Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Феномен преодоления в психологической подготовке спортсменов

Тип Реферат
Предмет Физкультура и спорт
Просмотров
1638
Размер файла
21 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Феномен преодоления в психологической подготовке спортсменов

В.В. Андреева, Кандидат психологических наук, и.о. Доцента Ю.В. Всеволодова, Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Введение.

Сущность человека заключается в противоречии, заложенном в его существовании, и это противоречие вынуждает человека действовать в поисках его разрешения (Э. Фромм, 1995). Полное развитие человеческих возможностей требует дисциплины, воли и внимания. И хотя этот путь трудный, только он имеет шансы на успех: даже если цель еще не достигнута, активность и усилия, направленные на ее достижения, уже оказывают эффект, объединяющий, интегрирующий, мобилизующий энергию человека.

В. Франкл писал: "Если бы нам надо было дать определение человеку, мы бы сказали, что человек представляет собой существо, освободившее себя от всего, что его определяло как биологический, психологический и социальный тип. Другими словами, это существо, которое превосходит все эти детерминанты - либо побеждая их и формируя их по-своему, либо намеренно подчиняясь им" (В. Франкл, 1990).

Трудности в нашей жизни - самые сильные учителя, а изучение своего главного недостатка и борьба с ним составляют как бы индивидуальный путь каждого человека (Г. Гурджиев, 1992). Другими словами, противоречия, освобождение от них и те достижения, которые совершаются в результате этого пути каждым человеком, можно считать основополагающим критерием в развитии человека. Тогда можно считать, что человек - существо преодолевающее.

Традиционный взгляд на проблему преодоления препятствий.

В отечественной психологии нашего времени проблема воли разрабатывалась в нескольких направлениях: в общей психологии, педагогической психологии и в психологии спорта. В концепции В.А. Иванникова формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия (В.А. Иванников, 1991). Но нигде автор не говорит о том, что привело к изменению смысла. А это важно, так как, по нашему мнению, критическая ситуация и ее преодоление и детермини руют изменение смысла деятельности.

Особенностью подхода В.И. Селиванова является понимание волевого процесса через механизм осознанной саморегуляции организма. Он считает общим признаком проявления воли сознательную борьбу личности с трудностями. Акцент в разработке проблемы воли ставится на воспитании волевых качеств детей различных возрастных групп (В.И. Селиванов, 1976).

В психологии спорта проблема воли разрабаты валась в контексте спорта, как специфического вида деятельности, где преодоление соревновательных препятствий занимает центральное место. Соответственно достаточно подробно анализировались препятствия и трудности в спортивной деятельности (А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, Б.Н. Смирнов, А.С. Егоров и др.).

Основоположником изучения соревновательных препятствий и трудностей является А.Ц. Пуни, который впервые описал и развел понятия "препятствие" и "трудность" по разным критериям. "Препятствиями следует считать объективные и изменяющиеся условия внешней среды, состояния внутренней среды организма, в которой развертывается деятельность спортсмена и которые являются помехами в достижении намеченной цели, в решении конкретных задач деятельности" (А.Ц. Пуни, 1973). Трудности, по его мнению, - это объективные признаки препятствий, например вес штанги, длина дистанции. П.А. Рудиком было введено деление препятствий на субъективные и объективные.

Актуальным и важным представляется нам высказывание А.Ц. Пуни о препятствиях как о важном вопросе проблемы воли, "который до сего времени в общей психологии не привлекал внимания ни исследова телей-психологов, ни авторов работ по проблеме воли" (А.Ц. Пуни, 1973). Ясно, что проблема воли с акцентом на глубоком психологическом изучении факторов препятствия и трудности была заявлена, но в дальнейшем задача их преодоления не была до конца решена. В психологии спорта проблема воли разрабатывалась в русле формирования и развития волевых качеств спортсмена с учетом особенностей спортивной специализации , а также в методике волевой подготовки.

Краткий анализ основных подходов к проблеме воли позволяет нам сделать вывод, что исследователями не изучалась проблема препятствий и трудностей как детерминант активности психики. Традицион ное представление о препятствиях и трудностях по аналогии с гомеостатической теорией мотивации состоит в понимании их как факторов, от которых нужно избавиться, чтобы снять психическое напряжение. Здесь активность психики зависит от внешних воздействий среды и не более. Тогда формирование волевых качеств обеспечивает большую легкость в преодолении этих препятствий. Активность психики, таким образом, ограничивается внешними ситуациями, она циклична и не объясняет процесса развития личности.

По существу описания феномена преодоления и его роли в психическом развитии человека в рамках существующих концепций не было.

Психологическая характеристика феномена преодоления.

Филогенетические предпосылки понимания проблемы воли были представлены в работах И.П. Павлова "Рефлекс цели" и "Рефлекс свободы". Смысл "рефлекса свободы" заключается в проявлении спонтанной двигательной активности как реакции на ее ограничение. Нам эта идея кажется продуктивной, так как содержит мысль о детерминирующей функции препятствия . Если в "механистическом" понимании задача преодоления препятствия была подчинена реализации цели, то идея спонтанной двигательной активности меняет представление о роли препятствий. При таком толковании преодоление препятствия является толчком для возникновения психической активности, которая выходит за рамки ситуации.

Для понимания действия феномена преодоления следует рассмотреть явления препятствий в более широком этимологическом поле. Противоречия, с которыми сталкивается человек в своей жизни, в его сознании могут быть представлены по-разному: в виде кризисов, конфликтов, стрессов, барьеров, препятствий и т.д. Каждое такое противоречие имеет в сознании человека три стороны - когнитивную, аффективную и мотивационную. Когнитивная сторона может осознаваться в виде неопределенности, ошибок, неудач, тупиков, проблем, задач, вопросов. Их общий признак - неопределенность . Аффективная сторона противоречий может быть представлена в виде переживания, беспокойства, опасений, страхов, тревог и др. Их общим признаком может быть беспокойство . Мотивационная сторона противоречий представле на в виде стремлений, влечений, желаний, хотений, волнений и др. Здесь общий признак - стремление.

По нашему мнению, наличие неопределенности, беспокойства и стремления является условием и показателем актуализации феномена преодоления. В жизни субъекта неопределенность, беспокойство и стремление присутствуют одновременно и неразрывно связаны друг с другом.

На биологическом уровне противоречия проявляются как стрессы, на социальном - в виде конфликтов и на духовном - в виде кризисов.

Увеличение интенсивности показателей неопределенности, беспокойства и стремления приводит к изменению уровня противоречия. Происходит "сдвиг" стресса на конфликт, а с конфликта - на кризис. В свою очередь, можно говорить и о разных уровнях преодоления. Оно может быть представлено в сознании человека в виде психического напряжения (эмоционального и умственного), психического усилия (умственного усилия, чувства усилия, волевого усилия) и психической борьбы (борьбы мотивов, борьбы целей).

Основная идея нашего подхода состоит в понимании препятствий как детерминант психической активности и развития субъекта через механизм преодоления.

В ситуации препятствия:

1. Повышается уровень регуляции выполняемой деятельности. Осуществление привычной деятельности основывается, как известно, на непроизвольном уровне регуляции. В ситуации препятствия она оказывается недостаточной, и поэтому активизируются осознаваемые компоненты деятельности. Эту мысль сформулировал Д.Н. Узнадзе (1966), говоря, что сознание необходимо человеку тогда, когда его деятельность сталкивается с препятствием. Б.Г. Ананьев писал, что любая функция любого органа любой живой системы развивается только под нагрузкой (Б.Г. Ананьев, 1980).

2. Формируется и усиливается энергетический потенциал деятельности. Это можно объяснить с позиции физиологии, представленной в работах А.А. Ухтомского: организм "тащит" из среды энергию, аккумулирует ее в себе и тем самым заряжается. А с точки зрения гомеостатического подхода энергия при встрече с препятствиями просто тратится.

3. Активизируется мотивационный потенциал. Препятствия формируют мотивы и потребности, связанные с их преодолением. Вместе с тем изменения мотивационной структуры сложны и динамичны. Во-первых, препятствие формирует мотивацию его преодоления. Во-вторых, препятствие усиливает уже существующую мотивацию деятельности. В-третьих, усиливается мотив, направленный на прекращение деятельности. Если препятствие оценивается как сверхтрудное, то необходимость выполнения данной деятельности ставится под сомнение. Это явление было сформулировано в концепции теории деятельности Г.В. Суходольского и нашло выражение в понятиях антинаправленности, антимотивов, антицелей (Г.В. Суходольский, 1988). Следствием этого является борьба мотивов: между мотивами избегания и мотивами достижения.

4. Активизируются когнитивные и эмоциональные структуры. Активизация когнитивных структур (возникновение проблем, вопросов, задач) является реакцией на неопределенность ситуации. В нашем контексте - это когнитивная преграда, детерминирующая когнитивные процессы. Активизация эмоциональных структур проявляется в переживаниях беспокойства, страхов, тревоги, как переживаний трудности тех противоречий, с которыми сталкивается человек.

Для разработки методики психологической подготовки спортсменов с использованием механизма преодоления целесообразно рассмотреть опыт использования преодоления, накопленный в психотера певтической практике.

Опыт психотерапевтической практики .

Существует большое количество методических приемов психотерапевтической практики, которые основываются на феномене преодоления. К ним относятся:

1.Методики М. Эриксона: метод бессмысленных заданий, метод запутывания, метод загрузки ума, метод формирования умственного тупика и др.

2. Методики телесно ориентированной терапии.

3. Методы рационально-эмотивной психотера пии А. Эллиса.

4. Методы и приемы, разработанные в школе гештальттерапии Ф. Перлза.

5. Стратегии и техники психодрамы Дж. Морено.

6. Методы работы с противоречиями в психосинтезе Р. Ассаджиоли.

7. Методы работы в семейной психотерапии и другие методы.

В психотерапевтической практике можно выделить ряд специальных приемов, связанных с созданием "тяжелого испытания" для пациента. Этот подход был разработан М. Эриксоном и успешно используется Д. Хейли (Д. Хейли, 1998). Смысл этого приема состоит в том, что терапевт дает пациенту задание более тяжелое, чем переживание самого симптома, с которым он не смог справиться.

В методе парадоксального испытания пациент получает задание вызвать тот симптом, от которого он хочет избавиться. Например, предлагается испытывать состояние депрессии в определенные часы.

Интересен прием "терапевт как испытание", основанный на стимуляции у клиента состояния когнитивного диссонанса и беспокойства в ответ на интерпретацию его поступков и действий психотерапевтом.

Конфронтационные методики также можно отнести к группе приемов "тяжелых испытаний". В этом случае терапевт провоцирует и усиливает переживание пациентом болезненных симптомов, от которых тот и хочет избавиться, и одновременно избегает их переживания.

Чтобы понять, как действует прием "тяжелого испытания" и как проявляется феномен преодоления, следует рассмотреть основные этапы и элементы этой процедуры. Условием начала работы является создание и усиление у клиента состояния готовности к избавлению от симптома и к работе с терапевтом по определенным правилам. На этапе подготовки терапевт может вызывать у клиента состояние неопределенности по поводу начала, форм работы, прогноза позитивного результата, возможности рецидива проблемы клиента. В нашем контексте состояние неопределенности является стимулом для роста мотивации, для усиления готовности клиента к выполнению задания любой тяжести. При таком условии выполнение "тяжелого испытания" ведет к позитивным личностным изменениям.

На основном этапе работы "тяжелое испытание" клиент переносит каждый раз, когда переживает свой основной симптом, от которого хочет избавиться. Тяжелое испытание вызывает сильные неприятные переживания, которые накапливаются и формируют мотив избегания ситуации. Эта тяжесть побуждает клиента отказаться от симптома и тем самым избавиться от тяжелого испытания.

Ситуация "тяжелого испытания" - также стимул для активизации ответственности за сохранение симптома или избавление от него, а это может привести к решению об отказе от симптома.

Резюмируя, можно сказать, что этот метод иллюстрирует проявление феномена преодоления как центральной составляющей воли.

Представляют интерес приемы семейного психотерапевта К. Витакер (1998). В ситуации "тупика" психотерапевт ведет взаимодействие с клиентом так, чтобы этот тупик позволил осознать и пережить неадекватность своего поведения, вызывает дезориентацию в отношении путей выхода из психологической проблемы. Это порождает состояние энергичности, активности, которые и позволяют преодолеть проблемы. Психотерапевт показывает способы выхода из тупика на примерах из собственной жизни - из прошлого или настоящего, что способствует отношениям эмоциональной близости и доверия между ним и пациентом. Приемы "тяжелого тупика" состоят в том, что терапевт признается пациенту в своей неудаче в отношении оказания ему помощи, "бросает" пациента с его проблемой, для того чтобы тот был вынужден менять себя сам.

Здесь видно, как эти приемы ведут к личностным изменениям через активизацию состояний неопределенности и беспокойства, что и позволяет человеку преодолевать себя.

Метод "парадоксального вмешательства" используется семейными психотерапевтами. Его приверженцы рассматривают парадокс как "своеобразную поведенческую диалектику, приложимую к задачам психотерапии...с точки зрения заключенных в нем противоречий" (Р. Шерман, Н. Фредман, 1997). В парадоксальной терапии реализуются цели: снятие стресса в связи с симптомом, заряжение пациента энергией для новых действий через подчинение терапевту, нейтрализация пациента в отношении манипуляции терапевтом. Например, одна из техник состоит в требовании к пациенту проявлять симптом все изощреннее. Таким образом, происходит переосмысление проблемы как менее опасной, и это снижает страх и сопротивление к проявлению симптома.

Аналогичный смысл вкладывает В. Франкл в технику "парадоксальной интенции": при вынужденном переживании травмирующей проблемы страх и сопротивление (как следствие запрета на такое переживание) и сам симптом уменьшаются. А при сопротивлении, запрете на переживание, наоборот, вероятность его появления увеличивается. Объяснение этому также можно найти в действии феномена преодоления. Здесь условия активного негативного феномена преодоления (запрет и сопротивление) устраняются и тем самым достигается нужный результат.

В психотерапевтическом методе В. Эрхарда феномен преодоления представлен в наиболее показательной форме. В ситуации группового взаимодействия создается атмосфера острого неприятия и раздражения поступками и словами тренера у членов группы. Функция состояния неприятия тренера заключается в проецировании на тренера индивидуальных проблем, которые до этого не были представлены в сознании членов групп. Чувство протеста и сопротивления порождает мотивацию, усиливает когнитивные процессы, и тем самым создаются условия для сознательного преодоления психотравмирующей ситуации.

Рекомендации по психологической подготовке спортсменов.

Известно, что в спорте без психического напряжения нет продуктивной работы. В напряженные периоды спортивной деятельности повышается чувствительность спортсмена к разнообразным стимулам, повышается уровень беспокойства и неопределенности, растет количество причин, побуждающих к возникновению у спортсмена конфликтных и кризисных ситуаций. Все эти состояния являются следствием тех противоречий деятельности, с которыми имеет дело спортсмен.

Необходимо объяснять спортсменам, что эти критические ситуации являются важными составляющими их спортивного развития. Психологическая подготовка должна включать методики социально-психо логического тренинга (СПТ), нацеленные на обсуждение различных критических ситуаций, обучение технике их анализа. Моделирование коммуникативной критики, отрицательных переживаний, конфликтов и кризисов должно составлять необходимую часть психологической подготовки спортсмена. Спортсмен должен уметь эффективно переживать негативные чувства, должен научиться быть независимым от критики, хорошо использовать стрессы и конфликты для собственного развития. Изложенный выше опыт психотерапевтической практики может быть эффективно использован в этом направлении.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно