Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Место и роль Совета сотрудничества арабских государств Залива в международной и региональной безопасности

Тип Реферат
Предмет Международные отношения
Просмотров
807
Размер файла
27 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Место и роль Совета сотрудничества арабских государств Залива в международной и региональной безопасности

Место и роль Совета сотрудничестваарабских государств Залива в международной и региональной безопасности

Совет сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) является одним из ведущих акторов в регионе Залива. Наряду с Ираном эта организация определяет региональный баланс сил. Ирак в его нынешнем состоянии целиком и полностью занят решением своих внутренних проблем, поэтому его влияние на региональную ситуацию опосредованное, хотя в перспективе и эта страна должна стать силой, от которой также будет зависеть развитие отношений в регионе.

Кроме того, Совет сотрудничества доказал свою возможность влиять на ситуацию в период тех событий, которые воздействовали на жизнь региона: во время ирано-иракской войны, кризиса, связанного с иракской агрессией против Кувейта и последовавшим за ним затяжным кризисом в Ираке, который завершился падением режима Саддама Хусейна и военной оккупацией страны. По всем этим серьезным региональным проблемам ССАГЗ занимал единую позицию и проводил скоординированные действия, направленные на защиту интересов стран-членов. В современных условиях эта региональная организация должна разработать совместную стратегию, призванную способствовать обеспечению региональной безопасности и сохранению стабильности в государствах, являющихся ее членами.

В этой статье предпринята попытка проанализировать основные факторы, которые оказывают влияние на политику ССАГЗ сегодня, а также дать представление о ее первоочередных задачах.

Потенциалы стран-членов ССАГЗ

СтранаНаселение (2003 г.)Площадь (кв. км)Торговый баланс (US $ млн.)
Иран6647983916480434400
Ирак251750004383171526
Бахрейн68941871751112
Кувейт25467001781811261
Оман23310003095002129
Катар6180001143726453
Саудовская Аравия22670014224000042897
Объединенные Арабские Эмираты40410007770056300
Всего страны ССАГЗ328961323373955140152

Развитие ситуации в Ираке самым непосредственным образом воздействует на государства – члены Совета сотрудничества, которые расположены в непосредственной близости от него. От того, насколько успешно развивается политический процесс в этой стране, от возможностей обеспечить безопасность и создать условия для развития иракской экономики зависит будущее этого региона.

Политический процесс в Ираке поступательно развивается в соответствии с теми этапами, которые были намечены в соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН. После прошедших в январе 2004 года выборов было сформировано переходное правительство, хотя этот процесс сопровождался ожесточенной борьбой за власть между различными политическими силами, представляющими основные этнические и конфессиональные группы иракского населения. Члены правительства, президент, вице-президенты и спикер парламента были избраны в результате достижения консенсуса между основными политическими партиями страны. Шиитский Объединенный Иракский Альянс обеспечил себе парламентское большинство и в значительной степени установил контроль в стране, где шииты составляют большинство населения. Курды также получили широкое представительство в органах власти. Проигравшей стороной оказались сунниты, которые были на вершине власти в период правления баасистского режима. «Суннитский треугольник» остается зоной повышенной нестабильности. Ни коалиционным силам во главе с США, ни новым иракским властям не удается справиться с обеспечением безопасности в стране. Силы сопротивления, представленные как бывшими баасистами, прежде всего бойцами баасистской милиции, так и членами элитных подразделений Саддама Хусейна и различными террористическими группировками, проникшими главным образом из соседних стран, ведут активную подрывную деятельность, и положить ей конец не удается, потому что эти люди знают, что в новом Ираке им места нет. Таким образом, усилия по преобразованию Ирака в значительной степени тормозятся из-за отсутствия безопасности в стране. Кроме того, ощущается недостаток финансовых средств, что в условиях нестабильности не может измениться, так как иностранные инвестиции в такой ситуации поступают в минимальных объемах.

Тем не менее в Ираке отмечается повышенная экономическая активность прежде всего представителей местного предпринимательского класса. По всем расчетам, прирост ВВП за 2004 г. составил 40%, и эта тенденция сохранится и в 2005 г. В соответствии с подсчетами, сделанными МВФ и Мировым банком, рост ВВП в 2005 г. составит 15%1.

Однако продолжающееся сопротивление означает, что значительная часть бюджетных средств будет тратиться на обеспечение безопасности. Отсутствие стабильности является основной причиной того, что нефтяной сектор Ирака пока не восстановил свою деятельность в полном объеме. Кроме того, растет инфляция. Другой серьезной проблемой является растущая безработица. По официальным данным, она составляет около 30% активного населения, хотя предполагается, что в действительности эта цифра значительно больше2. Осознавая тяжесть решения экономических проблем, правительство разработало пятилетний план развития, основные положения которого сводятся к следующему: повысить уровень нефтепереработки, развивать газовый сектор, увеличить доходную часть бюджета путем усовершенствования налогового законодательства.

Страны ССАГЗ крайне обеспокоены тяжелым положением, сложившимся в Ираке, и прилагают усилия к тому, чтобы оказать ему возможную помощь. Их позиция по отношению к происходящим в этой стране событиям очень четкая и последовательная. Начиная с первых дней введения оккупационного режима в Ираке, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН члены Совета сотрудничества активно участвовали в регулярно проводившихся совещаниях «соседей Ирака», которые были призваны оказывать помощь процессу его восстановления. Первое совещание министров иностранных дел стран-соседей состоялось в Эр-Рияде 18–19 апреля 2003 г. Само место его проведения подтверждает особую роль, которую взяла на себя Саудовская Аравия – лидер ССАГЗ. Саудовский министр иностранных дел Сауд Аль-Фейсал на совещании выразил готовность своей страны «принять участие в международных усилиях по реконструкции Ирака и оказанию ему гуманитарной помощи»3.

Члены ССАГЗ выступают за скорейшее возвращение суверенитета Ираку и за тесное сотрудничество между коалиционными силами, возглавляемыми США и ООН, в деле обеспечения прогресса в развитии политического процесса в этой стране. На ХХV совещании в верхах государств ССАГЗ, проходившем в Манаме в декабре 2004 г., лидеры этих стран подтвердили свое решительное неприятие любых действий, которые могут привести к распаду Ирака. Они также поддержали необходимость восстановления суверенитета, независимости и территориальной целостности этой страны, а также невмешательства в ее внутренние дела. Они призвали американскую администрацию совместно с ООН и мировым сообществом действовать активно так, чтобы дать возможность всем слоям иракского народа внести свой вклад в создание новой политической системы, принять участие в выборах и в формировании новых органов власти, которые будут определять политическое и экономическое развитие страны в будущем4.

Помимо политической поддержки, страны Совета сотрудничества оказывают значительную экономическую помощь Ираку. Ее масштабы и формы зависят от степени заинтересованности той или иной страны в скорейшем преодолении Ираком экономических трудностей, так и в перспективах развития с ним экономического сотрудничества в будущем. В этом плане лидирует Саудовская Аравия, которая предоставляет Ираку большие кредиты, способствует деятельности своих частных компаний по восстановлению иракской экономики и оказывает большую помощь в гуманитарной сфере.

Кувейт также активно участвует в восстановлении экономики соседней страны. Для него установление добрососедских отношений с Ираком имеет особое значение, принимая во внимание тот факт, что Ирак претендовал на территорию соседнего государства в течение многих лет, и угроза нападения с его стороны была вполне реальной. В настоящее время кувейтское правительство готово всемерно поддерживать Ирак в надежде на то, что новые иракские власти откажутся от прежнего агрессивного курса в отношении соседа.

Вполне возможно предположить, что Ирак станет новым членом ССАГЗ, по крайней мере, будет участвовать в деятельности его экономических комитетов. При всей спорности подобных предположений их не стоит полностью отвергать.

Если политический процесс в Ираке станет развиваться успешно и возникнет федеративное государство, то для него крайне важно будет подтвердить свою самоидентификацию как арабского и мусульманского государства. В этом случае присоединение его к Совету сотрудничества окажется вполне оправданным и необходимым. Глубокая трансформация иракской политической системы и его внешнеполитической стратегии создала необходимую базу для сближения Ирака с другими арабскими государствами региона – членами Совета сотрудничества. Для самих членов этой организации вступление Ирака может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Среди позитивных последствий можно отметить следующие: возможность более успешной координации нефтяной политики, что создаст благоприятные условия для развития нефтяного сектора всех арабских стран Залива. Ирак, кроме того, может стать выгодным торговым партнером членов ССАГЗ, принимая во внимание его большой внутренний рынок и традиционно достаточно высокий уровень развития сельскохозяйственного и промышленного производства. Подключение Ирака к общей экономической деятельности ССАГЗ поможет в реализации планов организации по экономическому сотрудничеству, которые осуществляются с большими трудностями. Несмотря на то, что Единое экономическое соглашение было заключено еще в 1981 г. и оно предусматривало создание зоны свободной торговли и ускоренные темпы экономической интеграции в целом, таможенный союз был заключен только в 2003 г. Страны ССАГЗ планируют учреждение валютного союза в 2007 г. и выпуск единых денежных знаков в 2010 г. Кроме того, они собираются создать единые сети железнодорожного сообщения и водоснабжения5. Во всех этих проектах участие Ирака, несомненно, полезно. Ирак также был бы способен обеспечить потребности стран Совета сотрудничества в рабочей силе.

Политическое сотрудничество Ирака и государств ССАГЗ приведет к усилению арабского влияния на ситуацию в регионе и ослаблению позиций Ирана. Участие Ирака в деятельности Совета сотрудничества также создаст возможности для малых государств-членов этой организации уменьшить их зависимость от Саудовской Аравии, так как тогда они смогут балансировать между этими двумя крупными державами.

Говоря о гипотетических негативных последствиях для союза арабских государств Залива присоединения к нему Ирака, необходимо прежде всего отметить, что в этом случае организация должна будет взять на себя решение сложных проблем собственно Ирака, которые даже при его успешном продвижении вперед будут сохраняться. Не просто будет согласовывать политические позиции Ирака с позициями других членов Совета сотрудничества, принимая во внимание, в частности, его отличный от других стран-членов исторический опыт, состав населения и политическую культуру. Несмотря на то, что и Ирак, и государства Совета сотрудничества, несомненно, выиграют, если Ирак станет членом организации, по всей вероятности, этого можно ожидать не в ближайшей перспективе, а только после того, как завершится переходный период в становлении новой иракской государственности. Можно также предположить, что на первых порах Ирак не станет полноправным членом организации, а будет участвовать в работе ряда ее комитетов.

Иранская политика в регионе влияет на деятельность Совета сотрудничества. Прежде всего члены Совета сотрудничества организации поддерживают требование ОАЭ на возвращение им оккупированных Ираном трех островов: Большой и Малый Томб и Абу Муса. На своем совещании в верхах в декабре 2004 г. они вновь призвали Иран признать суверенитет ОАЭ над этими островами, над их воздушным и морским пространством и прилегающей к ним экономической зоной. Они считают необходимым получить согласие Ирана на разрешение этой проблемы мирным путем, на основе двусторонних переговоров или направив обращение в Международный суд6.

Страны Совета сотрудничества установили с Ираном дружественные отношения после того, как их позиции сблизились при совместном противостоянии с Ираком. После падения режима Саддама Хусейна политика в отношении новых иракских властей также во многом совпадает. Однако члены Совета сотрудничества обеспокоены тем, что Иран поддерживает шиитские политические партии Ирака и вмешивается в его внутреннюю жизнь. Об этом заявил бывший премьер-министр Ирака АядАлави в интервью саудовской газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» в начале сентября 2005 г.7 В то же время иракские шиитские политические силы вряд ли будут заинтересованы в зависимости от Ирана, так как это будет ограничивать их возможности играть лидирующую роль в политической жизни своей страны.

Кроме того, страны ССАГЗ обеспокоены амбициозными планами Ирана в военной области, прежде всего его стремлением к созданию ядерного оружия. В документах этой организации отсутствуют прямые обвинения в адрес Ирана, однако в них содержатся и призывы превратить регион Залива в зону, свободную от оружия массового поражения.

У Ирана и государств ССАГЗ различаются подходы к способам обеспечения региональной безопасности. Иран возражает против какого-либо участия иностранных держав в этом процессе, тогда как одним из основополагающих положений концепции региональной безопасности ССАГЗ является призыв к великим державам стать гарантами их безопасности. На практике их сотрудничество в области безопасности было реализовано заключением двусторонних соглашений между всеми членами организации и США, а также рядом европейских государств. (Договор о сотрудничестве в области обеспечения безопасности, который был заключен в 1993 г. между Кувейтом и Россией, фактически заморожен.) Страны ССАГЗ являются до сих пор крупнейшим рынком для западного вооружения, в первую очередь американского. В 2003 г. Саудовская Аравия потратила на нужды обороны 18747 млн. долларов, тогда как Кувейт, следующий за ней по масштабам военных ассигнований, – 3794 млн.8

В ближайшей перспективе может встать вопрос о создании новой системы безопасности в регионе с участием Ирака. Позиции Ирака по этому вопросу вряд ли будут существенным образом отличаться от позиций государств Совета сотрудничества, что заставит Иран пойти на некоторые компромиссы.

Совет сотрудничества осуществляет активные связи с США и европейскими государствами не только в сфере безопасности, но и в других областях, что определяется совпадением их экономических интересов, а также близостью позиций по многим актуальным проблемам современности. Наиболее приоритетным направлением внешнеполитической деятельности ССАГЗ после военной операции в Ираке стало развитие связей с ЕС, что должно сбалансировать их масштабные отношения с Соединенными Штатами.

В 2004 г. в Эр-Рияде было открыто бюро Европейской Комиссии, которое призвано осуществлять постоянный контакт с представителями Совета сотрудничества и проводить с ними консультации по вопросам, вызывающим взаимный интерес. Обе организации в условиях глобализации и усиливающихся угроз безопасности, таких как международный терроризм, наркотики, отмывание денег, распространение ОМП, растущая бедность в некоторых регионах и повсеместные экологические проблемы, стремятся развивать отношения сотрудничества для того, чтобы совместно противостоять этим угрозам. Совет сотрудничества, который обеспокоен тем, как развиваются события в Ираке, а также усиливающейся конфронтацией между США и Ираном, приветствовал бы более активное участие ЕС в деле обеспечения региональной безопасности.

С момента подписания в 1988 г. Соглашения о сотрудничестве между ССАГЗ и ЕС их отношения развивались главным образом в сфере экономики. В 1998 г. было заключено Соглашение об экономическом сотрудничестве, которое поставило задачу создания свободной торговой зоны между двумя региональными объединениями. Эта цель должна быть реализована в 2005 г. Однако недостаточное внимание, которое уделялось политическому диалогу, наносило ущерб обеим сторонам. Для ЕС государства-члены Совета сотрудничества являются важными торговыми партнерами, поставщиками нефти и нефтепродуктов, они также имеют стратегическое значение для стран ЕС, особенно после процесса его расширения, приблизившего его к границам региона Залива, поэтому ЕС принял решение распространить концепцию «Стратегическое партнерство ЕС на Ближнем Востоке», которая была опубликована в июне 2004 г. на страны ССАГЗ. Концепция направлена на поддержку реформ в этих странах, однако, как подчеркивается в этом документе, «реформы могут быть успешными только в том случае, если они инициированы самими обществами, а не навязываются извне»9.

Государства ССАГЗ заинтересованы в сотрудничестве с ЕС в предложенном им формате, так как это соответствует их планам проведения реформ в политической, экономической и социальной сферах.

ССАГЗ сталкивается сегодня с новыми вызовами как в регионе, так и на глобальном уровне и должен вырабатывать стратегию, направленную на их эффективное отражение. Процесс реконструкции в Ираке происходит в сложных условиях отсутствия политической стабильности и контроля со стороны новых иракских властей, а также борьбы между различными социальными и политическими силами, интересы которых трудно согласовать. Это движение вперед будет долгим, и ССАГЗ должен принимать это обстоятельство во внимание и действовать, исходя из сложившейся ситуации. Поддержка развивающегося политического процесса очень важна для утверждения его легитимности и признания в арабском и мусульманском мире. Когда Ирак вновь обретет независимость и суверенитет, перед ним встанет вопрос о его будущей роли в регионе. ССАГЗ будет заинтересован в тесном сотрудничестве с этой страной или же даже в принятии ее в члены организации. В этом случае баланс региональных сил изменится в пользу арабских государств, что вынудит Иран адаптироваться к этим новым условиям. При любых обстоятельствах экономическое сотрудничество между ССАГЗ и Ираком будет развиваться. Ирано-иракские экономические связи, которые в последние годы существования прежнего режима были интенсивными, также станут активизироваться. Экономическая интеграция региона Залива в рамках ССАГЗ, да и вне этой организации имеет хорошие перспективы для гармонизации отношений в регионе.

ССАГЗ будет стремиться к использованию заинтересованности ЕС в расширении связей с ним, так как это поможет ему более активно участвовать в решении актуальных проблем современности и укрепить свое положение на международной арене.

совет сотрудничество арабский залив государство


Список литературы

1. MEED, 1–7 April 2005. Vol. 19, № 13, с. 26.

2. Аш-Шарк Аль-Аусат, 19.04.2003.

3. http//www.gcc.org

4. Аш-ШаркАль-Аусат, 10.09.2005.

5. MEED, 28 January – 3 February 2005, vol. 49, № 4, с. 30–31.

6. GCC-EU Research Bulletin, Gulf Research Center 2005, с. 18.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно