Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Характеристика обязательственных и имущественных отношений по законам Хаммурапи. Источники мусул

Тип Реферат
Предмет История
Просмотров
1542
Размер файла
38 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Характеристика обязательственных и имущественных отношений по законам Хаммурапи. Источники мусул

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Основная часть………………………………………………………………4

2.1.Характеристика имущественных и обязательственных отношений по законам Хаммурапи……………………………………………………………4

2.2.Источники мусульманского права……………………………………….12

3. Заключение………………………………………………………………...19

4. Список использованной литературы……………………………………..20

Введение

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического факторов в наше время также остается широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.

Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В мирском смысле оно представляет собой единую исламскую систему социальных норм регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь, религиозные и нравственные правила поведения. Так, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право - это прежде всего религия, затем – государство и культура. Ислам, подчеркивает Р. Давид – это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, “божественную”, природу. В жизни при опосредовании общественными отношениями все эти нормы тесно взаимодействуют и переплетаются. Однако как свидетельствует практика правового развития исламских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, неправовых исламских регуляторов становилось все более отчетливым, система таких норм выступает мусульманским правом в юридическом значении.

1. Основная часть

1.1. Характеристика имущественных и обязательственных отношений по законам Хаммурапи

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи част­ная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были зем­ли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд ра­бов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продавать­ся, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.[1]

Обязательства. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, ре­гулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендован­ное поле равнялась обычно '/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосроч­ной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяю­щее отношения между хозяином земли и арендатором, способст­вовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взя­тую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оп­латы труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе явля­ется стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о макси­мальном сроке отработки долга (три года), ограничении процен­тов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натураль­ного займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности как на дви­жимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (зем­ли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборо­та (например, имущество «илку»), считалась недействительной.

Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причи­нения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, пото­пивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имущест­вом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношениямежду хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.
Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.
Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения
(поклажи), товарищества, мены, поручения, Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

Таблица по Законам Хаммурапи

Город

Божество

Храм

Причина включения в кодекс
1. Вавилон

Мардук (Бог-покровитель города Вавилона и вавилонской

государственности.)

ЭсагилаСтолица государства
2. Ниппур

Эллиль (Бог воздуха, «первейший сын Анума» и «царь богов»,

реально управляющий космосом и являющийся главным божеством

шумеро-аккадского пантеона.)

Экур - центральный храм

Город в Южном Двуречье, культовая и политическая столица

шумерского союза племен

3. Эриду

Эа (Бог морских и подземных вод, считавшийся покровителем

мудрости.)

Эабзу

Эриду, на крайнем юге Двуречья, считался древнейшим

городом в Шумере и первым центром месопотамской

государственности.

4. ВавилонМардук (бог-покровитель Вавилона, верховное божество Вавилонского пантеона)ЭсагилаСтолица государства
5. УрСин - шумерская богиня любви и женского плодородия; покровительница материнстваЭкишнугальДревний шумерский город на юге Двуречья
6. Сиппар

Шамаш и Айя (Бог Солнца, в то же время хранитель и покровитель

мирового правосудия. Носит титул «судьи богов». Айя-богиня, жена Шамаша. В ее «часовне» (дословно «могиле»),

по-видимому, осуществлялся ее культ.)

ЭбарраШумерский город в Северном Двуречье
7. ЛарсаШамаш (Уту)Шумерский город на юге Двуречья
8. Урук

Анум и Иштар (бог неба, «отец» и родоначальник богов, высшее по статусу

божество шумеро-аккадского пантеона. Оставался бездеятельным

символом высшей власти, передоверив реальное обустройство космоса

и власть над ним Эллилю;

ЭаннаШумерский город на юге Двуречья; центр 1 династии Урука. Город Гильгамеша.
9. ИссинЭгалмахГород в средней части Двуречья, играл важную роль в 1 тыс. д.н.э.
10. КишЗабаба (Бог-воитель, покровитель города Киша)Эметеур-сагГород в северной части Двуречья
11. ХурсагкаламмаИштарПригород Киша
12. Куту Эрра (шумерский бог чумы)МесламГород в Северном Двуречье
13. БорсиппаНабу (Туту) (сын Мардука, покровитель письма, наук и мудрости)ЭзидаПригород Вавилона, город на правом берегу Евфрата. Центр почитания бога Набу.
14. ДильбатУраш (божество древнего Двуречья, связанное с плодородием земли и пашни)Город в Двуречье, к Югу от Вавилона
15. КешМама (Нинту)- Богиня-мать, создательница людей, покровительница плодородия в Древнем Двуречье.Город в Двуречье, центр культа богини Нинту.
16. ЛагашНингирсу (Гирсу)- шумерский бог.ЭниннаДревний шумерский город в Южном Двуречье; центр почитания Нингирсу.
17. Бит-КаркарАдад (бог грома, молнии, дождя и бури в Древнем Двуречье и Сирии) ЭугалгалГород в Древнем Двуречье.
18. АдабЭмах - храм богини Иштар в Аккаде.Город в Древнем Двуречье.
19. МашканшабримЭмесламМестоположение неизвестно
20. МальгиумЭа и Дамгальнунна (жена Эа). Эа - вавилоно-шумерский бог моря, покровитель мудрости, оракул, дающий исцеление. Его жена- мать Мардука. Город в Древнем Двуречье, к востоку от Тигра, центр культа - город Энки, точное местоположение неизвестно.
21. Мэр

Даган (Западносемитское, в том числе аморейское, божество.

Бог-податель пищи.)

Столица одноименного государства в среднем течении реки Евфрат. Играл важную роль посредника в торговых, политических и хозяйственных связях древнего Ближнего Востока.
22. Туттуль

Город в Древнем Двуречье.

23. Вавилон

Иштар, Ниназу - Сын Эллиля, божество подземных вод и врачевания,

бог-покровитель города Эшнунны.

Столица государства
24. АккадИштарЭулмашСтолица Аккада
25. АшшурЛамасу и ШедуКрылатые боги, стояли у входов во всех храмах и дворцахСтолица Ассирии
26. НиневияИштарЭмишмишДревний ассирийский город, левый берег реки Тигр.

1.2. Источники мусульманского права

Исследова­тели выделяют в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм. Первую из них составляют юриди­ческие предписания Корана и Сунны. Вторую группу образуют нор­мы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников или логических приемов толкования. Это, прежде всего единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов - муджтахидов и факихов, и кияс (кийас) - суждение по аналогии.

В качестве основополагающих рассматриваются нормы пер­вой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране.

Вместе с тем, исследователи справедливо отмечают, что ряд наций и этнических групп, принявших ислам в качестве религии (догматики и культа), в регулировании взаимоотношений индивидов продолжали при­держиваться прежних социальных нормативов, прежде всего обычаев, которые нередко прямо противоречили мусульманско­му праву. Например, бедуины многих районов Аравии, берберы Северной Африки или исламизированные народы Тропической Африки в своих внутри- и межплеменных отношениях весьма ревностно отстаивали приоритет древних обычаев и сопротивля­лись попыткам распространить на них мусульманское право как систему юридических норм. Подобный дуализм наблюдается вплоть до настоящего времени. Характерен в этом отношении пример Йемена, где мусульманское право традиционно применялось только в городах, а на территориях, занятых племенами (пре­имущественно в северных районах страны), господствовали старые доисламские обычаи. Попытки имама Иахйи в 20-е го­ды XX в. обязать племена руководствоваться мусульманским правом ни к чему не привели, и государство было вынуждено смириться с автономией племен в вопросах права. Доисламские племенные социальные нормы были настолько прочны, что вскоре после завоевания независимости в НДРЙ был даже принят закон об уголовной ответственности за кров­ную месть. Имеются свидетельства сохранения этого обычая, противоречащего мусульманскому праву, даже в современном Египте - стране, которая одной из первых стала объектом арабо-мусульманских завоеваний.

Живучесть племенных обычаев в противовес мусульманско­му праву подтверждается и наличием судов обычного права в ряде мусульманских стран. Подобные суды наряду с судами кади сохранялись до конца 60-х годов в Ираке и до начала 70-х годов в республике Йемен, до сих пор они функционируют в Иордании, где действует даже законодательство, признающее племенные обычаи источником права (аналогичное законодательство было принято в свое время в Ираке). Следует при этом подчеркнуть, что догматическая и ритуальная части ислама воспринимались и воспринимаются племенами в указанных странах достаточно последовательно, хотя и подвергаются определенному влиянию местных традиционных религиозных верований. Сказанное мо­жет быть отнесено и к ряду стран Африки, где значительная часть населения исповедует ислам. Здесь действие многих ин­ститутов мусульманского права ограничивается или даже пол­ностью исключается местным обычным правом. Во многом сходное положение сло­жилось в Индонезии и ряде других стран Юго-Восточной Азии, где местные обычаи (адат) исключают действие многих норм мусульманского права и даже влияют на ритуально-догмати­ческую сторону ислама («адатный ислам»). Либеральное отношение ислама к обычаям местного населения, по мнению Рене Давида, способствовало широкому распространению ислама во всем мире

Коран и сунна

Важнейшим считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммаду. Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стиха (адата). Большая часть Корана имеет мифологический характер, и лишь до 500 стихов содержат предписания верующим - шары или шариат, относящиеся к правилам поведения мусульман. Шар или шариат означает в переводе «путь следования» и составляют то, что называют мусульманское право. Однако, содержащиеся в Коране положения юридического характера явно недостаточны в силу отражения в нем раннефеодальных отношений. В связи с этим в качестве следующего авторитетного источника права выступает Сунна. Сунна (священное предание) - состоит из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В Сунне содержатся нормы брачного, наследственного, доказательственного, судебного и некоторых других отраслей права.

Коран - бесспорно, первый источник мусульманского права. Между тем, очевидно, что содержащиеся в нем положения юридического характера явно недостаточны для того, чтобы регламентировать все отношения, возникающие между мусульманами, отдельными фундаментальными учреждениями ислама, которые в Коране даже не упоминаются. Сегодня только некоторые крупные ученые обращаются непосредственно к первоисточникам. Причем это обращение ограничено рядом вопросов, и трудно представить себе, что новая теолого-правовая школа может сложиться в наше время. Однако, имен­но опираясь на эти источники, а также на доктрину, специалисты му­сульманского права пытаются найти ответ для решения современных проблем. Так обстоит дело, например, при регламентации вопросов искусственного осеменения или продажи человеческих органов. Тем не менее, юридические положения Корана можно найти в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»).

Различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70); строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70); строфы уголовно-правового характера (в количестве 30); строфы, регламентирующие судебную процедуру (13); «конституционные» строфы (10); строфы, касающиеся экономики и финансов (10) и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25).

По степени определенности согласно мусульманской докт­рине, все нормы Корана и сунны делятся на две категории. К первой относятся абсолютно точные и не допускающие раз­личных толкований установления, среди которых значатся все правила религиозного культа и некоторые нормы, регулирую­щие взаимоотношения людей. Большинство таких установлений возникло по частным случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на заданные ему вопросы. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны также имеет казуаль­ное происхождение. Данная категория норм не допу­скает иджтихада, а представляет собой понятные и однозначные правила поведения, которые могут непосредственно и единооб­разно применяться на практике. Причем если конкретные правила исполнения религиозных обязанностей мусуль­мане должны воспринимать как божественное откровение, смысл которого им не дано понять, то конкретные нормы взаимоотношений между людьми во многих случаях могут быть рационально объяснены. Такая концепция позволяла, по существу, отказываться от применения данных норм в пользу других.

Вторую разновидность составляют отвлеченные и недостаточно ясные предписания. Их наличие объясняется тем, что мусульманское право, не уделяя большого внимания юридическим тонкостям и деталям (за исключением подробного регулирования отдельных видов отношений - например, вопро­сов наследования), оставляет их на усмотрение мусульман, и идет по пути установления лишь общих ориентиров поведения. Утверждается, что Мухаммад стремился не создать пра­во в строгом смысле, а научить людей, как поступать во всех жизненных ситуациях, как относиться к тому или иному собы­тию, факту, поступку и т.п. Поэтому, полагают многие совре­менные исследователи, главным в мусульманском праве явля­ется установление самых общих параметров отношений между людьми на религиозной основе. А юридические детали считаются второстепенными, коль скоро религиозно-нравственные рам­ки поведения не преступаются. Эти нормы не только допускают различное понимание их смысла, но и предполагают конкретизацию в разнообразных правилах поведения на основе иджтихада, в результате которого правоведы-муджтадиды могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации эти рас­плывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены для оценки поведения людей и нормативно регули­ровать общественные отношения.

Иджтихад (буквально «усердие», «прилежание», «настойчивость») представляет собой поиск правил поведения на основе рационального толкования самых общих постулатов или многозначных положений Корана и сунны либо в случае пробельности этих источников. На его основе и формулируется подавляющее большинство норм, ре­гулирующих взаимоотношения людей. Конечно, такая свобода оцени­вать мирские проблемы «по своему усмотрению» не является абсолют­ной и предоставлена далеко не каждому. Суть иджтихада в том и за­ключается, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти ответ, который соответствовал бы шариату. Именно поэтому мусуль­манские правоведы полагают, что муджтахид (облеченный правом на иджтихад знаток шариата) не создает новое правило поведения, а лишь ищет и «извлекает» его, обнаруживает решение, изначально содержащееся в шариате - если не в его точных положениях, то в его много­значных предписаниях или общих принципах и целях.

Иджма

Иджма рассматривается как «общее согласие мусульманской общины». Один из адатов гласит: "То, что мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха". Такое положение позволяло и сейчас позволяет докторам ислама создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям жизни. Отвергаемая некоторы­ми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. По единодушному мнению докторов права, она использует­ся для углубления и развития легального толкования божественных источников. Легитимированная своей связью с Кораном и Сунной, иджма приобрела силу только после смерти пророка и при наличии ряда условий. Иджма может быть четко выраженной или предполага­емой, но сила последней во много меньше.

Для того чтобы норма права была основана на иджме, необяза­тельно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма со­ответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не име­ет ничего общего с «обычаем» (орф). Требуемое единство - это единство компетентных лиц (муджтахидов и факихов) - фукаха. Их единогласное мнение придает правовому решению силу закона.

Недавние кодификации, которых становится все больше в областях, ранее традиционно регулировавшихся классическим фикхом, подкреп­ляют мнение, высказанное Сноук-Юргронье и упоминаемое Эдуардом Ламбером: «По удачному выражению Сноук-Юргронье, - пишет Эду­ард Ламбер, - иджма в настоящее время представляет собой единствен­ную догматическую основу мусульманского права. Коран и Сунна - это только его исторические основы. Современный судья ищет мотивы для решения не в Коране или сборниках традиций, а в книгах, в которых изложены решения, освященные иджмой. Кади, который попытался бы толковать своей собственной властью положения Корана или хотел бы сам оценить возможную подлинность адатов, совершил бы такой же противоречащий уважению ортодоксальности акт, как и верующий ка­толик, который хотел бы сам установить смысл церковных текстов, из­данных в подтверждение ее догм... Этот третий источник мусульманско­го права - иджма - имеет исключительно большое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы права независи­мо от их происхождения подлежат применению»1.

1Lambert E. Fonction du droit civil compare. 1908. P. 328

Кияс

Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение (кияс). Таким путем они смогли «сочетать откровение с разумом человека». Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права.

Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Благодаря наличию рассуждения по аналогии, создана возможность рационального толкования источников мусульманского права; но таким образом нельзя создать фундаментальные нормы, сравнимые по своей природе с системой традиционных норм, созданной в Х веке. Мусульманские легисты в этом случае отличны от юристов общего права, которые, используя технику различия, создают новые нормы.

Заключение

Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оп­латы труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе явля­ется стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о макси­мальном сроке отработки долга (три года), ограничении процен­тов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натураль­ного займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Путем многолетнего развития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Но к мусульманскому праву могут быть отнесены отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и сунне, либо разработанные мусульманскими богословами и правоведами. Будучи закрепленными в священном писании, преданиях или трудах муджтахидов, они прежде всего

являются нормативно-религиозмыми предписаниями или моментом мусульманско-правовой идеоло­гии. А правом в полном смысле слова становятся только те из них, которые реально действуют и поддерживаются государством.

Список использованной литературы

1. Сюкияйнен Л.Р. «Мусульманское право». М., 1986

2. Сюкияйнен Л.Р. «Шариат и мусульманско-правовая культура» М., 1997

3. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского, М., 1963

4. Шарль Р. «Мусульманское право». М, 1959

5. Давид Р., Жоффре-Спинози К. «Основные правовые системы современности». М., 1999

6. Интернет: сайт www.yandex.ru

· Сюкияйнен Л.Р. «Шариат – открытая книга»

· Еникеев З.И. «Мусульманское право в Башкортостане»

7. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. Под ред. Омельченко О.А.. Т.1 – М, 1999. – 528 с.

8. Всеобщая история государства и права: Учеб. для вузов по спец."Юриспруденция" / Под ред. К. И. Батыра.- М.: Былина, 1999

9. «История государства и права зарубежных стран», под редакцией О.А.Жидкова и Н.А.Крашенниковой. – М., 1990.

10. История государства и права зарубежных стран : учеб. / К. И. Ба-И89 тыр, И. А. Исаев [и др].; под ред. К. И. Батыра. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005


[1]Всеобщая история государства и права: Учеб. для вузов по спец."Юриспруденция" / Под ред. К. И. Батыра.- М.: Былина, 1999


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star
Красноярский государственный аграрный университет
Все сделано хорошо, а самое главное быстро, какие либо замечания отсутствуют
star star star star star
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Алексей пошел на встречу, и сделал работу максимально быстро и качественно! Огромное спасибо!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно