Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания

Тип Реферат
Предмет Педагогика
Просмотров
970
Размер файла
52 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания

Волгоградский социально педагогический колледж

Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Баландин Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар

Волгоград 2010

Ключевые слова: дети 6-10 лет, познавательные процессы, темпы прироста, физическое воспитание.

Гармоничное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой формирования духовной и физической сфер взрослого человека [4, 13].

Младший школьный возраст - один из благоприятных периодов для развития психических процессов [11]. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании и развитии познавательных процессов. Этой проблеме посвящено достаточное количество исследований, в которых теоретически и экспериментально обосновываются возможности средств и методов различных видов воспитания для создания условий, необходимых для их развития у детей [5, 6, 7, 11].

К сожалению, этого нельзя сказать о научных исследованиях в области физической культуры и спорта. Они немногочисленны, и, как правило, в них рассматриваются отдельные фрагменты данного вопроса [8, 10, 14].

Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением целого ряда авторов, считающих, что физическое воспитание имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и младших школьников [3, 9, 10].

Методика и организация исследования. Средовая и генетическая обусловленность развития познавательных процессов человека обязывает начинать анализ возможностей педагогического влияния на них с возрастных особенностей динамики изучаемых характеристик психики ребенка [5, 7, 14, 16].

В частности, принципиальное значение для разработки стратегии и тактики педагогического эксперимента имели научные факты о возрастных изменениях абсолютных значений, темпах их прироста, стабильности и прогностической значимости ювенильных значений, половых и временных различиях, доминантных признаках их развития. Основу содержания физкультурных занятий, направленных на развитие психических процессов, составляли подвижные игры. С учетом выявленных особенностей развития познавательных процессов у детей 6 - 8 лет [1, 2, 12, 16] подвижные игры были сгруппированы в соответствии с оценкой их влияния не только на развитиe физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики: памяти - слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности решений задач; восприятия - степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения ; мышления - способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического; внимания - произвольного, переключения, распределения и устойчивости.

Влияние уровня развития познавательных процессов на успешность обучения детей 6-10 лет

№ п/пПознавательные процессыПолУспешность обучения
6 лет7 лет8 лет9 лет10 лет
Память
1Слуховая, колич.м374386497
688856754780834
2Моторно-слуховая, балл.м368420388
447
3Зрительная, балл.м498373503584702
470830668684831
Воображение
4Оригинальность решения задач, балл.М388
440372389504
5Творческое, балл.М411401421
421361
6Воссоздающее, балл.М542405
381
Восприятие
7Степень развития наблюдательности, балл.М631686704730757
516412408511820
8Адекватное воспроизведение, балл.М508423570603766
447365489557671
9Степень развития объема восприятия, балл.М515600631627743
484534576603722
Мышления
10Анализ, сравнение и обобщение, балл.М488593645740831
583618683670814
11Наглядно-образное, баллМ804705606500473
559387373380372
12Логическое, балл.М587667747788922
410486644714833
Внимание
13Произвольное, усл.ед.М696600713702823
612657777758784
14Переключение и распределение, усл. ед.М362644765784877
372390797820794
15Устойчивость, усл.ед.М389420425415420
383386410478505

Примечания: 1. Представлены только достоверные коэффициенты корреляции. 2. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 3. Подчеркнуты значения коэффициентов корреляции, имеющие уровень достоверной взаимосвязи р<0,01, не подчеркнуты р< 0,05.

Перспективное планирование использования подвижных игр осуществлялось на основе выявленной взаимосвязи показателей познавательных процессов с успешностью обучения. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице.

Физические упражнения и подвижные игры использовались во всех формах работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов: в утренней гимнастике, на физкультурных занятиях, во время активного отдыха, перемен, на физкультминутках, физкультурных праздниках и в самостоятельной двигательной деятельности.

Подвижные игры, подобранные с учетом выявленных особенностей взаимосвязи показателей познавательных процессов с успешностью обучения, были разбиты на три группы. В первую группу вошли игры, развивающие те познавательные процессы, которые в данном возрасте показали высокую взаимосвязь с успешностью обучения (р < 0,01). Во вторую группу были включены игры, создающие условия для развития познавательных процессов, которые имели средний уровень взаимосвязи с успешностью освоения знаний (р < 0,05). Третья группа содержала игры, способствующие развитию психических процессов, имеющих низкий уровень взаимосвязи с успешностью обучения детей (р > 0,05).

Дополнительными критериями для отбора игр являлись:

- соответствие игрового материала задачам исследования;

- возможность включения в процессе игры элементов психики, несущих преимущественную нагрузку в процессе обучения;

- доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Особенность использованных игр заключалась в проведении их в цикличном порядке, с соблюдени ем требования адекватности характера и объема двигательной активности возрастным и половым особенностям детей.

С учетом критериев подбора игр были разработаны годовые планы развития познавательных процессов детей 6-10 лет [1].

За основу игровой формы, как правило, брался сюжет, к которому подбирались средства и методические приемы обучения. При этом готовился стихотворный текст, который потом читал педагог. В содержание текста включались стихи детских писателей, поговорки, дразнилки, загадки, считалки и стихи собственного сочинения [15].

С целью проверки эффективности подобранных средств и методов физического воспитания, способствующих развитию познавательных процессов детей 6-10 лет, был проведен педагогический эксперимент на базах детских образовательных учреждений (ДОУ) и общеобразовательных школ (ОШ) г. Краснодара. Были сформированы две группы детей 6 лет - экспериментальная и контрольная.

На экспериментальной группе (30 девочек и 31 мальчик) из ДОУ № 31 проверялись эффективность воздействия подобранных средств и методов физического воспитания на развитие познавательных процессов в течение как первого года эксперимента, так и последующих четырех лет после перехода детей в общеобразовательные школы № 4 и 6.

Контрольная группа (31 девочка и 33 мальчика) из ДОУ № 131, а в дальнейшем - учащиеся школы № 72, на протяжении всех лет эксперимента обучалась по общепринятым программам.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение динамики познавательных процессов осуществлялось по интегральным показателям (ИП). Анализ внутригрупповых изменений абсолютных значений ИП познавательных процессов показывает, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе в течение учебного года произошли достоверные изменения. Отмечено достоверное увеличение показателей уровня развития познавательных процессов детей контрольной группы, что, по-видимому, обусловлено влиянием генотипического раз вития и результатами обучения и воспитания по обычным программам:

- 6 лет - воображения, восприятия у детей обоего пола;

- 7 лет - внимания у детей обоего пола, восприятия (у девочек);

- 8 лет - памяти, восприятия, мышления, внимания у детей обоего пола;

- 9 лет - памяти, восприятия, внимания у детей обоего пола, мышления (у девочек);

- 10 лет - памяти, мышления, внимания у детей обоего пола, восприятия (у мальчиков).

Необходимо отметить, что количество и уровень достоверной вероятности изменившихся в годичном цикле характеристик у детей эксперимен тальной группы превосходят аналогичные значения у их сверстников из контрольной.

Статистически значимые различия между детьми контрольной и экспериментальной групп по большинству изучаемых признаков на начало учебного года выявлены в 9-летнем возрасте. В конце учебного года преимущество детей экспериментальной группы наблюдается с 8 лет, за исключением показателей внимания у мальчиков. Очевидно, предлагаемая система стимулирования развития познавательных процессов средствами физического воспитания оказывает существенное влияние на их абсолютные значения через 2-3 года. Вместе с тем обращает на себя внимание достоверное преимущество по большинству показателей темпов прироста познавательных процессов детей экспериментальной группы начиная с 6 лет. Если на начало учебного года по абсолютным значениям познавательных процессов между детьми контрольной и экспериментальной групп наблюдаются достоверные различия в 42% случаях, а в конце учебного года в 60%, то по темпам прироста статистически достоверная разница выявлена в 86% случаев.

В ходе педагогического эксперимента определяли наличие элементов полового диморфизма по абсолютным значениям и темпам прироста изучаемых характеристик психики. Установлено, что по исходному уровню развития познавательных процессов мальчики и девочки 6 лет контрольной и экспериментальной групп не отличаются друг от друга. В конце учебного года картина повторяется (табл. 4). По мере взросления детей количество элементов полового диморфизма по изучаемым признакам возрастает. Вместе с тем по темпам прироста различия между мальчиками и девочками более значительны. Из 25 показателей в возрастном диапазоне 6-10 лет достоверны различия у детей контрольной группы по 16 показателям (64,0%), экспериментальной - по 12 (52,0%).

Необходимо отметить, что по абсолютным значениям познавательных процессов преимущество наблюдается у девочек. Исключение составляют характеристики мышления, по которым выявлены более высокие значения у мальчиков контрольной группы в 10 лет. По темпам прироста наблюдается обратная картина: достоверно большие значения выявлены у мальчиков. Исключение составляют показатели темпов прироста у девочек в контрольной группе по параметрам памяти, мышления и внимания в 6 лет, восприятия и внимания в 7 лет; в экспериментальной - мышления в 6 лет и внимания в 7 лет, что на достоверном уровне превосходит показатели мальчиков.


Средняя сумма темпов прироста показателей познавательных процессов у детей контрольной и экспериментальной групп по результатам пятилетнего педагогического эксперимента

Количество достоверно значимых отличий между мальчиками и девочками у детей контрольной группы больше, чем в экспериментальной, как по абсолютным значениям, так и по темпам прироста. Очевидно различные методики неодинаково влияют на развитие познавательных процессов у детей разного пола. Экспериментальная методика, по нашему мнению, способствует нивелированию половых различий в уровне развития психических свойств детей 6-10 лет.

Изучение суммарных показателей темпов прироста (см. рисунок ) свидетельствует о том, что дети из экспериментальной группы превзошли своих сверстников по темпам прироста изучаемых признаков во всех возрастных группах в среднем на 14,5%. Причем наибольшие темпы прироста как в контрольной, так и в экспериментальной группе наблюдаются у детей 7 лет, т.е. при переходе их к систематическо му обучению в общеобразовательной школе.

Выводы

1. Возможность результативного педагогического воздействия средствами физического воспитания на развитие познавательных процессов подтверждается:

- количеством и уровнем достоверной вероятности изменившихся характеристик в годичном цикле у детей экспериментальной группы, которые превосходят аналогичные значения у дошкольников и младших школьников из контрольной;

- достоверным преимуществом начиная с 6 лет по большинству показателей темпов прироста познавательных процессов детей экспериментальной группы над контрольной;

- значениями суммы темпов прироста показателей познавательных процессов в пятилетнем цикле сравнительного педагогического эксперимента, которая в среднем на 14,5% больше у детей экспериментальной группы.

2. При переходе детей из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу наблюдается увеличение показателей темпов прироста познавательных процессов у детей как эксперимен тальной, так и контрольной группы.

3. Различное количество достоверно значимых отличий изучаемых признаков между мальчиками и девочками у детей контрольной и экспериментальной групп, очевидно, связано с различными методиками развития познавательных процессов.

4. Как в контрольной, так и в экспериментальной группе выявлена различная направленность достоверных изменений в годичном цикле абсолютных значений уровня развития познавательных процессов и темпов их прироста. Если по темпам прироста наблюдаются достоверные различия, то по абсолютным значениям данных изменений может не быть.

Литература

1. Баландин В.А. и др.Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. Краснодар, 1999. - 104 с.

2. Баландин В.А., Чернышенко Ю.К., Соленова Р.И.Взаимосвязь уровня развития показателей психических процессов с успешностью обучения детей 7 лет //Тез. XXVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов России, посвященной 30-летию КубГАФК (декабрь 1998 г. - март 1999 г.). Краснодар, 1999, с. 56-57.

3. Бальсевич В.К.Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

4. Бальсевич В.К.Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) //Теор. и практ. физ. культ.. 1991, № 7, с. 22-36.

5. Венгер Л.А., Венгер А.П.Домашняя школа. - М.: Знание, 1994. - 240 с.

6. Выготский Л.С.Воображение и его развитие в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной психологии: Учебн. пос. для студ. /Составитель Л.М. Семенюк //Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994, с. 26-32.

7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л.Экспериментальное формирование сознания. - М.: МГУ, 1974. - 95 с.

8. Дворкин Л.С., Чернышенко Ю.К.Возрастные особенности развития психических процессов у детей 3-6 лет средствами физического воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, № 2, с. 32-34.

9. Каданцева Г.А.Взаимосвязь познавательной и двигательной активности у детей шести лет //Теор. и практ. физ. культ.. 1993, № 11-12, с. 40-41.

10. Наталов Г.Г.Спорт как система ценностей культуры двигательной деятельности и социальный институт ее развития, распространения и освоения //Олимпийский бюллетень. 1994, № 1, с. 26-35.

11. Пиаже Ж.Речь и мышление ребенка //Пер. с фр. и англ. В.А. Лукова. - М.: Педагогика - Пресс, 1994. - 528 с.

12. Соленова Р.И., Баландин В.А.Методика сопряженного развития психических процессов и физических качеств детей 6-8 лет //Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Тр. НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК. Краснодар, 1999. Т. 2, с. 281-285.

13. Фельдштейн Д.И.Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста //Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов /Составитель Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994, с. 163-168.

14. Чернышенко Ю.К., Дворкин Л.С.Развитие психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания //Олимпийское движение и социальные процессы : Матер. VII Всерос. научн.-практ. конф., посвященной 100-летию современных Олимпийских игр (сентябрь, 25-27. 1996 г.). Ч.3. Краснодар, 1996, с. 204-206.

15. Чернышенко Ю.К. и др.Использование элементов художественного слова в практике физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. Краснодар, 1997. - 181 с.

16. Чернышенко Ю.К. и др.Возрастная динамика психических процессов детей 6-10 лет //Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Тр. НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК. Краснодар, 1998, с. 83-87.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156492
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
64 096 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
им. С.Ю.Витте
Работа выполнена досрочно, содержание по существу, маленький недочет был исправлен. Спасибо!
star star star star star
БПТ
Обращался к Елене Александровне второй раз Всё очень здорово и оперативно сделанно, без за...
star star star star star
"КрасГАУ"
Заказываю в первый раз у Евгения , и остался максимально доволен , всё чётко !)
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решение задач по предмету «Математика»

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 29 дек.

1 минуту назад

Отчет с выполнением заданий

Решение задач, Отчет, бух учет

Срок сдачи к 25 дек.

4 минуты назад

Расчет параметров участка электроэнергетической системы

Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника

Срок сдачи к 8 янв.

4 минуты назад
4 минуты назад

Сделать курсач по методике

Курсовая, Электротехника

Срок сдачи к 26 дек.

5 минут назад

Психология безопасности труда

Реферат, Русский язык и культура речи

Срок сдачи к 29 дек.

7 минут назад

Сделать реферат и презентацию

Презентация, Биомеханика

Срок сдачи к 25 дек.

7 минут назад

написать курсовую работу по уголовному праву

Курсовая, Уголовное право

Срок сдачи к 25 дек.

7 минут назад

Начертить 12 чертежей

Чертеж, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 9 янв.

8 минут назад

Феномен успеха и успешность в профессиональном развитии

Реферат, Психология

Срок сдачи к 28 дек.

9 минут назад

В файле прикреплен пример выполнения задания

Контрольная, Криминология

Срок сдачи к 27 дек.

9 минут назад

9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг

Реферат, История государства и права России

Срок сдачи к 26 дек.

10 минут назад

Выполнить реферат. История Англии. Е-01554

Реферат, Английский язык

Срок сдачи к 26 дек.

10 минут назад

Составить Проект массового взрыва

Контрольная, Взрывное дело, горное дело

Срок сдачи к 8 янв.

12 минут назад

Термодинамика

Решение задач, Термодинамика

Срок сдачи к 26 дек.

12 минут назад

Нужен реферат, объем 15-20 страниц

Реферат, Безопасность в техносфере

Срок сдачи к 5 янв.

12 минут назад

Выполнить реферат. История Англии. Е-01554

Реферат, История

Срок сдачи к 26 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно