Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Методы экологического образования на уроках химии

Тип Реферат
Предмет Педагогика
Просмотров
1320
Размер файла
31 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Методы экологического образования на уроках химии

УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

кафедра естествознания

Авторская работа

учителя химии Отрадненской средней общеобразовательной школы

Засвияжского района г. Ульяновска

Колпаковой Светланы Александровны

Тема работы: “Методы экологического образования на уроках химии ”

Научный руководитель: Ахметов М. А.,

зав. кафедрой естествознания УИПКПРО

УЛЬЯНОВСК 2007


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Биосфера – единственная естественная сфера существования человека. На современном этапе развития человеческой цивилизации она претерпевает столь быстрые изменения, что они стали заметны в течение жизни одного поколения. И изменения эти полезными назвать вряд ли возможно. Ошибки современного человека по своей природе те же, что и тысячи лет назад. Однако по масштабам своих последствий превышают ошибки предшественников на много порядков. Тем не менее, экологическое качество среды не включено в систему ценностных ориентаций нашего общества. К числу новых явлений жизни относится формирование экологической культуры. Соединят в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей среде, экологическая культура служит одним из важнейших средств ориентации личности в системе "природа-общество". В относительно самостоятельное направление выделяется и экологическое образование, которое можно рассматривать как элемент общего образования, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и общества.


Направления экологического образования на уроках химии

А потому одна из задач современной школы – воспитать поколение людей, осознающих значимость экологических знаний для дальнейшего выживания человечества.

Лейтмотивом экологизации учебно-воспитательного процесса должна стать необходимость формирования экоцентрического сознания, для которого характерно:

· понимание «экологического императива» (правильно то, что не нарушает экологического равновесия в природе);

· осознание, что все, созданное природой, имеет право на существование;

· отказ от противопоставления мира людей миру природы, так как это единая система.

Но следует помнить, что «образование столь могущественно, что может ухудшить положение дел» (Дж. Бердвуд). Это относится и к образованию экологическому, если оно ведется непрофессионально, без учета возрастных особенностей учащихся, эпизодически и т.д. В связи с этим особенно возрастает роль учителей профессионалов естественного цикла. Именно на этих уроках можно и нужно не только предоставлять учащимся информацию о состоянии окружающей среды, но и учить ее воспринимать и интерпретировать, так как информация, порождающая тревогу, часто блокируется сознанием человека. Это блокирование имеет древние культурно-исторические корни.

Как учитель химии я вижу свою задачу в том, чтобы вооружить учащихся экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Практически к каждой теме школьного курса химии можно подобрать соответствующий экологический материал. Проблема состоит в том, как его преподнести, чтобы учащимся он был интересен, чтобы не вызывал «отторжения» как нечто надоевшее и « приевшееся». Хочу привести некоторые приемы, которые позволяют это сделать.

Например, использование видеофильмов. Хорошо сделанный видеосюжет, учитывающий возрастные особенности, производит достаточно сильное впечатление, а его обсуждение позволяет сформировать правильное понимание той или иной экологической проблемы. Для учащихся 8 классов использую видеосюжеты «Оксфордской видеоэнциклопедии» - непродолжительные, доступные для первичного восприятия, очень наглядные. Для старшеклассников – сюжеты более серьезные, научные, которые сегодня, я думаю, без труда можно подобрать в любой видеотеке.

Подготовка учащимися сообщений и рефератов. Стремлюсь предлагать для работ интересные темы и рекомендую дополнительную литературу. Важно отработать с учеником подачу материала: кратко, динамично, с использованием наглядности в виде рисунков, таблиц, диаграмм. Увеличивает эффективность восприятия преподаваемого материала введение элементов беседы, постановки проблемных вопросов по материалу, отраженному в реферате, ведь практически о любой экологической проблеме у учащихся есть какое-то представление, сложившееся под воздействием СМИ, других уроков. И им вполне посильна роль не только простых слушателей, но и собеседников, оппонентов. А итог, который подводит готовивший реферат ученик, воспринимается после этого более осознанно.

Демонстрация рисунков и плакатов, выполненных учениками- это хороший прием обратной связи. Объясняю учащимся, что важно не столько качество исполнения, сколько правильность понимания проблемы, оригинальность ее интерпретации. Работа эта творческая, и ее оценивание следует проводить очень тактично, чтобы не отбить желания творить дальше, может быть в другом жанре. А содержание работ хорошо отражает уровень освоения и осмысления материала, ошибки восприятия, которые тут же можно исправить, уточнить.

Даже при самом скромном оснащении химического кабинета существует возможность организовать для заинтересованных учеников небольшие экологические исследования. Так, проделав опыты по изучению активности фермента амилазы в разных средах и установлению кислотности осадков (снега) в разных участках поселка, мои исследователи пришли к выводу, что прорастание семян на пришкольном участке должно пройти нормально. А исследования ситуации по использованию табака, алкоголя, наркотиков вызвали немалый интерес у учащихся, учителей и родителей, побудили к переосмыслению этой проблемы.

По ходу объяснения материала или во время опроса часто провожу «экологическиеминутки» и, чтобы усилить эмоциональное воздействие, чтобы сказанное запало в душу, я использую стихотворные строки:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Е. Евтушенко)

А если подходящих строк не нахожу, то порой сочиняю и сама:

К нам с неба падает вода,

Она чудесный растворитель.

Но растворится в капле той,

То, что зовем мы – загрязнитель.

И дождь кислотный упадет на землю,

Вред неся живому,

Сброс предприятий каждый год

Буквально губит водоемы.

Так много ль на Земле воды?

Да, много, но и очень мало.

Так долго человечество ее

В опасные растворы превращало.

На бочке с порохом, взрыватель где вода,

Живем порой мы очень уж беспечно.

Так берегите воду, господа,

Пусть жизнь продлится на планете вечно!

Все дети – артисты: и маленькие и большие с огромным удовольствием играют на сцене. Постановка экологических спектаклей - это благодатная почва для экологического воспитания при достаточно большом выборе экологических сценариев, публикуемых в предметных журналах и газетах. Воспринятое чувствами экологическое знание остается в уме и сердце на долгие годы, может быть, на всю жизнь.

Таковы основные приемы, которые мне удается использовать в работе по экологическому образованию своих учеников. А результативность можно оценить с помощью экологических анкет (приложение № 1,2), которые по окончании учебного года провожу среди учащихся. Результаты анкетирования последних 3-х лет выявили положительные тенденции: снижение прагматической установки по отношению к природе и увеличение количества учащихся с эстетической, когнитивной и этической установкой, смещение экологического сознания учеников из области антропоцентрической в область экоцентрическую. Это вселяет надежду на то, что экологический кризис не уничтожит человеческую цивилизацию в наступившем тысячелетии.

Эколого-психологический тест

«Моя установка по отношению к природе»

Вербальная ассоциативная методика. Направлена на выявление типа доминирующей установки в отношении природы. Обычно выделяют четыре типа таких установок. Личность воспринимает природу:

- Как объект красоты (эстетическая установка);

- Как объект изучения, знаний (когнитивная);

- Как объект охраны (этическая);

- Как объект пользы (прагматическая).

В таблице представлены стимульные слова (названия растений, животных и характерных биоценозов) и пять слов, отобранных в качестве характерных ассоциаций, каждое из которых соответствует одной из четырех установок (пятое слово для отвлечения внимания).

Порядок работы.

Ребятам в крайне высоком темпе предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по мнению респондента, больше всего ассоциируется у него с данным словом. Выбранный вариант характеризует доминирующую установку.

СловоЭстетическаяКогнитивнаяЭтическаяПрагматическаяОтвлеченное слово
КалугаГигантОсетроваяБраконьерЧерная икраМоре
ЖеньшеньЧудо мираЗагадочныйРеликтКореньПоляна
ОзероЧайкиВодное пространствоБайкалРыбалкаЛодка
Амурский полозКрасавчикПолзает по деревьямИстреблениеКожа, ядКамень
Амурский виноградГроздьЛианаДендрарийДесертЛистья
ЛугРомашкиСообществоРаспашкаСенокосТропинка
ФазанПестрыйКуриныеРедко встречаетсяДичьСемена
БерезаРощаСережкиБерестаСокВетер
ЛесЗеленыйСмешанныйЗаповедныйГрибыНебо
Амурский тигрХозяин тайгиКошачьи повадкиБраконьерШкураСнег
ШиповникАроматКолючий кустарникЛесникПлодыПоезд
ХехцирГорный пейзажМалый, БольшойЗаказникДачаДорога

Обработка результатов.

Количество выбранных слов, соответствующих каждой установке представляют в процентном отношении. Тип установки, получивший наибольшее количество процентов, считается доминирующим или ведущим у данной личности.

Эколого-психологический тест

«Развитость моего экологического сознания»

Экспресс-методика оценки развитости экологического сознания. Позволяет определить склонность к экоцентризму или антропоцентризму.

Порядок работы.

Выберите вариант своего отношения к утверждению, посчитайте очки и обратитесь к оценочной шкале.

Утверждения

Полностью согласен с утверждениемНе уверен, что полностью согласенНе знаю
1. Высшую ценность представляет человек021
2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность.201
3. Необходимо сохранять природу ради неё самой201
4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара.021
5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет как продолжать их строить.021
6. Сохраним природу для наших детей021
7. Несомненно, все приносящее вред природе не может быть ценным021
8. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы.021
9. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными.201
10. Природа – это окружающая среда021
11. Палка в руках обезьяны – вот где истоки экологического кризиса201
12. Экологический кризис – порождение научно-технического прогресса.021
13. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений.021
14. Для выхода из экологического тупика необходимо создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями.021
15. Природа – это мир единства и неповторимости природных объектов.201
16. Природа полезна для человека.021
17. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм. В этом залог экологического благополучия.021
18. Бывают вредные и полезные жуки.021

Оценочная шкала.

Менее 18 баллов. Ваше экологическое сознание антропоцентрично. Такой тип сознания пронизан идеей полезности природы для человека. К сожалению, антропоцентрическая парадигма глубоко проникла в современное сознание. Природа для вас – окружающая среда. Постарайтесь осознать себя частичкой природы. Природное изначально самоценно. Человек не собственник природы, а один из членов её сообщества. Ваши отношения с природой должны быть взаимовыгодными.

От 18 до 27 баллов. Ваше экологическое сознание находится в переходном состоянии. Это здорово. Вы на пути к не противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства, хотя пока ещё и склонны рассматривать необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений, а это опять же аспект её полезности для человека. На самом деле природу необходимо охранять ради её самой. Природа имеет право существовать вне зависимости от полезности, бесполезности и даже вредности её для человека.

Свыше 28 баллов. Ваше экологическое сознание на пути к экоцентричности, так как ваши представления о мире ориентированы на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. О таких людях говорят, что они сдувают комаров, а не прихлопывают. Формируя свое отношение к природе на основе этих представлений, на основе этого сами определяя свое поведение вы станете экологическим человеком, экологической личностью. Человечество с экоцентричным экологическим сознанием «обречено на выживание» и дальнейшее развитие и процветание в единстве и гармонии с природой.

Разработка открытого урока по химии

"Наращивание темпов добычи нефти приведет к неминуемой экологической катастрофе"

Цель:

Применить новую форму проведения внеклассного мероприятия для расширения и углубления знаний учащихся по теме: "Природные источники углеводородного сырья".

Задачи:

а) образовательные: ориентация учащихся на поиск нового материала по данной теме, самостоятельное формирование выступления с кейсом своих позиций;

б) воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к родному краю, заинтересованность в решении экономических реформ правительства РФ;

в) развития: развивать навыки экологического мышления, отрабатывать диалогическую мысль при участии в дебатах.

Форма проведения: дебаты

Оформление:

1. Географическая карта РФ

2. Плакаты и лозунги: "Нефть и экология"

3. Плакат с резолюцией темы дебатов.

Эпиграф:

"Как давно человек пытается защитить природу от самого себя, как давно он бьется над этой вековой проблемой - сохранить богатство и красоту окружающего мира".

Ч. Айтматов.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшних дебатов: "Наращивание темпов добычи нефти приведет к неминуемой экологической катастрофе". Эта тема выбрана не случайно. Экономика РФ, его роль среди других государств в настоящее время зависят от состояния дел в нефтедобывающей отрасли. В этой теме переплетены и связаны воедино такие школьные предметы как биология и география, химия и экология, осуществляются межпредметные связи.

Вместе с нами в подготовке дебатов большое участие и вклад был внесен преподавателем республиканского ИПК, тренером по дебатам Аленовой А. А.

II. Выступление тренера по дебатам Аленовой А. А.

а) актуальность темы;

б) правила игры и проведения дебатов;

в) выбор судей;

г) знакомство с командами.

III. а) Выступление I спикера команды "Утверждение":

б) Перекрестные вопросы между двумя командами.

в) Выступление I спикера команды "Опровержение".

г) Перекрестные вопросы между двумя командами.

д) Выступление II спикера команды "Утверждение".

е) Перекрестные вопросы между командами.

ж) Выступление III спикера команды "Опровержение".

з) Перекрестные вопросы между командами.

и) Выступление с анализом III спикера "Утверждение".

к) Заключительные вопросы команды "Опровержение"

IV. Выступление судей с оценкой кейсов двух команд, определение победителей.

Кейсы I, II, III спикеров команды "Утверждение".

Кейс I спикера:

– Здравствуйте, уважаемые судья, оппоненты и таймкиперы!

Я I спикер команды "Утверждение". Позвольте представить нашу команду. (Идет представление участников команды).

Наша резолюция звучит:

"Наращивание темпа добычи нефти приведет к неминуемой экологической катастрофе"

Разрешите привести дефиниции нашего дебата:

Наращивание – увеличение мощи, темпа.

Темпы – степень быстроты в осуществлении чего-нибудь.

Добыча – то, что добывается.

Нефть – сложная смесь жидких углеводородов, в которых растворены газообразные вещества.

Неминуемый - неизбежный.

Дефиниции взяты из словаря Ожегова за 1996 г. Всем известно, что экология находится в плачевном состоянии. Поэтому наш критерий звучит: "Соблюдение экологического баланса – важный фактор в достижении благополучия общества и страны". Отталкиваясь от нашего критерия, я выдвигаю наш первый аргумент: увеличение заболевания людей – результат регулярного воздействия выбросов вредных газов при добыче нефти". Для доказательства этого аргумента я приведу статью из газеты: "Экспресс и К" за 11.05.2001 г. Врач А. Кульчиков так прокомментировал ситуацию:

– Больных здесь 90 % населения. И хотя возраст разный, у всех практически одни и те же симптомы: слабость, головная боль, головокружение. Каждый год растет количество младенцев с патологией различной степени. Средняя продолжительность жизни в поселке 46 лет.

По мнению врачей, проводивших полное обследование поселка, 60 % людей имеют заболевания органов зрения, анемии, почек, сердечно-сосудистой системы.

Наш второй аргумент звучит так: "Нефть губит все живое". Для доказательства я приведу вашему вниманию статью из книги "Я познаю мир". В районах, где добывается нефть, особую важность приобретает борьба с нефтяными загрязнениями морей, озер и водоемов. Здесь из-за низких температур замедленные естественные процессы самоочищения воды. Кроме того, морские растения и животные живут в таких суровых условиях, что даже небольшое количество нефти погубит все живое.

А теперь представьте себе, многоуважаемые слушатели, что произойдет, если количество добытой нефти будет увеличиваться? Ясно, как день, что это приведет к неминуемой экологической катастрофе.

Разрешите представить наш третий аргумент. Грубое несоблюдение экологических норм иностранными инвесторами приведет к усугублению экологической ситуации в стране.

Действительно, многие инвесторы строят и эксплуатируют нефтяные организации без заключения государственных экологических экспертов. Источник: газета "Караван от 9 июня 2002 г. № 23.

К тому же, крупные природопользователи не имеют контроля за своей деятельностью со стороны государства. Результат природной ренты не всегда эффективен, поскольку доходы, получаемые за счет нефтяных ресурсов, зачастую уходят в неизвестную сторону. Доказательством этого может служить статья из газеты "Караван" за 19.03.2002 г.

По данным экспертов, из-за непродуманной налоговой политики в нефтяной отрасли, безвозвратные потери государственного бюджета составили порядка 500-600 млн. $ ежегодно.

Из всего, что я сказал, можно сделать один вывод: "Наращивание темпов добычи нефти приведет к неминуемой экологической катастрофе".

Спасибо, я готов к перекрестному опросу.

V. Заключительная часть дебатов.

1. Мнение присутствующих в зале.

2. Подведение итогов дебатов.

3. Музыкальное приветствие.

4. Вручение призов победителям.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно