Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала XX вв на уроках литературы

Тип Реферат
Предмет Культура и искусство
Просмотров
641
Размер файла
20 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала XX вв на уроках литературы

Е. В. Веникова

В историко-литературном курсе проблема духовной ситуации России рубежа XIX - начала XX века не является предметом специального и пристального интереса. Школьная программа по литературе построена таким образом, что 10 класс завершается изучением творчества Чехова, а 11 класс открывается поэтическим наследием Бунина. Вместе с тем проблема рубежа веков на теоретическом уровне давно разработана, а на уровне ее практического использования в школе пока еще не рассматривалась.

Для понимания специфики русской культуры период конца XIX-начала XX века имеет огромное значение. Из кризисных явлений XIX века вырастает уникальный творческий потенциал века ХХ. На рубеже веков национальное самосознание активизируется в своем поиске новых путей развития культуры и поиске новых художественных форм, чем подтверждается национальная особенность русской культуры и перспектива ее развития.

На рубеже XIX - ХХ вв. Россия как никогда осознала себя на перепутье временном (между двумя эпохами) и географическом (между Западом и Востоком). Это повлияло на самоощущение творческой личности: философов, поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей -и нашло отражение не только в образной системе, но и в мемуарной литературе А.Белого, А.Бенуа, Н.Бердяева, В.Розанова, Вс.Мейерхольда, И.Стравинского, в их переписке и воспоминаниях современников.

Философская система, представленная в трудах Вл.Соловьева, Н.Бердяева, Вас.Розанова и др, .дает концептуальные предпосылки для понимания культуры конца XIX века. На труды этих философов можно ссылаться, вводя учащихся в круг дальнейших проблем изучения литературы и культуры начала ХХ века.

Проанализировав собственное мироощущение, Н.Бердяев в книге "Самопознание" при помощи ключевых понятий сумел передать психологическую атмосферу жизни целого поколения "детей рубежа". Бердяев признавался, что ему всегда было свойственно чувство одиночества: "Я всегда был ничьим человеком, человеком своей идеи, своего призвания, своего искания истины. И это иногда предполагает разрыв с объективным миром" [3.С.54].

Одиночество, оторванность от мира - это следствие утраты мировой гармонии и невозможность найти выход из ситуации конца.

Вместе с одиночеством возникает чувство глубокой тоски, скуки, страдания. Тоска "может побуждать богосознание, но... есть также переживание богооставленности" [3.C.58]. Тоска становится выражением одиночества на фоне общего катастрофизма жизни, когда каждое ее явление воспринимается как конечное, финальное. Поэтому Бердяев писал: "У меня всегда была болезнь времени. Я всегда предвидел в воображении конец и не хотел приспособляться к процессу, который ведет к концу. Время есть тоска, неутомленность, смертоносность" [3.C.60].

В сознании людей конца XIX века появляется не просто ощущение конца эпохи, но и апокалиптичность времени: "Я... стала тоже замечать, и не только в воздухе, но и в душе... все какая-то тревога и предчувствие какое-то зловещее..."[6.C. 435].

Подобные настроения были присущи целой группе современников конца XIX - начала XX в., которые независимо от возраста имели сходные идеалы, устои, взгляды на мир: так, А.Белый писал: "В 1900-1901 году мы подошли к рубежу с твердым знанием, что рубеж - Рубикон, ибо сами мы были рубеж, выросший из недр конца века" [1.C.46].

Как известно, ситуация кризиса сознания преодолевается художниками в творческом поиске новых тем, новых форм выражения.

"Творчество вызывает образ иного... во мне раскрывается мир более прекрасный, чем этот объективный мир, в котором преобладает уродство", - писал Н.Бердяев [3.C.62].

Чувственное, ассоциативное мироощущение рубежа веков нашло свое конкретно-эстетическое воплощение в творчестве символистов. "Символы, - утверждал Мережковский еще в 1893 году, - должны естественно и невольно выливаться из глубины действительности". Символизм явился актом противопоставления искусства классического (реализма) и того, что выражено в призыве Треплева: нужны новые формы. К.Бальмонт писал: "Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты - всегда мыслители. Символизм - могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок, звуков, нередко угадывающая их с неотразимой убедительностью" [5.C.34].

В дальнейшем мы обратимся к символизму, который будет интересовать нас как художественный материал, подтверждающий специфику духовной ситуации рубежа веков.

Изучение литературы символизма в подготовленном классе, на наш взгляд, логичнее начать с творчества Метерлинка ("Слепые", "Смерть Тентажиля") и его художественной интерпретации на русской сцене, а затем уже переходить непосредственно к изучению поэтического наследия русских поэтов А.Белого и А.Блока.

Необходимость проведения интегрированных уроков подсказана самой спецификой символизма: поэтикой намека, ощущений, ассоциаций. Кроме того, интегрированный урок позволяет проследить взаимодействие разных видов искусства. Урок может быть плодотворно осуществлен на примере синтетического вида искусства, которым является театр. Театральная интерпретация становится посредником между двумя культурными традициями. Кроме того, театральные постановки обладают особой конкретикой: это и фотографии, и рисунки, и эскизы декораций. Все это можно использовать на уроке для создания дополнительного эмоционального впечатления у учащихся.

При изучении творчества символистов каждый должен проявить свое творческое видение художественного пространства. Поэтому при анализе пьес Метерлинка, в частности "Смерти Тентажиля" важно обратиться к воспоминаниям, дневниковым записям одного из ее постановщиков - Всеволода Мейерхольда. Нам важно увидеть западного автора не самого по себе, а изучить его творчество на русской сцене, чтобы получить целостную картину восприятия Метерлинка на русской почве.

В работе над "Смертью Тентажиля" (1905 г.) Мейерхольд впервые показал на сцене человека, безвыходно изолированного от внешнего мира, его беззащитность перед лицом рока и смерти. Ситуация, отражавшая реальную действительность, подчеркивала невозможность человека разобраться в противоречиях жизни. "Тема рока и смерти выступает как символ фатальной непостижимости общественного бытия", - свидетельствует один из исследователей театральной постановки - Рудницкий [5.C.51-52].

Сам Мейерхольд раскрыл замысел своего спектакля в речи, обращенной к публике перед его премьерой:

"Королева, о которой в пьесе так много говорится, - символ смерти. Но символ можно увеличить в масштабе. Попробуйте, когда будете слушать пьесу, негодовать вместе с Игреной не против смерти, а против причинности ее. И перед вами будет не символическая пьеса только. Не смерть, а тот, кто несет с собою смерть, вызывая негодование. И тогда остров, на котором происходит действие, - это наша жизнь. Замок Королевы - наши тюрьмы. Тентажиль - наше юное человечество, доверчивое, прекрасное, идеально чистое..." [5.C. 50].

Для реализации своего творческого замысла Мейерхольд использовал особые сценические приемы: условные декорации, яркий грим, сложный пластический рисунок. Подробнее об этом можно прочитать в книге Рудницкого "Режиссер Мейерхольд".

Причину пристального внимания многих деятелей русского театра к творчеству Метерлинка Рудницкий объясняет так: "Смутность Метерлинка, к которой вдруг так жадно потянулась русская сцена, вполне соответствовала противоречиям между желанием осмыслить мир, жизнь, судьбу и неспособностью осмыслить Россию. Россия загадывала... загадки, которым инфернальность символизма... ассоциативно соответствовала" [5.C.45].

Символизм на русской почве обрел свою вторую родину, стремясь предугадать судьбу России в ее глобальных переменах. Мейерхольд признавался: "Мой символизм возник из тоски по искусству больших обобщений" [5.C. 41]. Круг проблем, подлежащих рассмотрению, и выразительные средства символизма на русской почве значительно изменились, так как это происходит с любым явлением при попытке перенесения его в другую национальную культуру.

О специфике русского символизма А.Белый писал: "Русская литература в близком видела дальнее, в страдании народа какими-то вторыми очами она видела страдание Божие, в борьбе с темными силами увидела апокалиптическую борьбу с драконом времени" [2.C.349]. Проблема национального самосознания рубежа веков в творчестве русских символистов оказывалась неизменно сопряженной с темой России: "Сама Россия оказалась нашей собственной душой", - писал А.Блок. И как подтверждение этому звучат строки:

Русь моя, жизнь моя,

Вместе ли нам маяться?

Таким образом, на русской почве символизм обретает особую духовную подоплеку, с одной стороны поднимается до уровня больших философских обобщений, а с другой - идет по пути психологизации своих образов.

Эта специфика русского символизма проявляется в пьесе А.Блока "Балаганчик" (1906). Хотя пьеса не входит в число традиционно изучаемых произведений А.Блока в школе, мы рекомендуем ее для рассмотрения. "Балаганчик" расширяет представление учащихся не только о творчестве А.Блока, но и в целом о самосознании русского художника на рубеже веков, так как произведение несет в себе не только синтез искусств, но и синтез различных культурных традиций: Запада и России. В пьесе действуют известные персонажи итальянской комедии dell`arte: Пьеро, Арлекин, Коломбина. Но у Блока традиционный любовный треугольник раскрывает историю несостоявшейся нереализованной человеческой любви, которую удивительно точно удалось передать в своей сценической интерпретации "Балаганчика" Вс.Мейерхольду (1906).

В постановке Мейерхольд с помощью особых режиссерских решений, организации пространства, костюмов, пластики сумел передать условность искусства и жизни в искусстве. Он писал: "Подмечаю кошмар всевозможных случайностей... сумму всяких мелочей жизни, синтезирую, указываю, как все случайно, как все смешено, как все ненужно, словом, - весел, когда спускаюсь на землю, потому что раскрывается марионеточность... на каждом шагу" [7.C.14].

Мейерхольд намеренно психологизировал своих героев. Глубоко трагической личностью является Пьеро в исполнении самого Мейерхольда. "Победно звучит бубенчик Арлекино, - вспоминал Ауслендер, - мелькают страшные маски и он, белый Пьеро. Весь в острых углах, сдавленным голосом шепчущий слова нездешней печали, он какой-то колючий, пронизающий душу, нежный и вместе с тем дерзкий" [5.C.56]. "Его одухотворенность была равнозначна его уязвленности, но в этой-то ранимости Пьеро Мейерхольд... утверждал высший смысл призвания художника. Тема Пьеро читалась как тема горького и прекрасного одиночества, поэзии, искусства, обреченного быть непонятым" [5.C.56]. Мейерхольд в роли Пьеро передал своей игрой противоречия эпохи, показал ситуацию духовного кризиса художника и культуры в целом на рубеже веков.

Подчеркнув условность происходящего на сцене действия, Вс.Мейерхольд продолжил традицию западноевропейского символизма, но в то же время, психологизировав свои персонажи, режиссер развил традицию русского классического искусства. Благодаря такой театральной версии "Балаганчика" обогащается представление о русском символизме.

Таким образом, рубеж XIX-XX веков, многообразно отрефлектированный на понятийном уровне, нашел отчетливое образное решение и в разных видах искусства.

Культура символизма, в которой мир космоса поворачивается иной гранью, космоса духовного, в полной мере отражает самосознание художника конца XIX - начала ХХ веков, что позволяет углубить характер восприятия учащимися литературного материала ХХ века.

Список литературы

[1] Белый А. На рубеже двух столетий. М.: Художественная литература, 1989.

[2] Белый А. Настоящее и будущее русской литературы. //Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

[3] Бердяев Н. Одиночество, тоска, свобода //Бердяев Н. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.

[4] Бердяев Н. Русский культурный ренессанс начала 20 века //Бердяев Н. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.

[5] Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969.

[6] Соловьев В. Три разговора // Cоловьев В. Собр. cоч. в двух томах. Т.1. М.: Мысль, 1988.

[7] Вс. Мейерхольд. Cтатьи. Письма. Речи. Беседы. М.: Искусство, 1968.

Планы уроков

1. Духовная ситуация России на рубеже 19-20 вв. (Мироощущение творческой личности. Круг авторов "рубежа").

2. Символизм в западно-европейской литературе. Творчество Метерлинка. (История и теория символизма. Своеобразие творчества Метерлинка в пьесах "Слепые" (обзорно), "Cмерть Тентажиля").

3. Своеобразие русского символизма. Лирика и Драма. (Особенность русского символизма. Круг тем, авторы, Блок "Балаганчик").

4. Мейерхольд как интерпретатор символистских драм ("Cмерть Тентажиля" и "Балаганчик").

Вопросы для обсуждения

1. Чем, на ваш взгляд характеризуется ситуация рубежа 20-21 веков? (в экономике, политике, социальной, культурной жизни страны). В ходе урока сопоставьте ее с ситуацией рубежа 19-20 вв.

2. В ходе анализа образной системы произведений символистов назовите тот круг проблем, который связан с мироощущением человека на рубеже веков.

3. Рассмотрите эскизы костюмов Тентажиля, Игрены, служанки. Как с помощью орнамента, фактуры ткани, покроя передается символика образа каждого из персонажей спектакля?

4. Как пластическая партитура "Смерти Тентажиля" помогает реализовать замысел спектакля?

5. Подумайте, почему пьесу "Балаганчик" А.Блок посвятил Вс.Мейерхольду?

Список иллюстраций, фотографий

1. Фотографии художников, философов, театральных деятелей конца 19 -20 века (Н.Бердяева, Вс.Мейерхольда, А.Блока и др.)

2. Рисунки, эскизы костюмов и декораций (см. [5. C. 54-61]).

Литература для учащихся

[1] Метерлинк. "Слепые". "Смерть Тентажиля".

[2] Блок А. "Балаганчик".


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star
Красноярский государственный аграрный университет
Все сделано хорошо, а самое главное быстро, какие либо замечания отсутствуют
star star star star star
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Алексей пошел на встречу, и сделал работу максимально быстро и качественно! Огромное спасибо!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно