Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Эпическое мышление в истории киргизского фольклора

Тип Реферат
Предмет Культура и искусство
Просмотров
1165
Размер файла
28 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Эпическое мышление в истории киргизского фольклора

Пайзилда Ирисов, доцент кафедры киргизской литературы Ошского государственного университета, Республика Кыргызстан.

Общеизвестно, что явления природы и их свойства вызывали у древних людей разные эмоциональные чувства: страх, изумление, радость, непонимание. В свою очередь эти действия формировали у них желание познать эти явления. Можно считать это началом становления эмпирического знания.

В дальнейшем, благодаря развитию словесного искусства, люди стали выражать свои впечатления устно-поэтическим описанием этих явлений. Естественно происхождение и становление словесного искусства проходит долгий путь развития. Это закономерный и общий для истории всех народов процесс. Однако в последующих стадиях развития каждый народ обретает свой путь, свою традицию и развивает свою культуру и язык.

В этом плане киргизы отличаются от других народов тем, что в их истории особую роль сыграл фольклор. В нем целостная система жанров, великолепные эпические памятники, расцвет акынского творчества. Начиная с середины XIX века и поныне ученые изучают особенности акынского творчества, исследуют проблемы развития жанров, описывают их масштабность, однако до сих пор остаются белые пятна в истории кыргызского фольклора.

Одним из этих "нетронутых" проблем является историческое развитие эпического мышления.

Эпическое мышление - это совокупность творческих способов создания фольклорных произведений, особая творческая психология, связанная с гиперболизированным восприятием свойств предметов, явлений природы, качеств вещей и животных.

Применительно к особенностям исторического развития каждого фольклора называют его по-разному: эпической памятью, эпической эпохой, эпическим творчеством. В то же время это связано с неодинаковым восприятием и пониманием этих особенностей.

В одном случае, имея ввиду сохранение эпических памятников в памяти народа называли эпической памятью. В другом случае, определяя характер развития фольклора, дали название "эпическая эпоха". А в третьем случае, изучая возникновение эпических жанров, называли просто эпическим творчеством.

Киргизскому фольклору присущи все названные свойства. Сказители эпоса от поколения к поколению передавали содержание эпоса в полном объеме, сохраняя от мельчайших элементов характера и образов до грандиозных событий и идей. Здесь необходимо отметить и то, что содержание эпоса - это не просто сюжетная канва, но, прежде всего собственное видение каждого сказителя тех или иных героев и описываемых событий. В то же время это живая общенародно принятая творческая традиция. Во-вторых, в долгой истории киргизский народ беспрерывно подвергался нашествию чужеземных врагов. Когда народ, отдельный род или союз племен одерживали победу над врагом - восхваляли богатырей, воспевали великий дух народа, а когда были побеждены - слагали песни о скорбном времени. Словом, эпические сказители создавали эпосы, содержащие в основном исторические события. Естественно, у исследователей этот процесс получил название "эпическая эпоха". И, наконец, особенности творчества сказителей и их великолепное исполнение дали повод для названия "эпическое творчество".

Перечисленные особенности дают основание полагать, что в истории киргизского фольклора все же было эпическое мышление, при помощи которого и создавались грандиозные эпические памятники, и оно воспринималось общенародно, устойчиво обосновавшись в духовной жизни народа. Оно как свойство живого творчества в истории духовной жизни народа становится главной отличительной чертой киргизского фольклора.

Происхождение эпического мышления не было одномоментным, оно имело свою продолжительную историю становления. В этом процессе большое значение имел словесно-поэтический язык, то есть язык, которым владели знатоки истории, народных преданий и фольклора. Будучи одновременно и знатоками, и исполнителями, и хранителями того художественно-поэтического наследия эти типы словесно-поэтического творчества хранили в памяти богатейшую информацию из области древнейших загадочно-фантастических и мифологических представлений родов и племен. Своим знанием и творческим даром они имели огромное влияние на слушателей. Устами этих знатоков создавались и передавались сказочные, фантастические образы зооморфных существ, описывались страшные события и поступки людей, загадочные свойства животных и вещей.

Изучая исторические и фольклорные материалы, особенно творчество акынов-импровизаторов, можно предположительно установить следующие четыре периода развития эпического мышления в истории киргизского фольклора. Надо отметить об условности этих периодов в смысле указанных исторических времен, ибо нет пока научно установленных учеными-историками единой периодизации истории киргизских родов и племен; в то же время она вряд ли имеет большое значение в истории последовательного развития киргизского фольклора и происхождения в нем индивидуального творчества, то есть творчества акына, в целом эпического мышления. Описанные нами особенности и признаки вполне могут быть присущи и другим периодам, что вполне допустимо.

Все же историческая закономерность развития фольклорных жанров и происхождение в нем индивидуального творчества (т. е. творчества акынов) дает основание полагать, что становление и дальнейшее развитие эпического мышления произошли именно в этих периодах. Итак, первый период: IV - VIII века. К этому периоду знатоки старины, традиции, истории и фольклора становятся одновременно и искусными исполнителями. В их репертуаре имеются мифы и легенды о загадочно-фантастических событиях и свойствах людей и животных, а форма исполнения - песенно-словесное красноречие с обилием в нем пословиц и поговорок и других жанров. Такой характер развития фольклора обогащает дискурсивное знание исполнителя, а его способность запоминания превращает его память в клад информации. Способность же к импровизированному песнопению развивает у них элементы художественно-поэтической интуиции, то есть, грубо говоря, умение выбирать нужные рифмы, строки и выразительные средства выражения для изложения содержания своей песни.

Эмпирическое знание тех знатоков может дать слушателям возможность, верно, понимать свойств явлений, к тому же нужно ли понимать их, если они, прежде всего, вызывают восхищение страх, гордость и переживание. И сами исполнители хотят восхитить их, чем дать им разъяснения. А для того, чтобы вызвать сильные эмоции у слушателей нужно такое выразительное средство, которое безоговорочно убедило слушателя в правдоподобии сказания и восхищало услышанные события, поступки и свойства героев. Именно таким средством было художественное преувеличение или как его еще называют исследователи гиперболизация свойств явлений и предметов. Это бесспорный, раз и навсегда обосновавшийся признак эпического мышления в истории устно-поэтического творчества киргизского народа.

Таким образом, в первом периоде формируется эпическое мышление, вследствие чего все знатоки и исполнители разделяются на такие типы индивидуального творчества, как:

1. Ырчы

2. Сынчы

3. Чечен

4. Жомокчу

"Ырчы" - певец-импровизатор, слагающий песню на любую тему без предварительной подготовки, то есть моментально. Их арсенал выразительных средств богат элементами эпического мышления. Однако главное в их творчестве - особая психология творчества, логичность поэтических рассуждений, благозвучие и красота поэтического изложения предметов и явлений. В свою очередь и они делятся на различные типы. В долгой истории в их творчестве формировались свои жанровые виды. Но это уже не входит в наш объект изучения.

"Сынчы" - так называли представителей индивидуального творчества в истории фольклора, которые отличались рациональным мышлением и проницательным умом. Они в основном занимались высказыванием и рассуждением о будущем человека, о скрытых свойствах, качествах внешне незаметных людей, коней, вещей и предметов, связанных с жизнью человека, созданных ими в текстах и высказываниях - обилие признаков и средств эпического мышления.

"Чечены" - представители индивидуального творчества, владеющие мастерством красноречия и иносказания. В их арсенале много эффективных умозаключений, сатиры и юмора, высмеивающих отрицательные черты характера людей. Чечены каждого рода состязались в красноречии и спорах на различные жизненные темы. Они имели огромное влияние на свой род, были советниками главы рода по вопросам взаимоотношения с другими родами, исполняли роль дипломата, разрешали спорные вопросы, тем самым прославляли свой род, поднимали его престиж. Тематика их выступлений разнообразна, охватывает все сферы жизни рода. Они тоже в своем творчестве применяли средства эпического мышления.

"Жомокчу" - (сказитель) так называли талантливых исполнителей эпических памятников и эпосов. Отличаясь особым творческим даром, они знали все созданное в истории народа творческое наследие: мифы, легенды, сказания, сюжетные исторические песни, песни импровизаторов, высказывания исторических личностей, хранили в памяти все сведения, связанные с историей, фольклором и жизнью народа. Свое творчество и исполнение богатырских, мифологических, фантастических эпосов обосновали на эпическом мышлении.

Второй период: VIII - XIV века. В течение этого периода в истории народа происходят различные события: нашествия чужеземных врагов, создание крупных родоплеменных объединений и, наконец, в 840 году полная победа над уйгурами, которые чаще чем другие подвергали нашествию киргизские племена. В дальнейшем в Центральной Азии происходят частые смены династий: власть арабского халифата переходит к саманидам. Их сменяют караханиды. В свою очередь всю Центральную Азию завоевывают монголы под предводительством Чингисхана. А киргизы после той победы укрепляют родоплеменные объединения, смысл которых становится очевидным для каждого. Родовые певцы-импровизаторы восхваляют главы родов и племен за стремление объединиться, прославляется их единство и дружба между ними. Так, легендарный певец IX века Жайсан воспевал подвиги Кыргызхана, предводителя усунов (близких предков киргизов) за то, что он объединил многие племена, побеждал нападавших врагов. Одним словом, воспевание подвигов богатырей, прославление вождей родов и племен становится основной тенденцией в развитии фольклора. Она же стала почвой для дальнейшего развития и укрепления эпического мышления у сказителей.

Исследователи эпоса "Манас" верно замечают ту особенность развития творчества сказителей, что воспетые ими богатыри были прообразами Манаса, что этот океаноподобный эпос - вершина древнекыргызского духа, что он энциклопедия жизни киргизского народа. Все это верно. Однако также кажется, что наряду с великими идеями, грандиозным содержанием, великолепными образами не меньшее, а может быть и большее значение имеет сам творитель - эпическое мышление. Действительно, эпос "Манас" - пик в развитии эпического мышления в истории фольклора. Этот грандиозный эпос убедительно показывает путь развития эпического мышления от начальных выразительных средств до уровня эпического видения явлений действительности, создания самого эпоса, величия устно-поэтического менталитета киргизского народа.

Третий период: XV - XIX века. Этому периоду присущ новый расцвет творчества певцов-импровизаторов и сказителей. Акыны в своих назидательных и философских песнях освещают проблемы человеческой жизни, рассуждают о ее смысле. А сказители наряду с богатырскими, волшебно-фантастическими эпосами создают и исполняют лиро-эпические дастаны - народных поэм, где в присущей сказителям манере излагаются проблемы семейно-бытового и социального характера. И здесь главенствует эпическая форма изложения: глубина и острота проблем требует именно эту форму, хотя здесь и события, и герои, и образы социально-бытового характера.

Такое развитие связано с новыми нашествиями врагов на киргизскую землю. Они всегда приводят к разорению, угнетению, что отражается в фольклоре. К тому же творчество импровизаторов достигло уровня воспевания последствий таких событий, ведущими темами в них становятся сочувствие и сострадание простым людям, показ их как носителей добра и справедливости. Однако это было видимо одно из направлений, ибо снова оживает эпическая традиция: повсеместно появляются исполнители богатырских эпосов, особенно манасчи-исполнители эпоса "Манас". Такой характер развития фольклора объясняется всплеском эпического мышления. В век сострадания в сознании народа оживает его история, богатырское прошлое и традиции. А в сознании кыргызов она связана с эпическим мировосприятием.

Четвертый период: XIX - XX века. В эпоху этого периода на фоне бытования устойчивых жанров фольклора переживает расцвет творчество акынов-демократов и исполнителей эпоса "Манас". Само развитие достигает того уровня, когда импровизаторы в своем творчестве воспевают больше общественных, общенародных и жизненных проблем, чем традиционные или общепринятые и хвалебные песни в честь известных в народе людей. Сам характер развития общества требовал этого: бесправие и угнетение народа со стороны Кокандского ханства и после них - колонизация Россией. А гениальные исполнители "Манаса" создают полное содержание эпоса во всех трех частях: "Манас", "Семетей" и "Сейтек". В истории такого еще не было.

Среди манасчи особой популярностью выделялись легендарные: Келдибек, Балык, Тыныбек, Чоюке, Сагымбай, Саякбай. А из талантливых акынов-импровизаторов - Калыгул, Молдо Нияз, Эсенаман, Женижок, Токтогул, Барпы и другие.

Вкратце описывая эти периоды, мы исходили из того, что во всех случаях, звеньях и в целом процессе движущей силой всегда выступало эпическое мышление. В содержании всех эпических памятников есть вечно сохранившиеся следы этого феномена. Эти следы в языке изложения, в выразительных средствах и в психологии сказителей. А слушатели воспринимают это как естественное, само собой разумеющееся, в то же время как великое искусство. Восприятие слушателей тоже сложное явление, оно тоже формировалось под непосредственным влиянием эпического мышления.

Вершиной эпического мышления и ярким проявлением его развития в истории киргизского фольклора является эпос "Манас". В нем богатейшие, и в то же время спрессованные эпические идеи, насыщенные выразительные средства эпического изложения. А эпические образы и события, богатырские поступки героев и нечеловеческие свойства их характера лишний раз подтверждают ту мысль, что в отличие от эпической памяти других народов у киргизов все же было эпическое, живое, творческое мышление. Свидетельством этого являются не только великолепные эпические памятники, которые сохранились и живут в духовной жизни народа, но и их исполнение все возрастающий интерес слушателей к творчеству сказителей. Следы и образцы (языковые элементы) сохранились до сих пор в живом киргизском языке, как патетические выразительные средства и стиль выражения грандиозных событий.

Несколько соображений о самом исполнении. Легенды и рассказы свидетелей сохранили информацию, хотя очень поверхностную, о процессе исполнения талантливых ырчи-импровизаторов и сказителей эпосов. Например, о каком-то акыне, что для него пение, что для птицы - полет. Или такой вариант: Акын как птица, прежде чем улететь набирает воздух и улетает. И он сначала "набирает" вдохновение и начинает неудержимо петь. Есть и здесь крылатые выражения, типа: "он поет, как льется с неба дождь", "его пение как текущая вода". Кстати, рассуждая об этимологии термина "акын" казахские исследователи связывают со словом "агын" - течь, течение. Однако есть еще термин "ырчы" - певец, который живет в языке, устойчиво применяется, как и "акын". Отсюда появились и другие сложности: "акындар поэзиясы" - "поэзия акынов", "ырчылар чыгармачылыгы" - "творчество певцов" и другие. В свое время академик К.Юдахин написал специальную статью "О кыргызском термине акын" для уточнения их применения и происхождения (см. Сборник статей, посвященный 70-летию академика В.С. Гордлевского. М., 1953 г). Однако в научном обиходе продолжают применять и те, и другие термины.

Вернемся к нашей теме. Исполнение - это творческий акт, экстаз, само проявление эпического мышления. Его уровень и качество связаны со многими данными личности, его психологии и творчества. В творческом акте проявляются глубина и широта, динамика и темп, дискурсивное знание и интуиция певца в одном порыве. Науке еще не известны свойства и особенности такого феномена. Такое сочетание качественных свойств или способность человека испокон веков в народном просторечии называют талантом. В истории науки попытались познать его проявление, природу, границы в общечеловеческом, теоретическом плане. А вот его национальные формы проявления или национальные особенности не изучены. К ним относятся и талант и способности киргизских сказителей и акынов-импровизаторов. Можно констатировать, что у них вместе с умением моментально слагать песню на любую тему, быстрым и рациональным мышлением удивительным образом сочетались способности эпического видения явлений, и мышления о них. К тому же с таким талантом они могли выразить самые нужные и ценные идеи, создавали бессмертные, любимые народом образы. Однако не было возможности зафиксировать процесс песнопения, когда они были живы. Все сказанное относится к творчеству акынов-импровизаторов. А вот с творчеством сказителей, особенно, эпоса "Манас" получилось по-иному, намного лучше.

Гениальными сказителями считают Сагымбая Орозбакова (1867 - 1930) и Саякбая Каралаева (1894 - 1971). У первого успели записать в 30-е годы две части эпоса. Его вариант считается в художественном отношении наиболее современным и "нетронутым", т.е. не подвергшимся никаким влияниям и редактированию. Поэтому в его варианте много творческого, поэтического и исторического. В этом смысле его "Манас" - вершина процесса становления и развития эпоса, его превращения в энциклопедию народной жизни, как это утверждают исследователи.

По сравнению с его "Манасом" вариант Саякбая Каралаева отличается превосходным объемом, полнотой содержания. (Текст записан во всех трех частях: "Манас", "Семетей", "Сейтек").

Без преувеличения можно сказать, что киргизские кинематографисты Болот Шамшиев и Мелис Убукеев и другие совершили подвиг, засняв на кинопленку десятки тысяч метров процесс исполнения эпоса Саякбаем Каралаевым.

В этом плане народный писатель Чингиз Айтматов совершил переворот и внес неоценимый вклад в дело изучения, сохранения и издания эпоса, очистив этот живой процесс от влияния нигилизма, упрощенного восприятия и от идеологического редактирования "специалистов".

Теперь некоторые выводы из сказанного и соображения о современном состоянии эпического мышления. Его происхождение можно представить по следующей схеме:

Естественно здесь мы опускаем некоторые само собой разумеющиеся подробности. К примеру, чувственное восприятие явлений сопровождается такими эмоциональными элементами творчества как восхищение, радость, страх и т.д.

Чувственное восприятие и опыт формируют эмпирическое знание сказителя. Оно же приводит в "движение" процесс устно-поэтического описания. А все, вместе взятое приводит к эпическому мышлению.

Рассуждая об эпическом мышлении в истории киргизского фольклора, убеждаемся в том, что возникшее в стародавние времена оно живет и поныне: в языке, в психологии, в творчестве современников. К примеру, современные кыргызы в повседневной жизни, описывая события и поступки людей, прибегают к повелительной форме изложения. Это - сама языковая традиция и, несомненно, следы эпического мышления.

В современной кыргызской литературе особенно в исторических романах писатели часто применяют выразительные средства эпического характера, и они воспринимаются читателями как высокое художественное качество произведения и мастерство писателя.

Такие писатели, как Чингиз Айтматов, творчество которого есть явление мировой литературы, синтез национального и мирового художественного опыта, казалось бы, давно оторваны от эпического видения явлений, однако в своих острофилософских романах, выступлениях и статьях естественным образом прибегают к планетарному эпическому суждению. Вспомним образы Исмаила, Толгоная, Танабая, Едигея, спрессованные глобальными идеями романа "Плаха" и "Тавро Кассандры", полные тревог и переживаний диалоги "Ода величию духа" и "Плач охотника над пропастью", статью "Сияющая вершина древнекыргызского духа". Перечисляя эти произведения, невольно думаешь не только о величии и значении эпического мышления в истории кыргызов, но и о том, что этот феномен живет и в наше время, подпитывая язык, мышление, психологию и творчество наших современников.

Для дополнения мы могли бы привести примеры (в переводе на русский язык), например, описание богатырей, их коней, сцены сражений, однако, полагая, что это удел других исследователей, считаем, что наше рассуждение всего лишь попытка представить себе феноменальное явление, явления-творца в истории кыргызского фольклора.

Список литературы

1. А.А. Потебня. "Эстетика и поэтика" М.1976.

2. Э.Б. Тэйлор. "Первобытная культура" М.1989.

3. Энциклопедический феномен эпоса "Манас". Б.1995.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно