Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Особенности государственно-политического развития Франции: статус и полномочия президента

Тип Реферат
Предмет Политология
Просмотров
1500
Размер файла
27 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Особенности государственно-политического развития Франции: статус и полномочия президента

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра политологии и современной идеологии

РЕФЕРАТ

на тему:

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ:

СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА


XX век внес колоссальные изменения в жизнь народов. Однако трудно найти среди крупных индустриальных стран такие, где перемены в политической и эко­номической сферах были бы столь же значительны, как во Франции. За истекшее столетие дважды реформировалось ее политическое устройство (от III Республики к V). Резко изменилось геополитическое положение: из метрополии гигантской колониальной империи Франция превратилась в один из "моторов" западно­европейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими страна­ми Запада, в том числе с Германией, прежде своим основным соперником.

Опыт государственного строительства Франции представляет интерес по ряду причин. Политическое развитие ее характеризовалось общественной нестабиль­ностью. В течение 90 лет 3 раза свергалась монархия и устанавливалась республика, затем 4 раза республика сменялась монархией, затем все же установилась республиканская форма правления. Одних республик в истории Франции насчи­тывается пять.

Франция — пример развития либерально-демократических институтов, 1 которое шло в направлении расширения избирательного права (всеобщее избира­тельное право окончательно установлено только в 1944 г.) и становления респуб­ликанского режима.

Цель политического режима современной Франции — соединить силу и эффективность государственной власти с демократическими институтами. Пятая республика — страна с централизованно-бюрократической системой управления. Местное самоуправление не имеет такого значения в этой стране, как в Англии и США.

В 1958 г. во Франции обострились социально-экономические и политические противоречия, правящую элиту беспокоил рост популярности левых сил, которые на парламентских выборах 1956 г. собрали почти 40 % (коммунисты и социалис­ты). Начали возникать правительственные кризисы, разваливалась ее колониаль­ная империя. В мае этого же года возник мятеж алжирских колонистов, который поставил Францию на грань войны и военно-фашистской диктатуры. Поэтому ру­ководители Четвертой республики в целях предотвращения кризиса предоставили генералу Шарлю де Голлю пост премьер-министра. В качестве условия возраще­ния он назвал осуществление конституционной реформы. И такой проект новой конституции был подготовлен при соблюдении следующих принципов: сохране ние всеобщего избирательного права, разделения законодательной и исполнитель­ной властей, независимости судебной власти, ответственности правительства перед парламентом, формирование новых отношений с колониями. Отличие от прежней конституции 1946 г. состояло в том, что президент наделялся огромными полномочиями и явно возвышался над всеми другими государственными органа­ми. Этот проект обсуждался в правительстве, затем в консультативном комитете (состоял из представителей правительства и двух палат парламента), а впослед­ствии был вынесен для окончательного утверждения на референдум, где его под­держали 80 % участников. 4 октября 1958 г. новая конституция была введена в действие. В декабре состоялись президентские выборы, в результате которых первым президентом Пятой республики Франции стал Шарль де Голль.

В статье 5 Конституции Французской Республики 1958 г. зафиксирована по­литическая роль главы государства. Президент Республики следит за соблюде­нием конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функциониро­вание публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

В соответствии со статьей 6 Конституции 1958 г. президент избирался колле­гией нотаблей, в которую входили депутаты и сенаторы, генеральные советники и представители муниципальных советов. Однако на референдуме 28 октября 1962 г. был утвержден конституционный закон, изменивший статью 6 конституции. Согласно новой редакции, президент избирается на семь лет посредством прямых всеобщих выборов с неограниченной возможностью переизбрания в дальнейшем. Такие временные возможности осуществления полномочий должны были усилить власть президента, обеспечение стабильности государственной власти. Однако та­кое длительное пребывание на высшем государственном посту вызвало серьезную критику. Президенты после де Голля обещали сократить этот срок или ограни­чить, но опасения разрушить конституционную конструкцию перевешивали. Предложение о пятилетнем президентстве одобрено только в 2000 г.

Для выдвижения кандидатов в президенты необходимо собрать 500 подписей поручителей из числа представителей административной элиты рангом выше муниципального советника. В списке должны присутствовать представители не менее 30 департаментов (каждый дает не более 10 % подписей). Система достаточно экономна, так как собрать голоса полутысячи представителей политической эли­ты проще и дешевле, чем подписи огромного количества избирателей. Выборы проходят в воскресенье за 20 — 35 дней до истечения срока полномочий действующего президента.

Кандидат в президенты вносит денежный залог, который возвращается в том случае, если он наберет не менее 5 % голосов. Требования к кандидату не являют­ся жесткими. Они зафиксированы в Избирательном кодексе: необходимо быть французом или француженкой, пользующимися пассивным избирательным пра­вом в парламент (с 23 лет), не требуется рождение во Франции. С 1988 г. от кандидатов требуется декларация об их имущественном положении, которая публи­куется в случае победы на выборах. Еще представляется информация о финанси­ровании их избирательной кампании.

Выборы проводятся по двухтуровой системе абсолютного большинства, т.е. для избрания президента необходимо более 50 % голосов, участвующих в голосо­вании. Если никто из кандидатов не наберет данного количества, то через две не­дели проводится второй тур, где участвуют два лучших кандидата по результатам первого тура.

Французская пресса всегда внимательно следит за жизнью и деятельностью президента. Жак Ширак выступил инициатором принятия в 1988 г. закона о про­зрачности собственности политических деятелей и в момент вступления на пост главы государства в 1995 г. объявил, что его состояние оценивается примерно в 8,3 млн франков. С тех пор, по данным журнала "Экспресс", оно сократилось до 7 млн. Тем не менее семья Шираков по-прежнему входит в число самых богатых людей страны и платит специальный налог солидарности на состояние. Каким же образом Жаку Шираку, выходцу из средних классов, удалось попасть в узкий круг самой обеспеченной элиты?

Начиная с 1967 г., когда он получил первый министерский портфель госсекре­таря по социальным вопросам, Ширак играл ведущую роль в политической жиз­ни столицы и всей страны: заместитель мэра, в течение 17 лет мэр Парижа, депу­тат, министр, премьер-министр, президент. На посту главы государства его еже­месячная зарплата — 44 061 франков (около 6 тыс. дол.). Но к этой сумме надо приплюсовать его многочисленные "пенсионные", которые ему полагаются за прошлую работу депутатом, мэром, генеральным советником и пр. В общей слож­ности "набегает" 127 тыс. франков в месяц, из которых примерно половина ухо­дит на фискальные сборы. Как и многие французы, констатирует "Экспресс", президент главным образом вкладывал свои заработки в недвижимость. В начале 80-х годов он приобрел в Париже квартиру на улице Сены площадью в 144 м2, ко­торая сегодня оценивается в 2,65 млн. франков. Квартиру на улице Сены он сдает примерно за 15 тыс. франков. Главной семейной ценностью является замок Шато Бити в центральной Франции, который приобретен им в 1969 г. Из материалов прессы стало известно, что замок за две недели до приобретения Шираком был включен в список памятников, имеющих историческую ценность. Это позволило ему получить две субсидии на общую сумму 60 тыс. франков для его реставрации. История наделала много шума, а тогдашний президент Жорж Помпиду учинил разнос своему молодому министру. Прилегающими к замку лесом и угодьями семья Жака Ширака разрешает бесплатно пользоваться фермеру, который содер­жит их в порядке. Там же, в департаменте Коррез, президент имеет деревенский дом с амбаром и прочими хозяйственными постройками, унаследованный от роди­телей. Дом он сдает совсем недорого местному жителю, который каждый месяц шлет чек за аренду мадам Ширак в Елисейский дворец.

Последние три с половиной десятилетия президентская чета живет за счет налогоплательщиков в парижской мэрии, в резиденции премьер-министра, прези­дента. Бюджет Елисейского дворца в 1999 г. составил 57 млн франков. Президен­ту так же, как и его соотечественникам, приходится платить так называемый "на­лог за проживание" в Елисейском дворце в размере 22 тыс. франков ежегодно. И когда Ширак заполняет декларацию о владениях, то в графу "Автомобили" пи­шет: "Пежо-305" (1970 г.) и "Пежо-205" (1984 г.), которыми иногда пользуется первая леди при выполнении своих обязанностей муниципального советника.

Неплохие доходы семья Шираков извлекает из акций на общую сумму в 3,5 млн. франков. Про состояние Шираков теоретически известно все: какие суммы лежат на их банковских счетах, их номера, какими ценными вещами они обладают — глава государства всю жизнь коллекционирует китайские ста­туэтки. Тем не менее, пресса бдительно следит за тем, кто оплачивает президент­ский отпуск, что и где он покупает "для дома, для семьи" и за прочими расхо­дами. И когда Шираку задают вопросы, касающиеся его владений, он готов дать разъяснения.

Рассмотрим полномочия президента Французской республики. Как уже отме­чалось, он должен обеспечивать своим арбитражем правильное функционирова­ние публичных властей и преемственность государственной власти. Его роль как арбитра, стоящего над остальными властями и партиями, стремился играть де Гол ль. Однако в конституции не определены характер этого арбитража, его воп­лощение и механизм реализации. Кроме того, многие специалисты высказывают сомнение в возможности той отстраненности главы государства от текущих поли­тических страстей, которая позволила бы ему играть роль беспристрастного судьи.

Важным полномочием президента являются назначения им премьер-министра и по представлению последнего — министров, а также возможность освобождать их от должности. Формально президент свободен в выборе кандидата на пост премьер-министра. Однако Национальное собрание контролирует правительство через вынесение ему вотума недоверия. Это ставит правительство в двойное подчи­нение. Кто же оказывает на его состав и курс решающее влияние? На практике — парламент. Сказывается свойственная Третьей и Четвертой республикам тради­ция формирования правительства именно парламентским большинством. Влияет также существование мощных и дисциплинированных партий, которые, обладая большинством в Национальном собрании, просто не допустят нахождения у влас­ти инопартийного правительства.

Поэтому степень влияния президента и парламента на правительство зависит от партийного состава Национального собрания. Если большинство здесь имеет президентская партия, то влияние главы государства на правительство становится определяющим, правительство фактически состоит при президенте. Пределы вме­шательства президентов в его деятельность могут быть различными и определять­ся особенностью их характера, мировоззрения. Например, де Голль не стремился подменять премьер-министра в решении текущих административных вопросов. Он выделил из сферы правительственной деятельности свой "участок" — оборо­ну, национальную безопасность, внешнюю политику — и действовал в этой сфере абсолютно самостоятельно. В социально-экономических вопросах он предостав­лял премьерам большую свободу. Его приемник Помпиду, ранее занимавший премьерский пост, хорошо знавший эту сферу деятельности, активно вмешивался в работу правительств. Индивидуальный стиль общения с правительством был и у других президентов.

Президент отправляет правительство в отставку согласно заявлению премьер-министра. Специалисты сходятся во мнении, что президент имеет воз­можность принудить премьера к этому и без подобного прошения, отказываясь подписывать правительственные документы. Но отправить министерство в отставку просто росчерком пера он имеет возможность в том случае, если контролирует парламентское большинство (в 1972 г. Помпиду отправил в отставку прави­тельство Шабаи-Дельмаса).

Статусным полномочием президента является его председательствование в Совете Министров. Он не руководит правительством, это функция премьер-ми­нистра. Однако именно Совет Министров рассматривает важнейшие правитель­ственные решения, что позволяет президенту быть лично информированным об основных правительственных делах, излагать свою позицию по данным вопросам.

Глава государства назначает 3 членов Конституционного совета и обращается к нему с запросами по поводу конституционности международных соглашений, законов и регламентов палат парламентов.

К правам президента относятся и его парламентские полномочия. Он имеет право досрочно распускать Национальное собрание — нижнюю, важную палату парламента. Для принятия такого решения требуется проведение формальных и ни к чему не обязывающих консультаций с премьер-министром и руководителями палат. Однако существует ограничение президентского права роспуска — запре­щение пользоваться им в течение года после предшествующего.

Президент имеет право передавать на референдум законопроекты, касающие­ся организации публичных властей, социально-экономических реформ, утвержде­ния международных соглашений, которые могут отразиться на функционирова­нии государственных институтов. Референдумы проводятся по предложению правительства или обеих палат парламента. Поэтому возможность главы государ­ства проводить их фактически зависит от соотношения сил в парламенте.

Генерал де Голль часто прибегал к референдуму, чтобы получить санкцию не­посредственно от граждан, считая, что осуществляет власть от имени народа и воплощает его суверенитет. При этом он связывал результаты референдума с воп­росом о политическом доверии к себе. Наиболее известны проведенные им два ре­ферендума: 28 октября 1962 г. — о введении прямых выборов президента, и 27 апреля 1969 г. — о программе регионализации и реформе Сената. Первый из них вызвал скандал и резкие заявления о не конституционности действий президента. Тем не менее, он закончился победой президента. В 1969 г. де Голль потерпел неудачу. И, верный своему взгляду на значение данной процедуры, немедленно подал в отставку, покинув резиденцию на следующий день.

Президент имеет право обращаться к парламенту с посланием. Причем оно не может служить предметом дискуссий. Периодичность таких посланий не оговоре­на, поэтому глава государства составляет их только в исключительных случаях. Подобные послания зачитываются от его имени, так как по традиции президент не имеет права доступа в законодательное собрание.

Важное место в полномочиях главы государства занимает право объявления чрезвычайного положения в стране. Это предусмотрено в том случае, если сущест­вование государства оказывается под угрозой, а нормальное функционирование государственных властей прекращено. Для установления чрезвычайного режима требуется формальная консультация с премьер-министром, руководителями па­лат, членами Конституционного совета. Это право было реализовано один раз, когда закончился мятеж в Алжире в апреле 1961г.

Некоторые полномочия президент Французской республики осуществляет совместно с правительством. В этом случае акты главы государства требуют про­цедуры контрассигнации, т.е. подтверждения подписи президента главой испол­нительной власти. К таким полномочиям относят руководство внешней полити­кой. Президент не только аккредитует иностранных послов и других высших дипломатических представителей иностранных государств, но и ведет перегово­ры, ратифицирует международные договоры.

Президент является также главнокомандующим вооруженными силами, он председательствует в высших военных советах, назначает на военные должности. Хотя право объявления войны принадлежит парламенту, именно президент са­мостоятельно принимает решение об использовании ядерного оружия.

Далее остановимся на участии президента в законодательном процессе. Его декретом открываются и закрываются чрезвычайные сессии парламента, он имеет право требовать повторного обсуждения законов, иромульгирует (обнародует) их. Во многих странах у главы государства есть право отказаться от утверждения законопроекта и тем самым отклонить его. Оно называется правом вето. Отлага­тельное вето означает, что не подписанный главой государства закон возвращает­ся для повторного рассмотрения парламентом. Во Франции используется простое (слабое) отлагательное вето. Суть его в следующем. Для того чтобы закон всту­пил в действие без подписи главы государства, требуется повторное принятие его парламентом, причем посредством той же процедуры, какой он был принят в пер­вый раз. Например, если закон принят простым (или абсолютным) большинством голосов в первый раз, то таким же большинством он должен быть принят заново. Происходит как бы повторная процедура принятия. Закон должен быть подписан в течение 15 дней после передачи его в правительство. В США применяется ус­ложненное вето. Если там президент использовал вето к принятому закону, тре­буется повторное одобрение закона 2/3 голосов обеими палатами Конгресса.

Ранее мы отметили, что президент председательствует в Совете Министров, определяет его повестку. Здесь обсуждаются правительственные акты делегиро­ванного законодательства и акты, принимаемые в пределах собственных регламентарных полномочий правительства, которые затем подписываются президен­том. Конституция не дает четких разъяснений по поводу того, свободен президент в праве подписи или обязан подписывать решения, принятые в Совете Министров большинством голосов.

Президент совместно с премьер-министром назначает на гражданские и воен­ные должности. Он имеет некоторые полномочия в отношении судебной власти, так как объявляется гарантом ее независимости. Президент назначает своего пред­ставителя в Высший совет магистратуры, в котором является председателем. Этот орган контролирует назначение судей и прокуроров, а также выступает в качестве дисциплинарного суда по отношению к ним. Президент обладает "монаршим" правом помилования, которое осуществляет совместно с министром юстиции и Высшим советом магистратуры.

Конституция Французской республики предусматривает досрочное прекращение полномочий президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий к исполнению обязанностей или обвинения в государственной измене. Последнее предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя третями голосов. Затем дело передается в специальный суд — Высокую палату правосудия; наличие препятствий (которое не разъясняется, а только констатируется) к осуществлению президентом обязанностей определяется абсолютным большинством членов Конституционного совета по запросу правительства. В этом случае конституция устанавливает порядок временного замещения президента в силу невозможности исполнения им своих обязанностей с назначением президентских выборов, если президент выбыл досрочно. Выборы проводятся не ранее, чем через 20 дней, и не позднее, чем через 35 ней после образования вакансии. Во Франции обязанности президента исполняет председатель верхней палаты парламента (председатель Сената), а если для его имеются препятствия, то правительство. В это время они не могут назначать референдумы, распускать Национальное собрание, решать вопросы доверия правительству, вносить изменения в конституцию. В истории Пятой республики была дна добровольная отставка де Голля в 1969 г. и один случай смерти президента Помпиду в 1974 г.

Большое значение в настоящее время имеют вспомогательные органы и службы при главе государства. Во Франции аппарат президента ("дом Президента") насчитывает более 500 человек и подразделяется на гражданский и военный. Одна из главных структур "гражданского дома" — генеральный секретариат, выступающий главным инструментом политического действия президента и координирующий деятельность министерств и иных ведомств. Генеральный секретарь, который руководит всем персоналом Елисейского дворца (резиденции президента), является доверенным лицом президента и поддерживает контакты с правительством и парламентом. Большую роль в аппарате играет также начальник кабинета резидента, который организует его повседневную жизнь, поездки, контакты, охрану. Существует начальник личного штаба президента, который помогает ему осуществлять функции высшего руководителя вооруженных сил. В структуру служб Елисейского дворца входят пресс-служба, чиновники особых поручений — советники президента, подчиненные ему непосредственно.


Литература

1. Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. М., 1999.

2. Круглоголов М.А. Конституционный Совет Франции. М., 2003.

3. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 2004.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно