Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Организация и проведение педагогических наблюдений в научных исследованиях

Тип Реферат
Предмет Физкультура и спорт
Просмотров
1174
Размер файла
34 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Организация и проведение педагогических наблюдений в научных исследованиях

Министерство образования и науки Украины

Открытый международный университет развития человека “Украина”

Горловский филиал

Кафедра физической реабилитации

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Методы исследований в физической культуре и спорте, физической реабилитации

ТЕМА:

”Организация и проведение педагогических наблюдений в научных исследованиях”

Выполнила:

студентка 2-го курса группы ФР-06

дневного отделения

факультета “Физическая реабилитация”

Шевелёва Ольга Иванова

2008

План

1. Методика проведения педагогических наблюдений

2. Разработка схемы наблюдений и её реализация

3. Регистрация и обработка полученных данных наблюдений

4. Хронометрирование как самостоятельный метод исследования

1. Методика проведения педагогических наблюдений

Строгая системность в наблюдениях позволяет не только «фотографировать» действительность, но и давать объяснение наблюдаемым фактам. С этой целью предварительно разрабатывают схемы наблюдений. Примером могут служить схема педагогического наблюдения и анализа урока физической культуры и схема описания физического упражнения (Б. А. Ашмарин, 1973, стр. 48 - 50). Они, разумеется, ориентировочные и в зависимости от конкретных задач исследования могут видоизменяться (сокращаться, дополняться).

Для проведения наблюдения используются следующие способы:

1) протоколирование:

а) словесное описание;

б) графическая фиксация с использованием различных условных обозначений и систем изображения физических упражнений, например схематических рисунков;

в) стенографирование;

2) фотографирование и киносъемка;

3) звукозапись.

Эффективность записей наблюдения повышается благодаря предварительной подготовке протоколов, форма и содержание которых отвечают задачам исследования (примеры - в книге «Методика исследования в физической культуре». ФиС, 1961, стр. 17).

2. Разработка схемы наблюдений и её реализация

Визуальное наблюдение за техникой исполнения можно вести с помощью обычной записи или специальных условных таблиц оценки техники, которые составляются по различным принципам и могут иметь различную степень трудности для записи. Примером может служить таблица оценки сдвигов в освоении техники низкого старта и стартового разбега спринтера («Методика исследований в физической культуре».Под общей ред. Д.Д. Донского. М. ФиС, 1961, стр. 64).

Каждый элемент техники по данной таблице оценивается в баллах следующим образом: хорошее исполнение - 4, удовлетворительное - 3, плохое - 2. Максимальная сумма баллов (при условии, что все элементы оценены на «4») равняется 60.

Некоторые из перечисленных элементов техники не могут быть оценены визуально, например углы сгибания ног. Поэтому подобные таблицы применяются, как правило, с анализом кинограммы. В результате исследователь получает возможность оценить технику каждого спортсмена в баллах на разных этапах тренировочного процесса. Это, в свою очередь, позволяет установить величину сдвигов в овладении техникой конкретного вида двигательных действий.

При использовании таблиц следует учитывать субъективность выставляемых оценок и трудность оценки элемента техники в целостном двигательном акте.

Для оценки техники выполнения двигательных действий в соревнованиях применяются протоколы. Примерная форма,. такого протокола (приводится с изменениями по книге «Методика исследований в физической культуре». ФиС, 1961, стр. 18):

3. Регистрация и обработка полученных данных наблюдений

В протоколах подобного типа можно зарегистрировать все технические действия, выполненные борцами в схватке, а следовательно, определить число и качество приемов, которыми владеет каждый спортсмен, выявить его излюбленные приемы, установить, какие приемы наиболее распространены среди борцов различных весовых категорий, определить направление развития технического мастерства основных конкурентов, установить распределение выполненных приемов (по числу и качеству) по периодам схватки.

Таблица оценки техники низкого старта и стартового разбега спринтера

(фамилия)

Элементы техники

Оценки в баллах

Исходные

Конечные

I. Стартовая поза по команде «На старт!»

1. Расположение ног

2. Расположение рук

3. Распределение тяжести тела между опорой рук и ног

II. Стартовая поза по команде «Внимание!»

1. Положение таза

2. Расположение центра тяжести тела между опорой рук и ног

3. Углы сгибания в коленных суставах

III. Движения после стартового сигнала

1. Взмах руками

2. Угол движения тела со старта

3. Отталкивание ногами

IV. Начальные шаги со старта

1. Длина шагов

2. Частота шагов

3. Выпрямление ног в фазе заднего толчка

4. Прямолинейность бега

5. Свобода движений, отсутствие излишней напряженности

6. Положение тела

Всего баллов (из 60 возможных):

Сдвиг в баллах:

Используя наблюдения с протоколами, следует помнить, что число регистрируемых элементов зависит от числа и частоты применяемых спортсменами различных действий. Так, быстрота смены приемов в борьбе сравнительно меньшая, чем в боксе, поэтому исследователь в первом случае может уследить за большим числом приемов, а во втором он не в силах зарегистрировать все приемы и невольно сужает объект своего наблюдения.

Протокол № _____________ регистрации числа и качества применяемых борцом технических приемов в соревнованиях

Дата.______________________________

Соревнование_______________________

Фамилия борца____________ Фамилия «противника»___________

Приемы

Число приемов и их оценки

Перевод в партер:

«вертушкой»

нырком под руку

рывком за руку

Броски через спину захватом:

рукой за шею

руки через плечо

руки и туловища

Броски назад захватом:

руки и туловища

за две руки

за шею и туловище

Сталкивание

Скручивание

4 3 4

5

3 5

3

4 5

4

4

Результат схватки: победа по баллам

Специалисты считают, что кинофильмы и видеозапись не смогут заменить педагогическое наблюдение с применением протоколов. Поэтому необходимо стремиться к совершенствованию методики наблюдений, в частности организовывать наблюдение одного явления несколькими лицами, заранее подготовленными.

4. Хронометрирование как самостоятельный метод исследования

Определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий, и его графическое изображение составляют основное содержание хронометрирования и хронографирования.

Обычно проводится хронометрирование какого-либо одного элемента целостного действия, например разбега в прыжках (для высчитывания скорости разбега), либо поэтапное хронометрирование длительно выполняемого действия, являющегося частью занятия, например, проплывания пятидесятиметровых отрезков, либо хронометрирование всего занятия.

Хронометрирование используется и как самостоятельный метод исследования (например, при обобщении опыта работы лучших учителей) и как дополнительный к другим методам (например, в педагогическом эксперименте, определяющем сравнительную эффективность методов разучивания двигательных действий, оно необходимо для установления времени, затрачиваемого на освоение подводящих упражнений).

Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо ученика. Для большей объективности под наблюдение следует брать такого занимающегося, который по своим качествам в большей мере отвечает задачам исследования. Например, при изучении опыта работы учителя наблюдение целесообразно проводить за средним по развитию учеником; если же требуется установить двигательную активность занимающихся, которые имеют медицинские ограничения, то под наблюдение необходимо брать ученика именно этой медицинской группы.

В случае снижения активности (например, пропусков очередных подходов для выполнения упражнений) занимающимся, за которым ведется наблюдение, хронометрирование может быть перенесено на другого ученика. Поэтому целесообразно предварительно наметить для наблюдения двух-трех учащихся.

Результаты хронометрирования деятельности учеников позволяют судить - с какой-то долей вероятности - и о деятельности учителя. Но хронометрировать можно и деятельность только преподавателя (это зависит от задач исследования), хотя это более сложно: в деятельности преподавателя на протяжении всего урока нет перерывов, поэтому исследователю приходится работать с большим напряжением. Лучше, если ведется одновременный хронометраж и деятельности учеников, и деятельности учителя. Сравнительный анализ полученных хронограмм дает наиболее объективную картину.

Для определения общей и двигательной плотности урока хронометрируются следующие виды деятельности учеников:

1) Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения всех двигательных действий, которым обучают на занятии. К ним могут быть отнесены не только упражнения на гимнастических снарядах, игры, бег, прыжки, метание, лазание, акробатические и танцевальные упражнения, но и гимнастические перестроения, упражнения на внимание и упражнения типа заданий и т. п. Не фиксируется деятельность, связанная с решением организационных задач занятия: перестроения для выполнения очередного упражнения, переход от одного места занятия к другому и пр. Рапорт дежурного ученика перед началом урока относится условно к физической работе. Что касается игры, то степень подробности хронометрирования определяется ее характером: если по ходу игры ученик сравнительно часто и долго вынужден не двигаться, хронометрирование должно быть более подробным и не ограничиваться фиксацией лишь начала и конца игры.

2) Слушание объяснений и наблюдение за показом упражнений, демонстрацией наглядных пособий. Команды и краткие указания, занимающие менее 5 сек., могут не подлежать фиксации. Исследователь должен заметить, слушает ли ученик учителя или отвлекается на что-то постороннее.

3) Отдых, ожидание занимающимся очередного выполнения задания. Регистрируется время отдыха, вводимого в урок для регулирования физиологической нагрузки, и время ожидания очередного задания преподавателя.

4) Действия по организации занятия. Фиксируется деятельность занимающегося по подготовке и разметке мест занятий, установке и уборке оборудования, раздаче и уборке спортивного инвентаря и т. п. Учитывается время, потраченное учеником на перестроения для выполнения очередного задания, переход от одного места занятия к другому, подготовку к игре (распределение по командам) и т. п. Если в разметке мест занятий, установке снарядов и пр. участвует всего несколько человек, то это следует оговорить в примечании.

5) Простои. К ним относится все нерационально затраченное время в занятии по вине преподавателя или учащихся (опоздание группы к началу урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиски инвентаря, недисциплинированность занимающихся и т. п.).

Следует иметь в виду, что такое распределение видов деятельности по группам имеет условный характер. Например, перестроения перед выполнением очередного задания, переход от одного места занятия к другому могут носить не только организационный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи; отдых и ожидание очередного выполнения задания могут быть как рациональными элементами занятия, так и результатом плохой организации его. Можно допустить, что весь урок дети будут ходить и бегать (двигательная плотность - 100%), но никто не станет утверждать, что подобный урок целесообразен и заслуживает положительной оценки. Очевидно, что исследователь не может быть простым «фотографом» времени. Каждый вид деятельности должен быть проанализирован с педагогической точки зрения. Именно поэтому хронометрирование целесообразно сочетать с педагогическим наблюдением.

Измерение и фиксация времени производятся с помощью различного рода секундомеров, хроноскопов и хронографов. Простейшим, но наименее точным из этих приборов является ручной секундомер. Сейчас все шире начинают внедрять полуавтоматические и автоматические приборы, имеющие электрореле, фотоэлементы и другие технические средства измерения и записи времени.

Техника хронометрирования состоит в следующем, Время деятельности занимающегося определяется по скользящей стрелке секундомера (т. е. время окончания одного вида деятельности определяется визуально по движущейся стрелке секундомера и служит началом отсчета Бремени выполнения следующей деятельности). Секундомер пускается в то суточное время, которое определено расписанием занятий. Например, по расписанию школьный урок должен начаться в 9.00, именно в это время и пускается секундомер (вне зависимости от того, начался урок или запаздывает). Принято считать, что началом занятия является организованный вход занимающихся в спортивный зал или начало построения на спортивной площадке перед рапортом преподавателю. Секундомер останавливается после организованного выхода учеников из зала или ухода с площадки. Записи видов деятельности занимающегося, фиксация временных показателей деятельности и последующая обработка полученных данных производятся в специальных, заранее заготовленных протоколах. В некоторых случаях, когда задачи исследования ограничиваются только определением плотности занятий, они могут стать основным документом и сделают ненужными те протокольно которых говорилось выше.

Непосредственно на месте хронометрирования в протоколе заполняются только первые три колонки. Если появляется необходимость, то могут вноситься записи и в колонку «Примечания». Остальные пять колонок («Выполнение физических упражнений», «Слушание и наблюдение», «Отдых», «Действия по организации», «Простои») заполняются после исследования.

В 1-й колонке протокола определяются части урока с прочеркиванием точных границ времени их начала и окончания; во 2-й - как можно подробнее записывается содержание урока, т. е. те виды деятельности, которые приходится выполнять ученику (правда, это не всегда удается сделать, поэтому целесообразно прибегать к стенографированию); в 3-й - отмечаются показания секундомера, т. е. время окончания предыдущего упражнения или вида деятельности, которое служит исходным для отсчета последующих записей.

Обработка протокола хронометрирования состоит в следующем. Вначале для каждой графы показания секундомера определяется характер деятельности ученика и ее длительность (путем определения разности между показанием секундомера, зафиксированным в момент окончания предыдущей деятельности, и показанием секундомера, записанным в момент завершения последующей деятельности). Полученная разность заносится в одну из пяти колонок. Затем по вертикали суммируется время отдельных частей и урока в целом.

Протокол хронометрирования занятия

Урок провёл_____________Дата_____________Вермя_________

Школа________класс_________Место проведения____________

Количество учеников_____ из них: мальчиков_____девочек____

Количество отделений______Фамилия наблюдаемого__________

Номер урока с начала учебного года__________

Задачи урока_____________________________________________

Части урока

Содержание урока

Распределение времени по видам деятельности

Примечания

3

4

5

6

7

8

В столбцы заносятся показания секундомера:

3- время окончания деятельности

4- выполнение физических упражнений

5- слушание и наблюдение

6- отдых и ожидание

7-действия по организации занятия

8- простои

Всего:

% АНАЛИЗ


После этого вычисляется плотность урока в целом и его отдельных частей по абсолютно затраченному времени и в процентах. Общее время, которое затрачено на урок (или его отдельную часть), принимается за 100%,, относительно которых и рассчитываются процентные величины.

Результаты хронометрирования могут быть изображены графически. Это придает большую наглядность полученным данным. Для графического изображения лучше всего пользоваться миллиметровой бумагой или специальными бланками, изготовленными типографским способом. На подобных бланках, соблюдая масштаб, в различных цветах изображают показатели отдельных видов хронометрирования.

Проводя хронометрирование, следует иметь в виду» что при самых быстрых и коротких записях на это уходит минимум 2 - 3 сек. За это время могут ускользнуть от внимания наблюдателя многие существенные моменты педагогического процесса. Чтобы свести к минимуму подобные случаи, приходится упрощать программу наблюдений либо создавать бригады наблюдателей.

В настоящее время создаются более эффективные методы регистрации наблюдений, в основе которых лежит использование различных механических и электрических приборов. Например, при помощи специального прибора - хронографа - можно производить графическую запись хода урока физической культуры (А. Н. Хан, 1966). Наибольшими достоинствами обладают аппараты, основанные на применении самопишущего миллиамперметра или элактроимпульсного прибора с дистанционным пультом управления. (Н. Г. Нельга, А. А. Харазянц). В обоих аппаратах объем показателей фиксируется во времени благодаря равномерному движению ленты. В зависимости от задач исследования на самопишущем миллиамперметре устанавливается шкала с вопросами наблюдения, а на электроимпульсном приборе за каждым каналом закрепляется запись определенного показателя. При повторных исследованиях программу наблюдения легко изменить: на первом приборе заменяется шкала вопросов, а на втором - за каждым каналом закрепляется новый показатель. В результате получаются хронограммы, анализ которых предусматривает, в частности, определение частоты, последовательности и продолжительности записываемых действий занимающихся.

Указанные способы хронометрирования обладают следующими достоинствами: 1) создают постоянный зрительный контакт, не отвлекая внимания наблюдателя от объекта; 2) позволяют непрерывно записывать различные показатели, раскрывающие последовательность наблюдаемых элементов занятия; 3) дают возможность фиксировать все детали, несмотря на быстроту их появления и смены; 4) определяют объем собранного материала с точностью до 1 сек.; 5) благодаря простоте управления аппаратами не требуют специальной подготовки и позволяют вести регистрацию одному исследователю.

Список литературы

1. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И.Журавлев, В. К. Розов и др. / Под ред. В.И.Журавлева. - М., 1988.

2. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учебн. пособие. К., О-во «Знання», КОО, 2001.

3. Ашмарин Б. А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. Учебное пособие. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.

4. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. -М.: ФиС, 1980.

5. Масальгин Н. А. Математико-статистические методы в спорте. М., ФиС, 1974.

6. Методика исследования в физической культуре. Под общей ред, Д. Д. Донского. М., ФиС, 1961.

7. Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации. Отв. ред. Г. В. Осипов. М., «Наука», 1968.

8. Методы педагогических исследований. Лекции для студентов педагогических институтов. Под ред. В. И. Журавлева. М., «Просвещение», 1972.

9. Рештень И.Н. Сущность процесса обучения (Педагогика. - Учебн. для ин.-тов физ. культ.) / Под ред. В.В.Булорусовой, И.Н.Рештень. - М.:ФиС, 1986.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно