это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
Федеральное агентство по образованию
Московский государственный университет Экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
по Отечественной истории
«Внешние и внутренние факторы формирования государства у восточных славян»
Тверь, 2008
1. Социально-экономические предпосылки................................................... 3
2. Социально-политические предпосылки..................................................... 8
3. Духовные предпосылки............................................................................ 10
4. Внешнеполитические предпосылки.......................................................... 12
Выводы.......................................................................................................... 20
Литература.................................................................................................... 21
1.Социально-экономические предпосылки
Какие факторы привели к формированию государства на Руси? Некоторые историки склоняются к мысли о том, что изменения в хозяйственной жизни восточнославянских племен, развитие у них культуры земледелия, позволяющей получать все больше и больше продуктов, обеспечивая тем самым не только себя, свой род, но и обмениваясь с другими племенами, выделение знати - старейшин, жрецов, военных вождей, экспедиции к соседям за добычей и рабами - все это приводит к крушению старых общинных порядков, строя демократии. Все больше и больше девальвируются старые эгалитаристские традиции, богатые и сильные начинают притеснять бедных и слабых и вместо институтов общины формируется государственность. Власть князей - военных вождей приобретает наследственный характер, вокруг них складывается привилегированная прослойка бояр и дружинников.
Другие историки в качестве главного фактора будут называть не изменения в хозяйстве и социальном делении, не необходимость удерживать с помощью государства своей власти и собственности князьями и боярами, а внешнюю опасность, давление соседей-врагов, под натиском которых объединяются восточнославянские союзы племен. Они понимают, что только в единстве сила, только в единстве можно выстоять, сохранить свой язык, традиции, стать более могущественными и изобильными. Государство, законы нужны, прежде всего, для того, чтобы защитить свои границы, создать войско, наполнить общую казну. Объединенный в государство народ может отстоять свою свободу, не платить дань соседям, даже, напротив, налагать ее на них. Объединенный в государство народ сможет основать могучие города, создать памятники архитектуры и искусства, обрести новую веру и идею.
Определенным фактором, влияющим на образование государства на Руси, будут являться экспедиции к соседям, заимствование их опыта развития, внешний вызов, пример. Таким соседом явилась для Руси Византия.
Ряд ученых будут выдвигать в качестве главных причин образования государства на Великой Русской равнине этнические факторы, достижение народом определенной плотности населения, пробуждение у него стремления к единству, силе, могуществу - так называемый всплеск пассионарной энергии. В основе этого всплеска - живая связь народа с его землей.
Можно ли остановиться только на одном каком-либо факторе? Видимо, нельзя. Каждый из них - и социально-экономический, и геополитический, и этнографический, и культурный, духовный - безусловно, влияет на складывание древнерусской государственности. Утрачена в веках конкретика событий периода VI-IХ веков нашей эры. Это именно тот период, когда Древняя Русь «стала есть».
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена ржи, ячменя, проса, а также огородных культур: репы, капусты, моркови, свеклы, редьки. Выращивали славяне и технические культуры – лён, коноплю.
Благодаря мягкому климату и достаточно плодородной почве на южных землях славян сложились более древние земледельческие традиции, чем в северных районах.
У славянских племён существовали две основные системы земледелия. На севере, где основная территория была покрыта лесами, применялась подсечно-огневая система. В первый год на осваиваемом участке рубили деревья и оставляли их лежать на земле. За зиму деревья высыхали, и на следующий год их сжигали вместе с пнями и в землю, удобренную золой, сеяли зерно. Подготовленный таким образом участок два-три года давал достаточно высокий урожай, а потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок тем же способом.
Основными орудиями в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона суковатка. Убирая урожай при помощи металлических серпов, а затем размалывали зерно каменными зернотёрками и жерновами.
В южных районах, где преобладала открытая местность, ведущей системой земледелия был перелог. Из-за большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы её оставляли отдыхать и переходили (перекладывались) на новые поля до их истощения. Затем всё снова повторялось.
С развитием земледелия было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, а в лесной полосе – лошадей.
Наряду с развитым земледелием, важное место в хозяйстве сохраняли охота, рыболовство и бортничество. Мясо и рыба являлись необходимым дополнением к столу, особенно в то время, когда нельзя было убивать скот. Бортничество – сбор мёда диких пчёл – являлось особенностью хозяйства именно славян, поскольку мёд и пчелиный воск, а также меха были основными предметами внешней торговли.
VII-VIII вв. были временем серьёзных изменений орудий земледельческого труда восточных славян. Совершенствуется соха. Появляется рало – плуг с полозом и усовершенствованным наральником. Позднее распространяются плуги с железным лемехом и отвалом, подрезавшие землю и сбрасывавшие землю из борозды в сторону пахоты. Появляются широколезвийные топоры, серпы более изогнутой формы. Совершенствуются системы земледелия, к IX в. пашенное земледелие становится господствующей отраслью хозяйства. На смену залежной или переложной системы приходят двупольная и трёхпольная система севооборота.
Появление новых орудий труда, рост производительных возможностей земледельческой техники у славян способствовали тому, что ведение самостоятельного хозяйства становится доступным не только крупным коллективам – родовым, соседско-родовым соседско-большесемейным общинам, но уже и каждой малой семье в отдельности. Первобытно родовой коллективизм становится ненужным. Он был сломлен внедрением новых более производительных орудий труда, более совершенных способов ведения хозяйства, позволявших отказаться от коллективного труда всех членов родовой общины. Основной хозяйственной единицей становится отдельная семья. И хотя в соседской сельской общине, где семьи селились по принципу соседства, а не родства, ещё сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоёмы, пахотную землю, она уже делилась на отдельные наделы.
Эти наделы обрабатывали своими орудиями труда каждая отдельная семья, причём собранный ею урожай становился собственностью такой семьи. Отсюда появляется материальная обособленность отдельных производителей, глав отдельных семейств, что, в в свою очередь, приводило к неравномерному накоплению прибавочного продукта. Следствием этого процесса был рост имущественного неравенства внутри общины.
Огромную роль в разложении родовых отношений у восточного славянства в VIII-IX вв. сыграло общественное разделение труда, иначе говоря – отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства. Развитие ремесла, его отделение от других видов хозяйственной деятельности было ведущим стимулом распада родовых отношений. Общинные структуры сельскохозяйственных производителей как бы взрываются изнутри. Проникновение в общину общественного разделения труда ведёт к тому, что отдельным семьям предоставляется возможность уже обособленно заниматься производством того производством того или иного продукта для его дальнейшего обмена.
В связи с этим укрепляется материальная обособленность отдельных производителей. Именно институт частной собственности является очень чётким выражением этой материальной обособленности отдельных производителей. Из сельской общины, где ремесло зародилось и отделилось от земледелия, оно начинает сосредотачиваться в городах. Город – явление абсолютно не характерное для первобытнообщинного строя. Города появляются лишь в новых исторических условиях, в условиях классового общества, общества феодального.
Итак, на рубеже VII-XI вв. ремесло у восточных славян окончательно отделилось от земледелия. В это время впервые появляются специалисты в отдельных видах ремесла – кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах – градах или на городищах – погостах, которые из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесла и торговли – города. Одновременно города становились оборонительными центрами и местом пребывания носителей власти.
Древнейшие города образовывались на важнейших торговых путях или их пересечении. Одним из них был «путь из варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали бассейна Днепра. Из одной реки в другую корабли перетаскивали по специальным путям – волокам. Попав в Днепр, корабли доходили до Чёрного моря и дальше до Византии. Вдоль этого пути возникли такие крупные города, как Новгород, Полтава и Киев.
Вторым торговым путём, также проходившим по территории славян, был волжский торговый путь, связавший Русь со странами Востока.
Таким образом, развитие земледелия, ремесла и торговли приводило к классово-имущественной дифференциации. Это приводило к выделению военно-управленческого аппарата. Этот аппарат решал вопросы, связанные с торговлей, распределением земель, ведение военных действий. Таким образом, создаются условия для образования государства.
Однако имущественное и социальное неравенство возникало не только в общине. В это время, в VII-IX вв. у славян выделяется родоплеменная и военно-дружинная знать. В эпоху господства родовых отношений высшим органом племени является народное собрание – собрание всех членов этого племени. Народное собрание обеспечивало социальное и экономическое равенство членов племенного сообщества. На нём избирались и переизбирались старейшины племени, князья, которые были носителями административной и военной власти племени. Эти должности занимали наиболее авторитетные члены племени.
Однако в период родовой демократии, в период разложения родового строя роль и значение народного собрания начинает падать. Старейшины уже начинают решать самостоятельно ряд вопросов, бывших ранее в ведении народного собрания, они сами готовят их в собственных интересах для последующего обсуждения. Их должности из переизбираемых постепенно становятся наследственными.
Вокруг племенного князя, происходившего уже из одного наиболее знатного и богатого рода, чья власть превратилась в наследственную, формируется дружина. Однако эта дружина уже коренным образом отличается от племенного войска периода родового строя с его сугубо оборонительными функциями. Эта дружина не подчиняется уже народному собранию, она превращается в орган давления, который начинает господствовать над соплеменниками.
Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохранялась первобытные демократические учреждения - народные собрания и совет старейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом, шел процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенно перестала в военно-иерархическое правление-княжение.Органы общественного самоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающей непосредственно с населением, отделенной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию. Военный предводитель крупного союза племен превращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и наместниками. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборонительные войны. Указанный процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единовременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIII вв. условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием "Русь", столицей которого стал Киев."Союзы союзов". "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IX вв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом государственном объединении, по своей вероятности, династия Кия, представителями которой в середине IX в. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.Усиление роли дружины в управлении над обществом связано с большим значением военных действий для Руси. В результате роль дружины возрастает и дружина выступает как орган давления и принуждения, что способствует формированию государства.Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.
Язычество — комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов — имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно стала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род — земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземным огнем и пр. — и тесно связанные с ним богини плодородия — рожаницы. По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна — княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы). Свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре: сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песнях и пр., хранящих следы магических представлений. В X-XI вв. складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов.Важнейшей чертой государственности является особая идеология, объявляемая, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.Подобное развитие событий характеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце Х в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах произошла эта смена.Языческая религия восточных славян к VIII-IX вв. приобрела сравнительно развитые формы. Языческие боги (Перун, Даждьбог, Стрибог, Ярило и др.) имели общеславянский характер, хотя единой иерархической системы, по-видимому, еще не сложилось. Культ поклонения предполагал жертвоприношения поставленным на холмах "идолам" - каменным или деревянным статуям богов. Руководство религиозными отправлениями осуществляли жрецы - волхвы, колдуны, кудесники.Иными словами, перед нами сравнительно развитая система язычества, хотя и не достигшая высших ступеней развития, характеризующаяся выделением главных богов, общих для всего народа, со своей сложившейся иерархией.Первые признаки несоответствия религиозной языческой идеологии новым реалиям возникают еще в начале Х в., когда среди русских появляются первые христиане, однако сам выбор православия в качестве замены язычества не был неизбежен. Перед русскими князьями оказались весьма широкие возможности выбора, как минимум из четырех мировых религий: ислам (Волжская Болгария), иудаизм (Хазарский каганат), католичество (Священная Римская империя) и православие (Византия). Периферийное положение Волжской Болгарии и давние враждебные отношения с хазарами во многом предопределяли выбор в пользу христианства. Что касается разновидностей последнего, то здесь чаша весов не могла не склониться на сторону православия, более знакомого верхушке древнерусского общества, к тому же, признававшего приоритет светской власти над духовной. Важным являлось и то обстоятельство, что ослабевшая Византийская империя не могла претендовать на установление той или иной формы зависимости Руси от нее в случае принятия православия при ее содействии.Правящая верхушка старалась укрепить свою власть используя языческие представления, а затем религию. Это было необходимо для обоснования своего правления и для эффективного управления.В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних факторов при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IX-X вв.
Социально-экономические факторы способствовали расслоению общества и выделению правящей элиты. Социально-политические факторы способствовали выделению и возвышению княжеской дружины. Для укрепления власти использовалась идеология. В то время для этого служили язычество и религия. Внешние факторы резко усилили этот процесс. Некоторые авторы преувеличивают роль внешних факторов в образовании государства. По видимому, альянс с варягами был вроде катализатора этого процесса.
Литература
1. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля?// История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России 9 - нач. 20 в. М., 1991
2. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России 8-15 вв. М., 1993
3. Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель.// Вопросы истории, 1991 г
4. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 9-11 веков. Смоленск, 1995
5. Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1984
6. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов// Вопросы истории 1991
7. Энциклопедия для детей. т. 5. ч. 1. История России. От древних славян до Петра Великого. М., 1995
8. Хрестоматия по истории России. Т. 1. С древнейших времен до 17 века. М., 1994
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Сделать презентацию на тему Виды расчетов предприятий.
Другое, Экономика и управление предприятием
Срок сдачи к 31 окт.
Учет основных средств вариант 11 26 января 20?г
Решение задач, Бухгалтерский учет
Срок сдачи к 31 окт.
Политика кондефециальности защиты информации в управлении документацией
Реферат, Документационное обеспечение управления
Срок сдачи к 3 нояб.
Решить 5 задач по вероятности и статистике
Решение задач, Вероятность и статистика
Срок сдачи к 30 окт.
Тезисы по теме исследования
Статья, Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании
Срок сдачи к 2 нояб.
Средства и методы развития координационных способностей у баскетболистов 8-11 лет
Курсовая, Избранный вид спорта
Срок сдачи к 10 нояб.
Диплом по предмету «Педагогическое образование»
Диплом, Педагогическое образование
Срок сдачи к 13 дек.
Тема: Применение графически-иллюстративного материала в обучении...
Диплом, Литература
Срок сдачи к 7 нояб.
Написать курсовую работу "Фотографирование при проверке показаний на месте"
Курсовая, Судебная Фотография
Срок сдачи к 26 нояб.
Две презентации на любые темы из списка
Презентация, Основы безопасности и защиты родины
Срок сдачи к 31 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!