Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Становление романтического фортепианного концерта в творчестве И.Н Гуммеля, Дж. Фильда, И. Мошелеса

Тип Реферат
Предмет Музыка
Просмотров
988
Размер файла
18 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Становление романтического фортепианного концерта в творчестве И.Н Гуммеля, Дж. Фильда, И. Мошелеса

Становление романтического фортепианного концерта в творчестве И.Н Гуммеля, Дж. Фильда, И. Мошелеса

Е.С. Адаева, УО «БГАМ» (РБ, Минск)

В силу исторически сложившихся обстоятельств деятельность ряда композиторов не получила достойного освещения в музыковедческой литературе. К таким композиторам относятся многие музыканты рубежа XVIII-XIX веков: Я.Л. Дусик, Д. Штейбельт, И.Н. Гуммель, Дж. Фильд, И. Мошелес. Они внесли большой вклад в становление романтизма и в обновление моделей ранее сложившихся жанров, в частности, фортепианного концерта.

В наши дни произведения этих композиторов начали исполнять зарубежные пианисты – М. Кролл, Г. Шелли, С. Хоуг и другие. Интерес к забытому наследию проявляют и русские исполнители – А. Корнеев, А. Бахчиев, Е. Сорокина. В нашей стране произведения Дусика и Гуммеля исполняют студенты Белорусской Государственной Академии музыки. Некоторые фортепианные произведения Дусика, написанные в Беларуси, включены в сборник «Фортепианная музыка Беларуси XVIII века», составленный О. Дадиомовой.

В свете сказанного и определились задачи данной статьи – рассмотреть некоторые особенности формирования романтического фортепианного концерта и этим привлечь внимание к малоизвестным произведениям, оказавшим влияние на последующее развитие фортепианной музыки.

Рубеж XVIII-XIX веков, называемый некоторыми исследователями «преромантизмом» [3] или «ранним романтизмом» [5], отмечен сложным взаимодействием разных художественных стилей. Вот как его характеризует Л. Кириллина: «После рубежа 1813-1815 годов в музыке началась эра романтизма, но пока продолжал творить Бетховен, был жив и классический стиль» [2, с.161].

В это время лидирующие позиции в области крупной формы по-прежнему занимали соната и концерт. Жанр клавирного концерта, зародившийся ещё в эпоху барокко в творчестве И.С. Баха и Г.Ф. Генделя и окончательно сформировавшийся в творчестве венских классиков, пользовался особой популярностью. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, классицизм ещё сохранял свои позиции. Во-вторых, именно в это время активно развивалось и технически совершенствовалось фортепиано. Всё более популярной и востребованной становилась виртуозная игра, пик увлечения которой пришёлся на первую половину XIX века. Жанр концерта, как никакой другой, давал исполнителю возможность проявить свою виртуозность. Кроме того, всё ещё актуально было сочетание композитора и исполнителя в одном лице. По мнению Е. Долинской, «Такая ветвь, как фортепианный концерт, традиционно была в лидерах жанра. Причины тому разные, главная среди них: многие крупнейшие музыканты прошлого были не только гениальными композиторами, но и самыми выдающимися пианистами своего времени» [1, с.5].

Стилистические изменения, произошедшие в жанре концерта, были подготовлены ещё в эпоху классицизма. Черты, заложенные в концертах Моцарта (лиризм, господство мелодики, разделение фактуры на мелодию и аккомпанемент, подчинённая роль оркестра со скромными tutti), были продолжены композиторами эпохи «преромантизма». Доминирование этих черт изменило и другие параметры концертов. Большинству из них свойственна неконфликтная драматургия с мягкой системой дополняющих контрастов, стремление выявить «певучую душу» фортепиано, чему способствует камерность звучания без очевидных выходов в оркестровый тип письма, интенсивная мелодизация ткани.

Стилевой дуализм рассматриваемого времени приведённые особенности концертного жанра со всей наглядностью отразились в концертах Гуммеля, Мошелеса и Фильда, творчество которых оказало непосредственное влияние на мышление композиторов последующего поколения.

Именно к жанру фортепианного концерта принадлежат наивысшие достижения Иоганна Непомука Гуммеля (1778-1837). Им создано восемь концертов и Концертино ор.73., в которых несомненно ощущается влияние моцартовского стиля: мелодии, расположенные по звукам трезвучия и имеющие квадратную структуру, использование техники мотивной разработки как основы музыкального развития, ярко выраженная дифференциация партий отдельных рук. Вместе с тем образный строй концертов несёт на себе отпечаток романтических веяний (лирическая задушевность, романтический пафос) которыми насыщаются многие страницы этих произведений. Обновляются и фактурные формулы – гаммообразные пассажи, арпеджио, ломаные октавы. Перенесённые в самый высокий регистр, они предполагают особый способ звукоизвлечения – «жемчужную игру». Развивая традицию моцартовского времени – украшать и варьировать мелодии при поворотах – композитор создаёт тончайшие мелодические последовательности, предвосхищающие стиль Ф. Шопена. Своеобразие произведений Гуммеля отмечено Г. Шонбергом: «Хотя Гуммель принадлежал к классикам, – пишет он, – его музыка граничит с романтизмом и во многом предвосхищает Шопена. Начало ля-минорного Концерта Гуммеля и ми-минорного Шопена слишком похожи для случайного совпадения» [6, с.107].

Джон Фильд (1782-1837) в своих ранних композициях – сонатах, вариациях – продолжает традиции классицизма, воспринятые им через искусство И.Х.Баха, Моцарта и Клементи. В последующих произведениях композитор отходит от манеры письма учителей. По словам А. Николаева, «подлинный облик Фильда-художника, прокладывающего новые пути в фортепианном искусстве, вырисовывается в его концертах» [4, с.85]. Эти семь фортепианных концертов демонстрируют и лирико-романтическую мечтательность, свойственную его ноктюрнам, и юмор его грациозных рондо, и смелое новаторство в области виртуозности. Фортепианные концерты Фильда в сущности являются романтическими импровизациями, для которых характерно своеобразное опоэтизирование виртуозной техники.

В увлечении фигуративными элементами Фильд больше всего был близок Гуммелю. Оба они внесли свой вклад в формирование блестящего фортепианного стиля XIX века, своеобразно развивая моцартовское начало, впоследствии отражённое во вдохновенных творениях Шопена. Однако этим не ограничивается новаторство Фильда-композитора. Поэтичность настроений, которая создаётся сочетанием вокальной мелодии с мелодизированными гармоническими фигурациями, использование утончённой педализации, аппликатурные приёмы (подмена пальцев на одной ноте для достижения идеального legato) – вот основные элементы выразительности, открытые Фильдом для эпохи романтизма. «Разумеется, он был пианист переходного стиля, сохранивший верность классическому подходу – констатирует А. Николаев – Тем не менее, он преодолел свою школу и стал вместе с Дюссеком, первым из поэтов фортепиано» [4, с.101].

Игнац Мошелес (1794-1870), оказавшись между двумя школами, пытался объединить их в своем творчестве. Он терпеливо изучал новую музыку, размышляя о ней, и старался её понять: «Сейчас в чести новая манера, и я прилагаю все усилия, чтобы держаться среднего направления между двумя школами, стараясь не избегать трудностей, не отвергать новые средства и притом сохранять все лучшее от старых традиций» [6, с.113].

Среди многочисленного фортепианного наследия композитора концерты получили наибольшее признание, особенно Третий концерт соль минор, ор.58, Седьмой «Патетический», до минор, ор.93 и Восьмой «Пасторальный» ре мажор, ор.96. В концертах Мошелес умело сочетает классически сбалансированные формы с патетикой и лиризмом, характерными для раннего романтизма. Сохраняя опору на классические традиции, композитор сосредотачивает внимание на мелодизации ткани, которая проникает и в технические формулы, насыщая их интонационной выразительностью. Он, как и Фильд, продолжает развивать приём «пения» на фортепиано, без которого невозможно представить романтическую фортепианную музыку. Не случайно Э. Ганслик расценивал композитора как одного из последних великих представителей классической школы, но вместе с тем как одного из основателей романтического стиля [7].

Таким образом, композиторы, творившие на рубеже XVIII-XIX столетий, сыграли значительную роль в эволюции фортепианного концерта. Не отходя от классических приёмов письма, сохраняя каноническую трёхчастную структуру, они обогащают концерт выразительными средствами, адекватными новому художественному мироощущению. Разнообразная тембровая окраска звука, фортепианная педальная «пленерность», интонационная гибкость, импровизационность и виртуозный блеск, стремление к поэтизации и лирической насыщенности – всё это было призвано выразить «душу» художника, его внутренний мир как субъективный образ окружающей действительности. В их фортепианных концертах, как в зеркале отразились дух и стиль эпохи, характерной чертой которой стал так называемый «блестящий стиль», а также лирические тенденции, проявившиеся в психологическом углублении образов.

Список литературы

Долинская, Е.Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия / Е.Б. Долинская. – Москва : Издательский Дом «Композитор», 2005. – 560 с.

Кириллина, Л.В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика / Л.В. Кириллина. – Москва : Моск. гос. Консерватория – 192 с.

Наливайко, Д.С. Искусство: направления, течения, стили / Д.С. Наливайко. – Киев : Мистецтво, 1981. – 288 с.

Николаев, А.А. Джон Фильд / А.А. Николаев. – Москва : Государственное Музыкальное Издательство, 1960. – 182 с.

Чинаев, В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII-XX веков (На примере фортепианного исполнительского искусства) : автореф. дис. … д-ра искусствоведения : 17.00.02 / В.П. Чинаев – Москва, 1995. – 45 с.

Шонберг, Г Великие пианисты / Г. Шонберг. – Москва : Аграф, 2003 – 416 с.

Roche, J., Roche, H. Ignaz Moscheles / J. Roche // The New Grove Dictionary : 22 v. / edited by S. Sadie , executive editor J. Turrel. – Oxford : 2001. – V. 17. – P. 163-164.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно