Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Природные учебные тропы как основа инноваций в формировании экологической компетентности учащихся

Тип Реферат
Предмет Экология
Просмотров
742
Размер файла
18 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Природные учебные тропы как основа инноваций в формировании экологической компетентности учащихся

Природные учебные тропы как основа инноваций в формировании экологической компетентности учащихся

Н.М. Антипова

Белгородский государственный университет

Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей. Он сын ее.

И.С. Тургенев

Введение

Экологическое образование (ЭО) - это один из наиболее динамично развивающихся компонентов современного школьного образования во всем мире, его база для инновационных и интегративных процессов. Совершенствование системы ЭО и просвещения - одно из приоритетных направлений формирования экологических потребностей общества. Необходимость, всеобщность и обязательность ЭО как условие формирования экологической культуры общества закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.).

В развитии системы ЭО важную роль играет постановление главы администрации Белгородской области Е.С. Савченко от 24.04.2003 г. № 7 «О первоочередных мерах по экологическому воспитанию, образованию, и просвещению населения», в котором отмечается необходимость создания условий для формирования экологической культуры и научноэкологического мировоззрения населения, включения изучения основ экологических знаний в систему дополнительного образования учащихся и молодежи; организации экологического обучения и просвещения на территории Белгородчины.

Повышение экологического сознания и выяснение сути взаимоотношений человека и окружающей среды составляют основу ЭО. Поскольку характер этих взаимоотношений отличается сложностью и многогранностью, практически изучение каждой школьной дисциплины вносит большой вклад в ЭО, однако приоритет остается за биологией, так как эта дисциплина всегда была базой для раскрытия главных экологических идей, теорий, законов и фактов научногуманистического и прикладного характера.

В настоящее время одним из важнейших методологических подходов в изучении экологического материала в школе является формирование компетентностей обучающихся.

Под компетентностью понимаются интегративные качества, возникающие как феномен развития человека в процессе творения себя в деятельности по решению жизненных задач. Она базируется на синтезе знаний, умений, ценностей, мотивов, опыта, эмоциональных чувств и проявляется в грамотном решении жизненных задач (Е.В. Григорьева, 2005). Следовательно, экологическая компетентность - это уровень экологических знаний и умений, способствующих ответственному отношению к природе и позволяющих грамотно осуществлять ее охрану.

Современное состояние окружающей среды вызывает необходимость обновления всей системы учебно-воспитательной работы по биологии. Большое значение в решении этой проблемы играют природные учебные тропы, которые по их содержанию называют экологическими тропами (ЭТ). Понятие учебной ЭТ очень широкое. Это может быть привычный маршрут экскурсии учащихся в различные экосистемы или тщательно оборудованная указателями и информационными щитами тропа. ЭТ - важнейшая разновидность организационного маршрута на местности:

в осуществлении учебной, пропагандистской работы по вопросам изучения природы: неживой (почва, водные, воздушные ресурсы), живой (флора, фауна) - и выявлении их взаимосвязей в экосистемах;

поддержании биологического разнообразия, организации научных экологобиологических исследований;

в формировании экологической компетентности обучающихся.

Руководителем учебной ЭТ определяются последовательность изучения объектов природы, объем информации и ее направленность: познавательная, просветительская, предписывающая и природоохранная. Следует отметить, что оборудованные ЭТ в основном функционируют на ООПТ, учебно-опытных участках или в школьных заказниках.

В практике школ постоянно проводят экскурсии в различные природные экосистемы по известным маршрутам, руководствуясь паспортом-путеводителем ЭТ. Например, в Варваровской общеобразовательной школе (Алексеевский район) учителем биологии В.И. Стадник, автором статьи и студенткой биолого-химического факультета БелГУ Л.М. Козьменко организована ЭТ «Широколиственный Кругликов лес» и разработан паспорт с цветными иллюстрациями, включающий: учебно-воспитательные задачи, карту-схему леса с опушками, полянами и остановками; описание почв, видового состава растений, животных; задания по проведению экологических исследований; варианты охраны объектов Кругликова леса.

Например, во время весенней экскурсии по ЭТ обращается внимание учащихся на многообразие видов растений и животных биоценоза леса, выясняется сущность его формирования. Они отмечают, что у различных видов растений одного растительного сообщества неодинаковы ритмы развития. Рано весной, когда деревья и кустарники находятся в безлиственном состоянии, красочный аспект Кругликова леса определяется цветением ранневесенних травянистых растений: лука гусиного, ветреницы лютиковой, пролески сибирской, хохлатки Галлера и др., цветки которых раскрываются в период наиболее благоприятного освещения под пологом деревьев.

На экскурсии, которая проводится после распускания листьев деревьев и кустарников, учащиеся отмечают, что среди цветущих травянистых растений преобладают виды с белыми цветками (ландыш майский, ветреница дубравная, купена многоцветковая, любка двулистная). В процессе наблюдения они выявляют: растения, развиваясь в условиях резко изменяющейся в течение сезона фитосферы, имеют соответствующие приспособления.

Изучая лесную флору опушек, школьники знакомятся с растениями Красной книги России: прострел раскрытый, рябчик русский, а также выясняют, что многие растения леса - колокольчик персиколистный, ландыш майский, купена многоцветковая, вороний глаз, любка двулистная, ветреницы (лесная, дубравная, лютичная), гусиный лук, пролеска сибирская, хохлатки (полая, Галлера), вероника лекарственная, душица обыкновенная, зверобой продырявленный, медуница неясная, первоцвет весенний и др. являются тоже редкими и занесены в Красную книгу Белгородчины.

Изучение животных в природе лучше осуществлять во время экспедиций, рассчитанных на 3-4 часа. Например, учащиеся 7 класса, знакомясь с экологической группой птиц Кругликова леса, выяснили их видовой состав и что многие из них приспособились к жизни в смешанном лесу: здесь они находят себе корм, укрываются от опасности, размножаются, выкармливают потомство.

Практика свидетельствует, что среди сезонов года наиболее благоприятны для фаунистических наблюдений весна и первая половина лета - период весенних миграций птиц и их размножения. В это время птицы становятся хорошо заметными благодаря своей подвижности, высокой звуковой активности, брачному поведению, строительству гнезд для выведения и выкармливания потомства. Лесные птицы приспособились к среде обитания. На опушках и в лесу часто встречаются обыкновенная горлица, обыкновенная кукушка, вертишейка, большой пестрый дятел, средний дятел, малый дятел, лесной жаворонок, обыкновенная иволга, сойка, сорока, малая мухоловка (занесена в Красную книгу Белгородчины), обыкновенный соловей, черный дрозд, большая синица, ястреб тетеревятник, серый сорокопуд и др.

Кроме того, учащиеся осуществляют исследовательскую работу, используя различные полевые методы. Многообразие и сложность взаимосвязей и взаимозависимостей живых систем, разных уровней организации со средой обитания обусловливают разнообразие методов экологических исследований. В экологии первостепенное значение имеют полевые методы исследования, т.е. исследование популяций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе. Эти методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определенного комплекса факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельность вида в конкретных условиях.

Полевые методы исследования подразделяются на маршрутные, стационарные, описательные и экспериментальные. Маршрутные методы используются для выяснения экологических объектов (присутствие экологических групп охраняемых видов животных различных экосистем), их разнообразие и встречаемость на определенной территории. Основные приемы исследования: прямое наблюдение, оценка состояния, измерения, описание (например, учетных площадок, отдельных представителей животного мира, фенофаз растений и т.д.), составление инвентаризационных списков, карт, схем и размещения объектов.

К стационарным методам относятся длительные (сезонные, годичные или многолетние) наблюдения за одними и теми же объектами, требующими неоднократных описаний, замеров изменений, происходящих у наблюдаемых объектов. Стационарные методы обычно совмещают в себе полевые и лабораторные методики.

Описательные методы применяют при регистрации основных особенностей изучаемых объектов, используя прямое наблюдение. Описание предполагает первоначальное знакомство с объектом и его применение в стационарном исследовании выступает одним из ключевых в экологическом мониторинге.

Однако наблюдения не могут дать вполне точного ответа, какой из факторов среды определяет характер жизнедеятельности особи, вида, популяции или сообщества. На этот вопрос можно ответить только с использованием эксперимента, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в природе отношений.

Экспериментальные методы исследования объединяют различные приемы прямого вмешательства в обычные характеристики исследуемых объектов; производимые в эксперименте наблюдения, описания и измерения выявленных свойств объектов обязательно сопоставляются с аналогичными показателями объектов, не задействованных в эксперименте, т.е. неизменных. Экологический эксперимент носит аналитический характер. Указанные методы позволяют проанализировать влияние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных условиях и таким образом изучить все разнообразие экологических механизмов, обусловливающих его нормальную жизнедеятельность.

Для современных экологических исследований особенно характерно, что они основываются на количественной оценке изучаемых объектов и процессов. Эколог ведет количественный учет организмов и выявляет зависимость их численности от условий среды, осуществляет оценку общего состояния, распространения в соответствии с изменениями внешних условий. Учет численности организмов, встречаемости, плотности, возрастной и половой структуры популяций, плодовитости, продуктивности, взаимосвязей между видами, заболеваемости, загрязненности среды и т.п. - необходимое требование при проведении исследований в работе эколога.

Заключение

На основе полевых исследований школьников были определены участки Кругликова леса, богатые флористически и фаунистически; разработана система охраны редких растений, животных и агротехника выращивания редких растений в бывших местах их произрастания и на учебно-опытном участке. Кроме того, широко используется материал ЭТ Кругликова леса в просветительской работе среди населения села Варваровки, а также проводятся экопраздники в школе: «1 апреля - Международный день птиц», «22 мая - Международный день биологического разнообразия», «5 июня - Всемирный день окружающей среды»; акции: «Месячник охраны первоцветов»,«Неделя поддержания биологического разнообразия растений и животных». Различные виды деятельности учащихся в природе являются необходимым и обязательным условием формирования у школьников различных экологических компетентностей: интеллектуальных, натуралистических, коммуникативных.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно