Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Урок литературы в 5 классе по основам стихосложения

Тип Реферат
Предмет Педагогика
Просмотров
2619
Размер файла
27 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Урок литературы в 5 классе по основам стихосложения

Урок литературы в 5 классе по основам стихосложения

Храпова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

ННОУ СОШ «Олимп-Плюс»

ЗАО г. Москвы


Цель

- формирование системы универсальных учебных действий;

-познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;

-дать определение рифме, ритму, формировать представление о белом стихе.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: - интерактивная доска,

- В.Коровина. Литература. Учебник для 5 класса – с. 110-111,

- несколько карточек с фрагментами орнамента (рисунок 1,2),

- раздаточный материал (Приложение 2).


1. Организационный момент

Здравствуйте. Начинаем наш урок. Поздоровайтесь с гостями. Слайд 1.

Прочитайте, как называется наш урок. Спасибо.

Посмотрите небольшую инсценировку и попробуйте сформулировать цель урока, т.е. поставить на предстоящие 45 минут учебную задачу.

2. Создание эмоционального настроя

Итак, отрывок из пьесы Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» представляют:

Господин Журден –

Учитель философии -

Спасибо актёрам. Садитесь на места.

- Знали ли вы это раньше? Или не подозревали, подобно господину Журдену, что говорите прозой?

Если это так, то вам ещё далеко до сорока и узнаете вы о стихах и прозе гораздо раньше - сегодня на уроке.

Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Какие понятия рассмотрим?

Вывешивание на доску карточек с понятиями: стихи, проза, законы стихосложения, ритм, рифма.

3. Объяснение нового материала

1. Проза и стихи.

- Да, в обычной жизни мы стихами не говорим. (Бывают, правда, моменты в жизни, когда хочется говорить стихами, но это особые случаи, о них поговорим позднее). А ведь литература- это искусство, часто литературу называют искусством слова. Как это понимать?

Что используют при создании музыкального произведения искусства?

…живописного?

…скульптуры?

Конечно, художник – цветом, а писатель и поэт – словом создают свои шедевры. Но чтобы создать стихотворный шедевр, нам надо ещё подучиться. А для начала проверить: различаем ли мы стихи и прозу.

- Прочитайте отрывки и сделайте свой выбор. Ответ объясните. Слайд 2.

Ветер упал, стало тихо повсюду,

но тяжелая рожь более не поднялась.

Антошка поглядел туда, где живет

бабушка, и он увидел ее.

А. П. Платонов

Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено.

Н. М. Языков

Последний день июля месяца.

На тысячи верст кругом Россия,

родной край. Безветрие, теплынь.

Воздух - молоко парное!

И. С. Тургенев

-В стихах есть рифма.

-Назовите рифмующиеся слова, где они располагаются в строках.

-Предполагаемый ответ. Стихотворение Н.М. Языкова, потому что рифмуются слова «море» - «просторе», «оно» - «погребено». Эти слова заканчивают строки. Слайд 3.

2. Рифма. Что такое рифма? Попробуйте дать определение.Сравним это определение с данным в учебнике на стр. 110. Откройте. Прочитайте. Хорошо. Запомните определение рифмы. Слайд 4.

Ри́фма (этимология не доказана, возможно от др.-греч. ῥυθμός — размеренность, ритм или древне-нем. rim — число) — созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются:

А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.

Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

- Запишите пары в тетрадь. (Работа по вариантам)

А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”. Слайд 5.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …….

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …….

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости ………..

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек ………….

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …….

Когда же гости подошли,

То даже крошек ………..


Вывод: что важно для стихотворения?

-Рифмующиеся слова на конце строчек.

3. Белый стих.

- А теперь посмотрите на следующий отрывок текста. Слайд 6.

-Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это или проза.

Под большим шатром голубых небес вижу - даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны. И.С. Никитин

Задумались?

Посмотрите, как записал свое произведение автор: Слайд 7.

Под большим шатром

Голубых небес

Вижу - даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

И.С. Никитин

-Послушайте, как я его прочитаю. Похоже на стихи?

-Рифма есть? Сравните слова, заканчивающие строчки.

-Здесь нет рифмы.

- Но нет и обмана. Это действительно стихи, но только без рифмы. Такие стихи называются белыми.

-Значит, должно быть что-то ещё, кроме рифмы. Что же это?

4. Ритм. -Действительно, стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное. Чтобы понять это, посмотрите на этот орнамент. Слайд 8,9.

Красота этого узора заключена в повторении отдельной части. Глазу приятно такое равномерное повторение. Орнаментальный ряд можно продолжить до бесконечности. (Показывается еще один - два орнамента).

- А если я возьму одну деталь первого орнамента и одну деталь второго (третьего), вам нравится такой узор?

- Может, кто-нибудь знает, как называется правильное чередование? (Предположительный ответ: ритм).

Определение найдем на стр. 111 в учебнике. Запишите его в тетрадь. Запомните. Слайд 10.

- А где вы встречались с ритмом, кроме узора? (Маятник часов, биение сердца, смена дня и ночи, отлив - прилив, капель, вода из крана...)

- Ритмы везде: внутри нас и вокруг нас.

-Но вернемся к стихам.

-Запомните! Стихи создает не рифма (хотя в большинстве стихов она есть), а ритм. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему.

-Как отследить ритм в стихотворении?

-Стихи можно «отстучать», то есть задать ритм.

-Чтобы все-таки не портить нашим неумелым «раз-два» настоящие стихи, давайте познакомимся с горе - поэтом Никифором Ляписом из книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

-Он все время сочиняет поэмы на разные темы, но герой его поэм всегда один - Гаврила. В одной поэме Гаврила почтальон, в другой - охотник, хлебопек и т.д. Ляпис посылает свои поэмы в разные журналы, но ни один из них их не печатает.

-Если захотите узнать о судьбе Гаврилы, чуть позднее прочитайте роман Ильфа и Петрова.

-А теперь «просчитаем» одно из стихотворений Ляписа:

Слу-жил –Гав-ри-ла- поч-таль-о-ном

Гав-ри-ла –пись-ма- раз-но-сил...

(Гаврила ждал в засаде зайца

Гаврила зайца подстрелил.)

Какой у них ритм, иначе говоря, размер? Ударный каждый второй слог.

А теперь поиграем: я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую.

Служил Гаврила педагогом...

Варианты ответов:

1)Гаврила русскому учил...

2)Гаврила алгебру любил...

Запись на доске: Слайд 11.

Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат.

Какие слова не подходят и почему.

Мы можем подставить только 4-х сложное слово с ударением на 3-ем слоге - название должности в ТВ. падеже.

Вывод: Ритм стихов (даже ненастоящих) зависит от количества слогов и расположения ударения.

4. Актуализация знаний

Давайте вернёмся к белым стихам И.С.Никитина. Там нет рифмы. Проверим, есть ли ритм. Слайд 12.

Ударный слог обозначают

Безударный слог обозначают

Расставив ударения, учащиеся приходят к выводу, что здесь есть правильное чередование ударных и безударных слогов, то есть ритм. Значит, это стихи. Но здесь нет рифмы, значит, стихи - белые.

Старайтесь развивать в себе чувство ритма, читая стихи вслух и про себя.

-А сейчас проверим свои силы. Попробуем составить свои сказки, подбирая правильно рифмы и соблюдая ритм. Творческое задание №6. (Акцент на словах для справок сделать только для слабо подготовленных детей.)

Чтение работ. Оценивание коллективное.

5. Итог урока

Пора завершать урок.

Подведем итоги. Слайд 13.

Над какой темой мы работали?

Как называется род литературы, где главное рифма и ритм?

Что такое рифма? (приведите примеры)

Что такое ритм? (приведите примеры)

Какие стихи называются белыми?

(Выставление оценок за урок.)

6. Домашнее задание

Выучить термины (ритм, рифма, стопа, буриме).

Составить стихотворения по рифмам.

· океан - уши - ураган - суши

· огонь - ладонь - конь - гармонь

· стакан - банан - карман - обман

· сок - молоток - Наташка - чебурашка


7. Рефлексия

литература стихосложение рифма ритм

Поднимите руку те, кому понравился урок?

Поднимите руку те, кто считает, кто усвоил тему хорошо, понял, что такое рифма и ритм.

Впереди ещё много интересного по теме стихосложение. Скоро я вам расскажу о том, что рифмы бывают мужские и женские, кольцевые, перекрестные и другие, о том, что есть понятие стихотворного размера, научу различать ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.

В завершении урока мой вам завет. Я сама его сочинила, пользуясь правилами стихосложения.

Наполнить ум и душу светом,

Про ритм и рифму всё понять,

Тогда вы сможете с успехом

Стихи прекрасные слагать.


Библиография

1. Коровина В.Я. Литература. Учебник для 5 класса.- М.: просвещение, 2009.

2. Авлова Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства. Ч.1. Учебник-хрестоматия. – Спб.: Специальная Литература, 1997.

3. Орнамент http://www.100polok.ru/mirrors.html?index=mirrors&page=2

4. Орнамент.http://www.bellydance.su/34b.php

5. Пироги. http://www.restoclub.ru/news/page21/


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно