Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации

Тип Реферат
Предмет Педагогика
Просмотров
743
Размер файла
26 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации

Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание молодежи. Однако постсоветский период в истории России привел к серьезным изменениям в ценностных ориентациях подрастающего поколения. В сознание молодых людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. В подростковой среде распространилось ощущение неполноценности статуса россиянина, укрепилось мнение, что современной России гордиться нечем.

Скептическое отношение к национальной культуре обусловило увлечение западным образом жизни. Разрушение отлаженной системы воспитания стало одной из причин популярности воззрений националистического, шовинистического и даже фашистского толка, искаженного толкования понятий "Отечество", "гражданство", "патриотизм", "интернационализм", "национализм", "космополитизм" и т.д. В столь опасной ситуации необходимо постепенное формирование нового, российского патриотизма, в котором должны гармонично сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорит о том, что «само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, костного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [1, с. 1].

Возвращение государства к проблемам воспитания связано с обозначением его приоритетных направлений. Особое место серди них, принадлежит патриотическому воспитанию, которое является главным средством укрепления единства и целостности Российской Федерации. Важным этапом на пути возрождения системы патриотического воспитания стала разработка государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы".

Реализация государственной политики в области патриотического воспитания требует уточнения ряда ключевых понятий, в частности понятия "российский патриотизм". Сегодня оно предполагает бережное отношение к героическому историческому прошлому страны, понимание современных противоречивых реалий, уважение к народам, населяющим Россию, их национальному достоинству, культуре. Нельзя забывать, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации, а сближает их. Развитое патриотическое сознание предполагает понимание всех народов, живущих на территории страны, как единой семьи, каждый член которой уникален по-своему, В российском патриотизме чувство гражданина сочетается с чувством малой родины, родной республики, области или национального округа.

Развитие России как многонационального, многоконфессионального государства предполагает решение задач воспитания:

- любви к Отечеству и уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

- любви к родному языку, культуре своего народа;

- уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности;

- понимания русского языка как важнейшего средства межнационального общения и взаимосближения народов России;

- правового сознания и правовой культуры;

- глубокого уважения к общечеловеческим ценностям;

- веротерпимости, внимательного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей;

- непримиримости ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности.

Общегосударственный подход к проблемам патриотического воспитания задает основные аспекты деятельности в этом направлении всех субъектов Российской Федерации. Республика Дагестан может стать моделью воплощения идей патриотизма в системе социального воспитания. По своему полиэтническому составу она подобна России в целом. Дагестанский народ, как и российский, представляет собой общность особого типа, предполагающую единство в многообразии и характеризующуюся рядом основополагающих признаков:

- это полиэтническое многоединство, а не аморфная масса и не конгломерат механически скомпонованных этносов;

- это историческая общность, возникшая не века, а тысячелетия назад;

- это не этническое, а социально-культурное образование;

- это интернациональная по возникновению и содержательная, по сути, общность, не различающая свои составляющие по признаку: "коренные — некоренные";

- это единый сплоченный народ со своей национальной идеей, чувством патриотизма, морально-этическим кодексом;

- это народ-носитель евразийского образа мыслей и евразийских духовно-эстетических признаков и поведенческих стереотипов;

- это народ-носитель русского языка как средства межнационального общения, четырнадцати национальных языков со своей письменностью и шестнадцати бесписьменных языков.

Понимание специфики дагестанского народа позволяет определить такой феномен, как "дагестанский патриотизм". Он включает любовь к родному этносу, к Дагестану, к России. Эти компоненты разграничиваются в целях научного анализа, однако они не выстраиваются в ценностно детерминированную уровневую иерархию, так как представляют собой равнозначные и рядоположенные понятия. Фундаментом патриотического воспитания является национально-культурная идентификация личности, осознание своей принадлежности к определенной культуре и иитериоризация ее ценностей. В силу исторических особенностей для дагестанца одинаково важным является освоение и творческое развитие двух культурных традиций — национальной и общероссийской. Их интеграция происходит естественно и является обязательным условием успешной социализации.

Общеизвестно, что важнейшим механизмом, обеспечивающим культурную идентификацию, является язык. На его неоспоримую роль в патриотическом воспитании указывал К.Д.Ушинский: "Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей ее духовной жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся родина... В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается.,, вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое и живое целое". Итак, язык педагог рассматривает как живой организм, в котором отражаются судьбы, думы и стремления народа. Формирование духовно богатой личности с развитым патриотическим чувством невозможно вне контекста национальной духовной традиции. Усвоение языка означает приобщение к ней, погружение в сокровищницу национальной культуры.

В Дагестане сложилась уникальная языковая ситуация: вследствие длительного взаимодействия русского и национальных языков сформировалось массовое национально-русское двуязычие, которое считается нормой для разнонациональных дагестанцев. Русский является для них необходимым, жизненно важным вторым родным языком. Феномен билингвизма создает условия для формирования поликультурного образовательного пространства. Исходя из понимания поликультурности как способности сознания свободно интегрировать различные, подчас амбивалентные взгляды, смыслы, представления, ценности самобытных субкультур (В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк), нетрудно прийти к выводу, что полиязычие Дагестана можно рассматривать как фактор естественно возникшей и исторически закрепленной семиотической неоднородности, обеспечивающей постоянное мыслетворчество, развитие креативного мышления, панорамное видение мира, возможность говорить на нескольких языках (в прямом и переносном значениях слова). В связи с этим языковая ситуация в республике служит основой для воспитания таких необходимых человеку третьего тысячелетия и определяющих современное понимание патриотизма качеств, как толерантность, принятие общечеловеческих и этнических ценностей, любовь к малой и большой родине, способность к самостоятельному ответственному выбору и др.

Несмотря на очевидные преимущества билингвизма, у него находятся противники. То и дело появляются различные теории, в основе которых лежит стремление к достижению моноязычия, которое якобы является необходимым условием оформления дагестанского этноса. Так, М.Г.Магомедов предлагает ввести в учебные планы "новый синтетический язык". Он, по мысли автора, востребован необходимостью "одного лидирующего языка, способного постепенно консолидировать народ, превратить его, наконец, в единую дагестанскую нацию, создать предпосылки для бесконфликтного, естественного нарождения в республике новой общности, говорящей на едином нахдагском языке" [2, с. 8]. Изучение этого языка обеспечит Дагестану "настоящий прорыв в дальнейшем социокультурном развитии", более того, как пишет М.Г.Магомедов, будет устранен "мощный барьер на пути консолидации его народов — беспрецедентное многоязычие". Автор убежден, что "гипотетическое появление нахскодагестанского языка неизбежно повлечет за собой нарождение просвещенных поколений людей, которые искренне будут ощущать и называть себя дагестанцами, они создадут базу для обновленного культурного пространства единого Дагестана, живущего не фольклорным прошлым, а созидательным настоящим и будущим" [2, с. 13]. Однако мы не можем согласиться с идеей создания новой нации с помощью искусственного языка. Она антинаучна, поскольку противоречит логике исторического развития Дагестана, а ее реализация может привести к утрате национального своеобразия, разрушению культурной традиции.

Противники билингвизма предлагают и другой путь его искоренения — преимущественное освоение родного языка как главного инструмента познания. Так, В.Г.Костомаров и О.Д.Митрофанова рекомендуют снизить уровень функционирования русского и поднять престиж национального языка. Человеку, который воспримет этот совет вне контекста конкретной этнолингвистической обстановки, трудно возразить против него. Однако, если исходить не из абстрактной формулы соотношения родного и второго языка, а из реальной действительности дагестанской полиэтнии, сужение ареала функционирования русского языка не только не станет фактором функциональной активизации родного, но и окажется причиной целого ряда негативных последствий в социокультурной жизни народов республики. Нельзя забывать, что русский язык выполняет функции, неподвластные и непосильные национальным: межэтническое общение, обучение в старших классах средней школы, среднее специальное и высшее образование, научно-исследовательская деятельность, телевещание, система сервиса и т.д.

Мы разделяем понимание, которое вкладывает в термин "родной язык" В.А.Аврорин: «Научное определение понятия "родной язык", которое не следует отождествлять с понятием официально-паспортным и различного рода метафорическими употреблениями соответствующего термина, может иметь следующий вид: родным является тот язык, которым данный человек или коллектив людей наиболее свободно и активно пользуется во всех случаях жизни, с помощью которого они, в частности, — и это особенно показательно — чаще и легче выражают свои мысли любого содержания, т.е. на котором они обычно думают" [3, с. 172]. Из этого определения вытекает мысль о том, что дагестанско-русский билингв, свободно владеющий своим национальным и русским языками, пользующийся ими в свойственных им областях общественной жизни, может идентифицировать себя как носитель двух родных языков, что соответствует дагестанской культурной традиции и создает уникальные возможности для всестороннего развития личности.

Владение несколькими языками для дагестанцев является непременным условием этнической идентификации, которая в случае билингвизма предполагает учет не столько этнического, сколько социального аспекта. В связи с этим следует остановиться на проблеме этнической и межэтнической социализации личности. "Этническая социализация, — пишет З.Т.Гасанов, — это воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность. Этническая социализация формирует национальное самосознание индивида" [4, с. 51]. Соответственно, сущность межэтнической социализации заключается в освоении личностью воздействующих на нее межнациональных, межконфессиональных, межкультурных отношений. В Дагестане человек получает межэтническую социализацию в разнонациональной коммуникативной среде в процессе игровой, учебной, трудовой и т.д. деятельности. При этом важнейшее значение придается процессу речевого общения, так как только оно способствует актуализации ментальной сферы человека. Монолингвальный дагестанец, знающий только язык своей национальности, получивший этническую социализацию, отличается от дагестанско-русского билингва отсутствием межэтнической социализации. В свою очередь межэтническая социализация монолингва с единственным русским языком неполновесна, так как в ее основе нет этнической составляющей.

В силу полиэтнической организации республики для дагестанцев надо считать правильной идеологию тройной идентичности. Они ощущают себя в трех ипостасях: как люди, принадлежащие к определенному дагестанскому народу, как дагестанцы и одновременно как россияне. Этот факт следует рассматривать как неоспоримое преимущество, поскольку он позволяет сформировать мировоззрение, востребованное современным сложноор-ганизованным поликультурным миром.

В много национальном Дагестане, как и в России в целом, воспитание детей должно осуществляться в режиме диалога культур, когда "учащиеся выводятся на поликультурный уровень мышления и мироощущения, в детском коллективе воспитывается межнациональное и межконфессиональное согласие, толерантность, общероссийская идентичность" [5, с. 220]. Формирование этнической идентичности дагестанца предполагает сочетание национального и интернационального, своего языка и языка межнационального общения, любви к родному этносу, к другим таким же этносам Дагестана, к российскому полиэтническому народу. В условиях многонациональной республики одинаково должно уважаться чувство русского, представителя многомиллионной нации, чувство аварца, принадлежащего к самому многочисленному этносу, и чувство цахурца, носителя языка и культуры самой малочисленной этнической группы. В таком демократическом духе должно воспитываться молодое поколение, чтобы достойно представлять Российскую Федерацию и ее полиэтнический, поликонфессиональный народ.


Функционирование массового двуязычия в Дагестане, максимальная гармонизация языкового взаимодействия способствуют эффективной реализации патриотического воспитания личности на основе этноязыковой идентификации. Ее формирование происходит в школе в процессе изучения литературного русского и родного языков. Педагог должен воспитывать дагестанцев в духе безусловного признания ведущей, доминирующей роли русского языка, его роли в их становлении как образованных и интеллигентных людей. Он должен также показывать учащимся, что этот процесс станет более успешным при условии владения языком родной национальности.

Громадную роль в воспитании молодого поколения республики играют судьбы выдающихся горцев-патриотов, в которых воплощены лучшие качества дагестанцев в гармоническом сочетании с чертами русско-европейского интеллигента. Хорошо известный педагогам метод примера в данном случае приобретает особый смысл. Речь идет о выборе таких исторических фигур, которые могут послужить образцом полиязыковой и поликультурной личности. При этом важно, чтобы знакомство с их судьбой сопровождалось обращением к их художественному и публицистическому наследию. Факты биографии будут оказывать влияние на выбор учащимися поведенческих моделей, творчество, воздействуя на эмоциональную и когнитивную сферу личности, позволит почувствовать себя частью мира, созданного писателями, прожить жизнь героев и сделает объективные ценности личностными, обеспечив осмысленный самостоятельный выбор патриотических ориентиров, ощущение гордости за свой народ и Россию в целом.

В контексте предлагаемого подхода интересна судьба Сайда Габиева — просветителя, поэта, писателя, публициста, журналиста. Его личность служит эталонной моделью горца европейской интеллигентности, образцом национально-русского билингва, пропагандиста русского языка, русской литературы как средств культурного прогресса дагестанского народа, горячего патриота, которым он проявлял себя во всем, что составляло его деятельность. Одинаково хорошо владея лакским и русским языками, С.Габиев писал на них стихи и прозаические произведения. Знакомство учащихся с ними, сопоставление оригинальных и переводных текстов будет способствовать не только и не столько лингвистической и литературоведческой подготовке, сколько погружению в мир дагестанской культуры, в которой испокон веков существовало толерантное отношение ко всему иноэтническому, привносимому извне.

С точки зрения этноязыковой идентификации личности целесообразным будет обращение к жизни и творчеству Эффенди Капиева. Язык его книг во многом подготовил условия для превращения русского языка в средство межнационального общения в полиэтническом Дагестане. Русскоязычная литературная деятельность Капиева способствовала активизации культурного взаимодействия, духовному взаимосближению и взаимообогащению дагестанцев. В русском языке писатель видел то средство, благодаря которому жители республики должны стать образован ным, культурным, цивилизованным народом.

Э.Капиев является примером патриота. Он в тяжелое для советского народа время ушел добровольцем на фронт, на передовую, защищал Родину от фашизма не только как боец, но и как талантливый журналист. В публицистике военных лет много исповедального. Рефлексия писателя, критический анализ своих мыслей, чувств, поступков могут служить основой для развития подобных качеств у учащихся. В своей воспитательной работе педагогу полезно использовать признания Э.Капиева, избегая идеализации его личности. Эффект воспитательного воздействия образа художника будет заключаться в изображении его таким, каким он был на самом деле.

В деле воспитания патриотизма, гражданственности, интернационализма, нравственности личности большое значение имеют произведения, в которых главный герой проявляет эти качества в естественных условиях, а не в резонерской риторике. В этом плане, наряду с фронтовыми записями Э.Капиева, большим потенциалом обладает его книга "Поэт", где утверждается непоколебимая вера в добро, справедливость, преданность Родине, которая, по словам главного героя Сулеймана, как и мать, бессмертна. Вполне справедливо он считает, что высшим долгом и счастьем для человека является защита Отчизны. Есть в книге и великолепный материал для беседы о том, что понятие "патриотизм" многогранно, что любовь к родной земле проявляется не только в героических подвигах самоотверженных воинов на войне, но и в обыденной ситуации, требующей бережного отношения к богатствам страны, ограничения личных пристрастий, обуздания собственной страсти к благополучию.

Патриотическое воспитание сегодня — это средство восстановления былого величия России. Особую роль в реализации его идеи играет национально-культурная идентификация, приобретающая своеобразные черты в условиях полиэтнизма и полилингвизма. В связи с этим в Дагестане может быть создано уникальное поликультурное воспитательное пространство, которое позволит разработать и апробировать новые принципы патриотического воспитания с учетом процессов глобализации и этнического возрождения.


Список литературы

1. Путин В.В. Россия на рубеже веков // Независимая газета. 30.12.1999.

2. Магомедов М.Г. Многоязычие Дагестана: благо или проблема? // Молодежь Дагестана. 2002. № 36.

3. Абдуллаев А.А., Зачесов К.Я. 0 "биофизиологическом" и социолингвистическом понимании феномена "родной язык" // Русский язык и языки народов Дагестана. Махачкала, 1991.

4. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. М. 2005, № 6.

5. Аминов A.M. Формирование основ межнационального и межконфессионального согласия на уроках граждановедения // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности. М., 2003.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star
Красноярский государственный аграрный университет
Все сделано хорошо, а самое главное быстро, какие либо замечания отсутствуют
star star star star star
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Алексей пошел на встречу, и сделал работу максимально быстро и качественно! Огромное спасибо!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно