицизму противопоставляется чувственная мечта, "способ жить с удесятиренной силой" обыкновенного века, столкнувшегося с бездной мироздания и социального благополучия.

В поэзии, прозе, драматургии появляется романтический герой, способный на благородный и возвышенный поступок, оторванный от меркантильной повседневности буржуазного общества и устремленный к далекому и несбыточному идеалу.

В мировосприятии возрождаются мистицизм, таинственность и религиозность; пространственно-временной континуум, история и география теряют свои границы. Своеобразное бегство от удручающей действительности в мир грез и идеалов было уже подготовлено искусством XVIII в. Романтический эскапизм был сродни классицистскому пассеизму с его поиском идеального в истории и мифологии Рима и Греции.

Кризис рационального мышления, связанного с классицизмом, подтолкнул романтиков к поиску рационального, чувственного, непознанного. Не случайно было стремление художников и архитекторов поры романтизма к художественному наследию католического барокко, готики, национальной средневековой истории.

Предромантические настроения в художественной культуре появляются уже в конце XVIII в.: пейзажный стиль в садово-парковом искусстве, "естественная" тематика и колорит в натюрмортах и портретах, сентиментализм в литературе и английских парных портретах - "сценах собеседования".

Наполеоновские войны ускорили процесс осмысления новой исторической реальности, породили тип разочаровавшегося человека, "нового Гамлета" - индивидуалиста, стремящегося к уединению, медитациям, самопознанию национального прошлого.

Романтики начала XIX в. ориентировались на христианское прошлое Европы. Познание человеческой души становится задачей художественного мышления. Провозглашается ценность отдельной человеческой личности. Это предопределило расцвет портретного жанра. Романтизм расширил мыслимое и реальное пространство художника.

Вновь как бы открывается культура Греции, готики, барокко; литературные герои живут и действуют в "чужом" мире, расширяя художественное пространство, а поэты и живописцы часто ищут вдохновения, путешествуя в Италию, на Ближний Восток, Балканы. Романтизм пытался зафиксировать движение времени в "готическом" или "античном" руинированном пейзаже, символизировавшем победу времени над человеком, постичь тайну пространства через ландшафтный пейзаж с дальними планами (К Д. Фридрих).

Однако исторический ретроспективизм не был простым забвением настоящего ради прошлого. Исторический жанр актуализируется (Э. Делакруа, А. Гро, Ф. Гойя) и "смыкается с современностью".

В силу эстетического своеобразия романтизм не повлиял в значительной мере на архитектуру и скульптуру. В музыкальной культуре классицизм также уступает место романтизму, который наиболее ярко себя проявил во втором десятилетии XIX в.

Традиции Бетховена, творчество которого завершает классицизм в истории европейской музыки, были продолжены романтиками в Германии и Австрии (Ф. Шуберт, Э. Т.А. Гофман, Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Возникают национальные музыкальные школы во Франции (Г. Берлиоз), Италии (Дж. Россини, Н. Паганини, Дж. Верди), Польше (Ф. Шопен), Венгрии (Ф. Лист). Романтизм не противопоставляется классицизму: "Лишь этот чистый родник может питать силы нового искусства" (Р. Шуман).

Музыка романтиков отличалась повышенной эмоциональной выразительностью, психологическим автобиографизмом, лиричностью. Музыкальный язык более дифференцируется по сравнению с классической музыкой. Поэзия и музыка в поисках особой выразительности приходят к синтезу и содействуют расцвету камерно-вокальной лирики и оперы. В романтической опере происходит слияние музыки, слов и театрально-сценического действия.

Симфонические произведения отражали наиболее типичные качества романтической музыки - стремление к размышлению, переживанию, созерцанию, т.е. тягу к образам внутреннего мира, в противовес объективным образам внешнего мира, характерным для классиков.

Таким образом, романтизм как художественное направление породил в XIX в. различные течения и стили, в которых отражалась динамичная картина мира. Подвижность героев, смелость колорита, экспрессия в технических приемах живописи - все это отличало новое направление от классицизма.

Однако, романтизм в европейской художественной культуре не смог стать "стилем эпохи", поскольку параллельно с ним продолжал развиваться неоклассицизм.

2. Реализм как художественное направление, пришедшее на смену романтизму

В спорах между классицистами и романтиками в изобразительном искусстве постепенно закладывалась основа для нового восприятия - реалистического.

Реализм, как визуально достоверное восприятие действительности, уподобление природе, приближался к натурализму. Однако уже Э. Делакруа отмечал, что "реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности". Значительность художественного образа зависела не от натуралистичности изображения, а от уровня обобщения и типизации.

Термин "реализм", введенный французским литературным критиком Ж. Шанфлери в середине XIX в., применялся для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академическому идеализму. Первоначально реализм сближался с натурализмом и "натуральной школой" в искусстве и литературе 60-80-х гг.

Однако позднее происходит самоопределение реализма как течения, не во всем совпадающего с натурализмом. В русской эстетической мысли под реализмом подразумевается не столько точное воспроизведение жизни, сколько "правдивое" отображение с вынесением "приговора о явлениях жизни".

Реализм расширяет социальное пространство художественного видения, заставляет "общечеловеческое искусство" классицизма говорить национальным языком, отказывается от ретроспективизма более решительно, чем романтизм. Реалистическое миропонимание - обратная сторона идеализма.

Если наука XIX в. наблюдала факты прочных оснований, то этим путем, по мнению Э. Золя, последовало и искусство, поставив своей основной задачей анализ действительности, реалистические тенденции проявляются уже в романтическом искусстве, живописи в Австрии и Германии, "барбизонской" школе, романтическом классицизме).

Однако критерий "реалистичности" заключался не в точности воспроизведения окружающей действительности. Стремясь к правильному изображению природы, барбизонцы, например, относились подозрительно к реализму, считая его слишком прозаичным, направленным на создание "копий", а не подлинного искусства. Барбизонцам не понравилась социальная направленность творчества.

Демократизм реалистического искусства проявляеся в сочувственном отображении жизни трудового народа.

Борьба за русское национальное искусство в полной мере выразились в движении передвижников. Языком академического художественного стиля передвижники говорили о повседневных социальных проблемах России.

Художник, придерживавшийся "критического реализма", по словам И. Репина, "силился поучать, назидать общество", заниматься публицистической деятельностью, вследствие чего "его признают только иллюстратором либеральных идей". Морализирующий дидактизм сближал передвижников с натуралистической школой и художниками Просвещения.

Следует согласиться с В.Г. Власовым, который пишет: "Живопись передвижников как по содержанию, так и по форме - искусство глубоко провинциальное.

Его историческая ограниченность была предопределена, с одной стороны, отсталостью российской общественной жизни, пережитками крепостничества, рабства и духовной несвободы, с другой - провинциальностью русского академического искусства".

3. Импрессионизм: новое направление в искусстве

Передвижничество в России совпадает по времени с художественными открытиями импрессионистов во Франции, которые, в противовес салонному искусству, пытаются найти поэзию в повседневности. Они отвергают сюжет и пренебрегают идеологической ангажированностью художника. Импрессионизм был далек от критического реализма русских художников. Новые открытия в области колорита, передачи света и цвета, сделанные импрессионистами, и впечатляли русских живописцев, и вызывали сомнения. В 1874 г.И. Крамской отмечал: "Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам, воздуху, но... как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника - сердце?" А в 1884 г. он подчеркивал отсутствие во французском искусстве "простоты" концепций, "воодушевления и мысли" и преобладание в живописи "какого-то мучного тона".

Выход импрессионизма за пределы нормативной эстетики и представлений о предмете искусства уже ощущается в этой характеристике. Неслучайно Крамской заметил в 1875 г.: "Вам небезызвестно то странное явление, что вещь, возбуждавшая хорошие отзывы там, в Париже, за границей, совсем не вызывает того же впечатления в России. Отчего это?"

Русский критик В. Стасов, не принявший французское новшество, подчеркивал, что импрессионисты "забыли и человека, и его душу".

Импрессионизм в лице его наиболее яркого представителя Клода Моне (1840-1926) освобождался от классицистических форм восприятия действительности и, отказываясь полностью от историко-культурного опыта визуально-логического постижения реальности, вводил крайне субъективное переживание света и пространства.

Концепция мира, предполагавшая, что облик его стабилен и постоянен, была отброшена, как устаревшее и мимолетное впечатление.

Фиксация едва уловимого движения становится целью художника. Зрение превращается в единственный способ художественного восприятия, а цвет становится единственным формообразующим началом.

Пространственная среда, с ее глубиной и бесконечностью у романтиков, заменяется импрессионистами на "внешнюю видимость предметов, теряющих свои контуры в потоке света и воздуха. Натурализм импрессионистами был доведен до крайности, фиксация любого предмета на полотне ради решения "зрительных" задач низвела, например, жанр пейзажа Моне до уровня цветоведческих упражнений.

Последней попыткой XIX столетия создать целостный эстетический миф и реализовать его в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи и сценографии стал стиль модерн, искусственно созданный в 1886-1914 гг.

Модерн отличается эклектизмом, но исторические формы искусства ориентированы на развитие в будущем и должны были привести к стирано граней между элитарным и массовым искусством.

Конец XIX века подвел итог художественным и мировоззренческим исканиям всего нового времени, шел мучительный процесс самоопределения искусства и его художественной природы.

Модерн на рубеже XIX - XX вв. имел "значение этапа, завершающего грандиозный развития европейской культуры, начавшийся еще в античности. Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, порождена явлениями упадка, кризиса системы научных, эстетических и этических ценностей.

Однако несомненно и другое - это искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой художественной культуре XX века.

4. Развитие культуры в Беларуси XIX века

Процессы, происходящие в Европе, влияние русской и польской демократической культуры оказали определенное воздействие на развитие белорусской культуры.

Так, в начале XIX века происходило становление белорусской литературы. Появляются такие произведения как “Энеіда навыварат", “Тарас на Парнасе". Это время является расцветом творчества П. Багрима, Я. Чечета, Я. Борщевского, В. Дунина-Мартинкевича, работа национального театра.

В это же время в архитектуре развивается классицизм, основанный на таких доминантах, как античная ордерная система, синтез российской и западноевропейской эстетики XVIII века и местных традиций. Это - Гомельский дворец П. Румянцева (1785), Сновский дворец (1827). Наблюдается расцвет садово-паркового искусства. В живописи - творчество Олешкевича, Кондратовича, Гловацкого.

С 40-х гг. наблюдается распад стилевого единства и создание разных стилей - ренессанс, барокко, готика, а в начале XIX века доминирующим жанром становится модерн.

В XIX веке жили и творили выдающиеся художники Беларуси - И. Хруцкий, Н. Орда.

В 60-90-х гг. XIX века белорусская литература, искусство освобождаются от условностей классицизма и романтизма, в то же время усиливаются черты критического реализма, что было связано с возникновением белорусской национальной интеллигенции, передовая часть которой воспитывалась на идеях русских революционных демократов.

В литературе это проявлялось в деятельности К. Калиновского, А. Гуриновича, Ф. Богушевича, Я. Лучины, утверждавших общечеловеческие ценности. В живописи показательным являлось творчество Н. Селивановича, А. Горавского, Ф. Рущица, Ю. Пэна.

Многие белорусские произведения переводились на русский, польский, украинский языки. В свою очередь делались переводы со славянских языков на белорусский А. Мицкевича, В. Сырокомли, А. Пушкина, И. Франко.

Белорусская культура, хоть и запоздало, но пробивала себе путь в Европу, где ей принадлежало почетное место в эпоху Средневековья, когда народ имел свое государство и развитую культуру.

Заключение

Художественная культура нового времени завершила длительный этап эволюции европейской культуры со времен античности. В XVII- XX веках постоянно решался вопрос о формах отражение действительности в искусстве.

От средневекового символизма в эпоху Возрождения начинается переход к миметрическому (от греч. "подражание") натуралистическому изображению человека и природы.

Реалистическое искусство двигалось по пути раскрепощения содержательных и жанровых форм от мифологических схем мировосприятия.

Однако процесс развития художественных форм мышления и отражения в искусстве социально-нравственных проблем человека и окружающего мира не был ни линейным, ни зеркальным, а имел свою специфику и закономерности.

Художественное мышление нового времени колебалось в маятниковом движении между социальными крайностями натурализма и мифологическими абстракциями символизма.

Демифологизация и секуляризация искусства с постепенным вытеснением ценности и универсальности художественных стилей формами индивидуального, иногда крайне субъективного мировосприятия и мироотношения - таковы общие тенденции развития художественного мышления в Новом времени.

Разделение искусства на элитарное и массовое, официальное, публично признаваемое, и неофициальное, соблюдающее традиции и новаторское, очень характерно для конца Нового времени.

Универсальный язык символического средневекового искусства, понимаемый всеми слоями общества, исчезает в XVII- ХІХ веках.

Мировосприятие европейского общества отразилось в народном примитивном искусстве, еще достаточно не изученном, в то время как образ эпохи преимущественно отражался в эстетических пристрастиях социальных "верхов".

Большие стили нового времени, барокко и классицизм, хотя и отражали полярные системы мировосприятия, имели общую социальную природу. Это были элитарные эстетические системы.

Неудовлетворенность отображения окружающего мира в ретроспективных формах и концепциях породила в художественной среде ХІХ века поиски, приведшие к возникновению новых направлений (импрессионизм, пуантилизм и т.д.), поставивших своей целью не отображение объективного мира, окружающего художника, а его субъективного мирочувствования.

Список литературы

1. Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А.И. Шаповалов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 320с.

2. Культурология: Учеб. пособие для вузов. С.В. Лапина, Е.М. Бабосов. - Мн.; ТетраСистемс, - 2006. - 496 с.

3. Оганов А.А. Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М. ФАИР-ПРЕСС. 2001. - 384 с.

4. Розин В.М. Культурология. Учебник для вузов. - М.: "Форум -Инфра -М", - 1999. - 344 с.

5. “История Белоруссии", часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. - 1998, - 392 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно