Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Особенности функционального состояния нервно-мышечной системы школьников с умственной отсталостью

Тип Реферат
Предмет Физкультура и спорт
Просмотров
853
Размер файла
66 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Особенности функционального состояния нервно-мышечной системы школьников с умственной отсталостью

Особенности функционального состояния нервно-мышечной системы школьников с умственной отсталостью

Кандидат педагогических наук С. А. Загузова

Кандидат биологических наук, доцент С. В. Шутова

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Тамбов

Введение. Среди факторов, отражающих адаптацию человека к физическим нагрузкам, большое, если не решающее значение имеет функциональное состояние нервно-мышечной системы. Хорошо известно, что у учеников специальной (коррекционной) школы отмечается двигательная недостаточность: неточность движений в пространстве и во времени, грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий, отсутствие ловкости и плавности движений, излишняя скованность и напряженность, ограничение амплитуды движений и т. д. Поэтому на уроках физической культуры, дополнительных физкультурных занятиях с коррекционно-развивающей направленностью, занятиях ЛФК, а также в самостоятельных занятиях большую роль играет выполнение упражнений, направленных на коррекцию двигательной сферы.

Для исследования состояния ведущих мышц школьников с умственной отсталостью мы провели интерференционную электромиографию (ЭМГ) с помощью нейромиоанализатора НМА-4-01 "НЕЙРОМИАН" ("Медиком", г. Таганрог).

Данное исследование позволяет дать характеристику общего состояния нервно-мышечного аппарата (оценить паттерн его активности), проанализировать влияние на него дозированной физической нагрузки; уловить своеобразные изменения мышечных потенциалов, обусловленных ведущим синдромом.

Объектом нашего исследования были колебания электрических напряжений, отражающие тончайшие изменения функционального состояния нейромоторного аппарата школьников с легкой степенью умственной отсталости (олигофренией) в условиях относительного покоя и при выполнении произвольных движений с физической нагрузкой.

Для исследования мы взяли две мышцы слева - двуглавую мышцу плеча (biceps branchii cap. longum) и прямую мышцу бедра (rectus). Запись потенциалов производили с помощью поверхностных биполярных электродов, которые располагали над областью двигательной точки исследуемой мышцы (по схеме Альтенбургера, 1937). Заземляющий электрод в виде ленты располагался на предплечье другой руки. Основными условиями проведения исследования были обеспечение исследуемым максимально удобной позы и спокойная обстановка.

Произвольное движение с физической нагрузкой заключалось в удержании на весу гантели массой 2 кг (для руки) и 8 кг (для ноги). Запись миографических показателей начиналась только после стабилизации биоэлектрических характеристик, но при этом общая продолжительность пробы с физической нагрузкой составляла не более 1-2 мин.

Диагностический интерес для нас представляло сопоставление амплитудно-частотных характеристик электрической активности тестируемых мышц школьников с умственной отсталостью и школьников массовой школы в состоянии покоя (т. е. при активном расслаблении мышцы) и при произвольном сокращении с дозированной физической нагрузкой.

Интерференционная активность мышц в покое и при произвольном сокращении выражалась рядом параметров, таких как максимальная и средняя амплитуда колебаний (в мкВ), площадь (в мкВ*мс), частота основных колебаний (в Гц).

Сравнительные показатели интерференционной миографии школьников 12-13 лет с умственной отсталостью и учеников массовой школы, Х±

Показатели

Пол

Специальная (коррекционная) школа, n = 26, 12/14

Массовая школа, n = 26, 12/14

% различий

Амплитуда сигнала, мкВ

в покое

рука

нога

мальчики девочки мальчики девочки

906, 1 ±575, 2

2334, 1 ±845, 8

1448, 1 ±729, 9

2481, 6 ±2012, 4

49, 6±14, 7

67, 2±9, 1

53, 2±8, 3

64, 8±27, 1

-94, 5**

-97, 1**

-96, 3**

-97, 4*

нагрузка

рука

нога

мальчики девочки мальчики девочки

2087, 1 ±846, 1

4576, 8 ±2528, 1

2102, 1 ±984, 1

2988, 4 ±2037, 9

2311, 2 ±705, 5

1222, 1 ±547, 9

2977, 2 ±1508, 3

2155, 6 ±881, 3

10, 7

-73, 3*

41, 6

-27, 9

Площадь общая, мкВ*мс

в покое

рука

нога

мальчики девочки мальчики девочки

95, 1 ±24, 1

185, 6 ±128, 2

82, 5 ±31, 5

101, 2 ±44, 9

8, 8 ±4, 1

11, 1 ±4, 3

14, 4 ±2, 1

13, 1 ±2, 7

-90, 7**

-94, 1**

-82, 5**

-87, 1**

нагрузка

рука

нога

мальчики девочки мальчики девочки

178, 3 ±67, 9

194, 2 ±88, 4

127, 5 ±61, 9

96, 8 ±15, 4

194, 8 ±102, 3

113, 4 ±45, 9

279, 6 ±158, 6

210, 6 ±70, 2

9, 3

-41, 6

119, 3

117, 6**

Частота основных колебаний, Гц

в покое

рука

нога

мальчики девочки мальчики девочки

93, 3 ±12, 7

150, 2 ±117, 7

132, 1 ±118, 7

89, 4 ±17, 3

1

1

1

1

-98, 9**

-99, 3*

-99, 2*

-98, 9**

нагрузка

рука

нога

мальчики девочки мальчики девочки

102, 1 ±10, 2

178, 4 ±114, 8

190, 3 ±115, 7

103, 8 ±32, 3

98, 1 ±27, 1

79, 8 ±21, 7

146, 4 ±17, 7

142, 8 ±28, 4

-3, 9

-55, 3

-23, 1

37, 6

Средняя амплитуда основных колебаний, мкВ

в покое

рука

нога

мальчики девочки мальчики девочки

229, 1 ±75, 1

698, 2 ±329, 4

311, 1 ±120, 9

557, 6 ±330, 4

1

1

1

1

-99, 6**

-99, 9**

-99, 7**

-99, 8**

нагрузка

рука

нога

мальчики девочки мальчики девочки

472, 1 ±108, 5

934, 1 ±444, 7

492, 5 ±292, 5

626, 4 ±447, 9

380, 4 ±173, 1

240, 8 ±70, 6

515, 2 ±245, 2

405, 2 ±126, 5

-19, 4

-74, 2*

4, 6

-35, 3

Обозначения: * - р < 0, 05, ** - р < 0, 01 (по t-критерию Стьюдента);

- через дробь - количество мальчиков и девочек.

При анализе изучаемых показателей применяли стандартные методы статистической обработки данных с использованием компьютерной программы "STATISTIKA 6.0", которая предусматривает расчет следующих показателей: среднего арифметического значения (Х); среднего квадратического отклонения (s), а также оценку достоверности различий средних значений изучаемых показателей по t-критерию Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа исследуемых показателей мы получили следующие данные.

Несмотря на значительную изменчивость амплитуд в глобально отведенных интерференционных электромиограммах школьников с умственной отсталостью и учеников массовых школ, нам удалось установить типичные, наиболее часто встречающиеся особенности и, таким образом, охарактеризовать общую интенсивность электрической активности их мышц в состоянии покоя и при произвольном сокращении с физической нагрузкой.

В таблице приведены сравнительные показатели интерференционной ЭМГ тестируемых мышц школьников с умственной отсталостью и учеников массовой школы в возрасте 12-13 лет.

Из таблицы хорошо видно, что показатели интерференционной ЭМГ тестируемых мышц школьников специальной (коррекционной) и массовой школы существенно различаются.

Так, у подростков массовой школы при глобальном отведении ЭМГ в покое отражают лишь низковольтные, частые колебания минимальной амплитуды, которые, как известно, возникают у бодрствующего человека в связи с легким тоническим напряжением мышц. У детей с умственной отсталостью данные показатели резко отличаются: практически во всех случаях мы наблюдали высокоамплитудные колебания высокой частоты, что нашло отражение в существенных отличиях среднегрупповых величин. При этом достоверность различий в большинстве случаев не вызывает сомнений: согласно t-критерию Стьюдента ошибка не превышает 0, 1 %.

Результаты интерференционной миографии двуглавой мышцы плеча в покое у школьника с умственной отсталостью (А) и его сверстника из массовой школы (Б)

Согласно А. А. Ухтомскому (1954) покой является особым, центрально организованным функциональным состоянием нейромоторного аппарата, а способность к его достижению не дана изначально, а развивается в фило- и онтогенезе. Отсюда можно заключить, что подростки коррекционной школы характеризуются функциональной незрелостью двигательной системы, проявляющейся в излишнем тоническом напряжении мышц в состоянии покоя.

Из таблицы также хорошо видно, что особенности электрической активности мышц (по всем показателям ЭМГ) школьников с умственной отсталостью наиболее выражены в состоянии "покоя", тогда как при активном сокращении тех же мышц различия отражаются на интерференционной миограмме менее значительно. Так, различия показателей интерференционной ЭМГ мышц школьников специальной (коррекционной) и массовой школы в состоянии покоя составляют от 82, 5 до 99, 9 %, при выполнении произвольных движений с физической нагрузкой - от 119, 3 до 74, 2 %. При этом достоверность межгрупповых различий практически отсутствует, хотя в некоторых случаях разница все же статистически значима.

Исходя из указанных различий, можно говорить о повышенной электрической активности мышц учеников специальной (коррекционной) школы по сравнению со сверстниками массовой школы, в то время как при физической нагрузке подобные отличия существенно уменьшаются. Данный вывод подтверждает результаты других исследований (А. А. Дмитриев, 1989; Е. Н. Правдина-Винарская, 1957; Л. В. Шапкова, 2001, 2003), которые свидетельствуют о повышенном тонусе нервно-мышечной системы детей с умственной отсталостью.

При анализе графических результатов было отмечено, что миографические показатели детей специальной (коррекционной) школы и их сверстников из массовой школы отличаются не только частотно-амплитудными характеристиками, но и паттернами биоэлектрической активности мышц. На рисунке приведены наиболее яркие отличия, выявленные нами практически у всех школьников. Хорошо видно, что миограмма школьника с умственной отсталостью по сравнению со здоровым сверстником имеет не только намного большую амплитуду колебаний, но и волнообразный характер изменения частотно-амплитудных показателей. Указанные особенности могут свидетельствовать о наличии мощных эфферентных посылок ритмического характера со стороны моторных центров, которые и обеспечивают подобные особенности тонуса мышц в состоянии покоя у школьников с умственной отсталостью. Следует также отметить, что при выполнении произвольных движений с физической нагрузкой указанные особенности либо не наблюдались совсем, либо были отмечены лишь у некоторых школьников специальной (коррекционной) школы.

Таким образом, нами выявлены существенные отличия функционального состояния нервно-мышечной системы школьников с умственной отсталостью по сравнению с их здоровыми сверстниками, которые заключаются в повышенном тоническом напряжении тестируемых мышц как в состоянии покоя, так и при выполнении произвольных движений с физической нагрузкой.

Мы считаем, что средствами коррекции избыточного тонического напряжения мышц школьников с умственной отсталостью будут правильно подобранные специальные физические упражнения, снимающие напряженность и скованность движений, а улучшение способности мышц к расслаблению окажет благоприятное влияние на скорость и координацию движений, усвоение техники физических упражнений, рост спортивных результатов, выносливости в различных видах двигательной деятельности.

Список литературы

1. Дмитриев, А. А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания: автореф. дис. ... докт. пед. наук. / А. А. Дмитриев. - Красноярск, 1989. - 24 с.

2. Правдина-Винарская, Е. Н. Неврологическая характеристика синдрома олигофрении / Е. Н. Правдина-Винарская. - М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. - 208 с.

3. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры: метод. рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальной развитии / под ред. проф. С. П. Евсеева / Л. В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.

4. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

5. Юсевич, Ю. С. Очерки по клинической электромиографии / Ю. С. Юсевич. - М.: Медицина, 1972. - 95 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
152761
рейтинг
icon
3183
работ сдано
icon
1378
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
148352
рейтинг
icon
5975
работ сдано
icon
2702
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105024
рейтинг
icon
2093
работ сдано
icon
1306
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
59 265 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ
МАКСИМ, ЭТО ПРОСТО СУПЕР СУПЕР СУПЕР ЧТО ВЫ МНЕ ОТПРАВИЛИ, ВСЕ ТО ЧТО КАК НАДО БЫЛО.ВАМ ЗА...
star star star star star
Томский политехнический университет
Ну очень быстро и достаточно содержательно для положительной оценки. Спасибо. Буду обращат...
star star star star star
Томский политехнический университет
С небольшими замечаниями, но зачтено.В доработке не нуждается. Спасибо.
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Доклад по предмету «Менеджмент»

Доклад, Менеджмент

Срок сдачи к 19 мар.

только что

Реферат

Реферат, Высшая математика

Срок сдачи к 20 мар.

только что

Выполнить семь практических и две лабораторные работы

Контрольная, материаловедение

Срок сдачи к 30 апр.

только что

ответить на вопросы вариант 6

Контрольная, Охрана труда

Срок сдачи к 21 мар.

только что

выполнить задание 2,5 по лто

Решение задач, транспортные измерения, физика

Срок сдачи к 31 мар.

1 минуту назад

Зполгить все пункты в файле по фитнес клубу

Отчет по практике, Производственная Практика

Срок сдачи к 21 мар.

2 минуты назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени: 17 марта 2025 г. 19:47

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Press the down arrow key to interact with the calendar and select a date. Press the question mark key to get the keyboard shortcuts for changing dates.

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно