это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Департамент образования Вологодскойобласти
Государственное образовательноеучреждение
среднего профессиональногообразования
"Тотемский педагогическийколледж"
Выпускная квалификационная работа
Влияние подвижных игр на физическоеразвитие детей в детском оздоровительном лагере
специальность 050720 «Физическаякультура»
Тотьма
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
1.1 Исторические предпосылкивозникновения игры
1.2 Понятие, сущность и особенности игры
1.3 Влияние игры на физическое развитиеребенка
РАЗДЕЛ 2 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
2.1 Применение подвижных игр в детскомоздоровительном лагере
2.2 Организация педагогическогоэксперимента
2.3 Результат педагогическогоисследования по выявлению роли подвижных игр в детском оздоровительном лагере
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Введение
Школьный возраст являетсяответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периодаопределяет большие потенциальные возможности разностороннего развитияребенка...
Игра в детстве имеет высокое развивающеезначение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для школьниковпредставляют подвижные игры. Это игры, заставляющие думать, предоставляющиевозможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его всоревнования с другими сверстниками. Участие школьников в таких играхспособствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху иразличные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление,включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех,выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игрыволновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей,таких как Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.
Разные подходы к детской игреотражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснениеприроды сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формыдеятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либокак проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый из этихподходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказываетсянедостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом [1, c.4].
Игровая деятельность являетсяведущей. Л.С. Выготский отмечал, что в детском возрасте игра и занятия, игра итруд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность. Он видел вигре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зонуближайшего развития».
На основании вышеизложенногопроблема исследования заключается во влиянии подвижных игр на физическоеразвитие детей.
Физическое развитие- процессизменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойстворганизма.
Игра создает положительныйэмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболееактивно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность ивзаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Актуальность поднятой проблемывызвана также и потребностью психологов, педагогов, родителей всовершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия наформирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных,коммуникативных и творческих способностей.
Определение проблемы и актуальноститемы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработатьи доказать эффективность подвижных игр для физического развития детей.
Объект исследования – процесс физического развития детейсредствами игровой деятельности.
Предмет исследования – влияние подвижных игр на физическоеразвитие детей в детском оздоровительном лагере.
Из поставленной цели исследованиявытекают следующие задачи:
1) Изучить научную,научно-методическую и специальную литературу по данной проблеме;
2) Датьхарактеристику современного состояния применения игровой деятельности вразвитии детей в детском оздоровительном лагере;
3) Разработатькомплекс подвижных игр для ДОЛ, способствующих процессу активного развитиядетей;
4) Выявитьзначимость подвижных игр в развитии детей;
Гипотеза исследования: Если разработать специальный комплексподвижных игр для детского оздоровительного лагеря, то можно будет болееэффективно организовать процесс развития детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что дана характеристикасовременного состояния применения игровой деятельности в развитии детей вдетском оздоровительном лагере, разработан комплекс подвижных игр для ДОЛ,способствующих процессу активного развития детей, выявлена значимость подвижныхигр в развитии детей.
Выпускная квалификационная работасостоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы. В первомразделе игра рассматривается как эффективное условие физического развитиядетей, рассказывается об истории ее возникновения, понятии и сущности и влиянииигры на формирование и развитие личности ребенка. Во втором разделерассматривается непосредственное практическое применение подвижных игр вдетском оздоровительном лагере, приведены примеры классификаций игр. Такжеописывается организация и результаты педагогического исследования по выявлениюроли подвижных игр в детском оздоровительном лагере. В заключении говорится оважности игры в развитии личности ребенка и общества в целом. Список литературысостоит из 20 источников.
РАЗДЕЛ 1 Игра, как эффективное условие физического развития детей
1.1 Историческиепредпосылки возникновения игры
Игра – великое изобретение человека;она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше,а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как взеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями,сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры,изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей поповоду смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства.Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического иизобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Такимобразом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся отпродуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведениеотношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущейэстетической, изобразительной деятельности [1, с.57].
Детство существовало не всегда. Овозникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможностьнепосредственного включения детей в производственный труд взрослых. Кчеловеческому детству, как к особому этапу подготовки ребенка к будущейвзрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем вышеразвитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослойжизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результатеизменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна посвоему происхождению, по своей природе.
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессевоспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется подвоздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром,обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развитияэтого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
По свидетельству Платона [17,c.10], еще жрецы Древнего Египта славились конструированиемспециальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платонв своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра».Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимобез игры.
Попытку систематического изученияигры первым предпринял в конце XIX веканемецкий ученый К. Гросс [9,c.42],считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиямборьбы за существование (“теория предупреждения”). К. Гросс называет игрыизначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутреннимифакторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детейшколой жизни. Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писательЯнуш Корчак [9,c.44], которыйсчитал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя вчеловечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и внародном досуге – песнях, танцах, фольклоре.
Игра в любую историческую эпохупривлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность,воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци [8,c.29] пытались развитьспособности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности,стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф.Фребеляявляется теория игры. По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободноепроявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе».Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы.
К.Д. Ушинский [6,c.58] склонялся к пониманию необъятныхтворческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременнойобязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не даетокрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно ипридет многое, что надобно будет взять силой воли» . Однако, соглашаясь снеобходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры иинтереса.
Значение игры в развитии и воспитанииличности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себясубъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянииигры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативнойнеповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться вповышенный ролевой динамизм современного общества. Игра всегда выступает как быв двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, онапредоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальныхпотребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либопрогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства,качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных,профессиональных, творческих функций. В.В.Сухомлинский писал: «Присмотримсявнимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – этосамое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываютсятворческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценногоумственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое вдуховный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий обокружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости илюбознательности» [2,c.132]. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишьтогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [15,c.79].
Между тем, игра с годами занимает всеменее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьноговозраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игрышкольников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет намдеятельность А.С. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания ясчитаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая иградолжна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть» [7, c.30].
Сущность игры заключается в том, чтов ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных сигровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, ночувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькиедети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательныевозможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программироватьопределенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишьдействия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннемусодержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ееосновное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимаяпрелесть.
Таким образом, если игровые действияпо своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, вигровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанныхс ней чувств. Нельзя человека насильно включить в игру, помимо его воли, как ив процессе творчества.
Игра, как объект изучения, всегдапривлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внеслиЕ.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н.Харузина, А.Н.Соболева,О.И.Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны,прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубиннародной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в полезрения наблюдателей [10,c.9].
1.2 Понятие, сущность и особенностиигры
Игра – одно из замечательнейшихявлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьмасерьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Словом “игра” обозначаются самыеразличные, порой мало схожие между собою явления. В четырехтомном словарерусского языка отмечается 7 основных значений этого слова. Это деятельность,занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил,приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видомспорта (спортивные игры, военная игра). Это и свойственное некоторым винам ишипучим напиткам движение пузырьков газа (“играет вино”), и быстрая смена пятенсвета, красок и т. п., блеск, переливы, выразительная изменчивость. Этоисполнение музыкальных произведений (игра на скрипке) и исполнение сценическойроли (актерская игра). Это преднамеренный ряд действий, преследующихопределенную цель, интриги, тайные замыслы. Мы говорим об игре воображения,игре природы, игре слов, игре случая, игре судьбы... Прежде всего, игра,поскольку речь идет об играх человека и ребенка,– это осмысленная деятельность,т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива [1,c.20].
Игра это деятельность, она являетсявыражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Играчеловека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразуетдействительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности,отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется ипроявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное,центральное и самое общее значение игры [11,c.25].
Значение игры и состоит в том, что впроцессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в томчисле способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочныйхарактер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое ею,— основной ее стимулятор.
В сущности, то, что человек не можетне пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. Не случайноигра является, по словам Л. С. Выготского, “в известном смысле ведущей линиейразвития в дошкольном возрасте” [2,c.34]. По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельностьребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре онпервоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физическиеи духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.
Игра - исторически сложившеесяобщественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку.Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средствомфизического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являютсясокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают всеобласти материального и духовного творчества людей.
Детская игра — это и есть модель игрыкак таковой. Здесь ее сущность выражена в наибольшей степени. Игра непоявляется вместе с рождением ребёнка. Зачатки игровой деятельности появляютсятогда, когда ребенок, не без влияния взрослых, берет на себя ту или другуюроль, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета илисущества [14,c.45].
Игра содействует формированиюфизических и духовных способностей растущего человечка, его познавательнойдеятельности, воображения, воли, властвования собой. Игра — это школа общения.Ребенок учится в игре своему “я”, но он в игре, овладевая ролью, учитсяпонимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни вобществе. Поэтому игра — действенное средство нравственного воспитания. Игра —модель “взрослой” жизни, и здесь ребенок не только знакомится с различнымипрофессиями, но учится ценить труд и впервые ощущает гордость быть тружеником,еще не трудясь. И наряду со всем этим игра, благодаря доставляемому еюудовольствию,— это отдых, разрядка психической напряженности. Что важноотметить, все эти функциональные значения игры выступают вместе, даны вкомплексе, пронизывая друг друга и усиливая одно через другое [4,c.5].
Слово « игра », « играть » в русскомязыке чрезвычайно многозначны. Слово « игра » употребляется в значенииразвлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский [10,c.15] говорит, что понятие об « игре »вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово «игра » означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то,что у нас называется « придаваться ребячеству ». У евреев слово « игра »соответствовало понятие о шутке и смехе. В последствии на всех европейскихязыках словом « игра » стали обозначать обширный круг действий человеческих, содной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой – доставляющих людямвеселье и удовольствие. Таким образом, в этот круг понятий стало входить все,начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев насцене театра.
Слово «игра» не является научнымпонятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый рядисследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными иразнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», мы, и не имеем донастоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей иудовлетворительного объяснения разных форм игры.
Исследования путешественников иэтнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся наотносительно низком уровне истории развития, дают достаточно оснований длягипотезы о возникновении и развитии детской игры. На разных стадиях развитияобщества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство сприменением простейших орудий, игры не существовало. Дети рано включались вжизнь взрослых. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству,мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка вобществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника,скотовода и тому подобных. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия,являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специальноприспособленных для детей. Возникли игры – упражнения. Детские орудияувеличивались вместе с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойстваорудий труда взрослых. Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовкедетей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, ивзрослые всячески содействуют играм-упражнениям детей, над которыминадстраиваются игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом иобщественным смотром достижения детей. В дальнейшем появляются сюжетно-ролевая(или сюжетная) игра. Игра в которой ребенок принимает на себя и выполняет роль,соответственно каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себеобъединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основныхчертах общественного отношения и трудовую деятельность взрослых.
Историческое развитие игры неповторяется. В онтогенезе хронологически первой является ролевая игра, служащаяглавнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошкольномвозрасте. Таким образом, детство неотделимо от игры. Чем больше детства вкультуре, тем важнее игра для общества [5,c.28].
Первое положение, определяющеесущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразныхпереживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как ивсякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимымдля индивида целям.
В игре совершаются лишь действия,цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. Вэтом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.
Вторая – характерная – особенностьигры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческойдеятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей темисредствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются внеигровом практическом плане.
Игра является деятельностью, вкоторой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросовребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью егооперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросовребенка в пределах его возможностей.
Следующая, внешне наиболеебросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительностипроизводная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, –возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах,определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующемнеигровом практическом действии, другими, способными служить для выполненияигрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность ктворческому преобразованию действительности впервые формируется в игре[13, c.15]. В этой способности заключаетсяосновное значение игры .
Классификация подвижныхигр. Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарныев свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетныеигры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражаетявления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта,движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны сразвитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливаютначало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих,уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшимигруппами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастныхгруппах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте. Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки»,«Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил,ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игрысвязаны с выполнением конкретного двигательного задания и дребуют от детейбольшой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентиров в кипространстве.В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементамисоревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скореесоберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнованияпобуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторыхиграх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам засебя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся сразделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание,чтобы улучшить результат команды. К бессюжетнымотносятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс,бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуютопределенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое,трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановкипредметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играхнаблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняютсяв необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколькодетей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные детиявляются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон,настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрастеиспользуются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижныеигры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками,метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждыйиграющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большойподвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей ипостроены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми среднейподвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, нохарактер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов)или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движениявыполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна[1,c.43].
Воспитательные задачиподвижных игр. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитаниюфизических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, чтонемаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игртребует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимостимгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры свнезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолениемнебольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаясяобстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другимспособствуют развитию ловкости.
Для воспитания силыхорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке,кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Игры с многократнымиповторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, чтовызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитиювыносливости.
Совершенствование гибкости происходитв играх, связанных с частым изменением направления движений.
1.3 Влияниеподвижной игры на физическое развитие ребенка
Физическое развитие- процессизменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойстворганизма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими(наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенностьколичественных и качественных изменений в организме и др.) и социальными(материальный и культурный уровень жизни, распределение и использованиематериальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность, быт и т.д.), двигательная активность. Как совокупность признаков, характеризующихсостояние организма на разных возрастных этапах, уровень Ф. р. (наряду срождаемостью, заболеваемостью, смертностью) является одним из важнейшихпоказателей социального здоровья населения. Основным средством направленноговоздействия на Ф. р. являются физические упражнения. В социалистическомобществе всестороннее Ф. р. всех групп населения, достижение физическогосовершенства – социальная цель физического воспитания.
Основные параметры. В основе оценки физического развитиялежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, атакже степень развития функциональных способностей его организма (жизненнаяемкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечныйтонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожногожирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелостиклеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервнойсистемы и эндокринного аппаратаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5- cite_note-0.Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом повнешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данныхнеизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрахорганизма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития,морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателямифункционального состояния:
1. Аэробнаявыносливость — способность длительно выполнять работу средней мощности ипротивостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращенияуглеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процессвовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почтиидеальной для потери жира.
2. Скоростнаявыносливость — способность противостоять утомлению в субмаксимальных поскорости нагрузках.
3. Силоваявыносливость — способность противостоять утомлению при достаточнодлительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показываетнасколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времениподдерживать такую активность.
4. Скоростно-силоваявыносливость — способность к выполнению достаточно длительных по времениупражнений силового характера с максимальной скоростью.
5. Гибкость —способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счетэластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы вовремя выполнения упражнений.
6. Быстрота —способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
7. Динамическая мышечнаясила — способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий сбольшим отягощением или собственным весом тела. При этом происходиткратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Ростмышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц —«строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менееподвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная тканьтребует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
8. Ловкость —способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
9. Состав тела —соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти,показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса ивозраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезнейсердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
10. Росто-весовыехарактеристики и пропорции тела — эти параметры характеризуют размеры, массутела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяютэффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использованиятела спортсмена для определенных спортивных достижений.
11. Важнымпоказателем физического развития человека является осанка — комплекснаяморфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также егоздоровье объективным показателем которого являются положительные тенденции ввыше перечисленных показателях.
12. Здоровье
Когда ребенок играет ту или инуюроль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя рольи входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. Наэтом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры дляразвития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.
Как известно, само слово “личность”(по-латыни persona), заимствованное римлянами у этрусков,первоначально означало “роль” (и до того – маску актера); римлянами оноупотреблялось для обозначения общественной функции лица (persona patris, regis,accusatoris).
Личность и её роль в жизни теснейшимобразом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает,формируется и развивается его личность, он сам [3, c.28].
Игра теснейшим образом связана сразвитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – вдетстве – она приобретает особое значение.
В ранние годы жизни ребенка играявляется тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра –первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитииличности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевыхкачеств.
В процессе развития обычно личнуюзначимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и тепроявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными.Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычноеприобретения развития по преимуществу входят в игру.
Войдя в игру и раз за разомсовершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок вселучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.
В результате он в процессе игрыразвивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому,что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.
В игре формируются все стороныличности ребенка, происходят значительные изменения в его психике,подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Различные формы серьезнойдеятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровойдеятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; своесодержание они черпают из труда и быта окружающих.
Игра подготовляет подрастающеепоколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в немспособности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущемпредстоит выполнять.
В игре проявляются и удовлетворяютсяпервые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в нейвместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка [18,c.57].
В игре у ребенка формируетсявоображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, ипроникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе ипреобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются вигровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованномудействию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, вней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности;в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается,углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируютсясвойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность кобучению.[20,с.106]
Игра является особенно спонтаннымкачеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенкасо взрослыми.
Из общения со взрослыми ребенокчерпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль вразвитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.
Впоследствии игра, особенно увзрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетномсодержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясьот жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.
Игра становится искусством. Это искусствотребует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью,профессией. Игра здесь переходит в труд.
Внутренний характер и результатысовершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержаниеприобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.
Играет, как известно, и взрослый(шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит изпотребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторонего личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретаетиные формы.
Задачи подвижных игр. Игра оказывает большое воздействиена формирование личности: и это такая сознательная деятельность, в которойпроявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делатьвыводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям,которые имеют значение в повседневной практической деятельности. Правила идвигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления оповедении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления осуществующих в обществе отношениях между людьми.
Подвижные игры, таким образом, могутположительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоцениватьподобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их спецификипрежде всего решаются задачи собственного физического воспитания.
Образовательное значение имеют игры,по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которыеизучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми,лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта. Элементарныедвигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются последующем,более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровойметод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоениядвижений.
Подвижные игры развивают способностьадекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременновоспринимать многое и реагировать на воспринятое.
Подвижные игры в большой степениспособствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы,выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваютсяв комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры,построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные,тактильные сигналы и игры с внезапными остановками, задержками и возобновлениемдвижений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка вигре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуетразвитию ловкости.
Для воспитания силы хорошоиспользовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременныхскоростно-силовых напряжений.
Игры с многократным повторениемнапряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызываютзначительные затраты силы и энергии, способствуют развитию выносливости.Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменениемнаправления движений. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегдабудет интересной и привлекательной для ее участников.
Соревновательный характерколлективных подвижных игр также может активизировать действия игроков,вызывать появление решительности, мужества и упорства для достижения цели.Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разделитьиграющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается впреимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий идостижение общей цели. Добровольное понятие ограничений действий правилами,принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игройдисциплинирует учащихся.[15,с.98]
Подвижная игра, в большинстве своем,носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказываетбольшое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качествавыполнения роли, тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрениеили, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности вколлективе.
Игре свойственны противодействияодного игрока другому, одной команды- другой, когда перед играющими возникаютсамые разнообразные задачи, требующие мгновенного решения. Для этого необходимов кротчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильноедействие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.
Кроме того, занятия играмивырабатывают координированные и согласованные движения; игроки приобретаютумения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнятьразнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия инастойчивость, что важно в жизни [19,c.67].
Дозировка нагрузки в процессе игры. Обязанность руководителя – нетолько правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать ивовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общейподвижности участников.
Для регулировки физической иэмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:
1. Изменять продолжительность и количествоповторений элементов игры.
2. Увеличить или уменьшить размерыплощадки.
3. Усложнить или упростить правилаигры.
4. Использовать инвентарь большегоили меньшего размера.
5. Ввести короткие перерывы,организовать "дома отдыха" для детей в играх с непрерывнымидействиями и т. д.
Конечно же, при проведении подвижныхигр руководителю сложно учитывать индивидуальные возможность и физическоесостояние каждого участника в данное время. Руководитель должен помнить, чточрезмерные мышечные напряжения, которые вызывают быстрое утомление, нельзяпредлагать участникам в начале игры. Интенсивные упражнения чередуются сотдыхом.
Немаловажный фактор при выборедозировки подвижной игры - это характер предшествующей деятельности инастроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственныхусилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие большихнапряжений.
Интенсивные игры следует чередовать смалоинтенсивными. С повышением эмоционального состояния играющих возрастает инагрузка. Увлеченные игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти другдруга, не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Они могут непочувствовать наступившего утомления. Поэтому руководитель не должен полагатьсяна их самочувствие. Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся,их подготовленность и состояние здоровья. Иногда целесообразно прекращать игру,хотя играющие еще не почувствовали потребность в отдыхе. Желательно, чтобы всеиграющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя допускать,чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха. Водящегорекомендуется время от времени менять, даже в том случае, если ему не удалось"отыграться". Удалять из игры проигравших (если это требуется правиламиигры) можно только на очень короткое время, а лучше всего просто записывать имштрафные очки.
Особое внимание должно уделятьсяфизически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенныедистанции, облегченные задания, меньшее время пребывания в игре.
Если игра проводится на открытомвоздухе, следует обращать внимание на состояние погоды. Физиологическоевоздействие движений на организм увеличивается во время занятий на воздухе. Взимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны выполнять движенияинтенсивно, без перерывов. Нельзя давать играющим большие кратковременныенагрузки с последующим отдыхом, чтобы вызвать испарину, а потом быстроеохлаждение. Зимние игры на воздухе должны быть кратковременными. Если участникилегко одеты, игру надо проводить в быстром темпе, если они в теплых костюмах,-интенсивность должна быть меньше, чтобы не простудить детей [15,c.30].
Таким образом, подвижные игрыоказывают влияние не только на физическое развитие, но и на умственное,развивая воображение, мышление, волю и личность ребенка, но нельзя забывать отом, что подвижная игра должна оптимально соответствовать объему иинтенсивности нагрузки занятия в целом.
РАЗДЕЛ 2 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
2.1 Применение подвижных игр в детскомоздоровительном лагере
Еще не во всех оздоровительныхлагерях отдых школьников организован интересно и содержательно. Многие родителии даже работники лагеря считают, что дети в период школьных каникул должнытолько отдыхать от всякого рода деятельности. Однако это не всегда правильно.Дети, проводящие много времени за партами, нуждаются в физической нагрузке,чтобы отдохнуть от занятий. Такую необходимую нагрузку дети получают в процессезанятий подвижными играми.
В детских оздоровительных лагеряхпроводятся подвижные игры, способствующие оздоровлению школьников и их отдыху.Они также содействуют укреплению дружеских отношений между детьми, приезжающимив лагерь из разных школ.
Условия в лагере особенноблагоприятны для самодеятельного применения любимых подвижных игр, а также игрпод руководством взрослых.
Формы организации подвижных игр воздоровительном лагере разнообразны. Игры планируются с учетом распорядкалагерного дня в сочетании с другими занятиями по физической культуре. Они могутпроводится как отдельными мероприятиями между несколькими отрядами. Подвижныеигры входят в программы спортивных соревнований, проводятся как самодеятельныевстречи между командами на праздниках, прогулках.
Однако руководителю необходимособлюдать правила безопасности при проведении игр на местности. Он обязанпроверять площадку на наличие колющих и режущих предметов.
Очень популярны среди школьниковразнообразные индивидуальные и групповые игры с длинной и короткой скакалками,с малыми мячами, с обручами, с кольцами и другими предметами. Можноорганизовать также игры-аттракционы, желательно организовать в лагере командыпо волейболу, баскетболу, футболу, а также по отдельным подвижным играм ипроводить встречи между командами [10,c.23].
Из-за огромного разнообразияподвижных игр существует их большая классификация. Наиболее часто в практикеприменяются:
1.Групповые игры:
«Пятнашки». Пятнашки – одна из самых популярныхигр. Играющие разбегаются по площадке, а пятнашка – водящий их ловит. Тот, когоон запятнает, становится водящим. В эту игру можно ввести ряд дополнительныхправил и усложнений, тогда она станет еще интереснее. Если пятнашка гонится закем-нибудь из играющих, а ему пересекает дорогу другой играющий, то он обязанпогнаться за тем, кто пересек дорогу. Пятнашка может запятнать толькобегущего игрока. Стоит убегающему присесть – он уже в безопасности. Пятнашкане может запятнать того игрока, который в минуту опасности возьмется за руки сдругим играющим.
«Салки в два круга». Участники игры образуют два круга:один – внутренний, другой – внешний. Оба круга двигаются в противоположныхнаправлениях. По сигналу руководителя они останавливаются, и все игрокивнутреннего круга стараются осалить игроков из внешнего круга. (т.е.дотронуться до кого-либо рукой) раньше, чем те успеют присесть. Пойманныевстают в о внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается,когда во внешнем круге останется мало игроков.
«Шалунишки». На двух противоположных сторонахплощадки чертят линии, сбоку ставят несколько стульев. Это – дом водящего.Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и произносят:
Мы детишки-шалунишки,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три – лови!
После слова «лови» все перебегают напротивоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущихпрежде, чем он переступит вторую линию. Пойманный садится на стул в домеводящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратномнаправлении. После двух – трех раз подсчитывают, сколько детей поймано, выбираютнового ведущего и игра повторяется.
2.Командные игры:
«Сбей мяч». Играющие выстраиваются в две шеренгии становятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 метров. Обе команды рассчитываются по порядку номеров. Перед носками играющих каждой шеренгипроводятся линии. Между шеренгами на равном расстоянии от них ставят стул икладут на него мяч. Руководитель называет какой-нибудь номер. Игроки, имеющиеэтот номер, выбегают. Они должны добежать до противоположной шеренги, наступитьногой на линию и на обратном пути сбить со стула мяч. Команде, представителькоторой это выполнит, опередив соперника, засчитывается очко. Побеждаеткоманда, набравшая больше очков.
3. Игры- эстафеты:
«Бег по кочкам». Перед каждой командой от линии стартадо линии финиша на расстоянии 1-1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30-40 см (по прямой или извилистой линии). По сигналу руководителя первые номера, перепрыгивая из кружкав кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему путивозвращаются обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручивэстафетную палочку очередному номеру, каждый игрок становится в конец колонны.Выигрывает команда, раньше закончившая игру [10,c.37].
Таким образом, огромная разновидностьподвижных игр дает организатору возможность правильно регулировать нагрузку впроцессе игры, а ребенку - быть заинтересованным в участии.
2.2 Организация педагогического эксперимента
Для определения влияния подвижных игр на развитие физических качеств былипроведены контрольные упражнения, включающие:
1. Бег 60 метров
2. Прыжки в длину сразбега
3. Прыжки в высоту
4. Метание мяча 150 г.
5. Подтягивание
-Мальчики на высокой перекладине извиса.
-Девочки на низкой перекладине извиса лежа.
Эти контрольные упражнения былипроведены дважды, в начале лагерной смены и в конце.
Принимали участие в эксперименте двегруппы:
1) Дети, посещающие лагерь (экспериментальнаягруппа)
2) Дети, не посещающие лагерь(контрольная группа)
В первый день смены были приглашены 9ребят, не посещающих лагерь, и с ними были проведены контрольные упражнения,которые указаны выше. В это же время были проведены эти же упражнения с другойгруппой детей, который посещают лагерь, тоже 9 человек.
В конце лагерной смены проводилисьэти же контрольные упражнения, чтобы определить влияние подвижных игр, которыебыли проведены в процессе лагерной смены.
Во время смены проводились подвижныеигры для повышения результатов в контрольных упражнениях по которымотслеживается влияние игр на физическое развитие:
Для повышения результатов по прыжкамв длину и высоту использовалисьигры:
1) “ПОЛУЧИТЬ МЯЧИК “.
Инвентарь – мячик, шнурок.
Основная цель – усвоение ритма выполнениепоследних трех шагов и отталкивание.
Организация. Подвесить на шнуркемячик на доступной ученикам высоте. Установить по очередность выполненияупражнения.
Проведение. Ученик выполняет три шагуразбега, отталкивается одной
ногой и старается затронуть рукойподвешенного на шнурке мячика. Высота, на которой подвешенный мячик, постепенноувеличивается. Для того, чтобы знать, на сколько сантиметров поднимается мячик,нужно на шнурке каждых пять сантиметров завязывать узелок. Для определенияличного или командного первенства за каждый удачный прыжок начисляется одноочко. Удачным считается прыжок, если ученик затронул рукой мячика. На каждойвысоте выполняется одна попытка.
2) “ОТТАЛКИВАНИЕ И ПРИЗЕМЛЕНИЕ В ЗОНАХ “.
Место проведения– сектор для прыжков в высоту.
Инвентарь –резиновый бинт или планка для прыжков в высоту.
Основная цель– научиться отталкиваться и приземляться.
Организация. Провести с обоих сторонот планки, в яме для приземления и на секторе, на всю ширину ямы по трех –четыре линии. Отстань между линиями 20-30 см. Линии пронумеровать. Первая от планки линия, с обоих сторон, проводится на расстоянии 40-50 см, и имеет наибольший порядковый номер, вторая - на единицу меньший и т.д.
Например,: первая от планки линияимеет номер 3, вторая №2, третья №1 и т.д. Учеников поделить на две команды ивыстроить с обеих сторон от ямы в колону по одном. Строят учеников через одного:один ученик с одной команды, второй – из другой. Прыгают сначала все ученики содной стороны, а потом из второго. Преподаватель наблюдает по месту отталкиванияи приземление, сразу подсчитывает очки, которые набрал каждый ученик. Подсчет очковпроводится так: ученик отталкивается из второй линии, которая имеет порядковыйномер 2 - получает два очка, приземляется тот же ученик на линию, которая имеетномер 3, - получает трех очки. Плюсуются очки за отталкивание и приземление. Впримере ученик набрал пять очков.
Командное первенство определяется путемподсчета всех очков, которые набрало участникикоманд.
3) “ КТО ВЫШЕ“.
Местопроведения – сектор для прыжков в высоту.
Инвентарь –резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мел двух цветов.
Основная цель– изготовление опыта соревнований и привычки идти на риск.
Организация. Принимают участие двекоманды. Участники имеют порядковые номера, прыгают поочередно. Каждый участниквыбирает для себя высоту, которую будет одолевать, и заявляет об этом тренеру.Тем временем, каждый участник одолевает только одну высоту. Каждой команде присваиваетсяцвет.
Ход командной борьбы отображается настойках для прыжков цветным мелом (по цвету команды). Отметки одного цветаделаются на одной стойке, а второй – на второй.
Проведение. К началу соревнований пометкимелом находятся на однойвысоте. На каждуюзаявленную участником высоту дается три попытки. За каждую взятую участникомвысоту команде начисляются очки, которые отвечают взятой высоте.
Например: минимальная высота 100 см оценивается в одно очко, 105 см оценивается в два очка, 110 см оцениваетсяв трех очки и т.д. Такимобразом, каждая следующаявысота, которая поднимается через пять сантиметров,оценивается на одно очко больше предшествующей.
Та команда, которая набрала больше очков,выиграет первое место.
Для повышения результатов в беге использовались игры:
1) “ БЕГ СМЯЧОМ “.
Место проведения – игровая площадка,футбольное поле.
Основная цель – научить бега подистанции.
Инвентарь – большой или маленькиймячик.
Организация. Начертить дугу, позадикоторой размещенные две и больших команды игроков, которые выстроенные в колонупо одном. Двое ведущих, назначаются из учеников, один из них находится за дугойпосредине между командами, держа в руках мячик, а второй стоит впереди на определенномрасстоянии от первого, расстояние между двумя ведущими может быть произвольнойи зависит от века, стати и подготовки учеников.
Проведение. За сигналом тренера ведущий,что находится за дугой, передает мячик второму ведущему, катяего по земле. Участники по одному с каждой команды бегут за мышцей.
Команда, представитель которой первымзатронет мячика, получает очко. Игра продолжаетсядо тех пор, пока все игроки не возьмут участия в игре.
Выиграеткоманда, которая в сумме набрала больше очков.
2)“ ЧЕЛНОЧНЫЙБЕГ “.
Место проведения – беговая дорожкастадиона.
Основная цель – воспитание умения владетьсобою, усвоение техники старта и развитие скорости.
Организация. Разметить две стартовых линиина расстоянии 20-30 метров одна от одной. Две команды, поделившисьна две половины (в каждой половине должна быть одинаковое количество игроков), выстраиваютсяза линию старта в колону по одном. Одна половина команды выстраивается одна за одной,а вторая за второй стартовой линией. Игроки команды имеют одинаковые номера.. Водной команде – парные, в второе – нечетные.
Проведение. Игроки принимают низкийили высокий старт.
По сигналом стартуют первые номера,которые бегут к вторым номерам и касаютсяих рукой. Прикосновенье рукой есть командой для бега вторым номерам, которые бегут к третьим номерам, третьи к четвертых ит.д.
Выиграет команда, которая первойзаняла свои начальные места.
Дляповышения результатов в метании использовались игры:
1) “ МЕТАНИЕВ ПОДВИЖНУЮ ЦЕЛЬ “.
Место проведения – ровная площадка,футбольное поле.
Инвентарь – три флажка для разметкиплощадки, мячик для игры в ручной мяч.
Основная цель – научиться меткометать мячик.
Организация. Разметить треугольник сдлиной сторон 10-15 метров. Возле любойиз вершин треугольника игроки выстроены по одном. Все игроки имеют порядковыеномера. Мячик находится в руках у игрока под первым номером. За сигналомведущего, игрок, у которого мячик в руках, начинает бежать первой. Как толькоон сделал 2-3 шаги, начинает бежать игрок под первым номером из группы, котораявыстроенная возле следующей вершины треугольника. Игрок, у которого мячик,передает в движении игроку, который начал бежать второй. Если второй игрокполучил мячик, бег начинает игрок под первым номером из группы. что выстроеннаявозле третьей вершины треугольника. Если он пробежал несколько шагов немупередают мячик. Бегают игроки по сторонам треугольника.
Игра проводится к тому времени, покавсе игроки не возвратятся на свои производныеместа.
2) “ТОЛКАНИЕМЯЧА В ОБРУЧ “.
Место проведения – небольшаяплощадка.
Инвентарь – гимнастический обруч,набивной мяч.
Основная цель – научиться толкать мячпод правильным углом.
Организация. Подвесить обруч на высоту2,5-3 метры над землей. На расстоянии 3-4 метров от места, над которым подвешенный обруч, провести линию, от которого будут толкать мяч. Однакоманда становится за этой линией, а вторая занимает место на второй стороне отобруча на расстоянии 3-4 метры от него.
Проведение. Ученики одной командыпоочередно толкают мячик, так, чтобы он пролетел через обруч. Ученики второйкоманды в настоящее время, подают мяч ученикам, которые его толкают. После тогокак все ученики сделали по одной попытке, команды меняются местами. Каждое попаданиев обруч оценивается в одно очко. Ученик, который не попал в обруч, или задевалободок, штрафуется одним очком.
Выиграет команда, которая набралабольшее количество очков.
Такое разнообразие подвижных игр даетвозможность направленно развивать определенные физические качества.
2.3 Результат педагогического исследования по выявлению ролиподвижных игр в детском оздоровительном лагере
Каждая игра - маленький вклад вбольшую копилку приобретаемых детьми навыков и умений. Ценность подвижных игр втом, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и втом, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большоеколичество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируютдыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мереспособствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижностьсуставов, особенно позвоночника. Так как организм функциональное единое целое,повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельностидругих органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания,в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, болееобильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельностьсердца и легких улучшает координацию движений и реакции нервных центров,ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и напсихическую деятельность.
Двигательная деятельность игровогохарактера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологическиепроцессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональныйподъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детейповышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всехцели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, болееточной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпевыполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостнойустремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолеватьразличные препятствия. Активная двигательная деятельность, к тому же, тренируетнервную систему ребенка. На фоне недостаточного количества часов физическойкультуры в школе в течение учебного года, в летнем оздоровительном лагере подвижнымиграм уделяется большое внимание.
Цель работы состояла в том, чтобы выявить,влияет ли увеличение объема подвижных игр на результаты и темпы приростапоказателей физической подготовленности. Чтобы судить об эффективности опыта,был проведен педагогический эксперимент. В педагогическом опыте подвижным играмотводилось 50 % времени.
Во время эксперимента осуществлялосьнаблюдение за учащимися, посещающими оздоровительный лагерь, и учащимися, непосещающими лагерь.
С целью выявления различия уровняфизической подготовленности учащихся, принимающих участие в эксперименте,проводилось тестирование в начале и в конце смены. Использовались следующиетесты-упражнения:
- бег 60 метров (для определенияскоростных качеств);
- прыжки в длину с разбега (дляопределения скоростно-силовых качеств);
- метание мяча
- подтягивание (для определениясиловых способностей);
- прыжки в высоту
На основе результатов тестированияпроведены сравнительные характеристики уровня двигательных способностейконтрольной ( дети, не посещающие оздоровительный лагерь) и экспериментальной(дети, посещающие оздоровительный лагерь) групп по среднему результату.
По всем результатам физическойподготовки наибольшие темпы прироста за время смены (21 день) наблюдались вэкспериментальной группе, (см. Приложение 1) где проводилось целенаправленноеразвитие двигательных качеств. В контрольной группе, результаты физическойподготовки изменились не значительно. (см. Приложение 2)
Таким образом, это позволяет утверждать,что:
- целенаправленное применениеподвижных игр положительно воздействует на формирование всех двигательныхкачеств;
- использование расширенного объемаподвижных игр способствует более высокому приросту двигательных качеств;
- дети экспериментальной группы(посещающие оздоровительный лагерь) с увеличенным объемом подвижных игрпревосходят детей контрольной группы (не посещающих оздоровительный лагерь) потемпам прироста показателей физической подготовленности. (см. Приложения 3,4)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что игра - это жизненно важный инеобходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. Посложности характера игр можно судить о быте, нравах и навыках данного общества.
Для ребёнка в игре предоставляется возможность представитьсебя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым,приобретая определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Детианализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя своидействия в схожих ситуациях в будущем.
В воображении ребёнка палка легко превращается в коня, стул вавтомобиль, таким образом, игра - абстрактное мышление ребёнка. Более того,игра для ребёнка – огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, гдеребёнок может всё, что захочет.
Игра хранит и передает по наследствуогромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений [16, c.45].
Игра — прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именнодетские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные,высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребёнка,которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическимполигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающимнравственное здоровье, разносторонность воспитания ребёнка.
Играодновременно — развивающая деятельность, принцип, метод и формажизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации,сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миромребёнка и миром взрослого.
Вместе с тем, как полагал когда-то А.С.Макаренко, создатьнекий идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, которые можно было бырекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного типа, детямразных возрастов и на все времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечнообновляется, изменяется, модернизируется. Каждое время рождает свои игры насовременные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному.
Игры учат детей философии осмысления сложностей,противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное,подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".
Игра — реальная и вечная ценность культуры досуга, социальнойпрактики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием,общением, творчеством, являясь их корреспондентом [20,c.60].
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аникеева Н.П.Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.
2. Бородай Ю.М.Воображение и теория познания. – М.: Просвещение, 1966.-287 с.
3. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.- 258 с.
4. Видякин Н.Я.Физкультура внеклассного мероприятия в школе.- М.: Просвещение, 2006.- 153 с.
5. Виноградова М.Д.,Первин И.Б. Коллективная деятельность и воспитание школьников.- М.:Просвещение, 1977.- 155 с.
6. Волокитина М.Н.Очерки психологии младших школьников.- М.: Академия, 1955- 183 с.
7. Выготский Л. С.Избранные психологические исследования.- М.: Прогресс, 1956.- 519 с.
8. Выготский Л.С.Развитие высших психических функций.- М.: Прогресс, 1960.- 500 с.
9. Доналдсон М.Мыслительная деятельность детей.- М.: Просвещение, 1985.- 190 с.
10. Жуков М.Н.Подвижные игры.- М.: Академия, 2000.- 160 с.
11. Запорожец А.В.,Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М.:Академия, 1978.- 176 с.
12. Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры.- М.: Академия, 2004.- 198 с.
13. Менджерицкая Н.В.Воспитателю о детской игре М.: Просвещение, 1982.- 256 с.
14. Найминова Э.Физкультура. Методика проведения. Спортивные игры.- Ростов-на-Дону.: Феникс,2003.- 342 с.
15. Рояк А.А.Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личностиребенка.- М.: Просвещение, 1988.- 113 с.
16. Рубинштейн С.Я.Методики экспериментальной патопсихологии.- М.: Академия, 1970.- 247 с.
17. Рубцов В.В.Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.- М.:Просвещение, 1987.- 160 с.
18. Сапогова Е.Е.Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6—7 лет.- М.:Академия, 1986.- 146 с.
19. Хухлаева Д.В.Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.- М.:Академия, 1971.- 256 с.
20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:Педагогика. 1978, - 324 с.
Приложение1
Таблица 1
Дети,посещающие лагерь (экспериментальная группа)
| В начал смены | В конце смены | |||||||||
| Ученики | Бег60 м.с. | Прыжки в длину, см. | Метание мяча, м. | Подтя гивание, р. | Прыжки в высот см. | Бег 60 м.с. | Прыжки в длину, см | Метание мяча, м | Подтя гивание, р. | Прыжки в высот см. |
| Ученик 1 | 11.5 | 260 | 28 | 4 | 110 | 10.6 | 259 | 29 | 6 | 115 |
| Ученик 2 | 11.2 | 265 | 25 | 4 | 100 | 10.7 | 270 | 27 | 5 | 110 |
| Ученик 3 | 10.6 | 289 | 27 | 6 | 100 | 10.2 | 295 | 28 | 6 | 105 |
| Ученик 4 | 10.4 | 335 | 36 | 7 | 115 | 10.0 | 334 | 35 | 7 | 120 |
| Ученица 5 | 11.5 | 211 | 12 | 10 | 90 | 11.1 | 218 | 12 | 12 | 95 |
| Ученица 6 | 10.6 | 281 | 20 | 18 | 105 | 10.2 | 282 | 22 | 18 | 110 |
| Ученица 7 | 10.9 | 278 | 21 | 15 | 100 | 10.2 | 280 | 25 | 17 | 105 |
| Ученица 8 | 10.4 | 295 | 23 | 19 | 110 | 10.1 | 305 | 23 | 19 | 110 |
| Ученица 9 | 10.3 | 298 | 21 | 20 | 105 | 9.8 | 300 | 26 | 23 | 110 |
| В среднем по группе | 10.8 | 279 | 23.6 | 11 | 105 | 10.4 | 283 | 25 | 13 | 110 |
Приложение2
Таблица 2
Дети, непосещающие лагерь (контрольная группа)
| В начал смены | В конце смены | |||||||||
| Ученики | Бег60 м.с. | Прыжки в длину, см. | Метание мяча, м. | Подтя гивание, р. | Прыжки в высот см. | Бег 60 м.с. | Прыжки в длину, см | Метание мяча, м | Подтя гивание, р. | Прыжки в высот см. |
| Ученик 1 | 11.0 | 257 | 26 | 6 | 115 | 11.2 | 259 | 25 | 7 | 115 |
| Ученик 2 | 11.7 | 267 | 23 | 5 | 100 | 11.8 | 265 | 25 | 5 | 100 |
| Ученик 3 | 10.5 | 289 | 28 | 6 | 105 | 11.0 | 288 | 29 | 6 | 110 |
| Ученик 4 | 10.4 | 331 | 37 | 8 | 115 | 10.5 | 332 | 36 | 8 | 115 |
| Ученица 5 | 11.5 | 213 | 12 | 11 | 100 | 11.4 | 214 | 13 | 12 | 100 |
| Ученица 6 | 10.2 | 281 | 23 | 20 | 115 | 10.3 | 282 | 24 | 21 | 115 |
| Ученица 7 | 10.7 | 280 | 20 | 18 | 105 | 11.0 | 282 | 20 | 19 | 105 |
| Ученица 8 | 10.2 | 289 | 24 | 16 | 110 | 10.0 | 289 | 25 | 15 | 110 |
| Ученица 9 | 10.3 | 295 | 25 | 17 | 115 | 10.5 | 297 | 24 | 16 | 120 |
| В среднем по группе | 10.7 | 278 | 24 | 12 | 110 | 10.9 | 279 | 24 | 12 | 110 |
Приложение3
Приложение4
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!