Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Особенности формирования психических процессов детей в прогимназии

Тип Реферат
Предмет Физкультура и спорт
Просмотров
1361
Размер файла
53 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Особенности формирования психических процессов детей в прогимназии

Кандидат биологических наук Е.В. Демидова, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Психические процессы (внимание, память, мышление, речь и др.) выступают важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития познавательных процессов [1]. В связи с этим одно из главных направлений современного образования - обеспечение высокого уровня психического развития, познавательной, творческой и социальной активности ребенка. В плане развития психических процессов физическое воспитание имеет огромные возможности, однако в этом направлении в практике образовательных учреждений используется недостаточно [2, 5].

Цель исследования - изучение возрастной динамики развития психических процессов детей 3-6 лет, воспитывающихся в прогимназии № 63 г. Краснодара, и выявление возможности целенаправленного использования средств физического воспитания для оптимизации этих процессов и подготовки ребенка к обучению в школе.

Всего обследовано 175 человек: из них 81 - экспериментальной (ЭГ) и 94 - контрольной (КГ) групп. В качестве контроля изучали возрастные показатели психического развития детей других детских садов.

Для оптимизации познавательной активности, всесторонней подготовки детей к обучению в школе в прогимназии была разработана система игр, упражнений и игровых приемов, классифицированных по воздействию на развитие определенного психического качества. На физкультурных занятиях и в повседневной деятельности использовали подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-эстафеты. Применяли карточки-задания со схематично изображенными движениями, упражнениями, фрагментами игр-эстафет. Создавали двигательные ситуации в ролевой игре, направленные на развитие умения осуществлять последовательные умственные действия (анализировать, сравнивать). При этом учитывали возрастные и индивидуальные возможности каждого ребенка.

В ходе исследования была разработана система диагностических срезов познавательной деятельности воспитанников, включающая тесты на оценку уровня развития восприятия, образного и логического мышления, памяти, речи [4]. Психологическая готовность ребенка к школе рассматривалась с позиции интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-социальной готовности [3].

Обработка результатов включала выделение трех уровней умственного развития детей в баллах (3, 2 и 1 балл) - высокий, средний, низкий, предполагающих самостоятельное, с помощью взрослого и практически невыполнимое задания. Суммарная оценка тестов давала общий балл умственного развития ребенка. Максимальная оценка равнялась 15 баллам. Умственная работоспособность изучалась с помощью корректурной таблицы Бурдона [3]. Обследования проводили 2 раза в год (сентябрь, май).

В исследованиях выявлена тенденция к увеличению показателей, характеризующих уровень познавательной активности детей в возрастном диапазоне 3-6 лет. Установлено, что характеристики мышления у детей смежных возрастов (4, 5, 6 лет) отличаются друг от друга. Не выявлены различия в показателях речи 3- и 4-летних, восприятия и памяти - 5- и 6- летних дошкольников.

Уровень развития восприятия у воспитанников прогимназии в 4 года, памяти - в 4-5 лет, речи - в 4-6 лет, образного и логического мышления - в 6 лет превосходил таковой у сверстников из других детских садов. Исходный познавательный уровень (по данным суммарной оценки) воспитанников прогимназии в возрасте 3-4 лет не отличался от такового в КГ, в 5-6 лет достоверно его превышал (см. рисунок).

Педагогический эксперимент по целенаправленному применению средств физического воспитания для оптимизации возрастных психических процессов показал их увеличение к концу учебного года в период 3-6 лет, за исключением образного и логического мышления у 6-летних. Последнее объясняется сформированностью к 6 годам большого количества обобщенных представлений, способности к классификации предметов и анализу.

Возрастная динамика показателей умственного развития детей 3-6 лет, * - достоверность различий между показателями детей КГ и ЭГ р<0,05; ** - достоверность различий между показателями детей КГ и ЭГ р<0,001

Сенситивный период развития, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования восприятия и памяти, наблюдался в период 3-4, мышления, речи - 4-5 лет. Полученные результаты подтверждают данные многих исследователей [2, 5] о сенситивности младших возрастов дошкольного периода (3-5 лет) для развития психических процессов. Однако сроки могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и педагогических воздействий, которые ему предлагают.

Средняя суммарная оценка умственного развития детей прогимназии увеличивалась в динамике учебного года в каждой возрастной группе и в возрастном диапазоне 3-6 лет (см. рисунок). Наиболее интенсивный ее прирост к концу учебного года отмечался у 4-летних, наименьший - у 6-летних воспитанников. Тенденцию к уменьшению значения темпа прироста с возрастом отмечают и другие исследователи [2, 5]. На конец года превосходство детей прогимназии обнаружилось по уровню развития восприятия, логического мышления, речи - в период 4-6, памяти - 4-5 и образного мышления - 5-6 лет. Уровень умственного развития воспитанников прогимназии к концу учебного года (по результатам суммарной оценки) во всех возрастных периодах превышал таковой в КГ.

В исследовании не установлено половых различий в развитии психических процессов детей идентичного возраста.

Лонгитудинальные исследования умственной работоспособности детей прогимназии за период от 3 до 6 лет показали увеличение критериев, характеризующих объем и качество выполнения работы по корректурным таблицам, повышение коэффициента ее продуктивности.

Наиболее выраженное повышение умственной работоспособности регистрировалось у мальчиков в период 4-5, у девочек - 5-6 лет. Воспитанники прогимназии в период 4-6 лет демонстрировали более высокую умственную работоспособность по сравнению со сверстниками. Среди 6-летних детей прогимназии 89% были готовы к обучению. Из них 39% имели высокий уровень развития основных сфер психической деятельности, 50% - средний и лишь 11% - низкий, что не позволяло им раньше пойти в школу. В КГ с высоким уровнем было 15%, средним - 48% и низким - 37% детей.

К 7 годам в среднем 88% детей прогимназии имели высокий уровень готовности к обучению в школе, лишь 12% - средний. В КГ - соответственно 63 и 37%.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные подтверждают возможность целенаправленного применения средств физического воспитания для оптимизации возрастных психических процессов и повышения умственной работоспособности.

Использование в программе физического воспитания карточек-заданий, проведение подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр и других игровых мероприятий, создание двигательных ситуаций обеспечивает раннюю готовность к обучению в школе.

Изучение особенностей возрастной динамики развития психических процессов позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к развитию и обучению ребенка.

Список литературы

1. Булычева А.И., Брофман В.В., Варенцова Н.С. и др. Педагогическая диагностика по программе "Развитие": Рекомендации и материалы к проведению. - М.: "Детский центр Венгера", 1995. - 69 с.

2. Правдов М.А. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5-6 лет в детских садах: Канд. дис. СПб.: 1992. - 197 с.

3. Терехова Н.Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М.,1977, с. 3-59.

4. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 96 с.

5. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. докт. дис. Краснодар. 1998. - 50 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно