Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Происхождение, основные этапы развития и специфика культуры в Украине

Тип Реферат
Предмет Культура и искусство
Просмотров
1322
Размер файла
35 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Происхождение, основные этапы развития и специфика культуры в Украине

Содержание

Введение

1. Культура первобытных племён на территории Украины

2. Трипольская культура

3. Культурное достояние киммерийцев и скифов

4. Древнеславянская культура

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Решая проблемы, связанные с каждой из национальных культур, невозможно обойти вниманием вопрос их происхождения. Поскольку вопрос «нация» в теперешнем понимании тесно связано с государственным устроем народа, который заселяет определенную территорию, национальную культуру в первую очередь следовало бы рассматривать в связи с историей конкретного государства. Однако, как доказывает и новейшая, и древняя история, политические границы отчасти остаются только искусственными и, неустойчивыми образованиями. Они изменяются значительно быстрее, чем традиции народов, которые закреплены в сложном комплексе бытового и социального поведения населения, в его менталитете, что отображается в языке, достижениях материальной и духовной культуры. Весомее следует считать не политические, а языковые и территориальные признаки каждой из культур. Однако современное расселение народов Европы и Азии является, преимущественно, результатом процессов, которые длились в мире со времен «неолитической революции», в результате которой произошла и «революция» демографическая. Связки между языками и языковыми группами позволяют предполагать, что большинство современных народов Евразии получили свой национальный язык из одного источника – индоевропейского праязыка, носители которого передавали его вместе с достижениями своей синкретической на то время культуры. Однако, дальнейшее развитие человечества привело к существенному разветвлению языков и значительной культурной дифференциации народов. Только в неповторимом комплексе естественных, расово-этнических, языковых и геополитических факторов, которые действовали в конкретном историческом времени, и формировались народы теперешнего мира, а вместе с ними росли и их уникальные культуры. Не является исключением и культура Украины.


1. Культура первобытных племён на территории Украины

Известно, что люди селились на наших землях с незапамятных времён. Отечественными археологами найдены следы пребывания прачеловека еще ашельской эпохи (1 млн — 150 ты. лет назад, хотя достоверность радиоуглеродного метода датирований в последнее время поддастся критике). Такие находки случаются на Днестре, под Житомиром, на Закарпатье, в Донбассе и Крыму. Однако распространению людей в эпоху палеолита мешали ледники.

По окончании ледникового периода, который произошел на грани палеолита и мезолита (10—11 тыс. лет назад), когда климатические условия стали более пригодными для жизни, общины первобытных охотников пришли сюда вместе со стадами животных, на которых охотились. Археологические находки доказывают, что тогдашние жители наших земель кормились мясом разных животных, среди которых мамонты, пещерные медведи, дикие кони и др. В местах стоянки первобытного человека, которые часто имели характер длительных поселений, слой костей достигает метра и больше. Между костями археологи находят уголь от костров, кремневый инструмент, которым пользовался человек. Очень часто кости обожжены и разбиты, что свидетельствует и о широком использовании огня, и о попытках первобытных людей изготовлять орудия труда из костей.

Археологических находок, которые воспроизводят жизнь давней эпохи, на наших землях меньше, чем в Германии, Франции, Испании или других странах, где первобытный человек жил в сухих горных пещерах, которые хранят следы первобытной жизни значительно лучше, чем наша влажная почва. Соответствующие ландшафту и климату условия жизни требовали от здешнего древнейшего человека первоочередных усилий в определенных направлениях борьбы за выживание. Да, не имея естественного хранилища в виде пещер, люди должны были самостоятельно строить себе жилье. На наших землях первобытный человек прятался от холода и хищников, или зарываясь в землю (катакомбная культура), или создавая наземные здания. Очень часто материалом для строительства служили кости мамонтов (стоянки в Мазине, Межречье, Вороновке на Днестре и др.), которые покрывались ветками и обмазывались глиной. На месте таких поселений археологи обнаруживают настоящие произведения искусства: культовые браслеты из костей мамонтов, которые украшались «солнечной» и «лунной» символикой, подвески из морских черепашек, стилизованные женские статуэтки, изготовленные из бивней мамонтов, разнообразные культовые предметы (среди которых и музыкальные инструменты), украшенные резьбой, и тому подобное.

Выдающейся достопримечательностью духовной и материальной культуры древнейшего населения Украины является Каменная Могила, расположенная в степи поблизости с. Терпиня Мелитопольского района Запорожской области. В её гротах обнаружено больше тысячи рисунков разного времени, на которых изображено 15 видов животных, разнообразные сцены охоты. Фигуры выполнены как в реалистичной, так и в схематической манере. Некоторые из рисунков еще и до сих пор хранят остатки красной краски.

Родоплеменной строй у древнейших жителей украинских земель сложился еще во время мезолита. Археологические находки характерных изготовленных из камня и глины, доказываю о распространении среди первобытных людей не только примитивных культов, связанных с эпохой охоты и собирательства, но и более развитого — поклонение предкам, который на то время был связан с идеей материнства, рода и его прародительницы, и, достоверно, отвечал матриархальным принципам организации общественных отношений.

Во время неолита, которое для Восточного Европы датируется 4—3 тыс. до н.э., культуры жителей украинских земель выразительно распределялись на два типа: автохтонную охотничью и заимствованную земледельческую. Первые земледельческие племена появились из устья Дуная. Их принято относить к культуре с линейно-ленточной керамикой. Достоверно известно, что именно они принесли в наши земли культурные злаки, которые в диком виде встречались только в субтропической зоне Азии и Африки. От этих племен традиции земледелия были унаследованы и представителями буго-днестровской охотничьей культуры, но дальше на север и восток они в эпоху неолита не распространились.

В эпоху энеолита земли Украины начали распределяться на зоны трех хозяйственных типов. Правобережье стало колыбелью трипольской земледельческой культуры, а степной юг — скотоводства, связанного с племенами так называемой ямной культуры, которые вели кочевой способ жизни в степях от Днестра до Зауралья. В лесах и лесостепях рядом с охотниками и рыболовами встречались и представители скотоводства (среднеостоговськая культура 4—3 тыс. до н.э.).

2. Трипольская культура

Невзирая на имеющиеся условия, более-менее заметной конвергенции (смешивание, ассимиляция) между культурами разного типа в этот период не наблюдается. Однако, согласно археологических данных, достижения соседей были известны представителям каждой из культур, которые все же отдавали преимущество традиционному для них способу ведения хозяйства.

Наибольшего развития в это время достигла трипольская культура, названная так по названию с. Триполье Киевской области, где на мощный культурный слой материальных остатков впервые натолкнулся киевский археолог Хвойка в 1896 году. По некоторым этноанатомическим показателями трипольцы были достаточно далекими от поздних славян, поэтому тяжело видеть в них непосредственных предшественников теперешних украинцев. Однако достижения трипольцев во многом отразились на последующей судьбе культуры на украинских землях, поскольку положили начало традиции земледелия, а оно навсегда стало определяющим фактором развития стабильной части местного населения, предопределяя быт, обычаи, календарь и верования.

Следы трипольской культуры обнаружены на большой территории, которая охватывает почти всю Правобережную Украину и земли соседних стран: Польши, Молдовы, Румынии. Трипольцы жили на протяжении 4—2 тыс. до н.э. в поселках, которые состояли из нескольких десятков, а иногда и сотен небольших домов сделанных из дерева и обмазаных глиной. Эти дома располагались своеобразными кольцеобразными улицами по кругу, в центре которого находилось большее здание общественного назначения. Рядов жилищ вокруг центра иногда случалось до десяти. И хотя чаще встречаются поселки меньшего типа, стали известными поселения, которые можно считать протогородами, ведь они состояли из свыше двух тысяч домов (Майданецкое городище на Черкащине).

Дом принадлежал одной, реже нескольким семьям. Кроме обитаемых помещений, в нем обязательно были глиняная или каменная печь и амбары, где сохранялись съестные припасы. Тип жилья отвечал определенной общественной организации. Люди жили более обособленно тяготели к семейному быту. Эти формы сохранились и до более поздних времен. В самых давних упоминаниях о славянах в наших землях повествуется, что им свойственно жить семьями, в отдельных домах, каждый из которых стоит в стороне от соседних.

В потреблении трипольцев находилось большое количество посуды. Её тоже производили из глины, которую очень часто укрывали монохромными или полихромными росписями. Эти росписи состояли из растительного или геометрического орнамента, иногда — изображений одомашненных животных, в частности, коз и коров. На обломках глиняной посуды остались следы солнечных символов, среди которых круги, кресты, разновидности свастики. Такие символы характерны для культуры раннего земледелия, когда люди, которые осознавали свою зависимость от сил природы, пытались влиять на неё с помощью магических действий и знаков.

В этот период люди воспринимают солнце как верховное божество вселенной, от которой зависит все и, в первую очередь, те стихии, которые имеют непосредственное влияние на урожай, на плодородие земли, скота. Такие верования получили название солярных. Они были присущи человечеству на протяжении достаточно длительного времени и встречались во время первых земледельческих цивилизаций в разных уголках мира. Однако с классовым расслоением общества такие верования уступают другим религиозным системам, которые больше связаны с конкретными формами государственной власти и общественного строя.

Есть основания считать, что трипольская культура возникла в условиях матриархального общества, поскольку во время раскопок археологами обнаружено достаточно большое количество глиняных фигурок людей, среди которых преобладают женские изображения типа «венер» палеолита. Они, скорее всего, олицетворяли верование в духов предков и, в первую очередь, в материнских богов. Но среди этих фигурок встречаются и изображение животных, которые могут быть как свидетельством об остатках тотемических верований, так и об эстетических вкусах трипольцев непосредственно связанных с их повседневным бытом. Известно, что в их хозяйстве животные имели важное значение. Люди разводили крупный рогатый скот, коз, свиней, овец, использовали животных как тягловую силу при вспахивании земли, перевозке урожая, строительных материалов и тому подобное. А из овечей шерсти они научились производить одежду. Следовательно, животные пользовались в трипольской культуре большим почетом.

Редкими являются пока что находки пластики с изображением людей, назначение которых не совсем понятно.

Подобно многим народам, которые верили в духов предков, трипольцы делали захоронение умерших родственников под полом собственных домов. Считалось, что таким образом можно обеспечить присутствие духов и их помощь по повседневным делам семьи. Также в пределах помещений встречаются и похороненные кости и черепа домашних животных: быка, собаки, свиньи.

Некоторые исследователи толкуют отметки на керамике трипольской эпохи как буквы и даже делают попытки дешифровать надписи, которые в случае доказанности их литерного характера нужно будет признать самым давним из известных до сих пор форм звукового письма.

Около 2.000 г. до н.э. трипольская культура приходит в упадок. Её носители частично оставляют эти земли, отступая под давлением более многочисленных воинственных, как считают, индоевропейских народов археологической культуры боевых топоров и шнурковой керамики и частично смешиваются с ними.

3. Культурное достояние киммерийцев и скифов

Превратиться в цивилизацию этой протокультуре, снова-таки, навредили кочевники, которые вошли в историю под именем киммерийцев. Навала киммерийцев в целом можно признать явлением разрушительным для развития культуры. Однако воинственные кочевники способствовали распространению в широком степном окружении достижений тех народов, которые испытали от них поражение. В виде военной добычи киммерийцы несли с собой предметы престижного потребления: одежду, украшения. Но больше всего войны способствовали распространению конного и военного снаряжения, которое часто имело все признаки произведений настоящего искусства: фигурные пряжки, кольчуги, украшенные сложными орнаментами из ромбов, квадратов, спиралей, которые образовывали совершенный геометрический стиль. К тому же киммерийцы уже завладели секретами изготовления оружия из железа, знали кузнечное дело и имели навыки сварки металлов.

Следом за киммерийцами в 7 ст. до н.э. на наших землях появились и скифы (скиты). По нехватке конкретных доказательств гипотетически большинство исследователей считают скифов ираноязычным народом, хотя издавна доказательная база иранистов поддастся разносторонней критике.

Археологическая культура скифского типа распространяется на огромные пространства от Алтая к Средиземному морю, но скольким и какого происхождения народам она принадлежит, выяснить пока еще невозможно. К сожалению, неизвестно, имели ли скифы письменность, по крайней мере, никаких письменных достопримечательностей непосредственно от скифов к нам не дошло. Но исторические сведения о скифах содержатся в иностранных источниках.

Достоверно, столицей Скифии в 8 ст. до н.э. было Каменское городище на правом берегу Днепра возле современного Никополя. Скифская знать столицы жила в цитадели-акрополе площадью 30 га в каменных домах. Вокруг на большой площади жилы ремесленники и другие мещане в наземных каменных и деревянных зданиях со столбами, а частично в землянках. Основными занятиями жителей города-метрополии были изготовления железных и бронзовых изделий на продажу, гончарство, а также скотоводство и земледелие. Большим уважением у скифской знати, как кочевников, так и оседлых пользовались изделия из местного и привозного золота. За такие изделия, что им вместе с вином и маслом поставляли греки причерноморских городов, скифы платили своими пленниками, а также продуктами земледелия.

Захоронения скифов кочевников отличаются от захоронений оседлого населения. Кочевники хоронили тела своих царей и знать в катакомбах, над которыми насыпали курган (высота насыпи некоторых из них достигала 20 м), в котором были достаточно много предметов роскоши. Скифские курганные драгоценности получили в наше время всемирную славу. Земледельческие племена Скифии были наследниками традиций первобытных племен, с которыми постепенно смешивались пришедшие кочевники. Поскольку культура любого народа в те времена имела синкретический характер и позитивные знания о мире в ней всегда тесно переплетались с бытовыми обычаями и религиозными верованиями, то, скорее всего, скифов следует рассматривать и как продолжателей культурных традиций первых земледельцев на поприщах нашей отчизны.

4. Древнеславянская культура

На протяжении всего 1 тыс. н.э. праукраинские земли продолжали оставаться ареной Великого переселения народов. Сокрушительными для местной культуры лавами прокатывались нашествия аланов, готов, гуннов, аварцев булгаров. Они заставляли коренные племена переселяться в менее пригодные для земледелия лесные районы, где вместе с земледелием приходилось заниматься охотой, пчеловодством, рыболовством и собирательством. При этом наиболее активная часть населения часто втягивалась в миграционный поток и общие грабительские походы вместе с разнообразными завоевателями.

Однако многочисленные попытки образовать стойкий государственный организм на украинских землях постоянно заканчивались дежурным поражением от “степных империй”, противостоять которым у племенных и межплеменных княжеств недоставало сил. Во времена зарубинецкой и черняховской археологических культур выплавка железа и кузнечное дело, гончарство, ткацкое и другие традиционные ремесла были уже давно освоены, наибольшего развития достигнув в больших городищах этой поры. Для черняховской культуры, плотно связанно с античным миром, засвидетельствовано начало формирования письменности на основе сообщения греческого и латинского алфавитов. Но после упадка черняховской культуры в результате втягивания населения в гунское движение на запад (следы разрушения отсутствуют), ремесла и торговля на украинских землях развивались преимущественно в рамках сравнительно небольших местечек и поселков. Среднее количество жителей в сельских поселениях составляли около 30 чел. Славянские племена селились у рек, строили жилье из дерева, какие обмазывались глиной. Население занималось скотоводством и земледелием. Для защиты от врагов в таком поселении строился так называемый «огород» — укрепленное ограждение из частокола, рва и земляного вала. Однако именно на такой упрощенной степени развития славяне становятся известные в истории под своим собственным именем, а не в составе других варварских союзов племен, и которых они часто терялись для историков. Славян украинских земель историки 5—6 ст. историки выделяют как наиболее воинственных во время нападений антов, отличая их от склавинов (юго-западных славян).

Одним из художественных символов зайнятой земли у славянских народов был каравай, который необходимо равномерно разделить между участниками трапезы. Мотив с разделением каравая ярко отразился, а украинском свадебном обряде, в котором молодой и молодая выступают как князь и княгиня. Как землю, обороняемую или захваченную общими силами, свадебный каравай с фигурами колосков, зерен, домашних животных, собранный и испеченный силами родственников, соседей и друзей, раздают каждому из участников свадьбы. Действующими лицами обряда выступают дружки — современные свидетели — приглашенные со стороны молодого, «свадебный староста».

Процессы этнического смешивания (миксации) в период Великого переселения были характерны для всей Европы, в которую главным образом через Северное Причерноморье врываются все новые азиатские орды. Одним из новых исторических имен, образовавшихся во время этнической миксации стали русы. Первые два выразительных упоминания о руссах появляются в конце 8 (770—790-ые гг.) и в начале 9 ст. в произведениях христианской литературы жития в Крыму, хотя значительное количество исследователей склонно рассматривать как первые упоминания о руссах сообщения историков 9 ст. Кроме того, существуют упоминания о руссах в Западной и Северной Европе.

Резвая хозяйственная деятельность способствовала последующей культурной эволюции тех племен, которые жили возле Днепра и его крупных притоков. Заметно усилилась военное могущество, способность объединить и возглавить соседей. Одним из таких центров и стал Киев, впоследствии превратившийся в столицу одного из наиболее могучих и культурно развитых государств средневековой Европы.


Заключение

Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец в 7 веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Уже тогда Русь была достаточно развитой страной, уже были города, ремесло активно развивалась, купцы с товаром ходили в далёкие страны, и судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами находимыми на территории древней Руси, торговля шла весьма бойко.

Список использованной литературы

1. Даниленко В.Н. Неолит Украины. – К., 1974.

2. Павленко Ю.В. Передісторія давніх русів у світовому контексті. – К., 1994.

3. Попович В.М. Нарис історії культури України. – К., 1998.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно