Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Роль общественности в организации среднего профессионального образования в России в конце XIX - начале XX веков

Тип Реферат
Предмет История
Просмотров
498
Размер файла
18 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Роль общественности в организации среднего профессионального образования в России в конце XIX - начале XX веков

Роль общественности в организации среднего профессионального образования в России в конце XIX - начале XX веков

Игтисамова Г.Р., Игтисамова Р.Х.

Анализ истории профессионального образования в России демонстрирует существование непосредственной зависимости между уровнем развития профессиональных учебных заведений и становлением системы общественно-государственного управления образованием. В связи с этим представляется небезынтересным опыт дореволюционных учебных заведений, в деятельности которых играли значительную роль представители торговых и промышленных кругов российского общества.

С середины XIX столетия роль российских общественных организаций и частных лиц в становлении системы профессионального образования стала особенно заметной. В это время организация перспективных профессиональных учебных заведений инициировалась не столько государством, сколько представителями производственной и финансовой сфер общества. Однако понятие «инициатива» применительно к ситуации XIX века предполагало не только появление абстрактной мысли, но и формирование общественного проекта, концепции деятельности учебных заведений. Например, 30 июня 1868 года в Нижнем Новгороде представителями общественных и коммерческих организаций был образован Комитет по устройству в городе Кулибин- ского ремесленного училища [1, с.2]. Его целью была разработка финансовых и правовых основ деятельности нового училища, они в последствии нашли отражение в его Уставе. Вопросы о статусе учебного заведения, типе обучения и желательном уровне подготовки решались не столько государством, сколько представителями заинтересованных организаций и частными лицами.

Наиболее сложным вопросом при открытии профессиональных учебных заведений был вопрос об источниках их финансирования. Профессиональные и ремесленные училища обходились дороже, чем общеобразовательные учебные заведения. Так, содержание того же Кулибинского училища должно было складываться из следующих поступлений: 1) ходатайство училища - до 2000 руб.; 2) % с 12000 руб. капитала Ка- линина-Шушляева, завещавшего его на учреждение в Нижнем Новгороде ремесленного училища; 3) от Нижегородского губернского земства - 500 руб.; 4) % с 10000 руб., пожертвованных городским обществом в память 200-летнего юбилея со дня рождения Императора Петра I - 650 руб.; 5) от коммерческого клуба - 450 руб.; 6) дворянского клуба 100 р.; 7) от пароходного общества «Дружина» - 250 руб.; 8) от всесословного клуба - 300 руб.; 9) от почетного члена Совета училища И. М. Рукавишникова - 100 руб.; 10) % с 1000 руб., пожертвованных г. Остафьевым - 50 руб.; 11) % с одного билета 2-го внутреннего займа, пожертвованного Нижегородским ремесленным обществом - 5 руб. [1, с. 12]. Столь сложная финансовая схема свидетельствует о том, что профессиональные учебные заведения могли быть организованы не столько на средства отдельного частного лица или государства, сколько на общественные капиталовложения. Частные лица не могли самостоятельно содержать профессиональное учебное заведение. Торговая школа М.В. Георги, открывшаяся в Нижнем Новгороде в 1896 году как частное учебное заведение, являлась уникальной школой по причине существования при абсолютной убыточности. Содержание школы в 1897-1898 уч.году обошлось в 5072 руб.50 коп., платы за обучение в это год школа получила 2650 руб. В 1898 -1899 уч.г. содержание школы равнялось 8021 руб., плата за обучение дала 4160 руб. [4, л. 31] и т.д. Этот явный дефицит ежегодно покрывался из личных средств М.В. Герги. Поэтому чаще всего профессиональные учебные заведения изначально рассчитывали на 3 основные статьи доходов: 1) пожертвования организаций и частных лиц; 2) плата за обучение; 3) государственные средства.

Опыт деятельности профессиональных учебных заведений второй половины XIX - начала XX вв. показывает, что с началом образовательной деятельности училища его финансовые потребности возрастали. Например, известно, что и через 10 лет после своего открытия Кулибинское ремесленное училище нуждалось в новых и значительных финансовых поступлениях: в 1878 - 1879 гг. Нижегородское общество но подписке собрало капитал в 3000 рублей, который был обращен в облигации восточного займа по номинальной цене в 3300 рублей, на содержание стипендий имени бывшего временного Нижегородского генерал-губернатора, графа Н.П. Игнатьева; нижегородское губернское земство пожертвовало 500 рублей на приобретение земледельческих орудий - сеяльной, веяльной и молотильной машин, как образцов, по которым училище могло бы само изготовлять таковые [1, с. 4]. Я.Е Башкиров ежегодно оплачивал практически все нужды этого училища, включая не столь важные для процесса обучения, как, например, рождественские подарки ученикам [1, с. 5].

В целом, представители общественности оказывали материальную помощь профессиональным учебным заведениям XIX - начала XX вв. следующим образом:

Изыскивали средства на содержание училищ, особенно в тех случаях, когда учебные заведения полностью были лишены поддержки государства (как Нижегородское речное училище, основанное 18 октября 1887 года). Наиболее эффективными способами материальной помощи считались организация подписки и вклады под проценты.

Совершали ежегодные добровольные пожертвования в пользу училищ, кроме денежных делались пожертвования пособиями, книгами, вещами, инструментами, станками, материалами для практических работ [2, с. 7]. В трехклассной торговой школе М.В. Георги благодаря отзывчивости нижегородских представителей торгового мира (Н.А. Бугрова, М.Е. Башкирова, А.А. Зайцева, А.А. Смирнова, А.В. Долгова, Строганова) содержались уникальные коллекции образцов, детально иллюстрировавших мукомольное, льняно-прядильное, канатное, винное, соляное и кожевенное производства, что было необходимо для правильной постановки товароведения [3, с. 4].

Содействовали в организации современных мастерских (с паровыми машинами, системой электрического освещения и пр.).

Обеспечивали училища зданиями под учебные корпуса и мастерские.

Для осуществления непрерывного взаимодействия профессиональных учебных заведений и деловых кругов города при училищах создавались Попечительные советы. Их почетными членами считались лица, которые жертвовали в пользу училищ значительные суммы денег (не менее 1000 рублей) [4, л. 11]. Через Попечительный совет привлекались к решению разноплановых вопросов деятельности училища городские власти, земства, общественные организации. В ряде случаев Попечительные советы состояли не столько из лиц, оказывающих материальную поддержку училищу, сколько из лучших специалистов в той или иной профессиональной области. Например, Нижегородское среднее механико-техническое училище, состоящее при Нижегородском Владимирском реальном училище, открытое в 1896 году, возглавлялось советом, который почти полностью состоял из инженеров высокого класса. В него входили бывший директор Сормовских заводов инженер-механик Ф.А.Фосс, окружной инженер Верх- нее-Волжского горного округа, горный инженер Н.А.Зайцевский, старший фабричный инспектор Нижегородской губернии, инженер-технолог М.И.Селивановский и пр. В данном случае такой состав Попечительного совета был обусловлен необходимостью принимать решения не только по финансовым, но также по техническим и технологическим вопросам организации профессионального обучения. В конце XIX - начале XX вв. при профессиональных училищах создавались как постоянные, так и временные Попечительные советы, полномочия которых ограничивались четко установленными сроками. Временный состав Попечительного совета был связан с тем, что в него входили лица, которые не являлись финансовыми покровителями училища и при этом получали доступ к его денежным и прочим материальным средствам.

Если сравнивать функции Попечительных советов, открывавшихся в XIX и XX вв., то в начале XX столетия Попечительные советы помимо вопросов финансирования, решали организационные, учебно-воспитательные и различные педагогические задачи (выборы директора, определение программ обучения, прием и исключение учеников и т.д.). Показательной является деятельность Попечительного совета начала XX века в Нижегородском коммерческом училище. Протоколы заседаний совета посвящены разнообразным вопросам, касающимся жизни и деятельности училища: от рассмотрения отдельных просьб учеников и их родителей до вопросов финансирования и расширения материальной базы. Много внимания совет уделял вопросам совершенствования преподавания, расширению наглядности. С этой целью закупались различные учебные пособия [5, л. 15]. Многие учебные пособия по решению Попечительного совета выписывались даже из-за границы [5, л. 64]. Также Попечительным советом устанавливался размер платы за обучение. Такой широкий спектр полномочий Советов позволяет говорить о предпосылках государственно-общественного управления образованием.

В успешной деятельности профессиональных учебных заведений были заинтересованы не только члены Попечительных советов, но и представители деловых кругов общества. Основной формой содействия предприятий учебным заведениям, помимо добровольного финансирования, была организация практики учеников (чаще - в летнее время) непосредственно на производстве, в банках, торговых и иных конторах города. Торговая школа М.В. Георги пользовалась в Нижнем Новгороде значительным авторитетом, летние практические работы ее учеников сроком 1 месяц устраивались в конторах наиболее крупных и благоустроенных торговых и промышленных фирм. Практикантов принимали такие солидные кампании как «Виленский взаимнокредитный ремесленный банк», торговый дом «Трепель и Позняк», «Русский банк» [4, л. 26]. В течение учебного года владельцы предприятий предоставляли возможности для организации экскурсий учащихся на производство. Как сообщают отчеты Нижегородского среднего механико-технического училища, «нельзя не отметить того радушия, с которым владельцы заводов и фабрик открывают доступ к ним ученикам технического училища, в то же время заведующие технической частью на заводах относятся с весьма лестным вниманием к учащимся, нередко лично объясняют им устройство завода и его частей, производя на их глазах интересные опыты» [6, с. 38].

Таким образом, можно говорить о безусловной заинтересованности деловых кругов российского общества на рубеже XIX - XX вв. в подготовке грамотных специалистов: общественные организации и частные лица совместными усилиями готовили профессиональные кадры для регионального производства и региональной экономики. Контроль качества подготовки специалистов осуществлялся со стороны общества как благодаря деятельности Попечительных советов, так и посредством организации практики учеников, экзаменов с привлечением представителей профессии. Поддержка со стороны общественных организаций и частных лиц давала возможность учебным заведениям осуществлять процесс обучения на современной технической и технологической основе.

Список литературы

Исторический очерк возникновения, открытия и развития Нижегородского Кули- бинского ремесленного училища./Сост. И.Игнатьев. Нижний Новгород: Типография В.Ройскаго и С.Душина, 1897.

Краткий очерк деятельности Нижегородского речного училища. Нижний Новгород, 1903.

Краткий очерк за три года (1897-1899) деятельности торговой школы М.В. Георги в Нижнем Новгороде. Н.Новгород: Типография губернского правления, 1900.

ГУ ЦАНО (Гос. упр. Центр. архива Нижегор. обл.). Ф.505. Оп. 408. Д. 2138.

ГУ ЦАНО (Гос. упр. Центр. архива Нижегор. обл.). Ф. 2732. Оп. 9а. Д. 61.

ГУ ЦАНО (Гос. упр. Центр. архива Нижегор. обл.). Ф.505. Оп. 407. Д.1153.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно