Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Методические приемы по систематизации и обобщению знаний при изучении структуры биополимеров в школьном курсе химии

Тип Реферат
Предмет Педагогика
Просмотров
3020
Размер файла
48 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Методические приемы по систематизации и обобщению знаний при изучении структуры биополимеров в школьном курсе химии

.

Доцент, к.б.н. Г.В.Гераскина, МПУ,

Учитель химии Е.А.Алферова, школа 854, г.Москвы

Ассистент, к.п.н. Е.Ю.Раткевич, МПУ

Школьный курс органической химии постоянно требует систематического обобщения пройденного материала, поскольку изучение органических соединений идет от рассмотрения состава, структуры и свойств отдельных веществ к характеристике гомологического ряда и класса. Такое обобщение, включающее рассмотрение ранее изученного материала, способствует закреплению пройденного и вырабатывает у учащихся умение систематизировать полученные знания. Однако при этом обобщающий материал на практике дается в курсе органической химии применительно лишь к мономерным соединениям. Поскольку роль полимеров исключительно велика как в природе, так и в быту, усвоение учащимися представлений о строении и свойствах полимеров имеет важное значение при изучении всех естественных дисциплин.

Новая школьная программа по химии предусматривает изучение таких биополимеров, как полисахариды, белки и нуклеиновые кислоты. Методическим проблемам изучения биополимеров в школьном курсе химии посвящена настоящая работа.

Обычно методические трудности возникают при изучении нуклеиновых кислот в силу их сложного многоуровневого строения. Школьники запоминают отдельные элементы молекулы нуклеиновой кислоты, но, как правило, не могут показать их взаимосвязь при формировании полимерной цепи. Эти трудности в значительной степени могут быть преодолены при системном подходе, когда структура каждого конкретного биополимера описывается с единых позиций, с использованием основных понятий и определений химии полимеров. Поскольку все биополимеры обладают рядом сходных свойств, то системный подход, акцентирующий эти сходства, будет способствовать формированию у учеников более целостного представления о классе этих соединений в целом. Первыми представителями биополимеров, с которыми знакомятся учащиеся, являются полисахариды - крахмал и целлюлоза. Прежде чем давать их характеристику, необходимо напомнить учащимся о явлении полимеризации, с которым они уже встречались при изучении непредельных углеводородов и альдегидов. Опираясь на эти знания, следует излагать материал о строении полисахаридов с использованием таких понятий, как структурное звено и степень полимеризации. Кроме того, на примере крахмала и целлюлозы, можно уже ввести такие общие понятия химии полимеров, как ковалентный остов и радикалы. Под ковалентным остовом понимается часть молекулы полимера, представляющая собой последовательность одинаковых элементов, связанных ковалентными связями. Радикалами в химии полимеров называется совокупность атомов или химических группировок, связанных с ковалентным остовом, но не связанных друг с другом. В этих терминах крахмал, например, описывается как полимер, состоящий из остатков

aглюкозы, соединенных связями типа 1,4. Ковалентный остов такой полисахаридной цепи включает атомы пиранозных колец, а в качестве радикалов выступают метоксильные группы:

Здесь же следует ввести такое общее для биополимеров понятие, как полярность цепи, обратив внимание учащихся на различные свойства первого и последнегоостатков глюкозы: у первого остатка гликозидный гидроксил участвует в образовании связи со вторым остатком, а в последнем звене этот гидроксил свободен и, вследствие этого, он может теоретически вступать в реакцию с такими окислителями, как оксиды серебра и меди, подобно свободным молекулам глюкозы. В соответствии с этим один конец полисахаридной цепи называется невосстанавливающим, а другой - восстанавливающим.

Все эти характеристики, т.е. химическая природа элементов ковалентного остова, тип связи между ними, химическая природа радикалов и проявление полярности, входят в понятие первичной структуры полимера. В случаях, когда полимер образован разнокачественными структурными звеньями, т.е. химическая природа радикалов различна, в понятие первичной структуры включается такая характеристика, как порядок чередования структурных звеньев.

В живой клетке молекулы биополимеров, как правило, находятся не в вытянутой форме, а компактно сложены, что уменьшает их линейшые размеры. Универсальной формой компактной укладки все типов биополимеров является спираль. Способ расположения в клетке биополимеров и параметры спиралей, такие как диаметр, шаг, число структурных элементов на один виток, угол наклона и т.п., входят в понятие вторичной структуры. Так, молекулы целлюлозы имеют вытянутую веретенообразную форму, а молекулы амилозы (линейного компонента крахмала) скручены в спираль, что обеспечивает их более компактную укладку в крахмальных зернах. На один виток такой спирали приходится шесть пиранозных колец. Спирализованы также отдельные полигликозидные цепочки амилопектина (разветвленного компонента крахмала). Здесь необходимо пояснить, что характерная синяя окраска при реакции крахмала с иодом обусловлена именно взаимодействием йода со спиральными участками крахмала, когда молекула иода встраивается внутрь спирали. Таким образом, уже на примере полисахаридов вводятся такие понятия, как первичная и вторичная структура биополимера.

С целью систематизации изученного материала и наглядного представления общности строения полисахаридов целесообразно в ходе урока выполнить с учениками задание по заполнению таблицы, характеризующей все эти соединения с единых позиций:

Таблица 1.

СтруктурнаяПолисахариды
характеристика полисахаридовкрахмалцеллюлоза

Структурное звено

a,D-глюкопираноза

b,D-глюкопираноза

Химическая природа ковалентного остова

полисахадный остов из атомов пиранозных колец

Тип связи в ковалентном остове1,4-гликозидная
Химическая природа радикаловметоксильная группа
Полярностьвосстанавливающие и невосстанавливающие концы
Вторичная структураспиральвытянутая форма

С этихже позициймы предлагаемстроить занятия при изучениибелков. Вначале целесообразно дать общее описание молекул аминокислот, выделив ту часть в них, которая участвует в образовании пептидных связей. Из этих частей молекул аминокислот составляется остов полипептидной цепи. Остальные части молекул аминокислот, связанные с этим полипептидным остовом, но не связанные друг с другом, называются радикалами:

Характеризуя первичную структуру белков, необходимо обратиться к общим понятиям, введеннымприизучении полисахаридов, и описать белок как полимер, структурными звеньями которого являются остатки a-аминокислот, соединенные друг с другом пептидными связями. При этом учащиеся, зная механизм образования пептидной связи, могут уже самостоятельно сделать вывод о полярности полипептидной цепи, поскольку у одной из концевых аминокислот остается свободной a- аминогруппа (это N-конец цепи), ау другой - a-карбоксильная группа (это С-конец цепи). Следует отметить, что белок относится к биополимерам, образованным из разнокачественных структурных звеньев (в состав белков могут входить 22 вида аминокислот), поэтому при описании первичной структуры конкретного белка следует указывать порядок расположения аминокислот в его молекуле. Затем можно перейти к характеристике вторичной структуры белков, обратив внимание учащихся на общность такого принципа встроении биополимеров, как спирализация, обеспечивающая их компактную упаковку в клетке. При этом следует особо подчеркнуть, что в спираль свернут полипептидный остов, а связанные с ним радикалы располагаются снаружи, вне спирали. Кроме того, необходимо обратить внимание учащихся на то, что у всех белков полипептидный остов одинаков, вследствие чего одинаковы и параметры спирали, такие как шаг, угол наклона, диаметр и др. На один виток такой спирали приходится 3,6 аминокислотных остатка, шаг спирали составляет 0,54 нм, диаметр 1,0 нм. Для того, чтобы учащиеся убедились в том, что ковалентные остовы всех белков одинаковы, независимо от химических особенностей входящих в белок аминокислот, можно дать им задание составить структурные формулы пептидов (например, трипептидов: глицил-серил-аланин и цистеинил-тирозил-лизин) и затем сравнить строение их ковалентного остова. Затем ученикам предлагаетсясамостоятельно охарактеризовать белки, используя таблицу 2:

Таблица 2.

Структурная характеристика белка
Структурное звеноa,L-аминокислоты
Химическая природа ковалентного остовапептидный остов из атомов a-амино- и a-карбоксильных групп и из a-углеродных атомов
Тип связи в ковалентном остовепептидная
Химическая природа радикаловрадикалы аминокислот
ПолярностьN- и С-концы
Вторичная структураспираль

При изучении нуклеиновых кислот необходимо вначале дать описание мононуклеотидов как структурных звеньев, подчеркнув, что в состав нуклеиновых кислот входят только нуклеозид-5-фосфаты с азотистыми основаниями в кето-форме. Здесь же следует отметить, что такие нуклеотиды сходны по строению с АТФ (аденозинтрифосфорная кислота), играющей важную роль в таких физиологических процессах, как мышечное сокращение, перемещение подвижных клеток, в высшей нервной деятельности. После этого можно описать нуклеиновую кислоту как «полимер, структурными звеньями которого являются мононуклеотиды, соединенные фосфодиэфирными связями». Прежде чем разбирать механизм реакции образования нуклеиновых кислот, удобно ввести общее схематическое изображение молекул мононуклеотидов.

При образовании нуклеиновых кислот мононуклеотиды соединяются фосфодиэфирными связями, которые замыкаются между остатком сахара одного мононуклеотида и остатком фосфорной кислоты другого:

Таким образом в молекулах нуклеиновых кислот ковалентный остов образован чередующимися остатками сахара и фосфорной кислоты, а связанные с остовом азотистые основания будут играть роль радикалов.

При данном типе связи на одном конце сахаро-фосфатного остова всегда будет находиться остаток сахара («сахарный» конец), а на другом - остаток фосфорной кислоты («фосфатный» конец), т.е. цепи нуклеиновых кислот являются полярными, как и цепи полисахаридов и белков.

На основе введенной общей формы записи для молекулы нуклеиновой кислоты можно показать различия между РНК и ДНК, которые проявляются в типе сахара и в наборе азотистых оснований.

Компоненты нуклеиновых кислотРНКДНК
СахарРибозаДезоксирибоза
Азотистые основания

Аденин(А)

Гуанин (Г)

Цитозин (Ц)

Урацил (У)

Аденин (А)

Гуанин (Г)

Цитозин (Ц)

Тимин (Т)

Кроме того, молекулы РНК и ДНК различаются по числу цепей. Молекула РНК состоит из одной цепи, и схема ее строения может быть записана как

Молекула ДНК состоит из двух цепей. Цепи ДНК являются антипараллельными (противоположно ориентированными) и связаны друг с другом за счет взаимодействия комплементарных оснований: аденин соединяется водородными связями с тимином, а гуанин - с цитозином.

Таким образом, схема строения ДНК имеет вид:

При формировании вторичной структуры молекулы нуклеиновых кислот образуют специфические пространственные конфигурации, в основе которых лежит спираль.

Молекула ДНК на всем своем протяжении закручивается в спираль, и поскольку она состоит из двух цепей, то получается конфигурация типа винтовой лестницы, называемая «двойной спиралью».

Одноцепочечные молекулы РНК на отдельных участках складываются так, что друг против друга оказываются комплементарные основания, т.е. образуются пары А-У и Г-Ц. Такие участки спирализуются по аналогии с двухцепочечной молекулой ДНК:

Следует обратить внимание учащихся на то, что строение ковалентного сахаро-фосфатного остова одинаково в пределах каждого типа нуклеиновых кислот, из чего следует, что спирали каждого типа (РНК и ДНК) имеют одинаковые параметры. Так, диаметр двойной спирали ДНК равен 1,8 нм, а в одном витке укладывается 10 нуклеотидных остатков.

Здесь же можно отметить и принципиальное отличие спиралей белков и нуклеиновых кислот. Если в белках радикалы (остатки аминокислот) располагаются снаружи от спирали, то в нуклеиновых кислотах радикалы (азотистые основания) находятся внутри спирали и образуют комплементарные пары («ступени винтовой лестницы»).

После объяснения учителя ученикам предлагается самостоятельно заполнить таблицу 3, которая должна иметь вид:
Таблица 3.

Структурная характеристикаНуклеиновые кислоты
нуклеиновых кислотРНКДНК
Структурное звеноРибомононуклеотиды на основе А,Г,Ц,У.Дезоксирибомононуклеотиды на основе А, Г, Ц, Т.
Химическая природа ковалентного остоваПолинуклеотидный остов из атомов рибозы и фосфорной кислоты.Полинуклеотидный остов из атомов дезоксирибозы и фосфорной кислоты
Тип связи в ковалентном остовеФосфодиэфирная
Химическая природа радикаловПуриновые (А,Г) и пиримидиновые (Ц,У) основанияПуриновые (А,Г) и пиримидиновые (Ц,Т) основания
ПолярностьСахарные и фосфатные концы
Вторичная структураДвойная спираль из одноцепочной молекулы.Двойная спираль из двух антипараллельных цепей.

Таким образом, первая ступень обобщения в ходе изучения отдельных классов соединений достигается на основе единого подхода в описании их структуры с использованием единой терминологии. Предлагаемые на этом этапе таблицы для заполнения выполняют роль алгоритмического предписания, непосредственно управляя познавательной деятельностью школьников и развивая умение конкретизировать общие понятия и представления применительно к отдельным соединениям.

После изучения всех биополимеров можно перейти ко второй, высшей ступени обобщения - сформулировать общие принципы строения биополимеров. Такими общими принципами, очевидно, являются полярность и спирализация линейного ковалентного остова. Эти общие принципы имеют особый смысл, находясь в тесной связи с биологической функцией данных макромолекул, поэтому формирование у школьников глубокого и целостного знания о структуре биомолекул является необходимой основой, естественным звеном в цепи межпредметных связей.

Разработанная нами методика изучения биополимеров с использованием системного подхода активизирует мыслительную деятельность школьников, оптимизируя познавательный процесс во всех его формах - репродуктивной и творческой, развивая у них такие приемы мышления, как сравнение, абстрагирование и обобщение. Эффективность разработанной методики организации уроков по темам «Углеводы», «Белки» и «Нуклеиновые кислоты» подтверждена слушателями народного университета учителей школ Московской области.

Литература.

1. Филиппович Ю.Б., Основы биохимии, -М.: Высшая школа, 1985.

2. Дэвидсон Дж., Биохимия нуклеиновых кислот, -М.: Мир, 1986.

3. Ленинджер А., Биохимия, -М.: Мир, 1974.

4. Степаненко Б.Н., Химия и биохимия углеводов, -М.:, Высшая школа, 1977.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно