Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Общая характеристика банковского законодательства республики Узбекистан

Тип Реферат
Предмет Право и юриспруденция
Просмотров
522
Размер файла
23 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Общая характеристика банковского законодательства республики Узбекистан

Руслан Мардалиев, кандидат юридических наук

Как известно, основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране.[1]

В настоящее время, в Республике Узбекистан в условиях переходного периода идёт начальное становление законодательной базы ориентированной на регулирование современных рыночных отношений, которые должны строиться на принципе верховенства закона. При этом, необходимо отметить, что динамичное развитие всех отраслей экономики не возможно без пересмотра и совершенствования, сложившихся десятилетиями устоев деятельности коммерческих банков, как особых финансово-экономических институтов.

С обретением независимости и началом формирования основ рыночных отношений перед Узбекистаном стала проблема реформирования банковского законодательства. Это прежде всего обусловлено тем, что с 1991г. по 2003г. банковский сектор экономики претерпел существенные изменения. Из вспомогательного сектора экономики, каким он являлся ранее, банковский сектор выдвинулся на стратегические позиции. Сложившаяся на сегодняшний день банковская система рассматривается как одна из основных составляющих рыночной инфраструктуры.

Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства.[2]

Необходимо отметить, что ни в современной теории права, ни в отдельных отраслях публичного и частного права, не имеется единого и однообразного определения банковского законодательства. Это можно объяснить, прежде всего тем, что во многих правоотношениях регулируемых различными отраслями права правовое положение коммерческих банков не всегда однообразно. Тем не менее, необходимо акцентировать внимание на определении «банковского законодательства» предложенным к.ю.н., доцентом ТГЮИ ЛИ А.А.. По мнению ЛИ А.А. под банковским законодательством понимается – «совокупность нормативно-правовых актов, принятых уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции и регулирующие банковскую систему и банковскую деятельность.»[3] Данное определение позволяет всесторонне охарактеризовать банковское законодательство независимо от того, нормами какой отрасли права оно представлено. Из этого также можно сделать вывод, что банковское законодательство представлено совокупностью нормативно-правовых норм присущих различным отраслям законодательства, что исключает распространённое мнение о коммерческих банках, как о субъектах лишь гражданского, финансового или банковского права.

Банковское законодательство в рамках определённой формации формировалось эволюционным путём. Так развитие рынка недвижимости, к примеру, привело к образованию ипотечных банков - «в целях дальнейшего развития деятельности, залоговых отношений, связанных с землей, расширения банковских услуг и эффективного использования земельного фонда республики»[4] Постановлением Кабинета Министров РУз. №350 от 7.09.95г. был образован Специализированный государственно- акционерный ипотечный банк "Замин". Становление той или иной отрасли экономики определяло идею образования различных сельскохозяйственных, промышленных, строительных банков. Например, Постановлением Кабинета Министров РУз. № 424 от 7.11.95г. «в целях финансовой поддержки дальнейшего развития автомобилестроения, создания благоприятных условий для граждан Республики Узбекистан в приобретении автомобилей»[5] образован Государственно акционерный коммерческий банк «Асака».

Банковское законодательство Республики Узбекистан включает в себя большой массив юридических документов, состоящий из более чем, шестисот нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство позволяет разделить современное банковское законодательство Узбекистана на четыре сектора.

Первый сектор включает в себя законодательные акты регулирующие организацию и деятельность отдельных банков банковской системы. К ним можно отнести Закон Республики Узбекистан «О Центральном банке» от 21.12.95г., Закон РУз. «О банках и банковской деятельности» от 25.04.96г., Закон РУз. «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках» от 05.04.2002г., и Закон РУз. «О банковской тайне» от 30.08.2003г. Этот сектор законов можно назвать институциональным, поскольку он регулирует деятельность отдельных расчётно-кредитных институтов.

Вторым сектором в системе банковского законодательства выступают законы, относящихся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность в той или иной степени. К числу подобных законодательных актов можно отнести Закон РУз. «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.05.2000г., Закон РУз. «О залоге» от 1.05.98г., Закон РУз. «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» от 26.04.96г. и т.д.

К третьему сектору относятся законодательные акты всеобщего действия. К их числу к примеру, относится Конституция как основной закон страны, Гражданский кодекс. Положения данных источников имеют основополагающее для банка значение, определяют принципы его деятельности, роль и место в общественно –экономических отношениях.

Идея подразделения банковского законодательства на три яруса основанных в зависимости от сферы применения законодательных актов принадлежит проф. О.И. Лаврушину.[6]

Однако, помимо законодательных актов, в регулировании банковской деятельности большая роль отводится подзаконным нормативно-правовым актам, представленным, прежде всего Постановлениями Кабинета Министров, Указами Президента РУз., положениями, постановлениями и письмами Центрального банка. По количественному составу подзаконные нормативные акты Центрального банка составляют большую часть банковского законодательства.

Принимая во внимание, эту особенность правового регулирования деятельности коммерческих банков, является целесообразным выделить особый, - четвёртый сектор в банковском законодательстве, имеющего своим содержанием комплекс подзаконных нормативно-правовых актов. К ним можно отнести: инструкции, положения, и др. акты Центрального банка, решения правительства и отдельных министерств и ведомств.

Проведя анализ вышесказанного, можно отметить, что в регулировании банковской деятельности широкое распространение получает ведомственное, административное нормотворчество. К сожалению, на практике это не всегда оправдано, особенно если одним из адресатов таких ведомственных актов выступают физические лица, как участники гражданско-правовых отношений.[7]

Ведомственное нормотворчество не может и не должно быть беспредельным, каким оно является на сегодняшний день. Несомненно, что только лишь законами невозможно урегулировать все общественные отношения, возникающие в той или иной сфере, в том числе и в банковской. Заполнение законодательных пробелов, конечно необходимо, однако это не должно приводить к тому, чтобы исполнительная власть превращалась в составную часть законодательного процесса и даже подменяла её, что нередко имеет место. Последовательное разрешение этой проблемы осложняется несовершенством и несоответствием законодательным актам нормативных источников опосредующих контролирующую и надзорную деятельность органов государственной власти.

Применительно к рассматриваемой ситуации, нельзя не отметить, точку зрения, к.ю.н., доцента ТГЮИ Хван Л.Б.- « решение всех вопросов с процедурами ведомственного нормотворчества позволяет, значительно усилить обоснованность и практическую проработанность актов, а значит, их беспробельность и системную применимость, что немаловажно в комплексе мер защиты прав и интересов...»[8] Несоответствие многих ведомственных нормативных актов «принципу законности» можно объяснить низким уровнем юридической проработки издаваемых правовых актов, противоречивостью изложения, что затрудняет не только понимание нормативного акта, но и его практическое применение.

К сожалению, низкий уровень юридической проработки порой присущ и к законодательным актам. В пример, можно привести ст.9 Закона РУз. «О банковской тайне» от 30.08.2003г. В соответствии с данной статьёй «Сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются органам прокуратуры, следствия и дознания при наличии возбужденного уголовного дела в отношении клиента (корреспондента) данного банка в целях обеспечения взыскания нанесённого ущерба или наложения ареста на его имущество по мотивированному постановлению следователя или дознавателя с санкции прокурора». Практическое применение данной статьи не вызывает сложностей, когда клиентом банка выступает физическое лицо либо индивидуальный предприниматель, однако, в случаях когда адресатом выступает юридическое лицо как клиент банка, применение данной статьи является крайне ограниченным. Так, проведя юридический анализ гипотезы рассматриваемой статьи, можно обозначить два юридических факта служащих основанием предоставления сведений составляющих банковскую тайну: во-первых, необходимость наложения ареста на имущество клиента по мотивированному постановлению следователя или дознавателя с санкции прокурора; во –вторых, факт возбуждения уголовного дела в отношении клиента банка.

В соответствии с действующим законодательством, арест имущества юридического лица, в том числе расчётных счетов, со стороны суда, следователя, дознавателя либо прокурора, возможен при признании юридического лица гражданским ответчиком. Суд выносит об этом определение, а органы следствия и прокуратуры постановление.

Данный случаем является исчерпывающим примером , когда органы следствия, дознания и прокуратуры могут получить сведения по счетам и операциям юридического лица как клиента банка, т.к. факт возбуждения уголовного дела в отношении клиента –юридического лица, невозможен, ввиду того, что юридическое лицо не может выступать субъектом ни преступления, ни уголовно-процессуального законодательства в целом. Следовательно, прокурор или следователь не правомочны получать какие –либо сведения о клиенте –юридическом лице, кроме случаев ареста имущества юридического лица.

Доступ к банковскому законодательству необходим не только для самих банков, но и иным субъектам правоотношений. Основное требование предъявляемое к правовому обеспечению банковской деятельности –отлаженная система доступа к информации о законодательстве.

Принимая во внимание, большое количество нормативно-правовых актов и отсутствие их должной систематизации и кодификации, со стороны Правления Центрального банка РУз были утверждены «Указания по ведению делопроизводства с нормативно-правовыми актами, их хранения, учёта и изучения...». № 501 (Постановление Правление ЦБ РУз. № 3/4 от 12.02 2002г. )

Данный документ возлагает на юридические службы коммерческих банков обязанность по учёту и хранению нормативно-правовых актов в системной последовательности, посредством группировки в четыре сборника, включающих себя и инструктивные письма ЦБ РУз. Контроль за полнотой исполнения настоящих указаний ведется должностными лицами ЦБ РУз. на основе перечня нормативно-правовых актов.

Как уже указывалось выше, банковское законодательство Узбекистана включает в себя более 600 нормативных актов, которые порой не только не соответствуют, но и противоречат друг другу. Более того, излишне ведомственная «зарегулированность» банковской деятельности, приводит к частому обновлению нормативных источников. Всё это делает деятельность юридической служб банков крайне загруженной, т.к. систематизация и учёт нормативных актов в указываемой Центральным банком последовательности процесс весьма трудоёмкий и сопряжён с большими временными затратами. По мнению большинства банковских юристов, было бы целесообразнее, если бы Центральный банк самостоятельно, ежемесячно составлял обновлённые сборники действующего банковского законодательства, доводя их до сведения работников коммерческих банков на основе договоров купли-продажи, заключаемых в обязательном порядке между коммерческим банком и ЦБ РУз..


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star
Красноярский государственный аграрный университет
Все сделано хорошо, а самое главное быстро, какие либо замечания отсутствуют
star star star star star
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Алексей пошел на встречу, и сделал работу максимально быстро и качественно! Огромное спасибо!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно