это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
Министерствообразования и науки Российской Федерации
Департаментобразования Вологодской области
Государственноеобразовательное учреждение
Среднегопрофессионального образования
«Тотемскийпедагогический колледж»
Использованиетренажеров в технической и физической подготовке начинающих волейболистов
Курсовая работа
по физическойкультуре
специальность050720 Физическая культура
Тотьма
2007
Оглавление
Введение
Раздел 1Использование тренажеров технической и физической подготовке как теоретическаяпроблема в спорте
1.1 Техническая подготовка
1.2 Физическаяподготовка
1.3 Виды, задачи,средства и методы технической подготовки волейболистов
1.4 Значениетренажеров в обучение и тренировки волейболистов
1.5 Тренажеры итренировочные устройства в технической и физической подготовке волейболистов
2 МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ,РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙИ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Методы исследования
2.2 Результаты собственных исследований
Заключение
БИБЛИОГРАФИЯ
Введение
Научно-техническийпрогресс не только повышает необходимость в занятиях физической культурой испортом, но и создает лучшие возможности для таких занятий; не только ставитперед физической культурой новые, более сложные социальные задачи, но ипредставляет значительно более широкие, чем прежде, возможности для их решения.
Дальнейшийпуть развития спорта и физической культуры – это использование все новых иновых достижений научно-технической революции. Материальные ресурсы являютсяфундаментом прогресса, как в спорте высших достижений, так и в физическом совершенствованиилюдей.
Сложностьи многогранность тренировочного процесса выдвигают проблему полученияобъективной информации, а также поиска новых средств и методических приемов,позволяющих наиболее полно реализовать двигательные возможности спортсмена, чтоневозможно без применения современных технических средств [9, с.96].
Опытподготовки волейболистов в нашей стране убедительно свидетельствует обисключительной важности самого широкого применения разнообразных тренажеров итехнических средств обучения. Их систематическое использование не толькоускоряет процесс обучения, но и делает его более разнообразным и,следовательно, ясным для детей и подростков.
Но,к нашему сожалению, у большинства тренеров и даже у многих спортсменов пока несложилось отношение к техническим устройствам как к одному из средств повышенияспортивного мастерства и физической подготовленности.
Такимобразом, материально-техническая оснащенность мест занятий учебнымоборудованием, необходимым спортивным инвентарем, тренажерами – одно из условийэффективности занятий физической культурой и спортом.
Цель: выявить иобосновать, что использование тренажерных устройств, в процессе подготовки волейболистовповышает их спортивные результаты.
Объектисследования: процесс подготовки волейболистов.
Предметисследования: тренажеры и тренажерные устройства, как одно из средствповышения физической подготовленности.
Гипотезаисследования: предположим что, используя тренажерные устройства впроцессе подготовки волейболистов, повысится уровень физическойподготовленности атакующего удара.
Задачи:
1. проанализироватьсуществующую научно-методическую литературу по данной проблеме исследования.
2. определитьроль тренажерных устройств, как одного из важных средств в процессе подготовкиволейболистов.
3.расскрытьзначение использования тренажеров в физической и технической подготовкеволейболиста.
4. проследитьза динамикой физической подготовки волейболиста [1, с. 237].
Современнаясистема подготовки спортсменов может рассматриваться как процесс направленноговоздействия на нервно-мышечный аппарат человека, при котором обеспечиваетсяоптимальный тренировочный эффект. Сложность и многогранность тренировочного процессавыдвигают проблему получения объективной информации, а также поиска новыхсредств и методических приёмов, позволяющих наиболее полно реализоватьдвигательные возможности спортсмена, что невозможно без применения современныхтехнических средств. До последнего времени спорт выступал в качествепотребителя технических средств, но не в качестве заказчика на их разработку. Ксожалению, у большинства тренеров и даже у многих исследователей пока несложилось отношения к техническим устройствам как к одному из средств повышенияспортивного мастерства спортсменов, поэтому не было чётких заданий наразработку и конструирование новых технических средств для спорта. Такимобразом, в сфере спорта использовались в основном те средства, что возникли всфере инженерии, а сам спорт оказывал слабое влияние на развитие техническихустройств и самой инженерии [15, с.100].
Неуклонноеповышение уровня спортивных достижений, вызывает необходимость поиска новыхболее эффективных путей спортивной подготовки, требует ещё более пристальноговнимания к возможности интенсификации процессов обучения и тренировкиспортсменов при помощи тренажёрных устройств. Причём всё большеераспространение получают такие устройства, которые позволяют осуществлятьпринцип сопряжённого воздействия, т.е. одновременно совершенствовать физическиекачества и техническое мастерство спортсмена.
Специфическиеособенности волейбола требуют создания специальных условий для успешногообучения игре. Этому призвано способствовать использование тренировочных устройств.Тренировочные устройства и тренажёры в значительной мере облегчают организациюзанятий и повышают плотность урока, создают возможность внести разнообразие взанятия. А это в свою очередь повышает эмоциональность занятий, помогаетвоспитывать у школьников прочный интерес к волейболу и является одним из важныхусловий успешной работы.
Осознаваязначимость решения выше обозначенной проблемы в педагогической практике, мыобратились к изучению материалов по использованию тренажёров в технической итактической подготовке начинающих волейболистов
1.1 Техническаяподготовка
Техническаяподготовка – это процесс обучения волейболиста технике движений и действий,служащих средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивнаятехника должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уровнем развитияфизических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнееидет обучение и совершенствование.
Основнымизадачами технической подготовки являются.
1. Расширениезапаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новыедвижения и быстрее овладевать ими.
2. Владениерациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их безизлишних напряжений).
3. Улучшениедеталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнениитехнических приемов) и их устранения.
4. Совершенствованиетехники за счет изменения формы движений, создавая определенные трудности привыполнении технических приемов.
5. Совершенствованиетехники игры в соревновательных условиях.
Техническаяподготовка – это многолетний процесс, который условно можно разделить на дваэтапа – начальное обучение техник игры и ее дальнейшее совершенствование [3,с.34].
Начальноеобучение
Структураотдельных технических приемов кажется довольно простой, но ее эффективноеприменение в игре связано с определенными трудностями:
-кратковременностькасания мяча, вследствие чего невозможно исправить ошибку;
-малаяплощадь соприкасания с мячом усложняет достижение точности выполнения приема;
-трикасания мяча требуют высокой точности исполнения и целенаправленности.
Поэтомуовладение рациональной техникой игры – главная задача в технической подготовкеволейболистов. Выполнение этой задачи будет успешным, если в тренировочномпроцессе используются:
а)принцип постепенности при обучении технике игры (не закрепив один двигательныйнавык, не переходить к другому);
б)целенаправленная физическая подготовка как основа для образования двигательныхнавыков;
в)знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнениитехнических приемов волейбола;
г)знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствовании техникиигры и исправление этих ошибок;
д)подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают техникудвижений доступной для детей без искажения ее сущности.
Обучениеосуществляется посредством восприятия и переработки соответствующей информации.Для качественного изучения техники нужна точная информация.
Техническаяподготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их досовершенства.
Спортивнаятехника – это способ выполнения спортивного действия, который характеризуетсяопределенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменомсвоих психофизических возможностей.
Рольспортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группывидов спорта со свойственной им спортивной техникой.
1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелаяатлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсменмог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательногоупражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину ивысоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.
2. Виды спорта, характеризующие преимущественным проявлением выносливости(бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техниканаправлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организмеспортсмена.
3.Видыспорта, в основе которых лежит искусство движений
(гимнастика,акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна
обеспечитьспортсмену красоту, выразительность и точность
движений.
4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить
высокуюрезультативность, стабильность и вариативность действий
спортсменав постоянно изменяющихся условиях соревновательной
борьбы.
Техническаяподготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и каквладеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень техническойподготовленности называют техническим мастерством. Критериями техническогомастерства являются:
o Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнятьспортсмен.
o Разносторонность техники – степень разнообразия технических приемов. Так,в спортивных играх это – соотношение частоты использования разных игровыхприемов.
Данныепоказатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видахспорта, где имеется большой арсенал технических действий, - спортивные игры,единоборства, гимнастика, фигурное катание.
Эффективностьвладения спортивной техникой характеризуется степенью близости техникиспортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.
Оценкуэффективности техники осуществляют несколькими способами:
а)сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка кбиомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной;
б)сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокойквалификации;
в)сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простыхзаданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена – силовой,скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затем свысокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техникинизкого старта;
г)сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнениидвигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичностьего движений, тем выше эффективность техники.
Освоенностьтехники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данноетехническое действие.
Дляхорошо освоенных движений типичны:
а)стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения приего выполнении в стандартных условиях;
б)устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнениидействия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненныхусловиях);
в)сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;
г)автоматизированность выполнения действий.
1.2 Физическаяподготовка
Волейбол–анциклическаякомандная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой,точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касаниимяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности ицеленаправленности движений.
Двигательныедействия заключаются во множестве молниеностных стартов и ускорений, в прыжкахвверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударныхдвижений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании наизменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физическойподготовленности волейболистов.
Высокийуровень требований к физической подготовленности волейболистов объясняетсяследующими факторами.
1. Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровняразвития физических качеств спортсмена (изменение правил соревнований,комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциалаза счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения техническихприемов с использованием всей длины сетки, игра тремя мячами и др.).
2. Постоянный рост уровня развития физических качеств – непременное условиедля повышения тренировочных нагрузок.
Взависимости от возраста, подготовленности спортсменов, этапов и
задачтренировки физическая подготовка изменяется, но во всех своих аспектах онанеобходима волейболисту, от начинающего до мастера высокого класса. Сповышением спортивной квалификации роль физической подготовки ни в коей мере неснижается. Однако ее характер, применяемые средства и методы претерпеваютизменения, выражающиеся прежде всего в специальной направленности.
Понаправленности и характеру воздействия применяемых средств физическаяподготовка волейболистов делится на общую (ОФП) и специальную (СФП).
Общаяфизическая подготовка. Основной задачей ОФП является повышениеработоспособности организма в целом. Частными задачами являются.
1. Разностороннее физическое развитие.
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата.
3. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости,гибкости.
4. Повышение функциональных возможностей и уровня обменных процессов.
5. Повышение психологической подготовленности.
6. Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочныхнагрузок.
Общаяфизическая подготовка может проводиться в самых
разнообразныхусловиях: на стадионе, в гимнастической зале, в лесу, в парке. Многиеупражнения можно выполнять без специального оборудования мест занятий,используя гимнастические снаряды, различные отягощения, природные материалы идр.
Основнымисредствами ОФП волейболистов являются широкий круг общеразвивающих упражненийиз других видов спорта: кроссовый бег и другие разновидности бега, упражнения сотягощениями, гимнастические упражнения и акробатика, спортивные и подвижныеигры, плавание, лыжный бег и др. [7, с.56].
Выборэтих средств не случаен. Эти упражнения тотальны по своему воздействию,заставляют активно работать все органы и системы, что укрепляет всюмускулатуру, сердечно-сосудистую систему, улучшает возможности органов дыхания,повышает общий обмен веществ в организме.
Общаяфизическая подготовка проводится на 1-м этапе подготовительного периода, внебольших объемах – на специально подготовительном этапе и как средствоактивного отдыха на предсоревновательном этапе и в соревновательном периоде.
Вгруппах занимающихся волейболом, где отсутствует четко выраженная периодизация(команды коллективов физкультуры, вузов, спортивных клубов ), в началегодичного цикла подготовки проводится базовая подготовка (ОФП) с постепеннымпереходом к СФП. В период соревнований виды подготовки чередуются.
Специальнаяфизическая подготовка. СФП является средством специализированного развитияфизических качеств. Задачи ее более узки и более специфичны:
1. Развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища; быстротыперемещения и сложной реакции; скоростной, пряжкой, игровой выносливости;акробатической и прыжковой ловкости, гибкости.
2. Совершенствование функциональных возможностей организма спортсменов.
3. Повышение психологической подготовленности.
4. Создание условий для восстановления организма порсле тренировочных исоревновательных нагрузок.
Основнымисредствами СФП являются: соревновательное упражнение«своего» вида спорта, атакже подготовительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре ихарактеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения. Спомощью таких упражнений решаются две задачи: совершенствуются техническиеприемы и развиваются специальные физические качества.
Специальнаяфизическая подготовка, в основном, имеет место в годичном цикле подготовки наспециально-подготовительном, предсоревновательном этапах и в небольшом объеме всоревновательном периоде [9, с.57].
1.3 Виды,задачи, средства и методы технической подготовки спортсмена
Различаютобщую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовканаправлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками,необходимыми в спортивной деятельности.
Задачив процессе общей технической подготовки решаются следующие:
1.Увеличить(или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихсяпредпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.
2. Овладетьтехникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.
Специальнаятехническая подготовка направлена на овладении
техникойдвижений в избранном виде спорта.
Задачиспециальной технической подготовки:
1. Сформировать знания о технике спортивных действий.
2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полносоответствующие возможности спортсмена.
3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия всоревнованиях.
4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой этопродиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).
5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее(например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципуповорота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).
Впроцессе технической подготовки используется комплекс средств и
методовспортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:
Средстваи методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К нимотносятся:
а)беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
б)показ техники изучаемого движения;
в)демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;
г)использование предметных и других ориентиров;
д)звуко- и светолидирование;
е)различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.
Средстваи методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физическихупражнений [16, с.78]
Вэтом случае применяются:
а)общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениямии навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства визбранном виде спорта;
в)методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение,исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательногодействия или отдельных его частей, фаз, элементов;
г)равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный идругие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизациитехники движений.
Применениеданных средств и методов зависит от особенностей техники избранного видаспорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки вгодичном и многолетних циклах тренировки.
1.4 Значениетренажёров в обучении и тренировке волейболистов
Научно-техническийпрогресс не только повышает необходимость в занятиях физической культурой испортом, но и создаёт лучшие возможности для таких занятий; не только ставитперед физической культурой новые, более сложные социальные задачи, но ипредоставляет значительно более широкие, чем прежде, возможности для ихрешения.
Дальнейшийпуть развития спорта - это использование всё новых и новых достиженийнаучно-технической революции. Материальные ресурсы являются фундаментомпрогресса, как в спорте высших достижений, так и в физическом совершенствованиилюдей.
Еслиначальный период научно-технической революции её достижения не всегда находилидолжное применение в практике спорта, то в настоящее время степеньиспользования достижений технического прогресса в спортивной науке и практикезначительно возросла.
Всоздании технических средств для спорта активное участие принимают специалистыиз научно-исследовательских и учебных институтов физической культуры, изВсесоюзного проектно-технологического и экспериментального-конструкторскогоинститута по спортивным и туристским изделиям (ВИСТИ), из технических вузовстраны. В ряде вузов сложились свои направления в разработках, налаживаетсясотрудничество спортивно-педагогических кафедр, кафедр физического воспитания стехническими и медико-биологическими кафедрами, со студенческимиконструкторскими бюро.
Разработкойи внедрением тренажёров и тренировочных устройств для физической культуры испорта занимаются специалисты многих зарубежных стран, и в первую очередь США,Англии, Франции, ФРГ.
Научно-техническийпрогресс в спорте осуществляется следующими путями:
1. Использование в практике подготовки спортсменов достижений техническогопрогресса, накопленных у нас в стране и за рубежом в различных видах спорта.
2. Использование в спортивной практике достижений технического прогресса,накопленных в других сферах общественно-экономической жизни.
3. Создание специалистами в области физической культуры и спорта новыхсредств материально-технического обеспечения системы подготовки спортсменов наоснове принципиально новых технических решений.
Техническиесредства в спорте – это устройства системы, комплексы и аппаратура, применяемыедля тренирующего воздействия на различные органы и системы организма, дляобучения и совершенствования двигательных навыков, а также для полученияинформации в процессе учебно-тренировочных занятий с целью повышения ихэффективности.
Тренировочныеустройства – это технические средства, обеспечивающие выполнение спортивныхупражнений с заданными усилиями и структурой движений без контролируемоговзаимодействия.
Тренажёр– учебно-тренировочное устройство для обучения и совершенствования спортивнойтехники, развития двигательных качеств, совершенствования анализаторных функцийорганизма. Благодаря наличию обратной связи тренажёры более эффективны, чемтренировочные устройства.
Тренировочныеустройства и тренажёры могут быть индивидуального и коллективного пользования,а их воздействие на организм – локальным, региональным или общим.
Тренажёрыразличаются по своему конструкторскому решению. Их технические особенностиопределяются необходимостью преимущественного развития того или иногодвигательного качества или одновременно нескольких. Например, такие техническиеустройства, как бегущая дорожка, велогребные тренажёры и им подобные, позволяютнаправленно развивать общую, скоростную и скоростно-силовую выносливостьприменительно к своим видам спорта. Различные тяговые устройства, эспандеры,роллеры способствуют развитию динамической силы и гибкости. Используямини-батут, можно совершенствовать ловкость и координацию движений. Различныепо направленности воздействия на организм тренажёры могут быть объединены водном устройстве. Такие тренажёры называются универсальными. Так, например, спомощью гимнастического комплекса «Здоровье» можно развивать практически вседвигательные качества.
Внастоящее время имеется ряд классификацией технических средств в спорте: поназначению, структуре, принципу действия, форме обучения и контроля, логикеработы и т.д.
Попринципу действия технические средства подразделяются на светотехнические,звукотехнические, электромеханические, цифровые моделирующие, электронныемоделирующие, кибернетические и др.
Поформе обучения и контроля их можно разделить на средства индивидуального,группового и поточного использования.
Пологике работы технические средства могут быть с линейной или разветвлённойпрограммой, т.е. они могут воздействовать как на отдельные органы и системы,так и быть комбинированными. А в зависимости от характера сигналов обратнойсвязи технические средства могут быть с альтернативным выбором двигательногодействия и со свободным конструированием программы ответа.
Существуетмножество видов тренировочных устройств и тренажёров по педагогическойнаправленности и конструкторскому решению: с регулируемым внешнимсопротивлением, имитационные, облегчённого лидирования, управляемоговзаимодействия [13, с.98]
Тренировочныеустройства для обучения движениям появились ещё в глубокой древности. Уже тогдалюди стремились ускорить процесс обучения путём использования разнообразныхтехнических приспособлений. Например, технику защиты от ударов противника иодновременно нападения на него гладиаторы Древнего Рима совершенствовали спомощью специального приспособления в виде непрерывно вращающихся мячей. Рыцарисредних веков осваивали технику владения копьём при помощи специальной машины,которая при точном ударе падала, а при неточном – наносила рыцарючувствительный удар по спине.
Попыткиконструировать тренажёры, способствующие обучению технике движений в ряде видовспорта, предпринимались ещё в период первой современной олимпиады. В дальнейшемтренажёрные устройства постепенно усложнялись. Особенно интенсивным этотпроцесс стал с начала 60-х гг., когда стало ясно, что общепринятое, спортивноеоборудование не даёт желаемого эффекта.
Техническиесредства в настоящее время применяется только в обучении и тренировкеспортсменов, но и в физическом воспитании школьников и студентов. Этоспособствует решению задач выдвинутых самой жизнью, - совершенствованию учебныхи внеклассных занятий по физической культуре в школах, училищах, техникумах ивузах. Улучшается организация урока, увеличивается его плотность,содержательность, эмоциональность; технические средства помогают всовершенствовании физических качеств и в процессе обучения упражнениям.
Спомощью технических средств можно эффективнее работать над воспитанием иразвитием специальных двигательных и волевых качеств спортсменов в различныхвидах спорта: силы, быстроты, выносливости, ловкости, ориентировки впространстве, координации движений, гибкости, прыгучести, мышечного чувства,ритмичности, смелости и других качеств, необходимых для достижения успеха вразличных видах спорта.
Тренажёрыиспользуются и в оздоровительных целях. Медицинская и экономическая значимостьдальнейшего развития тренажёрной техники в условиях возрастающего спросанаселения, высокая эффективность ее применения позволяют рассматриватьтренажёры как одно из средств укрепления здоровья, снижения заболеваемости иповышения производительности труда.
Тренировочныеустройства и тренажёры различных конструкций широко применяются и в периодвосстановительного лечения.
Дляболее эффективного внедрения тренажёров в процесс физического воспитания, атакже для обучения и тренировки спортсменов они должны быть доступны постоимости; иметь небольшие габариты и массу; отвечать эстетическим требованиям;обладать простотой и надёжностью в обращении; быть в безотказности в работе;давать возможность дозировать нагрузку; соответствовать антропометрическим ифункциональным особенностям занимающихся; навыки и умения, осваиваемые натренажёре, должны соответствовать биохимической структуре соревновательногоупражнения. Необходимо также иметь и программы занятий [3, с.158]
Всодержании спортивной тренировки как многогранного процесса выделяют следующиеосновные компоненты: физическую подготовку, техническую, тактическую,морально-волевую и теоретическую подготовку. Применение технических средств,способствует как повышению эффективности всего учебно-тренировочного процесса вцелом, так и каждой из его сторон в отдельности.
Историяразвития технических средств, используемых в физическом воспитании и спортивнойтренировке, показывает, что раньше всех появились тренировочные устройства безобратной связи. Их конструировали чаще всего сами тренеры и спортсмены,энтузиасты своего дела. К настоящему времени в отечественной и мировойлитературе имеются многочисленные сведения о таких тренировочных устройствах,эффективно используемых в подготовке спортсменов.
Затемпоявились тренажёры с обратной связью, которые являются более прогрессивными,так как дают возможность количественно оценить действия спортсменанепосредственно в ходе выполнения упражнения.
Следующейступенью стало создание многоконтурных тренажёров с обратной связью и срочнойинформацией, в которых программируется одновременно несколько показателейжизнедеятельности спортсмена. Для этого организуется несколько одновременнодействующих контуров обратной связи, что, естественно, ведёт к усложнениюконструкции тренажёра. Однако эти затраты окупаются дополнительными
Возможностямимногоконтурных тренажёров, позволяющих более точно дозировать тренировочныенагрузки, отыскивать оптимальные варианты техники движений с учётоминдивидуальных возможностей спортсмена решать ряд других важных задачспортивной практики.
Впрактику спорта технические средства первоначально входили лишь кактренировочные устройства, обеспечивающие дополнительную физическую нагрузку, икак специализированные приспособления для обработки тех или иных элементовтехники, что способствовало повышению сознательности обучения и тренировки,создавало условия для повышения моторной плотности учебно-тренировочныхзанятий.
Длясовременного этапа характерно оснащение тренажёрных устройств различнымиприспособлениями позволяющими получать количественные и качественные оценкивыполняемых упражнений. Срочная информация и экспресс-анализ обеспечиваютвозможности для реализации в массовом порядке общих схем обучения движениям прииндивидуальном подходе к каждому занимающемуся.
Тренажёрыи тренировочные устройства в настоящее время довольно широко применяются вразличных видах спорта. А вот современные инструментальные методы исследованийи управления, в частности автоматизированные системы регистрации и обработкиинформации, внедряются ещё недостаточно быстро. Происходит это по следующимпричинам: в спортивной наук пока нет чёткой систематизации наиболееинформативных параметров, используемых при управлении тренировочным процессом;не определены технические и методические требования к техническим средствам,используемым при управлении. Зачастую технические средства выполняютсякустарными методами, разрабатываются отдельными специалистами или небольшимиконструкторскими группами. Создание таких приборов и устройств носит случайныйхарактер, их технические характеристики значительно различаются, что приводит кнесопоставимости получаемой информации [5, с.41].
Крометого, значительная часть технических средств не выдерживает основныхметодических требований к их применению в учебно-тренировочном процессе. Вчастности, не обеспечивается максимальное подобие выполняемых с их помощьюдвижений основным соревновательным упражнениям по двигательной задаче ипроявлению физических качеств, нет обратной связи, что значительно снижаетэффективность процесса обучения и совершенствования спортивной технике.
Внастоящее время в спортивной науке и практике всё более важное значениеполучает срочная и достоверная информация о комплексе параметров,характеризующих уровень развития двигательных навыков и функциональноесостояние спортсмена в условиях его реальной двигательной деятельности.
Ниодна система автоматического управления не может оптимально функционировать безкомплекса информации о текущем состоянии объекта управления. Обучениеспортсмена тому или иному движению является частным случаем управления. Приэтом объектом управления является человек. Поэтому звено, замыкающее каналобратной связи и обеспечивающее снятие информации с объекта управления(спортсмена), является одним из самых важных звеньев, без которого в конечномсчёте система управления становится разомкнутой, что не обеспечиваетэффективности её работы.
Всёэто свидетельствует о том, что разработка технических средств обучения,совершенствования и контроля, методики их применения непосредственно втренировочном процессе является одной из важнейших предпосылок обеспеченияоптимального управления процессом подготовки высококвалифицированныхспортсменов.
Обучениетехнике спортивных упражнений нередко осуществляется в самых общих чертах, безопределённой системы и своевременной информации о его результатах, т.е. процессобучения не является достаточно управляемым. Ещё и сейчас часто занимающимисяруководят при помощи таких понятий, как быстрее – медленнее, сильнее – слабее,выше – ниже, хорошо – плохо и т.п., что не создаёт конкретных правильныхпредставлений в сознании занимающихся, не соответствует его внутреннимощущениям.
Применениетренажёров с обратной связью позволяет спортсмену получать информацию окачестве выполнения упражнений. Если он выполнил упражнение плохо, то можетузнать в чём его ошибки. В зависимости от быстроты получения этой информациитренажёры с обратной связью подразделяются на тренажёры без срочной информациии со срочной информацией о количественных и качественных характеристикахупражнения. Примером простейшего тренажёра с обратной связью и срочнойинформацией может служить зеркало на занятиях по гимнастике, тяжёлой атлетике идр. А к числу тренажёров с обратной связью, но без срочной информации можноотнести, например, видеомагнитофон, при помощи которого спортсмен можетпосмотреть на себя со стороны уже после выполнения упражнения [7, с.237].
Вусловиях работы на тренажёрах резко активизируется процесс самоконтроля, т.е.сознательной оценки конечного и промежуточного результатов собственнойдеятельности с последующим его регулированием для достижения наилучшегоэффекта.
Самымважным в физическом воспитании и спортивной тренировке является способностьзанимающихся самостоятельно приобретать знания, формировать и совершенствоватьдвигательные навыки и умения. Преподаватель должен не механически передатьготовые образцы двигательных действий, а выработать алгоритм движений дляорганизации и управления учебно-тренировочной, самостоятельной деятельностьюзанимающихся. Успешному решению этих задач во многом может помочьпрограммированное обучение, направленное на оптимизацию процесса обучения итренировки спортсменов.
Основнымисточником информации, передаваемой тренером спортсмену, являются субъективныемнения самого тренера. Он замечает основные, на его взгляд, ошибки привыполнении упражнения и в соответствии с этим даёт указания на их исправление.Однако даже опытному тренеру очень трудно уловить многие детали быстровыполняемого упражнения.
Всовременном спорте этого уже достаточно. И тренеру, и самому спортсменунеобходима срочная информация о количественных, временных, пространственных идинамических характеристиках различных элементов совершаемых движений. Такаяинформация должна непосредственно обслуживать учебно-тренировочный процесс,стать его неотъемлемой, органической частью. На основе срочной информации овыполнении движения, о допущенных ошибках, оцениваемых в количественных мерахпространства и времени, спортсмен может не на следующей тренировке, а уже вследующей попытке на этом же занятии внести необходимую коррекцию.
Дляобеспечения срочной информации создано большое количество технических средстврегистрации отдельных параметров движений. При этом датчики могут быть самымиразнообразными: механические, ёмкостные, электроконтактные,магнитоэлектрические, потенциометрические, биоэлектрические устройства,сейсмодатчики, тензодатчики, пьезодатчики, фотореле, акселерометрическиедатчики идр. Передача сигналов может осуществляться механическим путём,электропроводной системой, сейсмографически, акустически, фотографически ирадиотелеметрически.
Такжеразнообразны и регистрирующие приборы – начиная от секундомера и измерительнойлинейки и кончая электронным осциллографом. Иначе говоря, всё, чем располагаетсовременная техника и радиоэлектроника, может быть использовано для получениясрочной информации о параметрах спортивных движений.
Вусловиях учебно-тренировочных занятий и тренер, и особенно спортсмен не всостоянии быстро переработать большое количество информации о разнообразныххарактеристиках многочисленных элементов движения. Поэтому целесообразноограничить объём информации, подаваемой в срочном порядке, что, в свою очередь,значительно облегчает создание технических средств, обеспечивающих такого родаинформацию. Малоэффективными представляются громоздкие технические средства,которые к тому же требуют оснащения спортсмена многочисленными датчиками,нарушающими естественность выполняемых движений. Для одновременной регистрациимногочисленных параметров движений необходимы сложные регистрирующие устройствас многоканальной записью. Анализ этих записей требует дополнительной обработки,а значит, не может быть срочным. И на оборот, разумное ограничение числарегистрируемых параметров уменьшает число датчиков, упрощает регистрацию,укорачивает время обработки получаемых данных, что обеспечивает срочностьподаваемой информации.
Кромесрочной, в последнее время всё большее распространение получают методы такназываемой сверхсрочной текущей информации, подаваемой не после совершениядвижений, а одновременно, синхронно с ними. В основном это световая илизвуковая информация, сопровождающая движение и дающая дополнительныехарактеристики ритма, амплитуды движения, его продолжительности, развиваемыхусилий.
Использованиетехнических средств срочной информации даёт весьма ощутимый эффект в ускорениипроцесса обучения, о чём свидетельствуют многочисленные примеры из практикиспорта. Они позволяют сознательно управлять даже такими количественнымихарактеристиками движения, которые в обычном учебно-тренировочном процессечасто остаются неосознаваемыми [12, с.70]
Всёэто даёт основание для вывода о том, что применение технических средств вобучении, в частности тренажёров, обеспечивающих искусственные контролируемыеусловия выполнения осваиваемых упражнений, даёт возможность добиваться обучениябез ошибок и переучивания.
Некоторыеиз технических средств срочной информации приобретают значение автотренажёров,которыми спортсмены могут пользоваться самостоятельно. Но всё же основноеназначение технических средств – помогать в работе тренера.
Впроцессе подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивногомастерства, эффективность применения одних и тех же средств и методовтренировки снижается, что ведёт к поиску новых и совершенствованию ужеимеющихся. Научная разработка новых средств и методов не отрицает ранееразработанных, а сводится к рационализации, умелому варьированию втренировочном процессе.
Внастоящее время просматривается тенденция к использованию всё более специализированныхсредств, характерных для определённого вида спорта. Это особенно яркопроявляется при конструировании тренировочных устройств и тренажёров дляобучения технике и совершенствования в ней. Вместе с тем при развитиифизических качеств одни и те же тренировочные средства могут использоватьсяспортсменами, специализирующимися в различных видах спорта.
Влаборатории биомеханики спорта ВНИИФКа под руководством проф. И.П.Ратовауспешно прошли испытания различные конструкции тренажёрных комплексов,основанных на идее «облегчающего лидирования». Эта идея заключается в том, чток телу бегущего спортсмена прикладывается тяговое усилие, направленное вверх.Оно может быть создано различными способами, например тяговыми тросами,закрепленными на кронштейне, который в свою очередь, крепится на каком-либотранспортном средстве: легковой машине, мотоцикле с коляской. Транспортнымсредством может быть также каретка, перемещающаяся по двум тросам, тугонатянутым над дорожкой или по монорельсу. Двигателем каретки служит электромотор.Тяга вверх создаётся регулировкой длины резиновых амортизаторов, соединяющихкаретку и систему подвески спортсмена, которая сделана аналогично системеподвески парашютиста.
Результатыпроведённых во ВНИИФКе исследований показали ряд преимуществ системы«облегчающего лидирования». Во-первых, спортсмен, тело которого получаетпостоянное тяговое усилие вверх, становится «легче» на 10-15 кг., что позволяетему развивать значительно большую скорость бега и преодолевать установившийся«скоростной барьер». Во-вторых, спортсмен застрахован от падения на дорожку исвязанных с этим травм, так как при любом техническом сбое ему достаточноподжать ноги и он повисает на ремнях подвески. И в-третьих, спортсмен вусловиях искусственного облегчения, избегая перенапряжения, может лучшеконтролировать ритм своих движений.
Влаборатории биомеханики ВНИИФКа было получено много интересных данных обэффективности использования специально оборудованного гидроканала в процессеподготовки спортсменов высокого класса, специализирующихся в плавании и вгребле.
Представляетинтерес использование светолидирующего устройства, которое состоит из пультауправления и собственно лидера в виде движущегося светового пятна. Устройствопозволяет управлять темпом бега, создаёт оптимальные условия для адаптацииорганизма к тренировочным нагрузкам, обеспечивает высокую точность в работе.Изменение скорости движения лидера осуществляется с пульта управления вдиапазоне от 2 до 13,3 м/с., что даёт возможность для его применения в тренировкебегунов, велосипедистов, лыжников, конькобежцев (Д.С.Глейберман, С.Н.Фокин,Э.М.Логинов, 1973).
Впоследние годы среди технических средств, применяемых в обучении и тренировкеспортсменов, появились приборы, основанные на способах стимуляционного воздействияна мышцы. Так, например, электростимуляция может применяться как для развитияфизических качеств, так и для коррекции техники движений. Интерес кэлектростимуляции мышц здоровых людей возник сравнительно недавно в связи сповышением требований к подготовленности спортсменов, поиском нетрадиционных средствоптимизации и интенсификации тренировочного процесса.
ПрофессорЯ.М.Коц отмечает следующие преимущества электростимуляции:
Ô возможность избирательной тренировки наиболее важных мышц и мышечныхгрупп;
Ô способность к активации всего сократительного аппарата мышц. Вызванноемаксимальное сокращение может быть более сильным, удерживаться дольше иповторяться большее количество раз, чем при произвольном максимальном усилии;
Ô возможность вовлекать в работу в первую очередь большие группыдвигательных мышц, с трудом тренирующиеся обычными средствами
Ô большой диапазон частот, позволяющий избежать замедления скорости исокращения мышц.
Исследования,проводимые в Белорусском государственном институте физической культуры подруководством В.Т.Назарова, показывают высокую эффективность внедрения втренировочный процесс технических средств, основанных на механическомстимулировании мышц. Этот метод основан на теоретических и экспериментальныхисследованиях в области статистической и волновой биомеханики. В данном случаеиспользуется явление биомеханического резонанса, при котором происходитвозрастание амплитуды в двигательных звеньях при внешних периодическихмеханических воздействиях с определённой частотой. Положительной особенностьюметода механического стимулирования мышц является то, что стимуляция можетпроизводиться в условиях соревновательных упражнений.
Результатыисследований, проведённых профессором И.П.Ратовым с сотрудниками,продемонстрировали высокую эффективность применения комплексных тренажёрныхстендов в процессе подготовки спортсменов различных специализаций. Онипоказали, что только в условиях тренажёрного стенда можно уверенно и без ошибоквоспроизвести соревновательный режим и в ходе его выполнения добитьсяпрактически полной реализации двигательных возможностей спортсмена, т.е.искусственно создать уникальную ситуацию рекордного выполнения задания. Именнов связи с уникальностью подобной ситуации всего нескольких воспроизведенийрекордного режима (не более десяти попыток) достаточно для того, чтобыспортсмен закрепил в своём сознании и в самой системе движенийритмико-скоростную структуру отрабатываемого соревновательного режима. Однакоэта структура нуждается в подкреплении как самим воспроизведением режима, так ипроцедурами психической настройки на его мысленное выполнение.
Многиеисследователи подчёркивают, что одним из самых эффективных средств специальнойфизической подготовки спортсменов, развивающим и совершенствующим наиболеенеобходимые качества и навыки, является само соревновательное упражнение.Вместе с тем, как показывает спортивная практика, удельный вес выполненияосновного спортивного упражнения в полную силу в тренировочном процессеспортсменов относительно небольшой. И это вполне закономерно, так каквыполнение с максимальной интенсивностью соревновательного упражнения связано сбольшими затратами физической и нервной энергии.
Однимиз средств решения данной проблемы может быть применение в тренировкеспортсменов специальных тренажёрных устройств, позволяющих моделироватьразличные режимы работы мышц в условиях, близких к специфической структуреосновного спортивного упражнения.
Характернойчертой современной методики спортивной тренировки является единствоаналитического и синтетического подхода. Это значит, что необходимо не толькосовокупно совершенствовать все те качества, от которых зависит результатспортсмена, но и воздействовать на них избирательно.
Именнов этом отношении интересны и перспективны упражнения локального характера наспециальных тренажёрах для повышения функциональных возможностей относительнослабых мышечных групп, не получающих достаточной нагрузки в процессе обычнойтренировки, но необходимых для сохранения межмышечных соотношений при повышенииспортивного мастерства спринтеров [15, с.4]
Следуеттакже отметить и то обстоятельство, что, согласно исследованиям А.И.Кузнецова(1967), при направленных мышечных нагрузках локального характера частотасердечных сокращений меньше, а время расслабления сердечной мышцы больше, чемпри той же нагрузке общего характера. При локальной мышечной нагрузке былиотмечены более высокие показатели уровня насыщения крови кислородом иэлектроактивности мышц. Это свидетельствует о возможности повыситьинтенсивность тренировочного процесса путём целенаправленного применениябольшого количества упражнений локального и регионального характера наразличных тренажёрах.
Многочисленныеисследования, проведённые под руководством проф. И.П.Ратова в лабораториибиомеханики ВНИИФКа, результаты исследований в лёгкой атлетике, а также опытприменения различных тренажёрных устройств в других видах спортасвидетельствуют о том, что это направление является одним из прогрессивных всовершенствовании методики развития специальных физических качеств спортсменови их технического мастерства. Причём значение тренажёрных устройств и другихтехнических средств с ростом спортивного мастерства должно повышаться. Этосвязано с большей специализацией тренировочного процесса.
Рольприменения тренажёров в спорте не ограничивается тем, что они повышаютэффективность учебно-тренировочного процесса благодаря направленным иуправляемым физическим нагрузкам. Так, например, технические средства обученияв спортивных играх обеспечивают ускоренное совершенствование двигательногонавыка, способствуют снижению травматизма и психического напряжения, повышаютактивность спортсменов. Размещение тренажёров в помещении позволяет уменьшитьпереохлаждение организма, которому систематически подвергаются конькобежцы,пловцы, фигуристы, лыжники, хоккеисты и др. Кроме того, после простудныхзаболеваний появляется возможность возобновлять тренировки при комнатнойтемпературе, упражняясь на тренажёрах.
Внекоторых видах спорта отрицательное влияние на здоровье оказывают различныехимические вещества, имеющиеся в стрелковых тирах, плавательных бассейнах, наавтодорогах и др., а также травмирующее влияние шума от выстрелов, работымоторов, падающих спортивных снарядов и т.д. Уменьшить это влияние позволяетосуществление части учебно-тренировочного процесса на тренажёрах итренировочных устройствах.
Необходимость в некоторых видах спорта надевать плотнооблегающую одежду из синтетической ткани приводит к перегреву организма.Тренажёры дают возможность обходиться без такой одежды, что даёт чувствосвободы и достаточной аэрации тела
Дляэффективного построения учебно-тренировочного процесса в системе многолетнейподготовки волейболистов необходимо определенное материально-техническоеоснащение процесса подготовки.
Материально-техническиесредства по целевому назначению можно разделить на три группы:
-демонстрационнаяаппаратура;
-регистрационнаяаппаратура;
-оборудование,инвентарь, тренажеры.
Демонстрационнаяаппаратура – это кинопроектор, макеты, видеомагнитофон, плакаты (для изучениярациональной техники, для зрительного анализа и восприятия собственныхдействий).
Регистрационнаяаппаратура – это секундомеры, прыгомеры, радил-телеметрические приборы,фотофинишная установка для измерения сдвигов в развитии навыков, качеств,функционального состояния и др. Использование технических средств срочнойинформации дает весьма ощутимый эффект в ускорении процесса обучения исовершенствования.
Применениетренажеров позволяет значительно расширить круг средств специальной физической,технической и тактической подготовки спортсменов.
Практикаприменения тренажерных устройств говорит о том, что к числу наиболееэффективных обучающих устройств относятся те, которые создают и моделируютусловия, близкие к соревновательной деятельности спортсмена, обладают высокой надежностьюи безотказностью в работе, обеспечивают получение информации о результатахсвоих действий, позволяют широко использовать индивидуальную, поточную,круговую форму организации занятий и дают возможность комплексного развитияотдельных видов подготовки. Так, тренажерные устройства помогают овладетьотдельными фазами ударного движения (при нападающем ударе, подаче), другиеспособствуют объединению отдельных частей приема в целостный двигательный акт.
Настадии совершенствования технических приемов обучающие устройства (тренажеры)применяют для индивидуализированной тренировки с учетом индивидуальныхособенностей и избранной игровой функции.
Тренажерныеустройства и тренировочные приспособления незаменимы при развитии физическихкачеств в единстве с совершенствованием техники.
Большиеперспективы открываются для применения обучающих устройств в процессетактической подготовки.
Посвоей целевой направленности тренажеры и различные устройства можно разделитьна следующие виды:
1. Тренажеры для обучения технике игры и е совершенствования.
2. Тренажеры для тактической подготовки.
3. Тренажеры для развития специальных физических качеств (в дальнейшем вединстве с совершенствованием техники игры).
4. Тренажеры для оценки уровня подготовленности [1, с.78].
1.5 Тренажёры итренировочные устройства
в технической ифизической подготовке волейболистов
Физическаяподготовка спортсмена составляет основу спортивной тренировки. В её процессеосуществляется развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости,ловкости и гибкости. Физическая подготовка подразделяется на общую испециальную.
Общаяфизическая подготовка направлена на гармоническое развитие спортсмена:повышение функциональных возможностей органов и систем организма, улучшениекоординационных способностей, совершенствование физических качеств,двигательных навыков и умений. Чтобы достигнуть этого, необходимосистематическое воздействие на организм с помощью общеразвивающих упражнений испециальных упражнений из различных видов спорта.
Специальнаяфизическая подготовка направлена на развитие тех функциональных возможностейорганизма, от развития которых зависят достижения в данном виде спорта.Основными средствами специальной физической подготовки спортсмена служатсоревновательные для данного вида спорта упражнения испециально-подготовительные упражнения, которые разрабатываются на их основе.
Внастоящее время тренировочные устройства и тренажёры успешно применяются как вобщей, так и в специальной физической подготовке спортсменов.
Значительноеувеличение объёмов и интенсивности тренировочных нагрузок отрицательновоздействует на организм спортсменов. Влияние отрицательных факторов можноснизить, осуществляя значительную часть учебно-тренировочного процесса припомощи тренажёрных устройств, которые разнообразят занятия, повышают ихэмоциональность.
Выполнениеупражнений на тренировочных устройствах и тренажёрах позволяет, с однойстороны, сохранить высокую степень сопряжённости с основным соревновательнымдвижением, а с другой – избирательно воздействовать на развитие необходимыхфизических качеств.
Внастоящее время чаще используются специальные тренажёры, реже – сериитренировочных устройств. При этом серии обычно используются в качествеподсобных снарядов, применение их является эпизодическим и не оказываетсущественного влияния на организацию и проведение учебно-тренировочногопроцесса.
Вместес тем специальные исследования (В.Г.Герасименко с соавт., 1975-1980) показали,что комплекс тренажёров, состоящий из 40 устройств разнообразных конструкций,объединённых в единую взаимосвязанную систему, позволяет достигать эффекта,который невозможно получить от отдельно взятых устройств. На том комплексевозможна как индивидуальная, так и групповая тренировка в течение длительноговремени (в зависимости от поставленных задач).
Дляразвития физических качеств спортсмены проводят большую по объёму иинтенсивности тренировочную работу. Нагрузка на организм при такой работе оченьвелика, но её результаты не всегда бывают пропорциональны затраченным усилиям.Эффект тренировочных занятий во многом определяется видом и характеромвыполняемых упражнений.
Физическиеупражнения как средство тренировки делается на три группы: общеподготовительные(неспецифические), специально-подготовительные (специфические) и основныесоревновательные (специальные)
Кругобщеподготовительных упражнений практически не ограничен, однако при их подборенужно, чтобы комплекс отражал особенности спортивной специализации [8, с.89].
Специально-подготовительныеупражнения применяются для направленного и диффиренцированного воздействия наразвитие двигательных качеств и навыков необходимых спортсмену для достиженияуспеха в своём виде спорта. В зависимости от преимущественной направленностиспециально-подготовительные упражнения подразделяются на развивающие(направленные в основном на развитие физических ачеств) и на подводящие(способствующие главным образом освоению формы, техники движений).
Соревновательныеупражнения – это упражнения в избранном виде спорта.
Всеэти упражнения используются в процессе общей и специальной физической, а такжетехнической подготовки спортсменов. Причём в процессе повышения спортивногомастерства увеличивается количество специальных упражнений.
Известно,что если спортсмен на протяжении длительного времени будет применять одни и теже упражнения даже наиболее эффективные, то его организм постепенноадаптируется к ним, и они перестанут давать положительный тренировочный эффектиз-за стабилизации временных и пространственных характеристик. Снижение эффектавоздействия одного тренировочного средства с точки зрения физиологии можнообъяснить как адаптацию нервно-мышечного аппарата к внешнему раздражителю, т.е.мышцы и центральная нервная система перестанут реагировать на ставшиепривычными для них внешние воздействия.
Однимиз путей адаптации и перевода всего организма на более высокий уровеньфункционирования могут стать силовые и скоростно-силовые упражнения различногопо масштабам воздействия (общего, регионального, локального), выполняемые свысокой интенсивностью на тренажёрных устройствах.
Упражнениярегионального и особенно локального характера, выполняемые на тренажёрныхустройствах, позволяют, во-первых, избирательно воздействовать на различные, втом числе и на отстающие, группы мышц; во-вторых, значительно интенсифицироватьтренировочный процесс, так как при направленных мышечных нагрузках наблюдаютсяменее выраженные сдвиги в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем; ив-третьих, занятия с использованием тренажёрных устройств проходят более эмоционально.
Подтверждениеммогут служить результаты проведённого нами педагогического эксперимента на базереспубликанской школы-интерната спортивного профиля Минска. Была выявленанеобходимость более интенсивного развития относительно слабых мышечных группнижних конечностей у бегунов на короткие дистанции. Эти мышцы не получаютдостаточной нагрузки в большинстве упражнений, применяемых спринтерами. Намибыло предложено развивать силовые и скоростно-силовые качества различных группмышц у легкоатлетов путём локализованных воздействий на специальных тренажёрах.Мы провели педагогический эксперимент, где группа А выполняла много упражненийлокального характера на тренажёрах с целью повышения физических качествотносительно слабых мышечных групп (сгибателей ног). Эта группа добиласьзначительного преимущества в улучшении результатов в спринтерском беге посравнению с группой Б, где основное внимание уделялось развитию мощных«специфических» мышечных групп, в основном прыжковыми упражнениями [12, с.78].
Избирательнаянаправленность мышечных нагрузок при развитии специальных силовых искоростно-силовых качеств позволяет многократно увеличить нагрузку вупражнениях за счёт резкого сокращения количества мышц, занятых в выполнениирабочего движения.
Интереснаперспектива использования тренировочных устройств в физическом воспитаниидетей. Так, например, у школьников применение тренажёров позволяет в болеекороткие сроки решать задачу развития двигательных качеств, предусмотреннуюучебной программой. Особенно хороший эффект достигается в занятиях с детьми,страдающими избыточным весом. Такие дети охотно занимаются на тренажёрах, в товремя как на стандартных гимнастических снарядах от них трудно добитьсяактивности.
Различныедвигательные качества достигают своего естественного максимального развития вразном возрасте. Периоды, которые характеризуются значительными изменениями ввозрастном развитии организма, получили название критических. В такие периодыспециальная подготовка даёт более высокий эффект для развития определённыхкачеств (З.И.Кузнецова, 1975). Поэтому в многолетней подготовке спортсменовследует учитывать наиболее благоприятный возраст для развития тех или иныхкачеств.
Несмотряна то что уровень современных спортивных достижений очень высок, предельныхзначений они ещё не достигли. Несомненно, что применение технических средств вспорте будет способствовать более полному проявлению физических возможностей.
Еслив процессе специальной физической подготовки спортсменов в различных видахспорта используются в основном узкоспециализированные технические средства, тодля решения задач общей физической подготовки весьма эффективны все безисключения тренировочные устройства и тренажёры.
Длядостижения высоких спортивных результатов спортсмен должен в совершенстве владетьтехникой и избранном виде спорта. Техника – это наиболее рациональный иэффективный способ выполнения упражнения. Сущность спортивной техники состоит вразумном использовании спортсменом своих двигательных способностей для лучшегорешения двигательной задачи, стоящей перед ним при выполнении упражнения.
Врезультате многократного повторения одного и того же упражнения происходитобразование условнорефлекторных связей, обусловливающих выполнение требуемыхдвижений, образование навыка.
Двигательный навык характеризуется следующими особенностями.Во-первых, автоматизированностью процессов нервно-мышечной координациидвижений. Во-вторых, подчинённостью воле спортсмена, управляющего навыком иконтролирующего при этом свои действия для решения определённой задачи.В-третьих, стабильностью, позволяющей при необходимости почти стереотипновыполнять одно и то же упражнение. И, наконец, в-четвёртых, подвижностью. Этозначит, что спортсмен в состоянии замедлить или ускорить привычное движение,уменьшить или увеличить амплитуду, приложить меньше или больше усилий,приспособить его к изменяющимся внешним условиям.
Обучениетехнике в различных видах спорта и совершенствование в ней составляют важнуючасть учебно-тренировочного процесса. При обучении технике очень важно специальноучить занимающихся умению проявлять значительные волевые и мышечные усилия,выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы. Эта сторона обучениябудет осуществляться значительно успешнее, если шире применять облегчённые изатруднённые условия, не бояться использовать отягощения. В этом планепредставляется весьма перспективным применение тренажёров и тренировочныхустройств.
То,что на тренажёрах можно повторить наиболее трудные условия задания, даётвозможность отшлифовать навыки до уровня, практически недостижимого в ходеестественного учебно-тренировочного процесса.
Современныеконцепции психолого-педагогической теории обучения и принципы общей теорииуправления при разработке тренажёров для технического совершенствованияпредусматривают последовательное решение следующих задач:
Ô изучение общей структуры деятельности и выделение основных педагогическихнавыков:
Ô анализ требований, предъявляемых к внешней структуре развиваемых навыков,и определение элементов конкретного навыка;
Ô изучение внутренней структуры отдельного навыка, его ориентировочнойосновы;
Ô разработка устройств, воспроизводящих в модельных условиях аутентичныережимы мышечной деятельности обучаемых;
Ô реализация ориентировочной основы действия за счёт применения средств срочнойинформации;
Ô создание рациональных методик выработки пространственных, временных исиловых компонентов навыка на базе разработанных тренажёров;
Ô исследование эффективности процесса формирования двигательных навыков сучётом выявленных закономерностей;
Ô уточнение путей рациональной организации процесса обучения и тренировки сиспользованием тренажёров.
Особенносущественную помощь технические средства могут оказать в процессе обучениямолодых спортсменов. Использование тренажёрных устройств позволит улучшитьобучение, быстрее формировать необходимые умения и навыки, повысить интерес кзанятиям и их эффективность.
Средитренеров, особенно в требующих высокой координации движений видах спорта,распространено мнение о том, что тренировочные занятия на тренажёрах могутсоздать неправильные навыки, которые потом переносятся на технику основногоупражнения. Такая опасность действительно есть. В большинстве случаев приразработке тренажёров и специальных приспособлений учитывается только внешняясхожесть, чего явно недостаточно. Ведь спортивная техника – это не тольковнешняя форма движений, но и внутренняя структура усилий. Поэтому при созданииэффективных тренажёрных устройств для обучения рациональной технике спортивныхдвижений необходимо выполнять следующие условия:
Ô упражнения на тренажёре должны иметь характеристики пространственные(траектории движения), пространственно-временные (скорости, ускорения),динамические (величины действующих сил), соответствующие характеристикамдвижений или их элементам при выполнении основного спортивного упражнения;
Ô при выполнении упражнений на тренажёре характер работы мышц (степень ихнапряжения и расслабления, последовательность включения в работу, наконец,участие различных мышц в движениях) должен соответствовать реальным условиямосновного спортивного упражнения. Тренажёры, отвечающие этим требованиям, будутспособствовать в первую очередь автоматизации и стабильности двигательногонавыка.
Однаков тренировочные занятия полезно включать и упражнения на тренировочныхустройствах, не соответствующих вышеуказанным требованиям. Выполнениесоревновательных упражнений в несколько облегчённых или затруднённых условияхсказывается на их кинематике и динамике. Это будет способствоватьсовершенствованию подвижности.
Дляопределения соответствия тренировочных действия на тренажёрах соревновательнымупражнениям по характеру работы мышц наиболее перспективными оказалисьрезультаты электромиографических исследований [15, с.194].
Чембогаче у спортсмена запас двигательных навыков, тем эффективнее проходитпроцесс совершенствования технического мастерства. Создавать запас двигательныхнавыков нужно путём широкого применения различных общеразвивающих и специальныхподготовительных упражнений без снарядов, со снарядами, используя спортивноеоборудование, в том числе и тренажёрные устройства. Следует помнить, чтосуществует органическая связь между развитием физических качеств исовершенствованием технического мастерства.
Приобучении технике весьма перспективным представляется использование такихтренажёрных устройств, которые могут регламентировать условия выполненияопределённых тренировочных упражнений, позволяют выделить нужные параметрыдвижений, искусственно акцентировать требуемые фазы, что даст возможностьлокализовать и усилить процессы в желательных мышечных звеньях.
Интереснымтренажёром со звуковой индикацией качества движений является изобретённаяпрофессором И.П.Ратовым «полимиофоническая установка». Принцип её действиясостоит в том, что при движении токи работающих мышц преобразуются в звуковыесигналы, и возникает так называемая мелодия движения. Обучающийся спортсменстарается добиться эталонной «мелодии движения», т.е. такой, которая возникаетпри выполнении упражнения высококвалифицированным спортсменом.
Влаборатории биомеханики ВНИИФКа под руководством И.П.Ратова разработан ещё одинтренажёр с биолектрическим упражнением. Индикатором в нём служит системацветных лампочек, и при движении спортсмена возникает уже «световая мелодия».
ИсследованияИ.П.Ратова показали, что одной из главных причин подавляющего большинстватехнических ошибок во всех без исключения циклических спортивных упражненияхявляется несвоевременная или излишняя активность функционально второстепенных,так называемых быстрых мышц. Эти мышцы, обладающие свойством быстровозбуждаться, вследствие действия механизмов мышечной координации приводит кснижению активности крупных, но относительно медленно активизируемых мышечныхгрупп, что ведёт к снижению рабочего эффекта движений.
Знаниеэтих закономерностей позволяет объяснить, что, например, излишнее напряжениемышц лица, шеи, сгибателей пальцев, двуглавых мышц плеча, трапециевидных мышцявляется причиной технических нарушений в спортивных циклических локомоциях(уменьшение длины бегового шага, ослабление гребка и т.д.).
Спортивнойтехники, физическую и морально-волевую подготовленность, свои знания и опыт вборьбе с разными соперниками в различных условиях.
разработкацелесообразных способов и приёмов ведения спортивной борьбы составлениеграфиков, планов, вариантов и т.п. с учётом возможностей
Сцелью совершенствования технической подготовленности спортсменов успешноприменяются тренажёры с обратной связью, например видеомагнитофон, допускающийне только многократное воспроизведение на экране действий спортсменов, но истоп-кадр и замедленное воспроизведение упражнения. Благодаря видеозаписивозможен тщательный и объективный анализ техники как отдельных спортсменов, таки команды в целом.
Примеромтренажёра с обратной связью и срочной информацией для совершенствованиятехнического мастерства является кардиолидер, сигнализирующий тренирующемуспортсмену о том, что частота сердечных сокращений у него равна заданнойтренером программе, выше или ниже её. Используя кардиолидер, спортсмен вместотрадиционных заданий пробежать несколько кругов по стадиону «вполсилы» или «вполную силу» получает конкретное задание, например пробежать два круга счастотой пульса 170 ударов в минуту.
Приобучении технике в спорте применяется как целостный, так и раздельный метод.При использовании технических средств слежение за индикатором или получениезвуковой информации позволяют разделить сложное целостное упражнение на сериюупрощённых частных задач. При этом занимающиеся стремятся так выполнитьдвигательное задание, чтобы на определённых этапах его выполнения добитьсязаданного усилия или же достичь требуемой интенсивности или частоты пульса.Такое последовательное решение подобных частных задач позволяет добиться болеекачественного выполнения целостного упражнения.
Некоторыесовременные тренажёры, оснащенные системами обратной связи, могут адресоватьинформацию не только сознанию спортсмена. Интересны тренажёры, в которыхинформация о тех или иных особенностях выполнения двигательного заданияформирует сигналы, перестраивающие режим работы тренажёра, а также сигналы,подаваемые непосредственно на мышцы спортсмена для коррекции движения и егоэффекта, что очень важно при совершенствовании технического мастерства.
Результатыисследований, проведённых под руководством И.П.Ратова в лаборатории биомеханикиВНИИФКа, свидетельствуют том, что подобный путь особенно перспективен присочетании управляющих систем обратной связи с тренажёрами управляемоговзаимодействия спортсмена с внешними силами. Подобное название тренажёровпредлагает такие их конструктивные особенности, которые обеспечиваютискусственное ограничение вариантов движений по некоторым параметрам, за счётчего достигается возможность резко расширить диапазон изменения поопределённому, взятому под контроль параметру. При помощи тренажёровуправляемого взаимодействия могут быть созданы такие условия выполненияспортивных движений, которые недостижимы при их естественном выполнении(например, система облегчённого лидирования).
Присовершенствовании технического мастерства с использованием тренажёров,создающих искусственно изменённые условия, некоторые параметры выполняемогодвижения можно сразу доводить до запланированного уровня, что способствуетформированию правильной ритмической основы двигательного навыка. В дальнейшемпри постоянном контроле и коррекции с использованием систем обратной связибудут формироваться все компоненты двигательного навыка при постепенномпереходе от искусственных условий выполнения движения к реальным условиямспортивного упражнения.
Впроцессе совершенствования технического мастерства особое значение приобретаюттехнические средства для устранения излишней активности мышц, непосредственноне участвующих в работе, и создания условий упорядочения режимов работы мышц иулучшения межмышечной координации [11,с.193]
1.6 Тренажеры испециальное оборудование для обучения и совершенствования техники нападающегоудара и подачи
Тренажеры,представленные ниже, объединены в одну группу и позволяют вести процессобучения и совершенствования наиболее важной фазы нападающего удара и подачи –ударного движения.
Пружинныйдержатель мяча. К деревянной рейке под прямым углом крепятся две другие.Для прочности они скрепляются угольниками. К рейкам прикрепляются дужки изжесткой проволоки, на концах дужек укрепляются резиновые кружки, расстояниемежду которыми зависит от упругости дужек. Раздвинув дужки, между кружкамивставляют мяч. При ударе мяч свободно летит в направлении, которое ему дается.
Мячна амортизаторах. К мячу пришиваются кожаные петли, к которым крепятсярезиновые растяжки, на свободных концах растяжек укреплены карабины, с помощьюкоторых снаряд крепится в углах спортивного зала или к столбам на открытыхплощадках. От мяча вниз к полу идет прочный шнур, с помощью которогоустанавливается нужная высота мяча и исключаются его колебания после удара.
Мячна резиновых амортизаторах предназначен главным образом для обучения исовершенствования техники подачи, нападающего удара, а также для развитиякачеств, необходимых при выполнении этих технических приемов.
Мяч-груша.Обычный волейбольный мяч крепится на двух металлических выгнутых шайбах кстальному стержню, присоединенному к кронштейну. Второй конец стержняприкрепляется резиной от эспандера к гимнастической стенке. На мяче-грушеволейболист может тренировать любой удар.
Мяч,отскочив после удара, моментально возвращается в первоначальное положение.Прибор используется в процессе всей тренировки: в разминке, в основной частиурока и после командных занятий; когда игроки тренируются индивидуально,отрабатывая то или иное движение или удар в цель [13, с.24].
2 МЕТОДЫ,ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙИ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Методы исследования
Впроцессе написания выпускной квалификационной работы для решения поставленныхзадач мы использовали следующие методы, метод анализа литературных источников,педагогическое тестирование, метод математических статистик.
1.Принаписании выпускной квалификационной работы нами было проанализировано 25литературных источников выпущенных с 1979 по 2006гг. При анализе литературывнимание уделялось вопросам изучения техники нападающего удара вначалепрохождения практики и в конце.
2.Тестироваение.
Намибыли проведены тесты с целью определения технической подготовки занимающихся стренажёрами и тренажёрными устройствами и без них.
4.Методматематических статистик.
Расчетсреднего балла = количество занимающихся :сумма количеств попаданий.
Исследованиепроводилось в 4 этапа на базе МОУ Великодворская СОШ.
1этап – анализ литературных источников по теме исследования, постановка целей изадач;
2этап – подбор более эффективных методик для собственного исследования;
3этап – проведение собственных исследований.
Исследованияпроводились на базе Великодворской средней общеобразовательной школе. Висследовании принимали участие школьники с 6 по 10 классы в количестве 10человек.
Цельисследования: выявить и обосновать, что использование тренажерных устройств, впроцессе подготовки волейболистов повышает их спортивные результаты.
IV этап – обработка полученных результатов.
2.2 Результатысобственных исследований
Вначале нашего исследования в целях определения технической подготовкизанимающихся нами были проведены следующие тесты:
-нападающий удар на точность в зоны 1,6,5.
-подача на точность в цель.
-нападающий удар с переводом.
-нападающий удар по встречному мячу.
Мыполучили следующие результаты:
Вупражнениях на точность занимающиеся показали свой уровень подготовленности имбыло дано по 3 попытки.
Одинзанимающийся попал на точность из 3 попыток 3 раза.
Шестьзанимающихся попали 2 раза из 3 попыток.
Двазанимающихся попали один раз из 3 попыток
Одинзанимающийся не попал ни разу из 3 попыток
Пополученным результатам можно сделать следующие выводы. Такие результатыполучились потому, что во время учебно-тренировочного процесса неиспользовались тренажёрные устройства, облегчающие обучение техническимприёмам. Применение тренажеров позволяет значительно расширить круг средствспециальной физической, технической и тактической подготовки спортсменов.
Послепроведения тестирования уровня технической подготовки мы поделили группуволейболистов на две подгруппы для того, чтобы выявить влияние тренажёров итренажёрных устройств на овладение техническими приёмами игры.
Втечение месяца обе подгруппы выполняли технику нападающего удара, подачи,блокирования, приёма и передачи одна подгруппа занималась с тренажерами итренажерными устройствами, такими как а другая без них.
Следующимшагом в нашем исследовании было проведение контроля и оценки уровня техническойподготовки занимающихся в обеих группах.
Мытакже провели эти же тесты.
Уровеньподготовки занимающихся с тренажерами и тренажерными устройствами был таков:
Показателитехнической подготовки занимающихся
с тренажерами итренажерными устройствами