Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Компьютерная грамотность как условие становления социального работника

Тип Реферат
Предмет Социология
Просмотров
1140
Размер файла
171 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Компьютерная грамотность как условие становления социального работника

ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО«ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Компьютернаяграмотность как условие становления социального работника

Выпускнаяквалификационная работа

поинформатике


специальность040101 Социальная работа

(заочнаяформа обучения)

Тотьма

2008


Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основыкомпьютерной грамотности

1.1 Сущность понятия «компьютернаяграмотность

1.2 Компьютер и компьютернаяграмотность

1.3 Компьютерная грамотность иинформационная культура

Глава 2 Компьютерная грамотность какусловие становления социального работника

2.1  Планирование процессаформирования компьютерной грамотности

у социальных работников

2.2 Организация и проведениеисследования

2.3 Обработка и анализ результатов

Заключение

Литература

Приложения


Введение

 

Сегодня в мире нет ниодной науки и техники, которая бы развивалась столь же стремительно, какинформатика. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на нашихглазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной,культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идёт к тому,что скоро в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванныесуществованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки онине были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

Чтобы успевать заразвитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывноесамообразование и самосовершенствование. А для профессионального применениявычислительной техники нужно нечто большее – личная целеустремлённость и постоянноежелание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

Владение компьютернойграмотностью является одним из основных требований. Формирование компьютернойграмотности является одной из наиболее актуальных задач. От того, как онауспешно будет решена, зависит эффективность широкого использованиявычислительной техники, и, в конечном счете, перспективы научно – технического,экономического и социального развития общества. Важная роль в решении этойзадачи принадлежит психологической науке.

Необходимо различатьследующие виды компьютерной грамотности (Приложение 1):

Ø  бытоваякомпьютерная грамотность (приобретение практических навыков обращения сбытовыми устройствами);

Ø  профессиональнаякомпьютерная грамотность (с использованием вычислительной техники будет связановсе большее количество профессий, однако характер этого использования в разныхпрофессиях будет различным от простого ввода данных до разработки новыхпоколений технических и программных средств);

Ø  овладениекомпьютером как интеллектуальным средством.

Перечисленные видыкомпьютерной грамотности не являются взаимоотключающими, они тесновзаимосвязаны и частично перекрываются.

Изучением данной проблемызанимались Хребтов В.А., Лапчик М.П., Назаров С.В. и другие исследователи.

Цель работы: проанализироватькомпьютерную грамотность как условие становления социального работника.

Объектом работы сталоусловие профессионального становления социального работника.

Предметом является компьютернаяграмотность как условие становления социального работника.

Проблема исследования –выявление роли уровня компьютерной грамотности в профессиональном становлениисоциального работника.

Гипотеза – еслисоциальный работник будет достойно владеть компьютерной грамотностью, то егопрофессиональный рост будет более значителен.

Достижениепоставленной цели предполагает использование следующих методов: изучениелитературы по данной проблеме, анализ и синтез, обобщение, систематизация;эксперимент, который направлен на овладение компьютерной грамотностью, наблюдение,опрос.

Практическаязначимость работы заключается в разработке методических рекомендаций, включающихтеоретические и практические занятия, выполнение которых способствует успешномуовладению компьютерной грамотностью.


Глава 1Теоретические основы компьютерной грамотности

 

1.1 Сущностьпонятия «компьютерная грамотность»

 

Понятие компьютернойграмотности формировалось вместе с введением в школу предмета ОИВТ и сразувстало в ряд новых понятий школьной дидактики. Попытка сформулироватьтребования к компьютерной грамотности учащихся сделана уже в пояснительнойзаписке к первой программе, однако, в более систематизированном изложениикомпоненты компьютерной грамотности описаны в адресованном учителю первомметодическом руководстве по преподаванию курса ОИВТ в школе; здесь выделялисьследующие группы компонентов, составляющих содержание компьютерной грамотностишкольников:

·         Понятие обалгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программекак форме представления алгоритма для ОИВТ; основы программирования на одном изязыков программирования;

·         Практическиенавыки обращения с ЭВМ;

·         Принцип действияи устройство ЭВМ и ее основных элементов;

Применение и ролькомпьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

Анализ перечисленныхкомпонентов показывает, что появление понятия компьютерной грамотности (КГ)явилось результатом расширения понятия алгоритмической культуры (АК) учащихся путем добавления таких «машинных» компонентов, как умение обращаться (или, нажаргоне  информатиков - общаться) с ЭВМ, знание устройства и принципов действияЭВМ, а также роли ЭВМ в современном обществе.

1.   Умение «общаться» с компьютером.Общение с ПК на «пользовательском уровне »- это в основном умении подготовитькомпьютер к работе, запускать и останавливать его, умение работать за дисплеем,т.е. овладеть клавиатурой, уметь вводить числа переменные, корректировать введенные данные, вводить, отлаживать и запускать программу.

2.   Составление простейших программ длякомпьютера. Подготовка программистов не является целью общеобразовательнойшколы, однако понимание основных принципов программирования для ЭВМ должновходить в систему общего образования. Процесс этот может быть постепенным растянутымво времени.

3.   Представление об устройстве ипринципах действия ЭВМ. В этом компоненте компьютерной грамотности выделяютсядве основные составляющие:

a.    Структура ПК и функции его основныхустройств

b.   Физические основы и принципы действияосновных элементов компьютера

Этот компонент имеетважнейшее мировоззренческое значение, хотя и труден для освоения учащимися.

Представления об областяхприменения и возможностях ЭВМ, социальных  последствиях компьютеризации.Формирование этого компонента компьютерной грамотности также не являетсязадачей исключительно курса информатики и выходит за его пределы. Сферыприменения и роль ЭВМ в повышении эффективности труда целесообразно раскрыватьучащимся в процессе практического использования компьютера для решенияразличных задач в ряде учебных предметов. Сокращенно четырехкомпонентнаяструктура компьютерной грамотности, описанная выше, может быть обозначенасовокупностью четырех ключевых слов: общение, программирование, устройство,применение. Нетрудно заметить, что даже при сохранении всех компонентовкомпьютерной грамотности  усиленное акцентирование внимания на том или ином из них может приводить к существенному изменению конечной цели преподаванияпредмета информатики.

Компьютернаяграмотность определяется В.А. Хребтовым как умение работать на компьютере [13].

По мнениюМ.П. Лапчика, освоение компьютерной грамотностью предполагает:

·  освоение практическихнавыков обращения с компьютером;

·  знание основпрограммирования;

·  представление о принципахдействия и устройств компьютера и его основных элементов;

·  применение и обозначениероли компьютеров в производстве и других областях деятельности человека [5].

Формированиекомпьютерной грамотности является одной из наиболее актуальных задачсовременности. От того, насколько успешно она будет решена, зависитэффективность широкого использования вычислительной техники, и, в конечномсчете, перспективы научно-технического, экономического и социального развитияобщества. Важная роль в решении этой задачи принадлежит психологической науке.

Необходимым условием построения оптимального учебного процесса поинформатике и вычислительной технике является конкретное и научно обоснованноеопределение содержания понятия «компьютерная грамотность». Мнения специалистовне только значительно различаются, но и нередко противоречат друг другу. Однаиз причин трудности определения компьютерной грамотности состоит в том, что этопонятие имеет несколько аспектов, каждый из которых заслуживает отдельногорассмотрения.

Необходимо различать следующие виды компьютерной грамотности(Приложение 1):

а) Бытовая компьютерная грамотность. В самом ближайшем будущеможидается широкое использование вычислительной техники в быту: микропроцессоры,встроенные в различные устройства, автоматизация сферы обслуживания.Пользователем бытовых компьютеров станет практически каждый. Необходимая дляэтого «грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения сбытовыми устройствами нового типа.

б) Профессиональная компьютерная грамотность. С использованиемвычислительной техники будет связано все большее количество профессий, однакохарактер этого использования в разных профессиях будет различным от простоговвода данных до разработки новых поколений технических и программных средств.Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности являетсяспецифическим для каждой профессии.

Компьютеризация общества означает повышение требований не только кмассовой «грамотности», но и к уровню квалификации научных иинженерно-технических кадров.

в) Овладение компьютером как интеллектуальным средством. ПерсональныеЭВМ в недалеком будущем станут для многих людей средством, обеспечивающимдоступ к различной информации, создание текстов, изображений и звуковыхобразов, личных банков данных. Формирование необходимой для этого компьютернойграмотности состоит в том, чтобы превратить ЭВМ в своего рода внешний органмышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решенииширокого круга задач.

Перечисленные виды компьютерной грамотности не являются взаимоисключающими,они тесно взаимосвязаны и частично перекрываются. Действительно, хотяформирование бытовой компьютерной грамотности является достаточно важнойзадачей, однако. Формирование интеллектуальных умений, обеспечивающихэффективное применение ЭВМ, представляет собой необходимую основу, как длядальнейшего профессионального обучения, так и для общей подготовки к жизни вкомпьютеризированном обществе. Выделение комплекса этих умений и определениеоптимальных условий их развития — наиболее актуальные задачи психологическихисследований компьютерной грамотности.

Перспективным представляется практическое применение современныхпредставлений о закономерностях развития довербальных форм значений.Действительно, операциональные и предметные значения, по-видимому, предшествуютвербальным не только в онтогенезе, но и при освоении человеком любой новой длянего предметной области, в том числе и работы с ЭВМ.

Содержание компьютерной грамотности не исчерпывается, разумеется,лишь когнитивными составляющими. Эффективное применение ЭВМ во многом зависитот эмоционального отношения к компьютеру, особенностей саморегуляции,мотивационной сферы и личности пользователя, сформированности специальныхкоммуникативных навыков. Таким образом, компьютерная грамотность определяется,как умение работать на компьютере и овладение компьютерной грамотностью человека

1.2 Компьютери компьютерная грамотность

Компьютер быстро вошел внашу жизнь. Еще несколько лет назад было редкостью увидеть какой-нибудьперсональный компьютер – они были, но были очень дорогие, и даже не каждаяфирма могла иметь у себя в офисе компьютер. А теперь? Теперь в каждом третьемдоме есть компьютер, который уже глубоко вошел в жизнь человека.

Современныевычислительные машины представляют одно из самых значительных достиженийчеловеческой мысли, влияние которого на развитие научно-технического прогрессатрудно переоценить. Области применения ЭВМ непрерывно расширяются.

Компьютер и информация.

Ну, компьютерпредставлять особо не нужно - умная, ничего не скажешь, машина, ей многое поплечу. В шахматах, например, она уже на уровне самого Гарри Каспарова. В то жевремя нельзя и преувеличивать возможности компьютера, превращать его в символновой веры. Без человека и его программ он всего лишь железный ящик сполупроводниками.

Что до информации, то онапонимается здесь предельно широко: это и наука, и передовая (высокая, тонкая)технология, и новое содержание, особый характер интеллектуального труда, иотдельная отрасль производства, и многое другое. В узком же смысле информация -это знания, переводимое (так или иначе) на язык машин. Информация,информационные технологии в наше время проникают буквально во все порычеловеческого бытия. Вопрос стоит уже об информатизации всего общества, всейего жизнедеятельности, включая повседневную жизнь людей. Пожалуй, единственноепроизводство - производство информации, знаний имеет тенденцию оставаться здесьмассовым. Иначе говоря, массовое индустриальное производство вещей (и услуг)уходит в прошлое, ему на смену приходит массовое производство знаний.

Компьютеры в учреждении.

Компьютеры в буквальном смысле совершили революцию вделовом мире. По мере того как снижалась их стоимость, всё большее и большеечисло деловых людей приобретали компьютеры. Компьютеры перестали бытьмонополией заводов, банков, крупных объединений. Сегодня они стали достоянием инебольших предприятий, магазинов, учреждений, бюро трудоустройству и даже ферм.

Секретарь практически любогоучреждения при подготовке докладов и писем производит обработку текстов.Учрежденческий аппарат использует персональный компьютер для вывода на экрандисплея широкоформатных таблиц и графического материала. Бухгалтеры применяюткомпьютеры для управления финансами учреждения.

С помощью компьютерныхсистем осуществляется введение документации, обеспечивается электронная почта исвязь с банками данных. Сети ЭВМ связывают разных пользователей, расположенныхв одном учреждении или находящихся в различных регионах страны.

Компьютеры находятприменение при выполнении широкого круга производственных задач. Так, например,диспетчер на крупном заводе имеет в своём распоряжении автоматизированнуюсистему контроля, обеспечивающую бесперебойную работу различных агрегатов.Компьютеры используются также для контроля за температурой и давлением приосуществлении различных производственных процессов. Когда повышение и понижениетемпературы или давления превышает допустимую норму, компьютер немедленноподаёт сигнал на регулирующее устройство, которое автоматически восстанавливаеттребуемые условия. Также управляется компьютером робот.

Робот – это механическоеустройство,  управляемое компьютером. В отличие от роботов, которые можноувидеть в магазинах или в кино, промышленные роботы, как правило, не похожи начеловека. Более того, часто это просто большие металлические ящики с длиннымируками, приводимыми в действие механическим образом.

Различные виды работ назаводах, скажем, такие, как на линиях сборки автомобилей, включают многократноповторяющиеся операции, например затягивание болтов или окраску деталей кузова.Работы выполняют повторяющиеся операции без тени неудовольствия или признаковусталости. Компьютеры ни на мгновение не теряют внимания к производственномупроцессу и не нуждаются  в перерывах на обед.

Роботы могут такжевыполнять работу, которая для людей оказывается слишком тяжёлой или даже вообщеневозможной, например, в условиях сильной жары или лютого мороза. Они могутготовить опасные химические препараты, работать в сильнозагрязнённом воздухе иполнейшей темноте. Нередко один робот может заменить на заводе двух   рабочих.В целом применение роботов способствует повышению производительности труда иснижению стоимости производства.

Компьютер в медицине.

Компьютеры находятширокое применение не только в учреждениях и на промышленных предприятиях, но ив медицине. Врачи, сёстры, а также фармацевты и представители другихмедицинских специальностей рассматривают компьютер как неотъемлемый инструмент ихработы.

Медицина – это оченьсложная наука. Существует множество болезней, каждая из которых имеет только ейприсущие симптомы. Кроме того, существуют десятки болезней с одинаковыми и дажесовсем одинаковыми симптомами. В подобных случаях врачу бывает трудно поставитьточный диагноз. И здесь ему на помощь приходит компьютер. В настоящее времямногие врачи используют компьютер в качестве помощника при постановке диагноза,т.е. для уточнения того, что именно болит у пациента. Для этого больнойтщательно обследуется, результаты обследования сообщаются компьютеру. Черезнесколько минут компьютер сообщает, какой из сделанных анализов дал аномальныйрезультат. При этом он может назвать возможный диагноз.

Конечно, окончательноерешение принимает врач, но компьютер ускоряет процесс принятия решения. Крометого, поскольку компьютер может хранить в своей памяти значительно большеинформации, чем человек, то необычное заболевание может быть установлено с еёпомощью значительно быстрее, чем без неё.

Такой компьютер помогаетврачу быстро и эффективно проводить профилактический осмотр. Например, приборносящий название «сканирующая кошка» (CAT scanner),даётточное изображение внутренних органов человека. Между прочим, такая «кошка» неимеет ничего общего с домашним животным на четырёх лапах. Это – сокращение от «computer-aided tomography» (компьютерная томография), атомография- это один из методов рентгеновского исследования.

Существует такжемножество других способов применения компьютеров для этих целей в госпиталях, клиникахи лабораториях. Приведём некоторые из них.

- Компьютеры играютважную роль в медицинских исследованиях. Они позволяют установить, как влияетзагрязнение воздуха на заболеваемость населения данного района. Кроме того, сих помощью можно изучать влияние ударов на различные части тела, в частностипоследствия удара при автомобильной катастрофе для черепа и позвоночникачеловека.

- Банки медицинскихданных позволяют медикам быть в курсе последних научных и практическихдостижений.

- Сети ЭВМ используютсядля пересылки сообщений о донорских органах, в которых нуждаются больные,ожидающие операции трансплантации.

- Вычислительная техникаиспользуется для обучения медицинских работников практическим навыкам. На этотраз компьютер выступает в качестве больного, которому требуется немедленнаяпомощь. На основании симптомов, выданных компьютером, обучающийся долженопределить курс лечения. Если он ошибся, компьютер сразу показывает это.

- Компьютеры используютсядля создания карт, показывающих скорость распространения эпидемий.

- Компьютеры хранят всвоей памяти истории болезни пациентов, что освобождает врачей от бумажнойработы, на которую уходит много времени, и позволяет больше времени уделятьсамим больным.

Компьютер и инвалиды.

Одна из наиболееперспективных областей применения вычислительной техники связана с помощьюинвалидам, т.е. слепым, глухим, людям, лишённым возможности передвигаться, илис другими физическими недостатками использовать компьютер для общения,оформления заказов на продукты и даже для проведения видеоигр. Например, люди,у которых парализованы руки, могут работать на компьютере с помощью ног,используя для этого ножной выключатель, напоминающий педаль электрическойшвейной машины. Инвалиды с парализованными руками, и ногами могут использоватьустройства, которые вставляются в рот или прикрепляются к голове.

Говорящий компьютер, иликомпьютер-синтезатор речи, позволяет слепым людям выполнять операции, которыеневозможны без помощи компьютера. Благодаря компьютеру утраченную способностьвидеть они компенсируют способностью слышать. Для тех, кто частично утратилзрение, имеются устройства, воспроизводящие текст в увеличенном масштабе наспециальном мониторе.

Компьютер в сфере образования.

Сегодня многие учебные заведения не могут обходитьсябез компьютеров. Достаточно сказать, что с помощью компьютеров: трёхлетние детиучатся различать предметы по их форме; шести- и семилетние дети учатся читать иписать; выпускники школ готовятся к вступительным экзаменам в высшие учебныезаведения; студенты исследуют, что произойдёт, если температура атомногореактора превысит допустимый предел.

Почему же компьютеры нестали столь популярными средствами обучения? Во-первых, компьютер обладает«беспредельным терпением»: он будет повторять объяснения пять, десять и дажесто раз и всё это без признаков усталости и неудовольствия. Во-вторых, онпозволяет выбрать тот темп обучения, который подходит именно вам, а не темстудентам, которые схватывают материал быстрее или медленнее, чем вы. И,в-третьих, когда вы сидите перед компьютером, он целиком и полностью заняттолько вами, т.е. «всё его внимание» – только вам. Кстати, вы отвечаете ему темже, поскольку многие учебные программы не только познавательны, но и оченьувлекательны.

«Машинное обучение» –термин, обозначающий процесс обучения при помощи компьютера.  Последний в этомслучае выступает в роли «учителя». В этом качестве может использоватьсямикрокомпьютер или терминал, являющийся частью электронной сети передачиданных. Процесс усвоения учебного материала поэтапно контролируется учителем,но если учебный материал даётся в виде пакета соответствующих программ ЭВМ, тоего усвоение может контролироваться самим учащимся.

Процесс обучения можетстроиться по-разному: машина может предложить текст для чтения, упражнения,задачи, а также вопросы для ответов. Машинное моделирование позволяет провести«страшные», дорогие, длительные и другие реально невыполнимые или трудновыполнимые эксперименты. Например, можно научиться препарировать лягушку,управлять древней империей или отправиться поездом в путешествие по стране.Тогда процесс вашего обучения строится на том, что с помощью компьютера высобираете информацию, принимаете решения и изучаете результаты, к которым онивас могут привести.

Компьютеры в учебныхзаведениях используются не только для обучения. Администрация школы, например,на основе баз данных, хранящихся в машине, составляет расписание занятий,отчёты и сводки сведений об учащихся. Кроме того, учащимся предоставляетсяинформация о высших учебных заведениях и приобретаемых в них профессиях. Всепреподаватели ведут с помощью компьютера классный журнал, а учитель физкультурыещё следит и за движением спортивного инвентаря, календарём спортивныхсоревнований и регистрацией их результатов.

Компьютеры на страже закона.

Вот новость, которая не обрадует преступника: « длинные рукизакона» теперь обеспечены вычислительной техникой. «Интеллектуальная» мощь ивысокое быстродействие компьютера, его способность обрабатывать огромноеколичество информации, теперь поставлены на службу правоохранительных органовдля повышения эффективности работы.

Способность компьютеровхранить большое количество информации используется правоохранительными органамидля создания картотеки преступной деятельности. Электронные банки данных ссоответствующей информацией легко доступны государственным и региональнымследственным учреждениям всей страны. В таких банках могут храниться:

- фамилии преступников исведения о причинах ареста;

- сведения оразыскиваемых и пропавших без вести людях;

- сведения об автомобилях(в том числе о номерах их государственной регистрации), плавательных средствахи огнестрельном оружии;

- сведения о похищенныхвещах.

Так, федеральное бюрорасследования (ФБР) располагает общегосударственным банком данных, которыйизвестен как национальный центр криминалистической информации.

При помощи компьютерачерез небольшие преступления удаётся «выйти» на крупные. Так, однажды водительодной машины был остановлен за нарушение правил дорожного движения. Когданомерной знак его машины был проверен с помощью компьютера, оказалось, чтоавтомобиль был украден в соседнем регионе, и, кроме того, благодаря компьютерувыяснилось, что водитель разыскивается в связи с ограблением банка. Он былнемедленно арестован.

Компьютеры используютсяправоохранительными органами не только в информационных сетях ЭВМ, но и впроцессе розыскной работы. Например, в лабораториях криминалистов компьютерыпомогаю проводить анализ веществ, обнаруженных на месте преступления.Заключения компьютера-эксперта часто оказываются решающими в доказательствах порассматриваемому делу.

Компьютеры частоприменяются и для составления «географии» преступлений. Данные о совершённыхпреступлениях в разных регионах страны вводятся в компьютер, который отмечаетне географической карте пункты, где были совершены преступления. На основетаких данных правоохранительные органы принимают меры по предупреждениюпреступлений в районах, прилегающих к отмеченным пунктам.

Компьютеры в искусстве.

Несколько десятилетий назад компьютерами пользовались толькоучёные и математики. Сегодня же вычислительная техника стала достояниемписателей, художников, музыкантов и представителей других профессий мираискусств. Компьютер-творец помогает писать книги, рисовать, сочинять песни,создавать специальные эффекты в научно-фантастических фильмах.

Не так давно двапопулярных писателя США – Стивен Кинг и Петер Штрауб – решили объединиться ивместе написать рассказ. Единственной проблемой, мешавшей им осуществить это решение,было то, что они жили в разных штатах – Мэн и Коннектикут. Что же они сделали?Они стали работать вместе с помощью электроники, которая соединила ихпроцессоры через модемы и телефонные линии. Объединение творческих усилийавторов окончилось успешно, их рассказ «Талисман» был опубликован в 1985 году.

В последнее время всёбольше и больше профессиональных писателей применяют текстовые процессоры дляповышения качества и ускорения своей работы. Но не только новеллисты, подобныеКингу и Штраубу, но и журналисты, авторы технических текстов, сценаристы,авторы учебников (в том числе и авторы настоящей книги), а также многие другиеиспользуют компьютеры при работе с текстами. Текстовый процессор значительнооблегчает редактирование и сверку текстов. Кроме того, он освобождает отнеобходимости перепечатки текстов и тем самым экономит время. Наконец,применение специальных программ помогает выявлять и устранять орфографическиеошибки и синтаксические ошибки.

Писатели, имеющиемикрокомпьютеры, точно так же, могут соединяться с соответствующими банкамиданных. Конечно, это дополнительно экономит время, когда в процессе работынужно провести какое-то исследование. Микрокомпьютеры писателей хранят ихзаписи, освобождают от ведения бумажных дел, высылают счета на оплату принятыхк публикации произведений.

В руках художника компьютер становится инструментом длярисования. Иллюстраторы, дизайнеры, карикатуристы, кинематографисты считают,что вычислительная техника предоставляем им новые возможности в их творческой деятельности.С помощью таких средств, как графопостроитель, графический планшет, световоеперо, художники создают многоцветные рисунки, графики, географические карты идиаграммы.


1.3 Компьютернаяграмотность и информационная культура

Примечательно, что всеголишь один год, прошедший со времени публикации первой программы курса ОИВТ,показал, что цели преподавания информатики не могут жестоко ограничиватьсярамками компьютерной грамотности  и  что уже в ближайшей перспективепотребуется развитие и расширение самих целей. На ряду с уже известным понятием«компьютерная  грамотность» в новой программе впервые на нормативном уровнепоявляется новое понятие «информационная культура». Согласно пояснительнойзаписке проектируемый обновленный курс ОИВТ «…должен формировать у учащихся:

1.        навыки грамотнойпостановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения спомощью ЭВМ;

2.        навыкиформализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методахматематического моделирования и умение строить простые математические моделипоставленных задач;

3.        знания основныхалгоритмических структур и умение применять эти знания для построенияалгоритмов решения  задач по их математическим моделям;

4.        пониманиеустройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программдля ЭВМ по построенному алгоритму на  одном из языков программирования высокогоуровня;

5.        навыкиквалификационного использования основных типов современных информационныхсистем для решения с их помощью практических задач и понимание основныхпринципов;

6.        умение грамотноинтерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ  иприменять эти результаты в практической деятельности;

эти требования, взятые вих минимальном объеме, составляют задачу достижения первого уровня компьютернойграмотности, взятые в максимальном объеме – воспитание информационной культуры».

Укажем на еще однопримечательное( хотя и носящее как бы редакционный характер) расширение целей вновой программе: компонент компьютерной грамотности, отождествляемый в прежнейредакции с развитием упрощенных навыков «общения» с ЭВМ, в новой системе  целейсвязывается уже с навыками «квалифицированного использования основных типовсовременных информационных систем» и «понимание основных принципов, лежащих воснове функционирования этих систем ».

Очевидно, что в данномслучае мы имеем дело с фактом стабилизации линии информационных технологий какперспективной содержательно – методической линии.

Информатизация какглобальное явление затрагивает все сферы человеческой жизни и общества, поэтомуи возникла необходимость рассмотрения особенностей развития общества в периодактивного становления информационного общества. Очень часто смешивают понятия«компьютеризация» и «информатизации».

Компьютеризация – широкоевнедрение компьютеров в различные сферы человеческой деятельности [13].

Следовательно,компьютеризация» означает техническое оснащение, а понятие «информатизации» -явление социальное.

Информатизация есть период развития человеческойцивилизации, характеризующийся изменениями в производственной сфере,увеличением доли информационной составляющей и охватывающий, период примерно с50-х годов XX столетия и по настоящее время.

Если сузить понятие, тоинформатизация звучит как совокупность взаимосвязанныхполитических, социально-экономических и технологических факторов, которыеобеспечивают свободный доступ членам общества к любым источникам информации,кроме ограниченного количества законодательно закрытых блоков информации.

Информатизациярассматривается и как процесс, и как явление, влияющие на становлениеинформационной цивилизации.

Информационное общество - историческая фаза развития цивилизации, в которой главнымпродуктом производства являются информация и знания, а большая часть населениязанята получением, хранением, передачей и обработкой информации.

Отличительными чертамиинформационного общества являются:

-   доступность информации для всех егочленов;

-   способность общества производитьнеобходимую для его жизнедеятельности информацию;

-   возможность обеспечения свободногодоступа к необходимой информации и средствами защиты информации на основевысокой информационной культуры и использования информационных и коммуникационныхтехнологий.

Компьютерная грамотностьявляется элементом информационной культуры.

Наряду с понятием«компьютерная грамотность» часто стало фигурировать новое понятие«информационная культура», что означает умение находить и воспринимать информацию, применяякомпьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде,включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты идействия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера.

Под информационнойкультурой мы будем понимать совокупность следующих способностей, умений,поведенческих и психологических характеристик:

-  коммуникативные умения;

-  способность эффективногоосуществления наблюдения, сравнения, анализа, синтеза;

-  умение представлять информацию вразличных видах и формах;

-  умение составлять информационныемодели объектов окружающей действительности;

-  умение строить схемы и модели;

-  наличие эмоционально-волевой сферы;

-  владение методами информатики, ккоторым, прежде всего, относятся формализация и моделирование;

-  владение знаниями о современныхинформационных и компьютерных технологиях, информационных системах, о процессахуправления и познания, о различных видах деятельности человека в информационномобществе и главное – владение учебными навыками.

В понятии «коммуникация»отражен смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательноориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, иногда называюткоммуникативными действиями. В коммуникации реализуются управленческие,информативные, эмотивные и некоторые другие функции.

Владение компьютернойграмотностью является сегодня одним из требований к выпускнику, и передпреподавателем информатики стоит задача выработать определенные качества,необходимые человеку, который будет учиться, работать в информационномобществе, и дать знания, необходимые для использования ЭВМ в той или инойпрофессиональной области.

Раскрыв содержаниепонятия «компьютерная грамотность» и выявив значимость владения компьютернойграмотностью, мы пришли к выводу о том, что знание компьютера является одним изусловий формирования компьютерной грамотности.


Глава 2Компьютерная грамотность как условие становления социального работника

 

2.1Планирование процесса формирования компьютерной грамотности у социальныхработников

 

Для практическогоподтверждения теоретических выводов спроецировано проведение эксперимента,целью которого являлось установление влияния комплекса разработанныхтеоретических и практических занятий на овладение социальными работниками компьютерной грамотностью.Некоторые из них представлены в приложениях (Приложение2,3,4,5).

Комплекс содержиттеоретические и практические занятия по следующим разделам: информация иинформационные процессы, компьютер, информационные технологии.

Для выявления уровнякомпьютерной грамотности  социальных работников нами была разработана анкета(Приложение 6). Проведение анкетирования до и после использования комплексаразработанных теоретических и практических занятий позволит определить динамикууровня компьютерной грамотности социальных работников.

2.2 Организацияи проведение исследования

Эксперимент проводился сконца 2008года до начала 2009года на базе ГОУ СПО «Тотемский педагогическийколледж». В качестве экспериментальной группыопределена группа социальных работников в количестве 10 человек поспециальности 040101 Социальная работа (заочная форма обучения).

Этапыпроведения исследования:

1.        Проведениеконстатирующего эксперимента с целью выявления исходного уровня владения социальнымиработниками компьютерной грамотностью (конец 2008 – начало 2009 года).

2.        Проведениеформирующего эксперимента, где были включены разработанные теоретические ипрактические занятия (2семинара и 2 практические работы).

3.        Проведениеконтрольного среза.

4.        Сравнениерезультатов на констатирующем и контрольном этапах.

 На первомэтапе эксперимента был выявлен уровень владения социальными работникамикомпьютерной грамотностью. Для этого социальным работникам было предложеноответить на вопросы разработанной нами анкеты (Приложения 6). Для оценки уровнявладения социальными работниками  компьютерной грамотностью мы использоваликоличество положительных ответов на предложенные вопросы (Таблица 1) следующимобразом:

Таблица 1. Уровнивладения социальными работниками компьютерной грамотностью

Уровень владения компьютерной

грамотностью

Количество положительных

ответов

очень низкий менее 25 %
низкий 25% – 50%
средний 50% – 85%
высокий 85% – 100%

После проведенияконстатирующего эксперимента были получены результаты (Приложение 7) иопределены следующие группы социальных работников по уровню владения компьютернойграмотностью: 2 социальных работника (20 % экспериментальной группы) обладаюточень низким уровнем компьютерной грамотности, 7 социальных работника (70 %экспериментальной группы) имеют низкий уровень компьютерной грамотности и 1 социальныйработник (10 % экспериментальной группы) обладает средним уровнем компьютернойграмотности. Социальных работников, владеющих компьютерной грамотностью на высокомуровне, в экспериментальной группе не было выявлено (Таблица 2, Диаграмма 1).

Таблица 2. Группы социальныхработников, определённые по уровню владения компьютерной грамотностью (конец2008 года)

узнать цену на индивидуальную работу

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно