Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Социальное воздействие. Механизмы регуляции и саморегуляции активности личности

Тип Реферат
Предмет Социология
Просмотров
1354
Размер файла
23 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Социальное воздействие. Механизмы регуляции и саморегуляции активности личности

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Федеральное агентство в сфере здравоохранения и социального развития

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный медицинский университет

Факультет клинической психологии,

психотерапии и социальной работы

Кафедра социальной работы

Реферат

Социальное воздействие. Механизмы регуляции и саморегуляции активности личности.

Выполнил:

Студентка II курса группы 6802

Богомолова А. В.

Проверил:

Казаневская Вера Викторовна

Томск-2010 г.

Содержание

1. Введение

2. Психическая саморегуляция произвольной активности человека

3. Индивидуальные особенности саморегуляции при экстраверсии и нейротизме

4. Социальное воздействие и регуляция произвольной активности человека

5. Заключение

6. Список литературы


1. Введение

В последние годы в развитии различных направлений и отраслей психологической науки, несмотря на специфику решаемых ими задач, все более отчетливо проявляется одна существенная тенденция. В самом общем виде она состоит в стремлении исследовать человека (ребенка, подростка, взрослого) в его истинных субъектных качествах, изучить возможности, процессы и условия саморазвития и самораскрытия человека на разных уровнях его субъектного бытия, показать активную творческую роль человека в реализации отношений с разными сферами действительности, в построении своей жизнедеятельности.

В общей форме проблема человека как субъекта своей деятельности и поступков, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять творческое саморазвитие, отчетливо заявлена в отечественной психологической литературе.

В настоящее время все чаще к решаемым в исследовании задачам применяют "субъектный подход". На основе этого подхода, предложенного О.А. Конопкиным, развивается и еще одно смежное направление, в котором раскрываются личностные аспекты психической саморегуляции на основе обобщения результатов многолетних исследований личностной детерминации индивидуальной саморегуляции произвольной активности человека.

Но кроме того, что личность сама управляет своими действиями, есть еще и социальное влияние, которое во многом может корректировать нашу деятельность и направлять ее в другое русло, менять ее интенсивность и так далее.


2. Психическая саморегуляция произвольной активности человека

Осознанная саморегуляция понимается нами как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей.

Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процессов саморегуляции, которые осуществляются субъектом активности

Исследование проблемы психической саморегуляции открывает большие возможности для понимания и объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности (деятельности, поведения, общения), для определения условий успешного психического развития ребенка, для понимания феномена общего уровня субъектного развития человека, для исследования индивидуально-типических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра очень разнообразных практических задач.

Основной задачей является изучение закономерностей строения регуляторных процессов и формулирование на этой основе общей концептуальной модели, адекватно отражающей внутреннюю структуру процессов осознанной регуляции, общую для различных видов и форм произвольной активности человека.

Выделяют структурно-функциональные звенья, реализующие структурно полноценный процесс саморегуляции:

Принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системообразующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом.

Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности. Такая модель несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности.

Программа исполнительских действий. Реализуя это звено саморегуляции, субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие (в том числе динамические) характеристики действий, направленных на достижение цели в тех условиях, которые выделены самим субъектом в качестве значимых, в качестве основания для принимаемой программы действий.

Система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности) является функциональным звеном, специфическим именно для психической регуляции. Оно несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели. Общая формулировка (образ) цели очень часто недостаточна для точного, "остро направленного" регулирования, и субъект преодолевает исходную информационную неопределенность цели, формулируя критерии оценки результата, соответствующего своему субъективному пониманию принятой цели.

Контроль и оценка реальных результатов. Это регуляторное звено, несущее функцию оценки текущих и конечных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха, не требует особых комментариев. Оно обеспечивает информацию о степени соответствия (или рассогласования) между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами и реальным ходом их достижения.

Решения о коррекции системы саморегулирования. Функция этого звена обозначена в его названии. Специфика же реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса, например, коррекция модели значимых условий, уточнение критериев успешности и др.

Все звенья регуляторного процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в процессе саморегуляции.

Психическая саморегуляция в качестве собственно регуляторного процесса является преодолением субъектом информационной неопределенности в каждом отдельном звене, при их информационном согласовании. Психологические средства преодоления, снятия субъектом информационной неопределенности весьма разнообразны. Это весь арсенал процессов активного отражения, внутреннего моделирования и преобразования отраженной действительности, целенаправленно используемых субъектом в зависимости от конкретного вида активности и условий ее осуществления. Оценка используемой для регуляции (в конечном счете - для построения и осуществления активности) информации, презентированной сознанию субъекта в форме психических феноменов (от конкретных чувственных образов до терминальных личностных ценностей), осуществляется самим субъектом.


3. Индивидуальные особенности саморегуляции при экстраверсии и нейротизме

Одним из последователей идей Олега Александровича стала ныне доктор психол. наук, профессор, зав. лабораторией ПИ РАО Моросанова В. И. Одним из ее исследований явился эксперимент, проводившийся на 850 учащихся в возрасте 16-18 лет. Оно было направлено на выявление связи экстраверсии и нейротизма с различными сторонами регуляции произвольной активности.

В результате было установлено, что тип личностной диспозиции взаимосвязан со спецификой структуры индивидуальных особенностей саморегуляции. Экстраверты и интроверты, эмоционально лабильные и стабильные характеризуются различными комплексами индивидуально-типических особенностей регуляторных процессов планирования целей деятельности, моделирования значимых условий, программирования действий, оценки и коррекции результатов, определяющих специфику типичных профилей саморегуляции.

Для экстравертов характерны два типичных профиля саморегуляции, имеющие общую черту - высокую функциональную развитость процесса моделирования значимых условий. Первый типичный профиль, по сравнению со вторым, отличает высокая сформированность программирования действий и оценки результатов, но вместе с тем низкая развитость планирования целей. Отличительная особенность интровертов - высокая развитость программирования действий. При этом у интровертов с первым типичным профилем, в отличие от второго, наблюдается развитость планирования целей и относительно низкое моделирование значимых условий деятельности достижения цели. Кроме того, экстраверты, по сравнению с интровертами, отличаются большей гибкостью и автономностью функционирования саморегуляции.

Лица с выраженным нейротизмом демонстрируют высокую функциональную развитость процессов планирования и программирования и низкую - моделирования значимых условий и оценки результатов, в то время как сильными сторонами регуляции стабильных являются моделирование и оценка результатов, а менее развитыми - планирование и программирование.

Как показали результатыисследо вания, выявленные профили - это достаточно устойчивые характеристики экстраверсии и нейротизма, которые прослеживаются также в подгруппах стабильных и лабильных экстравертов, стабильных и лабильных интровертов даже несмотря на то, что структура регуляции таких испытуемых есть результат одновременного, совместного воздействия факторов экстраверсии и нейротизма. Вместе с тем следует подчеркнуть, что, несмотря на общее сходство, профили саморегуляции, которые формируются у данных типов, похожи, но не тождественны типичным профилям саморегуляции: в ряде случаев происходит ослабление одних звеньев или более интенсивное развитие других и как следствие - закономерное изменение соотношения между сильными и слабыми звеньями в структуре доминирующего типичного профиля саморегуляции.

Принципиальные в нашем контексте результаты были получены при выяснении того, как сказывается на проявлении экстраверсии и нейротизма повышение степени осознанной саморегуляции. Для экстравертов и стабильных наиболее устойчивой стилевой особенностью является планирование, для интровертов - моделирование, а у эмоционально лабильных - это звено оценки результатов. Кроме того, как показали результаты нашего исследования, измерение нейротизма, в отличие от измерения экстраверсии, обнаруживает значимую корреляционную связь с общим уровнем сформированности системы осознанной саморегуляции. В целом, для эмоционально лабильных (в том числе эмоционально лабильных экстравертов и интровертов), по сравнению со стабильными, характерен более низкий общий уровень осознанной саморегуляции как следствие присущей им эмоциональной нестабильности. Но и они за счет повышения осознанной саморегуляции способны формировать систему саморегуляции, отличающуюся высокой развитостью и взаимосвязностью функционирования ее целостного контура, высокой сформированностью регуляторно-личностных свойств.


4. Социальное воздействие и регуляция произвольной активности человека

Большинство видов человеческой деятельности носит коллективный характер и осуществляется в группах и группами. Поэтому систематизированные знания относительно процессов групповой деятельности дают возможность эффективно управлять групповыми процессами, улучшать, интенсифицировать деятельность групп, повышать их производительность и т. д.

Деятельность в группе — это, как правило, деятельность на людях, в присутствии других членов группы. На наше поведение оказывает влияние присутствие не только членов группы, в которую мы входим, но вообще любых людей. Исследования деятельности в условиях групп начинались с изучения влияния других людей на поведение индивида.

Одним из первых, кто постарался объяснить, почему присутствие людей влияет на наши действия, в своей теории социального воздействия Биб Латанэ (Latane В., 1981). Он утверждает, что сила влияния других людей объясняется действием нескольких факторов:

· числом людей;

· их пространственной близостью;

· их авторитетом и статусом.

Для иллюстрации совокупного воздействия этих факторов Латанэ использует аналогию с электролампочками. Так же как количество света, падающего на поверхность, зависит от числа ламп, их близости к поверхности и мощности, социальное воздействие зависит от числа людей, их близости и степени влиятельности.

Территориальная близость других людей — менее сильный, но, тем не менее, также действенный фактор. Одно дело, когда люди находятся в отдалении от вас, другое — когда они совсем рядом.

И наконец, третий фактор — степень влиятельности других людей. Он определяется статусом, властью, авторитетом и т. д. Человек буде себя неодинаково чувствовать выступая с докладом перед группой студентов и перед профессором в данной области.

Все эти факторы и по отдельности, и в совокупности оказывают на нас влияние. Причем в различных ситуациях это влияние будет неодинаковым. Ведь люди, присутствие которых воздействует на нас, могут выступать в разных ролях. Они могут быть просто зрителями, могут выступать как соперники, конкуренты и могут, наконец, являться членами нашей группы, с которыми мы вместе делаем общее дело. Каждая из названных ситуаций будет по-своему сказываться на наших чувствах и поведении.

На основании сказанного выше может сложиться впечатление, что группой хорошо отдыхать и развлекаться, а не трудиться, и что работать лучше поодиночке. Однако это не совсем так. Современная производственная деятельность немыслима без кооперации, сотрудничества и коллективных форм труда. Многие виды производства требуют организованных, групповых усилий. Групповая деятельность может содержать изъяны, но и без нее не обойтись. Главное, чтобы издержки не превышали выгоды и не перечеркивали тем самым преимущества коллективного труда.


5. Заключение

Механизмы регуляции и саморегуляции произвольной активности человека изучаются структурно и с психологической точки зрения не так давно. Но благодаря трудам выдающихся отечественных ученых в этой области достигнуты уже немалые успехи. Благодаря изучению данной области психологического знания мы можем выделять способы повышения скорости и качества, совершаемой нами деятельности. В монографии О.А. Конопкина, например,показаны широкие возможности целенаправленного воздействия на деятельность средствами специальной организации процесса ее регуляции. Так, даже в условиях очевидного утомления средствами осознанного регулирования удается обеспечить сохранность отдельных заранее заданных элементов деятельности.

Кроме того, мы должны понимать, что на нашу деятельность оказывает влияние и окружающий нас социум. И для более эффективного взаимодействия, скажем, в группе, можно создать следующие ряд факторов, активизирующих работу:

1) Неординарно сложные проблемы, которые могут сплотить группу и побудить каждого ее члена трудиться с полной отдачей.

2) Заинтересованность всех членов группы в конечном результате совместных усилий.

3) Наличие в группе хороших деловых отношений.

4) Учет и оценка вклада каждого члена группы в совместный труд, то есть отсутствие обезличивания.

5) Наличие специальной договоренности в группе работать в полную силу.

6) Наличие общегруппового эталона деятельности и продуктивности, которому все члены группы стремятся соответствовать.

7) Наличие не только трудной, но и интересной для всех задачи (например сложной интеллектуальной проблемы).


6. Список литературы

1) О.А. Конопкин. Психологические механизмы регуляции деятельности. – «Наука», М., 1980

2) О.А.Конопкин. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект).//Вопросы психологии. – 1995 - №1 – с. 5-12.

3) Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. - 2002, № 6

4) Н.И. Ceмeчкин. Социальное влияние в группах. [Интернет-источник] http://www.elitarium.ru/2009/03/04/socialnoe_vlijanie_v_gruppakh.html

5) В.И. Моросанова. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека. [Интернет-источник]http:// www.childpsy.ru

6)


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно