Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Знание, псевдознание, креативность, практика (на примере технологий синтеза петрофизического и литологического знания)

Тип Реферат
Предмет География
Просмотров
1325
Размер файла
83 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Знание, псевдознание, креативность, практика (на примере технологий синтеза петрофизического и литологического знания)

Знание, псевдознание, креативность, практика(на примере технологий синтеза петрофизического и литологического знания)

Б.Н.Еникеев, ОАО «ЦГЭ» , г.Москва

1. Знание. Введем рабочее определение. Под знанием будем понимать текущий результат открытого для обсуждения и критики (в рамках некоторого сообщества) систематизированного изучения круга проблем, явлений, способов их описания и путей решения (согласно правилам описания и нормам удовлетворительности, принятым данным сообществом, по некоторым формальным или неформальным процедурам) в данный момент времени. Знание об одном и том же явлении разных субъектов и сообществ может быть не только различно по объему, но и плохо соизмеримо, ибо способы познания разными субъектами и сообществами могут принципиально отличаться. Однако, сказанное не означает, что моменты последовательности применения “правил игры” или согласованности с остальной картиной мира могут быть проигнорированы. В XIX-XX веке была развернута программа исключения или минимизации теоретических компонент в знании – позитивизм и неопозитивизм. Одним из итогов ее развития можно считать отказ от нее и признание того, что почти все измерения или факты являются “теоретически нагруженными”. Поскольку существенным моментом в восприятии знания является признание его претензии на то, что оно является обобщением, отражающим деятельности ума, и притязает на объективную истину (в отличие, например, от воображения или фантазий, к которым не предъявляются столь же жесткие правила и нормы отбора), которая подтверждается практикой, то часто знанием пытаются представить нечто заметно иное (не отвечающее требованиям научности). В последние годы распространение идеологии искусственного интеллекта, нейронных cетей и генетических алгоритмов гальванизировало интерес к этой проблематике, что нашло отражение в ряде публикаций на Западе и в России. Немаловажно это и для практики, что заставило автора изложить часть соображений по данной теме. Популярна позиция, согласно которой любые рассуждения на столь абстрактную тему или слишком “заумны” или напротив тривиальны. И возражение тут видится скорее мировоззренческое, чем логическое.

2. Актуальность. Известное высказывание Губермана об императиве понимания России умом стало столь в той же степени фактом общественной жизни, как и ошарашивающая своим бессилием и прекрасно иллюстрируемая опытом российских реформ и специфики первичного накопления декларация Тютчева о невозможности понимания умом значимых фактов и явлений российской действительности. ;-))

С учетом этих амбивалентных соображений геология, психология, социология и примыкающие к ним отрасли знания должны быть в существенной мере российскими науками именно в силу их сложности и кажущейся порою алогичности. ;-)

Автор данного доклада недавно волей судеб наткнулся на публикацию, в которой для озадачивающего его cтатистического уравнения (неоднократно упоминаемого сибирских публикациях - Кпгл=0.22*Кгл*SQRT(z/2300)/Кглмин) был, наконец, указан его истинный автор. И именно это столкновение подаваемого почти как закон природы (без анализа причин и условий применимости, лишенного атрибутов, позволяющих анализировать его адекватность и потому загадочного как 0.62/Кп2.15) уравнения с пониманием обстоятельств его получения и ограничений лишний раз напомнило о мифологичности того декларативного знания, с которым работают отдельные петрофизики, и об отсутствия регулятивов рассматривающих это как аномалию.

Обилие разнородных, разноточных и по разному проинтерпретированных наблюдений, отнесенных к разным (а порой и принципиально!) объектам, является необходимой информацией для регуляризации решения обратных задач геофизики. Это во многом составляет глубинную суть интерпретации и частично вписывается в идеологию статистических подходов к интерпретации каротажа, развиваемых автором доклада с начала 70-х годов. Несколько в стороне остается проблематика герменевтики, по существу более принципиальная чем алгоритмические и программные аспекты формального решения обратных задач.

3. Корни и традиции. Герменевтика ранее рассматривалась как учение об истолковании текстов, преимущественно древних (в первую очередь - библии), понимание первоначального смысла которых затруднено вследствие недостаточной сохранности источников и дополняющих их сведений. Формально герменевтику можно рассматривать по аналогии с известной в математике идеологией решения “обратных задач” (таких, например, как восстановление изображений по зашумленным измерениям). Такое восстановление (понимание) достигалось последовательным вскрытием всех сопровождающих текст аспектов (от изучения языка и вскрытия намеков до анализа исторического контекста и психологической личности автора). Особенностью герменевтической процедуры для всех авторов является итерационный подход, при котором анализ каждой из частей текста производится в соответствии и с учетом особенностей текста в целом (П.Рекер называет этот элемент объяснением) и обратно – текста в целом с учетом особенностей его частей (в этом случае он говорит уже о понимании). Подобная схема анализа при работе с количественными переменными широко применяется в прикладной статистике (так называемый ЕМ-алгоритм), причем сходимость его строго доказывается. Основной вопрос философской герменевтики, по Гадамеру, состоит в том, что понимание есть «род круга» — повторяющаяся структура, где всякая новая интерпретация ссылается на предпонимания (определяющаяся традицией предпосылка понимания) и возвращается к ним. В такой интерпретации понимание является открытым эволюционным процессом, в котором любой потенциальный интерпретирующий и любое потенциальное интерпретируемое могут быть включены в контекст общей традиции понимания. В силу сказанного вопросы типологии предпонимания и соотнесения с иными результатами (в статистической интерпретации обратных задач речь шла бы о способах задания априорной вероятности) приобретают особо важную роль.

4. Контекст и ключи. Таким образом, включение в контекст или исключение из контекста исследования фактов и концепций может во многом предопределить результат в случае неполноты измерений и имеет давнюю и серьезную укорененность в ряде областей, работающих с сильно зашумленными данными и знаниями. Поэтому рассмотрение способов интеграции и синтеза данных и знаний с оценкой их применимости в данный момент надо считать одной из важнейших задач, необходимых для повышения точности интерпретации. Конечно, задача повышения точности также отлична от увеличения личной прибыли интерпретатора как задача максимизации информации интерпретатором от задачи экономии им затрат его энергии, но обсуждаем-то мы не это. Ведь (вспоминая замечательную метафору Брудно!) не стоит оценивать результаты интеллектуальной деятельности в килокалориях и пересчитывать их стоимость по цене киловатт-часа, если они и в самом деле хоть сколько-нибудь интеллектуальны!

Представим себе, что объекты изучения могут быть кластеризованы несколькими принципиально разными способами c организацией соответствующих деревьев принадлежности. Например, запись: Sl+1(Kt) < Sl(Kt) должна означать принадлежность Sl+1 к Sl по ключу Kt(он строится по некоторой области Vt подмножества переменных Xm, Xn,с которыми может потенциально оперировать исследователь). Важно уметь строить процедуру, гарантирующую корректность связи, например, свойств a1 и a2 с с1 и с2 (рис. 1), требует введения детализированной системы понятий-ключей. Зачастую процедура построения ключа или выбора переменных Xm, Xn, c которыми производится оперирование крайне субъективна. В качестве намека на выбор переменных укажем на три их типа: фазовые - описывающие расположение в пространстве, компонентный состав и структуру; генетические – различающие гипотезы о происхождении пород; конъюнктурные – отражающие моду или собственные, основанные на вненаучных критериях, пристрастия исследователя. Просто пояснить cубъективность на наглядном примере. Рассмотрим ключи, объединяющие объекты по сходству в отношениях по классическим критериям связи: а) причина – следствие; б) часть-целое; в) род-вид; г)раньше-позже. Наиболее легко наблюдаемо и наименее проблематично отношение предшествования и оно же легко приводит к заблуждениям при взятии его в качестве ключевого. Фактически известные издержки “магического мышления” (“После того – значит по причине того!”) связаны именно с подобным выбором ключа для построения классов обобщения. Что же касается других указанных отношений, то в геологии каждое из них ничуть не более однозначно.

Что может означать в нашем случае фиксация принадлежности к дереву? Очевидно – необходимость оперирования, при котором всякий изучаемый природный объект и его петрофизика при сохранении его уникальности могут быть и должны быть соотнесены с иными объектами (“всякая система понятна лишь после выделения подсистемы и надсистемы”). Бытующие правила вывода в нечетких дисциплинах часто возвращают нас к постановкам индуктивной логики в ее классическом (Бэкон-Гершель-Милль) или неоклассическом (В.К.Финн) вариантах. Фактически в них речь идет о рассуждениях трех типов: фиксация близости объектов изучения по ключу (непротиворечивое включение их по нему в один класс); обобщение по ключу (индуктивный шаг - все ранее известные объекты, обладающие принадлежностью к данному ключу, обладают этим свойством и объекты с его отсутствием не наблюдаемы); cледствие из обобщения по ключу (новый объект имеющий тот же ключ также должен обладать этим же свойством). При таком подходе классическая силлогистика заменяется на сильно ослабленные допущения (фактически вместо тождественности по посылке вводится близость, а вместо фиксации имманентного свойства вводится гипотеза о его справедливости на основе конечной выборки). Ограниченность такого подхода очевидна в рамках вероятностно-статистического или размытого подхода к проблематике. Забавно, что по существу уже на уровне выбора фактов или знаний появляется различие между герменевтическими процедурами (например, легко вычленяются и приобретают интеллектуальную дифференциацию такие различные герменевтики с легко реконструируемым по названиям смыслом: апологическая, мазохистская, байесовская, минимаксная, блеклая и насыщенная). Вторым измерением, различающим герменевтические процедуры, может послужить характер использования и корректировки знаний (последовательный привнос малыми порциями – напрашивается аналогия со стохастической аппроксимацией или использование их всех с одновременной корректировкой ключей).

Рис. 1 Ключи и отношения между объектами.

5. Проблемный и этический контекст. Рассмотренная проблематика тесно связана с конструированием и наполнением системы поддержки петрофизических знаний и детально анализируется в докладе в частном петрофизическом ракурсе (неоком и юра Западной Сибири с рассмотрением вопроса о природе и использовании понятий карбонатных конкреций, пирита, глауконита, разных типов глин и особенностей отложений баженовской свиты и аналогов этих отложений пока только в нескольких нефтегазовых областях мира).

Что же дают нам попытки последовательного учета контекста и метаанализа (рис2) в мировозренческом плане? В этих случаях рассуждения перестают носить категорический характер, что лишает их “ноздревской” ауры радостной самовлюбленности и тем самым дает шанс на приближение к истине. Примерно к такому взгляду на мир вели многие философские системы (“Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, «глупец»”; “Пусть думают и миряне, и отшельники, что это сделано мной. Пусть они зависят от меня во всех делах», - таково намерение глупца; его желание и гордость возрастают.”; “Пока зло не созреет, глупец считает его подобным мёду. Когда же зло созреет, тогда глупец предается горю.”; Дхаммапада).

Рис. 2. Семиотическая схема функционирования текстов и знания в культуре (по Соренсон).

Список литературы

Еникеев Б.Н. Петрофизика и интерпретация каротажа как составная часть интегрированной интерпретации: некоторые проблемы и перспективы.//Геофизика 1998 N.1.С.64-73. (www.pst.h1.ru)

Финн В.К. Правдоподобные выводы и правдоподобные рассуждения ИТОГИ НАУКИ и ТЕХНИКИ сер. теория вероятностей, математическая статистика. М.: ВИНИТИ 1988 стр. 1-83


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
149606
рейтинг
icon
3150
работ сдано
icon
1362
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
144633
рейтинг
icon
5915
работ сдано
icon
2670
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
99719
рейтинг
icon
2057
работ сдано
icon
1282
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
57 426 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Миит
Быстро, качественно, претензий нет! Рекомендую! Очень вежливый и приятный автор
star star star star star
ИГХТУ
Все выполнено быстро и грамотно,давно работаю с исполнителем,ни разу не подводила,и делала...
star star star star star
СПБ ГУТ
Спасибо за проделанный труд. Поставили отлично?. Приятный исполнитель, всем рекомендую.?
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Для каждого проектируемого здания все пункты по...

Диплом, строительство

Срок сдачи к 7 февр.

1 минуту назад

вариант №8

Контрольная, Теоретическая механика

Срок сдачи к 8 янв.

5 минут назад
6 минут назад

Необходимо сделать задачу. Вариант №2

Решение задач, Оборудование заводов по производству и переработке пластмасс

Срок сдачи к 26 янв.

7 минут назад

Вариант 13, Задания под номерами: 1,2,4,6,7,8,9,10,11

Решение задач, Статистика для менджеров

Срок сдачи к 5 янв.

9 минут назад

Курсовая работа

Курсовая, сельскохозяйственные машины

Срок сдачи к 4 янв.

12 минут назад

Практическое задание

Другое, Проектирование и реализация репетиторской деятельности

Срок сдачи к 4 янв.

12 минут назад

Тема: «Методические особенности организации учебно-исследовательской...

Курсовая, Инновационные процессы в математическом образовании

Срок сдачи к 7 янв.

12 минут назад

Тема диплома «моталка сортового стана. Стан 250»

Диплом, Технологические машины и оборудование

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад

Расчетно-графическая работа по ТОЭ

Решение задач, теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 7 янв.

12 минут назад

Доделать срочно

Курсовая, Проектирование Систем Автоматизации

Срок сдачи к 12 янв.

12 минут назад

Творческое задание

Другое, Геометрия

Срок сдачи к 6 янв.

12 минут назад

Нужно сделать дипломный проект на основе двух курсовых

Диплом, Ремонт и обслуживание легковых автомобилей

Срок сдачи к 10 янв.

12 минут назад

1. перевод с естественного языка на язык лв или лппп (уч.клини стр

Ответы на билеты, логика и теория аргументации

Срок сдачи к 3 янв.

12 минут назад

"Права и обязанности родителей и детей", 21-25 страниц

Курсовая, Обществознание

Срок сдачи к 16 янв.

12 минут назад

Необходимо сделать задачу .Вариант №2

Решение задач, Оборудование заводов по производству и переработке пластмасс

Срок сдачи к 26 янв.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно