Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


К вопросу об отражении семейных и общественных отношений в кумыкском нартском эпосе

Тип Реферат
Предмет Культура и искусство
Просмотров
971
Размер файла
17 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

К вопросу об отражении семейных и общественных отношений в кумыкском нартском эпосе

К вопросу об отражении семейных и общественных отношений в кумыкском нартском эпосе

Бижамов Т.Т.

В фольклоре народов Северного Кавказа широкое распространение получил нарт- ский эпос, нартские памятники представлены и у кумыков. Как писал крупный советский фольклорист В.И. Чичеров, «в анализе нартских сказаний должны раскрыться их связи с исторической действительностью и их роль в утверждении норм общественного и семейного строя времени создания эпоса»[1]. Наиболее архаичным пластом сказаний, легших в основу нартиады, по-видимому, являются мифологические представления и сюжеты о великанах. Затем появились собственно нарты, в силе уступающие великанам, но побеждающие их умом, хитростью; наконец, появились люди современного типа - т.е. произошла смена трех типов существ и, соответственно, трех общественных устройств.

Нарушение устоявшихся норм действия в фольклоре нередко преподносится как трагедия, как смена эпох, поколений. Приведем кумыкское нартское сказание:

Возле аула Эндирей был холм Джучитёбе. У этого холма один эндиреевец пахал землю. Устав, он распряг быка и прилег отдохнуть. А ружье свое прислонил к камню. Тут к нему подошел и поприветствовал нарт, который спросил, что это за палка и для чего она нужна? Эндиреевец ответил, что это не палка, а ружье и им убивают издалека. Нарт удивился, не поверил, и чтобы проверить, правда ли это, предложил убить быка, пообещав заплатить за него. Эндиреевец, не вставая, взял ружье и выстрелом издали убил своего быка. Нарт был поражен. Затем он попросил пахаря постоять на вершине холма, а сам ушел. Тот постоял на холме, а когда нарт удалился, на всякий случай сошел вниз. Вдруг с горы прилетело брошенное нартом дерево и сдвинуло середину холма назад, образовав из него как бы три возвышенности. Вскоре появился сам нарт, который удивился, как уцелел эндиреевец. Эндиреевец рассказал все, как было. После этого нарт подумал: «Люди стали хитрыми и оружие изобрели, которое может убивать издали. Теперь подвиги, совершаемые нами собственной силой, - уже не подвиги, и жить нам теперь будет трудно». Поэтому и исчезли нарты [2].

Образ жизни нартов, социально-имущественная организация их общества обобщенно, но достаточно наглядно описаны С.Ш. Гаджиевой: «В большинстве сказаний нарты живут вместе, имеют общее хозяйство. Коллективный характер собственности проявляется, например, в общем владении большим домом, где живут вместе сорок нартов, в наличии огромного размера котла с сорока ручками, общих табунов или отар и т.д. Нередко общим имуществом распоряжается старший брат. В некоторых сказаниях говорится, что на попечении каждого брата находится сестра, но чаще упоминаются сорок братьев-нартов, имеющих одну красавицу-сестру» [3]. Здесь многое передано через символику: сорок - эпическое число, обозначает понятие множества, многочисленности; то, что котел имел сорок ручек и его могут поднять только все сорок братьев, очевидно, символизируют общность их собственности.

Сходная картина ее неделимости наблюдается и в нартиаде ряда других народов, например, у абхазов: «В нартском обществе, если попытаться представить его в развитии, мы должны будем отметить вначале расцвет общинно-родовых отношений, а в конце - усиленный процесс распада и разложения этих отношений» [4, с. 99].

В эпосе абхазов, как и в кумыкском фольклоре, отражено также дальнейшее развитие общества, приведшее к кардинальным изменениям. Ш.Д. Инал-Ипа пишет, что к концу эпоса, в нисходящий период его существования, начинает явно наблюдаться распад единства нартского братства. Этот распад проявляется, прежде всего, в развитии инстинкта личной собственности, вынудившей братьев пойти на раздел имущества, до того находившегося в общем владении и пользовании. «Все это говорит о том, что поздние слои эпоса отражают далеко зашедшее разложение первобытнообщинного строя, теряющего присущее ему первоначальное равенство и внутреннюю солидарность» [4, с. 99, 100].

Согласно особенностям жанра, в героических сказаниях повествование ведется как быль, событие, имевшее место в реальности. Правдивое звучание сказанию зачастую придается тем, что сюжет обычно локализуется в исторически реальных местах, нередко действуют также реально жившие герои или же персонажи вымышленные, однако в существование которых народ верит. Это относится и к государственным образованиям, городам и т.п. Для иллюстрации приведем кумыкское нартское сказание «Два нарта»:

У дербентского хана была красавица-дочь. На ней хотели жениться оба нарта. Одного из них звали Кёроглу. Отец девушки дал каждому из них по трудному поручению: кто из них сумеет раньше справиться с заданием, за того он и выдаст ее. Кёроглу предстояло оградить стенами Дербент, другому - перекрыть реку Койсу (Сулак). Оба с готовностью взялись за дело. В то время, когда Кёроглу достраивал стены Дербента, другой нарт, перекрыл Койсу и сообщил об этом Кёроглу. Кёроглу ответил, что не верит.

- Если не веришь, гель бах. (Иди, смотри).

Кёроглу пришел, смотрит - Койсу, действительно, перекрыта. И девушка по праву досталась другому нарту. В честь этого современному Чирюрту было дано в древности название Гельбах.

Отдельные особенности первобытного общества художественно отражены в древнейшей кумыкской песне о Карткожаке и Максуман, относящейся к жанру героического эпоса. Богатырь Карткожак встречает сорок нартов, которые ему говорят о том, что они не могут отобрать свои табуны лошадей у их сестры, «амазонки» Максуман, и предлагают ему отобрать их и этим доказать, что он действительно батыр. Карткожак угоняет табуны, но Максуман догоняет его и предлагает мирно оставить лошадей, когда же тот не согласился, решают вести бой по обычаю: право первого выстрела предоставить старшему по возрасту. Причем важно отметить следующее: это предложение исходит от Максуман, которая заведомо знала, что Карткожак намного старше ее. Карткожак стреляет, но промахивается, Максуман, проявляя благородство, стреляет в коня Карткожака, оставив богатыря в живых. Однако Карткожак, прославленный богатырь, уязвлен, и чтобы победить «амазонку», он целый год работает у ее отца, чудесного кузнеца, ибо только оружие, изготовленное этим кузнецом, могло поразить неуязвимую Максуман. В конце концов Карткожак одерживает верх и женится на «амазонке».

В этой песне нашли отражение рудименты матриархата: Максуман оказалась сильнее и своих сорока братьев, и батыра Карткожака, она владеет табунами, ее отец готовит оружие, чтобы победить дочь, она изображена в песне не только более сильной, смелой, чем мужчины, но и более благородной, и решение выйти замуж за Карткожака принимает сама Максуман - то есть перед нами целый комплекс мотивов, характерных для матриархата. Но в песне, очевидно, отражен поздний период развития матриархата. Во- первых, в йыре в конце концов победителем выходит мужчина. Во-вторых, обращает на себя внимание момент встречи Карткожака с сорока нартами: они в уединении решали вопрос, как отобрать у Максуман табуны. Этот сбор напоминает нартский ныхас (хасу) - «мужское собрание с некоторыми чертами тайного мужского союза», который «в эпоху перехода от матриархата к патриархату. стоял в центре нартского общества». Позднее такие «тайные мужские союзы» в Дагестане, очевидно, эволюционировали в годеканы, очары, кумаи и т.д., где решались важные для общества вопросы.

Как пишет УБ. Далгат «Примечательной особенностью кумыкских нартов является присутствие у них сестры. В отличие от образов сестры нартов у других кавказских народов, у кумыков сестра нартов не просто красивая девушка, она сама - нарт, храбрый, сильный и воинственный. Можно предположить, что образ воинственной женщины-нарта у кумыков представляет далекую реминисценцию преданий об амазонках Зонарса и Страбона, в тех местах Кавказа, которые лежат ближе к Каспийскому морю (т.е. к кумыкам!)» [5].

С героическим эпосом непосредственно связана волшебная сказка. «В предска- зочном баснословии люди настаивали на соблюдении известных правил и порядков. Звенья со временем распавшихся сюжетов первоначально предсказочного повествования можно найти в реальных явлениях родового строя, в обычаях и порядках, во всей бытовой жизни человека, в условиях его труда и борьбы за существование» [6].

Таким образом, комплексный анализ стадиально наиболее архаичного периода истории, этнографии, фольклора Дагестана показывает системный характер их развития наряду с региональной спецификой, их общую типологичность. Несмотря на относительную скудность накопленного на сей день материала, в целом вырисовывается достаточно аргументированная картина становления и догосударственного развития семьи и общества, о чем в обобщенном виде писали отдельные дагестанские исследователи [7; 8].

Список литературы

1.Чичеров В.И. Вопросы генезиса и развития древних форм народного эпоса в освещении фольклористики и некоторые проблемы нартских сказаний//Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. С.17.

Рукописный фонд Института ЯЛИ ДНЦ РАН. Ф.9.Оп.1.Д.367. С.24.

Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961. С.312.

Инал-Ипа Ш.Д. Нартский эпос абхазов// Нартский эпос.

Далгат УБ. К вопросу о нартском эпосе у народов Дагестана// Нартский эпос. С.167.

Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1977. С.102-103.

Аджиев А.М. Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2005.

Аджиев А.М. Специфика, связи и типология кумыкского песенного фольклора в историческом освещении. Махачкала, 2008.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно