Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Основные этапы развития профессионального образования и направления использования историческ

Тип Реферат
Предмет Педагогика
Просмотров
1358
Размер файла
26 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Основные этапы развития профессионального образования и направления использования историческ

Пальчук М.И.

Основные этапы развития профессионального образования и направления использования исторического опыта в современных условиях

Перспективы развития современного профессионально-технического образования следует рассматривать, принимая во внимание опыт его развития. Творческое осмысление приобретенного исторического опыта должно достойно использоваться в период поиска путей реформирования системы подготовки рабочих кадров.

Отечественными исследователями проделана значительная работа по изучению истории профессионально-технического образования, зарождения профтехшкол, вопросов становления и развития теории, принципов подготовки квалифицированных рабочих кадров. Это труды А.Веселова, М.Пузанова, Г.Терещенко, В.Балушок, Г.Ясницкого, Н.Падун, В.Радченко, О.Щербак. Авторами представлены отдельные аспекты деятельности системы подготовки рабочих кадров на разных этапах ее развития, но подобные исследования нельзя считать завершенными.

Профессиональное обучение молодежи путем передачи ей социально-трудового и профессионального опыта старших существовало издревле.

В Киевской Руси сложилось несколько форм профессионального обучения: домашнее, общинное, монастырское и государственное.

Первые две формы отражали традиции передачи подрастающему поколению общинного и семейного социально-трудового и бытового опыта, исторически накопленного определенными социальными группами.

В условиях замкнутого домашнего хозяйства русский землепашец владел примерно 200 профессиональными умениями, то есть был универсалом в своем деле и этот универсализм должен был передать потомкам.

Наиболее продуктивной была общинная система профессионального обучения, внутри которой стало развиваться городское ремесло, начались использоваться новые технологии и формы организации труда, т.е. появилась дробная специализация ремесел, дифференциация знаний и умений.

Новые тенденции в развитии средневекового ремесла требовали узкоспециальной подготовки (сегодня мы говорим о региональной подготовке учащихся).

Все это послужило основой формирования городского ремесленного обучения. В этих условиях происходит становление института ремесленного ученичества. Оно могло быть различным: домашним (в своей семье или "в людях") или в мастерской путем долгосрочного или краткосрочного обучения, индивидуальной или групповой формами обучения.

Монастырское профессиональное обучение появилось позднее. Монастыри были сложными многопрофессиональными хозяйственными единицами, поэтому нуждались в постоянном воспроизводстве кадров. Главной была профессия "книжника": грамотность человека считалась техническим промыслом, ремеслом.

В связи с существенными технологическими новациями (ювелирное дело, металлообработка) возникла проблема грамотности ремесленников. Надо было записать рецепт, правила составления сплава, произвести измерения, сделать расчеты и др. Первоначальное профессиональное обучение было индивидуальным. Так зарождались зачатки ремесленного ученичества, которое только в XVII веке выступает как сложившийся социальный институт воспроизводства рабочих кадров.

В государственном профессиональном обучении, которое организовывалось при приказах, можно выделить несколько направлений:

- ремесленное обучение, связанное с созданием мастерских палат: оружейной, золотой, серебряной, выполняющих самые разнообразные царские заказы на изготовление оружия, иконописи и живописи, ювелирные изделия;

- подготовка административного аппарата - подьячих;

- обучение "лекарских учеников", представляющее собой единую форму медицинского образования в XVII веке.

По мере развития экономики росла потребность в воспроизводстве квалифицированных рабочих. Передачи ученику только собственного опыта мастера было уже недостаточно, требовалось создание государственных профессиональных школ.

Первыми профессионально-техническими учебными заведениями в России были организованные на заводах Урала в начале XVIII века горнозаводские школы, готовившие квалифицированных рабочих и мастеров. Однако широкое распространение профессионально-техническое образование получило во 2-ой половине XIX века в связи с быстрым развитием капитализма и возросшей потребностью в большом количестве квалифицированных рабочих. К этому времени в сфере профтехобразования выделяются два типа профессионально-технических учебных заведений: низшие и средние технические и ремесленные училища, куда принимались подростки 13-14 лет на различные сроки обучения от 3 до 5 лет. Количество различных профессиональных школ, училищ, производственных курсов быстро росло. В начале ХХ века в России уже насчитывалось 3016 профессиональных учебных заведений, в которых обучалось около 214 тыс. человек.

В первые годы Советской власти преобладало индивидуальное обучение на производстве, так как число профессиональных учебных заведений было еще невелико. Сроки и качество овладения ремеслом при индивидуальном обучении почти целиком зависели от рабочего, к которому прикреплялся ученик. Обучение велось бессистемно, нередко большая часть времени затрачивалась на выполнение различных подсобных работ. Учебных программ не существовало. Теоретических знаний по специальности ученик не получал.

В 1920 году Совет Народных Комиссаров принял ряд решений по профессионально-техническому обучению рабочих и планированию их профессиональной подготовки. В целях ликвидации технической безграмотности широких масс рабочих и удовлетворения острой нужды промышленности в квалифицированной рабочей силе было введено обязательное профессионально-техническое обучение всех работающих в возрасте от 18 до 40 лет. Был создан Главный комитет по профессионально-техническому образованию (Главпрофобр) во главе с наркомом просвещения А.В.Луначарским. Создание Главпрофобра знаменовало поворотный пункт в плановой подготовке рабочих кадров для ряда отраслей промышленности страны.

Организацией школ ФЗУ было положено начало созданию новой профессиональной школы, которая давала молодежи одновременно общеобразовательную и профессиональную подготовку. В них осуществлялась подготовка рабочих по наиболее распространенным профессиям.

В 30-е годы стал проявляться «экономизаторский» подход, в результате чего была снижена общеобразовательная подготовка будущих рабочих и наметилась установка на выпуск специалистов узкокооперативного труда, были снижены сроки обучения до 6-12 месяцев.

Значительное развитие получила система подготовки рабочих кадров непосредственно на производстве. Так, стахановское движение породило такую форму распространения опыта передовиков и подготовки специалистов, как стахановские школы. Из форм дополнительного образования рабочих и учащихся профессиональных школ сохранились лишь такие виды обучения, как кружки технического минимума, курсы мастеров стахановского труда, курсы повышения квалификации и др.

2 октября 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О государственных трудовых резервах СССР». В соответствии с ним в стране создавалось три типа учебных заведений профессионально-технического образования: ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих – металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для морского и речного транспорта, предприятий связи и др.; железнодорожные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий железнодорожного транспорта; школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком обучения по подготовке рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела.

Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся. Для учеников была введена специальная форменная одежда и знаки различия. Все это сразу привлекло к ним внимание молодежи, и желающих учиться во вновь созданных учебных заведениях профтехобразования оказалось гораздо больше, чем требовалось.

Училищам и школам были выделены специальные помещения для учебно-воспитательной работы, учебных мастерских и общежитий. По указанию правительства наркоматы передали этим учебным заведениям 23 тысячи металлорежущих станков и другого производственного оборудования.

В 1958 г. были созданы городские и сельские профтехучилища со сроком обучения от одного до трех лет, куда принималась молодежь с восьмилетним образованием, и технические училища. В этих учебных заведениях готовились рабочие по более чем 700 профессиям. За 1959-1964 гг. профтехучилища подготовили около пяти с половиной миллионов квалифицированных рабочих.

Наиболее глубокие качественные изменения в системе профессиональной подготовки произошли в 70-е годы. В этот период значительно вырос не только рабочий класс, но и отряд сельскохозяйственных рабочих. Ежегодно возникает около 600 новых профессий, которые требуют рабочих, имеющих не только основательную профессиональную подготовку, но и среднее и среднее специальное образование.

Автоматизация и механизация производства оказали влияние на формирование нового типа квалифицированного рабочего – рабочего широкого профиля, а необходимость профессиональной мобильности – усиление тенденции на совмещение нескольких профессий и специальностей.

Важную роль сыграл переход ко всеобщему среднему образованию, который потребовал приведения всей системы профессиональной подготовки и профессионального образования в соответствие с новыми социальными реалиями и задачами. Важнейшей задачей системы профессионально-технического образования становится подготовка разносторонне развитых, технически грамотных и культурных специалистов, владеющих профессиональным мастерством в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и требованиями общества к личности, гражданину.

Последнее десятилетие характеризуется развитием вариативности организации учебно-воспитательного процесса в системе профессионально-технического образования: созданием новых типов учебных заведений в системе профтехобразования (технических лицеев, колледжей, гимназий), сближением этих учебных заведений с институтами и университетами, близкими по профилю подготовки специалистов.

Важную роль в становлении и развитии учебно-воспитательного и производственного процессов играет педагогическая наука. Широко ведется опытно-экспериментальная работа по внедрению новых программ обучения и профессиональной подготовки квалифицированных кадров, а также по отработке адекватных современным научным знаниям методик организации учебного и производственного процессов.

С развитием новых экономических отношений профтехучилища все больше ориентируются на поиск новых источников финансирования, дополнительных возможностей зарабатывать деньги, включаясь в производительную деятельность, результаты которой пользуются спросом.

В таблице 1 отражены основные этапы развития системы подготовки рабочих кадров.

Проблема исторической памяти приобретает в наше время особый смысл. Либо мы будем работать, не зная, как работали наши предшественники, либо вспомним о накопленном богатейшем духовном наследии, которое должны сберечь; либо мы извлечем из прошлого опыта необходимые для будущего уроки и выводы, либо будем повторять ошибки и допускать новые. История всегда современна.

Отечественные ученые и педагоги постоянно вглядывались в прошлое, пытаясь понять настоящее, найти ответ на извечные вопросы: что делать и как делать?

Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в разных типах профессиональных учебных заведений содержит много поучительного и для современности. В частности, благодаря изучению истории профессионально-технического обучения рабочих представляется возможным:

- установить закономерные зависимости увеличения количества профессиональных учебных заведений и обучаемой в них молодежи от динамики развития промышленных предприятий;

- изучить возникновение новых форм и методов обучения и тенденции их постоянного совершенствования;

- раскрыть особенности форм и методов воспитательной работы в различных типах профессиональных учебных заведений и проследить взаимосвязь в их развитии;

- разработать научно-обоснованной концепции беспрерывного профессионального образования в Украине;

- определить факторы, которые предопределяют формирование новой системы подготовки рабочих кадров в Украине;

- разработать принципы управления системой подготовки рабочих кадров на современном этапе.

Без изучения истории профессионально-технического образования как явления педагогического не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, изменения в социальной структуре рабочего класса, процессы развития производительных сил российского общества, источники повышения производительности труда и трудовой активности рабочего класса.

Система профессионально-технического образования, пройдя большой исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и культурно-технического уровня рабочего класса и крестьянства, всестороннего совершенствования российского образа жизни, одним из путей осуществления социальной политики государства на современном этапе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Веселов А. Низшее профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. – М.: Трудрезервиздат, 1955. – С.9.

2. Пузанов М., Терещенко Г. Очерки по истории профессионально-технического образования Украинской ССР. – К.: Вища шк., 1980. – С.4-5.

3. Балушок В. Світ середньовіччя в обрядовості українських цехових ремісників. – К.: Наукова думка, 1993. – С.67.

4. Верстюк В. Становлення радянської влади //Історія України: нове бачення: У 2т. / за ред. В.А.Смолія. – К.: Україна, 1995. – Т.2. – С.162.

5. Осовский Е. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917 – 1949). – М.: Высш.шк., 1980. – С.112.

6. Лановик Б., Матисякевич З., Матейко Р. Історія господарства. Україна і світ: Підручник / За ред. Б.Плановика. – К.: Вища школа, 1995. – С.424.

7. Кравченко Б. Соціальні зміни і національна свідомість в Україні ХХ ст. / Пер. з англ. – К.: Основи, 1997. – С.266.

Таблица 1. Этапы развития системы подготовки рабочих кадров

Этап

развития

Хронология

Основные характеристики

I

До 1920 г

Система только формируется, открываются первые специализированные профессиональные учебные заведения

II

1920 – 1929 гг

Создание и становление украинской системы низшего профессионального образования, управление которой осуществлялось Главным комитетом профессионально-технического и специального образования.

III

1929 – 1940 гг

Контроль подготовки рабочих кадров передан хозяйственным наркоматам. В отдельных отраслях промышленности созданы «предприятия-школы»

IV

1940 – 1959 гг

Рост промышленного производства, милитаризация экономики, разработка новых месторождений полезных ископаемых явились причинами создания государственной системы трудовых резервов.

V

1959 – 1991 гг

Интеграция профессионально-технического и народного образования в единую систему, переход к общим учебным планам и программам.

VI

После 1991 г

Перестройка системы профтехобразования, поиск способов адаптации к рыночной модели хозяйствования.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно