Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Двигательная активность и долголетие: организационные и педагогические аспекты

Тип Реферат
Предмет Физкультура и спорт
Просмотров
674
Размер файла
68 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Двигательная активность и долголетие: организационные и педагогические аспекты

Кандидат педагогических наук, доцент Д.Н. Гаврилов Кандидат педагогических наук Е.Е. Романова Старший научный сотрудник А.В. Малинин, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Актуальность. Процесс быстрого постарения населения в развитых странах мира и в России создает сложную демографическую проблему. В стране, где 35 млн человек старше пенсионного возраста, назрел вопрос о сохранении высокой работоспособности и продлении активной жизни. По мнению специалистов, этому может способствовать широкое использование средств оздоровительной физической культуры [1, 8 -12, 16].

Однако данная возрастная группа не охвачена организованными формами занятий, как, например, дошкольники, школьники, студенты, военнослужащие. В настоящее время отсутствует концепция организации занятий с людьми зрелого и пожилого возраста. Разработка теоретико -методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни (В.А. Рогозкин, 2001) предусматривает внедрение новых технологий, подтвердивших свою эффективность.

Имеется большое количество исследований, подтверждающих положение о том, что рациональное использование физических упражнений не только замедляет процесс старения, но и приводит к повышению работоспособности, существенному улучшению физического и психического состояния [2-6, 16].

Установлено, что важный показатель работоспособности и здоровья человека - его психологический возраст.

Актуальными являются проблема создания устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями и подбор используемых средств, методов, организационных форм [17, 22].

Целью нашего исследования было изучение опыта использования различных оздоровительных технологий и организации занятий физическими упражнениями людей зрелого возраста.

При организации исследования использовались следующие методы: анализ литературы, практическое изучение опыта использования различных оздоровительных программ и методик, педагогическое наблюдение, анкетирование, комплексное тестирование с использованием разработанной в СПбНИИ физической культуры компьютерной системы "ФАКТОР", медико-биологические обследования, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В эксперименте приняли участие 359 человек в возрасте от 40 до 79 лет, из них 270 женщин и 89 мужчин.

Исследование проводилось по двум направлениям: изучение имеющихся оздоровительных технологий и разработка авторской программы.

В период с 1985 г. до настоящего времени было изучено 24 программы (в том числе В. Антонова, П.К. Иванова, Н.А. Старостиной, В. Герасимова, Ю.А. Андреева, В.Т. Лободина, В. Тихонова, Г.С. Шаталовой, Т.В. Платоновой, В.М. Киселева, М. Норбекова и др.).

Рис. 1. Профили морфофункционального состояния и двигательной подготовленности обследуемо го Н., занимающегося по экспериментальной программе в течение 15 лет (срезы в 55, 60, 68 и 70 лет).

Условные обозначения: ВРС-весо-ростовое соотношение; ЖИ-жизненный индекс; СИ-силовой индекс; ДП-двойное произведение; УТ-уровень тревожности; ФП-уровень физической подготовленности; БВ-биологический возраст

На основании полученных знаний и тщательного отбора была разработана программа занятий, включающая наряду с традиционными средствами - ходьбой, бегом, гимнастическими упражнениями, подвижными играми - дополнительно - суставную, дыхательную гимнастику, психофизические упражнения, ритмопластику, средства закаливания, мышечную релаксацию [20, 21, 22].

В целях перевода организма на соответствующий психологический и функциональный уровни, расширения круга специальных знаний и повышения мотивации была разработана форма занятий, включающая теоретическую часть. В ходе эксперимента содержание теоретической части уточнялось в зависимости от проявленного интереса и для повышения активности познавательной деятельности [18].

Теоретическая часть занятия включала мировоззренческие вопросы, общие сведения о жизнедеятельности человека, естественно-научные основы оздоровительной физической культуры, методические основы оздоровительной физической тренировки, вопросы психологии взаимоотношений, оздоровительного воздействия природных факторов, о влиянии сознания на здоровье человека.

В ходе знакомства с различными программами и методиками выяснилось, что в ряде случаев интенсивность нагрузки и исходный уровень физического состояния каждого занимающегося не учитываются, а эффективность занятий определяется по субъективным признакам - "лучше" - "хуже". Для людей старшего возраста такой подход, по нашему мнению, не безупречен.

Сотрудниками СПбНИИ физической культуры был разработан алгоритм расчета величины и интенсивности физической нагрузки, определяемой по результатам тестирования [13]. Последовательность механизм определения двигательного режима следующая: тестирование (оценка уровня ФП) - определение режима двигательной активности (подготовительный, развивающий, поддерживающий и т.д.) - определение интенсивности нагрузки (по ЧСС в % от максимальной) - определение продолжительности одного занятия в минутах - определение количества занятий в неделю - определение величины энерготрат в одном занятии в ккал. - выбор вида двигательной активности (бег, плавание, тренажеры и т.д.).

На основе созданного алгоритма была разработана компьютерная система тестирования, оценки и выдачи рекомендаций [14, 19].

Система состоит из пяти блоков (паспортные данные и двигательная активность, морфофункциональные показатели, двигательная подготовленность, психоэмоциональное напряжение, генетическая предрасположенность к выполнению физической работы) и предназначена для оценки уровня морфофункционального состояния, двигательной подготовленности, психоэмоционального напряжения, типа телосложения, биологического возраста, оценки показателей отдельных параметров каждого обследуемого и группы занимающихся в целом.

Система позволяет представить морфофункциональное состояние обследуемого в виде графического профиля (рис. 1).

В серии педагогических экспериментов нами была апробирована компьютерная система тестирования и проанализирована эффективность использования различных оздоровительных программ и методик. С этой целью перед началом эксперимента и в конце каждого этапа занятий проводилось тестирование занимающихся по 30 показателям.

Врачебно-педагогический контроль групп занимающихся позволил выявить характер происходящих изменений и динамику уровня морфофункциональных показателей.

Рис. 2. Сравнительные данные морфофункцио нального состояния группы женщин (n=18), занимающихся по экспериментальной программе (1-й срез - до эксперимента, 2-й срез - через 6 мес. занятий)

Рис. 3. Сравнительные данные показателей ЖИ, ФП, ВМФП в группе женщин до (1-й срез) и после (2-й срез) эксперимента

Рис. 4. Сравнительные данные показателей ЖИ, ФП, ВМФП в группе мужчин до (1-й срез) и после (2-й срез) эксперимента

На рис. 2 представлены результаты тестирования в начале и в конце эксперимента в группе женщин, занимающихся во врачебно-физкультурном диспансере Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Характерно, что занимающиеся, перешагнувшие пенсионный возраст (самой старшей 80 лет), не только продолжают сохранять достаточно высокий уровень двигательной подготовленности и морфофункционального состояния, но и улучшают его по ряду признаков. Так, уровень гибкости увеличился на 39%, координации - на 32 %, общей физической подготовленности - на 15%.

В группе женщин, занимающихся по программе школы здорового образа жизни (ЗОЖ) (руководитель и автор программы - Т.В. Платонова [15]) самые заметные положительные изменения произошли в показателях ЖИ, уровня ФП, возраста по морфофункциональным показателям (ВМФП), координации, артериального давления (рис. 3).

В группе мужчин (рис. 4) произошли достоверные положительные изменения по этим же показателям.

В ходе многолетних педагогических наблюдений и педагогических экспериментов было установлено, что для проведения занятий с людьми старшего возраста нужны опытные руководители, не только владеющие всем арсеналом методических приемов, но и обладающие теоретическими знаниями широкого профиля и умением создать в группе положительный психологический микроклимат. Названные выше авторские методики разрабатывались и внедрялись людьми одаренными, высококлассными специалистами в своей области. В связи с этим организация занятий с людьми старшего возраста в масштабе муниципального образования, района, города, региона предусматривает специальную подготовку инструкторов для работы с контингентом старшего возраста.

Одним из наиболее важных аспектов обсуждаемой проблемы является задача организации занятий с людьми старшего возраста (помещение, оборудование, проведение занятий, подготовка инструкторов, тестирование, консультации, финансирование). Платные элитные клубы для большинства людей старшего возраста недоступны из-за высокой стоимости предлагаемых услуг. В Санкт-Петербурге имеется опыт разработки и создания консультационно-методических центров (КМЦ), предусматривающих организацию физкультурной работы по месту жительства.

В Комитете по физической культуре и спорту Администрации Санкт-Петербурга было разработано и утверждено Положение о КМЦ. Краткое его содержание представлено в таблице.

Подобные центры созданы и оснащены компьютерными программами в ВФД Красногвардейского района Санкт-Петербурга (главный врач РВФД - Г.Г. Романова) и в СПбНИИ физической культуры (директор института - профессор В.А. Рогозкин).

Расширение сети КМЦ при ВФД, спортивных сооружениях, парках культуры и отдыха, санаториях, домах отдыха, бассейнах, вузах позволит решить вопрос организации занятий, подготовки инструкторов, тестирования, консультаций, издания методической литературы, создания базы данных и т.д. при сравнительно небольших финансовых затратах.

Направление деятельности Участники и результаты
1. ТестированиеНаселение района
2. КонсультацииЗанимающиеся самостоятельно
3. Организация занятииГруппы здоровья
4. Подготовка инструкторовИнструкторы ОФК
5. Издание методической литературыМетод. реком., буклеты, памятки
6. Создание базы данныхСведения об уровне ФС
7. Лекционная работаТематический план, программа
8. Научно-исследовательская работаПроведение конференции, семинаров
9. Пропагандистская работаБюллетени, газеты, радио, ТВ

Особого внимания заслуживает вопрос содержания авторских программ оздоровительной физической тренировки и форма проведения занятий. Знакомство с опытом проведения различных школ, семинаров, курсов позволяет выделить некоторые особенности в содержании предлагаемых программ: использование различных вариантов дыхательной, суставной, ритмической гимнастики, элементов восточных гимнастик и боевых искусств, мышечной статической и динамической релаксации, самомассажа, закаливающих процедур, музыкального сопровождения, обсуждение нравственно-этических и философских вопросов.

По-видимому, успех в занятиях с использованием различных традиционных и нетрадиционных средств и методов обусловлен, с одной стороны, личностью руководителя, его знаниями, умениями, способностью увлечь, с другой стороны, энтузиазмом и старанием занимающихся, приобщенных к новым взглядам на здоровье, свое место в жизни.

Заключение. Проведенные исследования позволяют утверждать, что дополнительная двигательная активность (кроме бытовой), строго дозированная и тщательно подобранная по средствам, методам и интересам, повышает уровень работоспособности, двигательной подготовленности, морфофункционального состояния людей старшего возраста (в том числе имеющих ограничения по состоянию здоровья), занимающихся по специальным программам. Эта возрастная категория населения, обладающая высоким профессионализмом, знаниями и жизненным опытом, способна поддерживать высокий уровень работоспособности и положительно влиять на демографическую ситуацию в стране.

Назначение режима занятий физическими упражнениями должно проводиться на основании предварительного тестирования, в том числе с использованием компьютерных программ. Процесс занятий должен сопровождаться врачебно-педагогическим контролем и периодическим повторным тестированием для наблюдения за динамикой показателей физического состояния.

В программу занятий целесообразно включать наряду с традиционными средствами суставную, дыхательную, ритмическую гимнастику, методы психической саморегуляции (релаксацию, концентрацию, АТ, медитацию), средства закаливания, самомассаж, музыкальное сопровождение, а также хорошо себя зарекомендовавшую теоретическую часть. Занятия желательно проводить с нагрузкой умеренной интенсивности, используя при этом положительное воздействие природных факторов.

Эффективной формой организации занятий с людьми старшего возраста может стать КМЦ как центр формирования и популяризации ЗОЖ и постоянного мониторинга физического состояния населения. Эта организационная структура позволяет с минимальными финансовыми затратами организовать и популяризировать занятия с различными возрастными группами населения по месту жительства.

Список литературы

1. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года // Российская газета. 2001, 16 октября.

2. Pescatello L.S., Di Pietro L. Physical activity in older adults: An overview of health benefits. Sports Med. 1993; 15: 353-364.

3. Layne J.E., Nelson M.E. The effects of progressive resistance training on bone density: a review. Med. Sci. Sports Exerc. 1999; 31: 25-30.

4. Rooney M.D. Exercise for older patients: Why its worth your effort. Geriatrics. 1993; 48: 68-77.

5. Butler R.N. et al. Physical fitness: how to help older patients live stronger and longer. (1). Geriatrics. 1998; 53: 26-28, 31-32, 39-40.

6. Munns K. Effects of exercise on the range of joint motion. In Exercise and Aging: The Scientific Basis. Hillside N.J., 1981.

7. Blair S.N. Physical Activity, Physical Fitness and Health. // Current Research in Sport Sciences. An International Perspective. Plenum Press, NY, London, 1996. pp. 225-241

8.Brown D.A., Miller W.C. Normative data for strength and flexibility of women throughout life. Euro J. Appl. Physiol. and Occup. Physiol. V. 78, I. 1, 1998, pp. 77-82.

9. De Vito G., M. Bernardi, R. Forte, C. Pulejo et. al. Determinants of maximal instantaneous muscle power in women aged 50-75 years. Euro J. Appl. Physiol. and Occup. Physiol. V. 78, I. 1, 1998, pp. 59-64.

10. Heuvelen Van M.J.G. et al. Physical fitness related to age and physical activity in older persons. Med. Sci. Sports Exerc. 1998; 30: 434-441.

11. Физическая культура и возраст /Под общ. ред. Р.Е. Мотылянской). - М.: ФиС, 1967. - 280 с.

12. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. - Л.: Наука, 1988, с. 203-207.

13. Гаврилов Д.Н. Способ нормирования физической нагрузки в занятиях оздоровительной направленности по уровню аэробной выносливости: Канд. дис., СПб., 1994.

14. Гаврилов Д.Н., Малинин А.В. Тестирование при занятиях физическими упражнениями: Метод. реком. СПб., 2001. - 19 с.

15. Платонова Т.В. Актуальные аспекты валеопрактики // Вестник Балтийской академии, вып. 23, 1998, с. 29-55.

16. McArdle W.D., Katch F.I., Katch V.L., Physical activity, Health, and Aging // Exercise physiology. Energy, nutrition, and human performance. Baltimore, Williams and Wilkins, 1996, p 634-668.

17. Denk H., Pache D. Evaluierung der Bedьrfnissituation Дlterer in bezug auf Bewegung, Spiel und Sport // Bundesinstitut fьr Sportwissenschaft, Kцln, 1996, 2, 1-145.

18. Ginzburg I. Educational Aspects of Fitness Programs for Senior Citizens // Abstracts of International Olympic Congress, Athens 2002, p 437.

19. Rogozkin V., Gavrilov D., Malinin A. Computer-testing Program for Middle-aged and Older Adults // Abstracts of International Olympic Congress, Athens 2002, p 605.

20. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - М.: ФиС, 1986. - 64 с.

21. Попова Т.В., Пястолова Н.Б., Максутова Г.И. и др. Эффективность применения программ психофизической регуляции в занятиях с лицами разного возраста // Теория и практика физ. культуры, 2002, № 1, с. 44-46.

22. Ратов И.П., Иванов В.В., Попов Г.И. и др. К проблемам выбора перспективных направлений в использовании нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры // Теория и практика физ. культуры, 1999, № 5, с. 9-13.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно