Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Археологический источник и база данных. Выбор модели.

Тип Реферат
Предмет Информатика и программирование
Просмотров
1353
Размер файла
18 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Археологический источник и база данных. Выбор модели.

Ю.А. Лихтер

По замечанию И.М. Гарсковой, историки, специалисты по письменным источникам, знакомство с компьютером начинают, как правило, с создания персональных архивов машиночитаемых данных[1]. Может быть, поэтому немалое внимание исследователи уделяют теоретическому осмыслению возникающих при этом проблем. Выделены основные типы источников - свободные и жестко структурированные (формулярные)[2] и основные типы подходов - методо-ориентированный и источнико- ориентированный[3]. Проанализирована совместимость источников различных типов со стандартными СУБД, создано специальное программное обеспечение - например, KLEIO и SOCRATES.

Несколько по-иному обстоит дело в археологии. В первую очередь в компьютер вводится полевая документация - отчеты и чертежи. Базы данных используются в качестве вспомогательного средства, преимущественно для ввода полевых описей. Практикуется также составление списков вещей, используемых при решении какой либо проблемы - так называемые проблемно-ориентированные базы. При этом специфика археологических источников не учитывается, виды СУБД подбираются случайно. Однако проектирование баз данных предполагает знание специфики материала и осознание поставленных задач[4].

Учитывая уже сделанное в исторической информатике для письменных источников, при работе с археологическими источниками, в первую очередь, необходимо ответить на следующие вопросы:

Что собой представляет археологический источник? Какова степень его структурированности? Какой тип СУБД предпочтительнее? Какой подход выбрать - источнико- или методо-ориентированный?

Начнем с определения объекта исследования и характера источника. Объектом исследования археологии являются древние вещественные источники[5]. Основными среди них являются культурный слой, сооружения, находки [6].

Также как и письменные источники, вещественные источники сами по себе не дают полной и адекватной картины прошлой действительности; они тоже отражают жизнь односторонне, избирательно, зачастую неупорядоченно; и они нуждаются в осмыслении... [7]. Однако возможности осмысления ограничиваются тем, что, как следует из самого названия, в источниках этого рода информация дана в вещественном виде. Чтобы можно было ею пользоваться, информацию необходимо преобразовать [8].

Первой формой преобразования является рисунок, который принято считать наиболее информативным [9]. Тем не менее, информация, содержащаяся в рисунке, всегда ограничена - можно показать форму и, иногда, конструкцию; такие важные параметры, как техника изготовления и химический состав материала отразить на них очень сложно. Оперирование рисунками удобно при подборе сходных вещей, но при этом нет возможности установить критерии сравнения, а следовательно нельзя перейти к их изучению. Информацию, содержащуюся в вещи, необходимо перевести из вещественной в словесную форму [10]. Единственной формой такого преобразования является словесное описание вещи. Правильно составленное описание дает исследователям возможность получать сведения о находках из описания, не обращаясь каждый раз к вещи [11]. В результате описания как бы создается новый источник, являющийся основой для решения конкретных научных задач.

Описание может быть образным и аналитическим. Задача образа - дать представление о предмете, в ходе аналитического описания осуществляется перевод в достаточно точно определенные логические понятия.

Чтобы получить представление о предмете, специалисту достаточно его обобщенного названия, например - "стеклянный кубок типа Ковальк", "фибула - тип 51 по Петерсену". Для пояснений используется рисунок.

Основой аналитического описания является набор признаков[12]. Наиболее широко распространен интуитивный (свободный) отбор, при котором фиксируются наиболее заметные признаки, причем в пределах одного списка в одних случаях фиксируется только форма, в других - цвет, материал, наличие или отсутствие декора. С помощью такого рода описаний довольно просто идентифицировать находки, но невозможно их сравнивать и изучать. По сути, это такой же не подвергаемый анализу образ вещи, как и рисунок. Такое описание имеет вид свободного текста.

В последние годы были сформулированы принципы описания по системе заранее заданных признаков [13]. Наличие заданного набора признаков сближает такие описания с формулярными письменными источниками. Хотелось бы отметить и некоторые различия. Как пишет М. Таллер, "...трудновато будет спросить кого-либо, родившегося в XVI веке о месте его рождения, если он не был жёстко обязан в свое время вписать эти сведения в соответствующем документе"[14]. При работе с вещами мы можем получить нужные нам сведения после проведения соответствующих анализов: морфологического, технологического, анализа состава, причем они не обязательно проводятся одновременно. Полученная при этом информация может быть легко поставлена на отведенное для нее место без нарушения общей структуры описания.

Следующим этапом работы с признаками является их оценка[15]. Здесь возможны следующие подходы: при одном вес признака оценивается по частоте встречаемости в конкретной выборке[16], при другом - математическому подсчету связей и корреляций признаков предшествует их анализ на содержательном и логическом уровне [17]. Логический анализ признаков позволяет не только выявить набор, но и выстроить иерархию в сответствии с глубиной описываемого каждым признаком понятия. При этом можно выбрать соответствующий уровень детализации.

Можно говорить, что в первом случае сложность объекта рассматривается как неорганизованная, а во втором - сложность имеет иерархически организованную структуру[18].

В исторической информатике используется две основных модели - источнико-ориентированная и методо- ориентированная.

Задача источнико-ориентированной модели - максимально бережное сохранение структуры и текста первичного источника[19]. Работа с источником разделяется - с одной стороны транскрипция источника, с другой - создание логической системы оценки данных. Именно такая модель реализована в СУБД KLEIO[20].

Методо-ориентированная модель предполагает использование строго и точно определенных содержательных категорий[21]. Это помогает более четко поставить исследовательскую задачу и сформулировать требования к данным[22].

Какой же из этих подходов предпочтительней при работе с вещественными источниками? "Буквальный" перевод в машиночитаемую форму, отделение "буквального" воспроизведения источника в памяти и логической системы интерпретации данных[23], для археологического источника неосуществимы - "перевод с языка вещей на словесный язык" это уже создание модели. В ходе перекодировки информации создается модель источника, зависящая от логической системы оценки данных, которая, в свою очередь, напрямую зависит от оценки материала и принятых автором теоретических установок. Иными словами, уже на этапе обработки исходного материала археолог имеет дело с моделью. При проектировании баз данных он, фактически, имеет дело с моделью модели. В результате в память машины вводится не источник, а его модель, которая зависит от взглядов исследователя и применяемых им методов. Вследствие этого для археолога, в отличие от "чистого" историка, работающего с письменными источниками, предпочтительнее ориентация на метод, а не на источник.

Таким образом, выбор между KLEIO и реляционными базами связан не с выбором подхода (источнико- или методо- ориентированного), а с методами работы с признаками. Вероятно, при ориентации на образ вещи тип СУБД безразличен. Столь же безразлично при этом, идет ли речь о полевой описи или проблемно-ориентированном списке вещей. При статистико-комбинаторном подходе более удобны KLEIO и другие иерархические СУБД. Они обеспечивают легкость и быстроту поиска различных признаков, подсчет частоты их встречаемости и корреляций.

Классифицирование признаков и разделение их по нескольким рубрикам (подсистемам) описания дает возможность раздробить информацию о вещи на несколько файлов, что позволяет исследователю при работе иметь в поле зрения именно те подсистемы, которые необходимы при решении поставленных задач. При такой организации материала удобнее реляционные СУБД. Существенным свойством реляционных СУБД является возможность корректировки структуры и при необходимости добавления данных.

В заключение коротко подведем итоги:

Вещественность источника предполагает уже на этапе первичной обработки создание его модели. Возможны как образная, так и аналитическая модели.

Аналитическая модель имеет вид списка признаков, что сближает ее с формулярными источниками. Для статистического выделения и оценки признаков более удобны иерархические базы, при логико-классификационном - реляционные.

При выборе модели БД сама специфика источника вынуждает применять подход, ориентированный на метод. Чтобы получить возможность изучать вещи, информацию нужно перекодировать дважды: перевести с языка вещей на естественный язык и с него на язык истории как науки [24]. Эта перекодировка зависит от теоретических и методических установок исследователя.

Список литературы

1.Гарскова И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М., 1994., с.55.

2.Там же, с.95.

3.Там же, с.89.; Таллер М., Что такое "источнико-ориентированная база данных"; что такое "историческая информатика"?//История и компьютер: новые технологии в исторических исследованиях и образовании. Под ред. Л.И.Бородкина и В.Левермана. Goettingen, 1993., с.5.

4.Гарскова, И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М., 1994., с.55.

5.Авдусин Д.А. Археология СССР. М., 1977., с. 4-5; Клейн Л.С. Археологические источники. Л., 1978., с. 38.

6.Щапова Ю.Л. Естественно-научные методы в археологии. М., 1988., с.15.

7.Клейн Л.С. Археологические источники. Л., 1978., с.21.

8.Там же, с.45.

9.Щапова Ю.Л. Естественно-научные методы в археологии. М., 1988., с.21.

10.Клейн Л.С. Археологические источники. Л., 1978., с.47.

11.Щапова Ю.Л. Естественно-научные методы в археологии. М., 1988., с.20.

12.Каменецкий И.С., Маршак Б.И., Шер Я.А. Анализ археологических источников. М., 1975., с.18.

13.Щапова Ю.Л. Естественно-научные методы в археологии. М., 1988., с.31; Щапова Ю.Л. Древнее стекло. Морофология, технология, химический состав. М., 1989., с.10; Щапова Ю.Л. Лихтер Ю.А., Столярова Е.К. Морфология древностей. Киев, 1990., с.5.

14.Таллер М., Что такое "источнико- ориентированная база данных"; что такое "историческая информатика"?//История и компьютер: новые технологии в исторических исследованиях и образовании. П/р Л.И.Бородкина и В.Левермана. Goettingen, 1993., с.11.

15.Каменецкий И.С., Маршак Б.И., Шер Я.А. Анализ археологических источников. М., 1975., с.71.

16.Там же, с.72.

17.Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск,1986., с.196.

18.Блауберг И.В, Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системные исследования и общая теория систем //Системные исследования. М., 1969., с.13.

19.Гарскова, И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М., 1994., с.28.

20.Таллер М., Что такое "источнико- ориентированная база данных"; что такое "историческая информатика"?//История и компьютер: новые технологии в исторических исследованиях и образовании. П/р Л.И.Бородкина и В.Левермана. Goettingen, 1993., с.12.

21.Таллер М., Что такое "источнико- ориентированная база данных"; что такое "историческая информатика"?//История и компьютер: новые технологии в исторических исследованиях и образовании. П/р Л.И.Бородкина и В.Левермана. Goettingen, 1993., с.5.

22.Гарскова, И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М., 1994., с.89.

23.Таллер М., Что такое "источнико- ориентированная база данных"; что такое "историческая информатика"?//История и компьютер: новые технологии в исторических исследованиях и образовании. П/р Л.И.Бородкина и В.Левермана. Goettingen, 1993., с.12-13.

24.Клейн Л.С. Археологические источники. Л., 1978., с.47.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно