Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Обоснование образовательного пространства адаптивной физической культуры на основе принципа интеграции

Тип Реферат
Предмет Физкультура и спорт
Просмотров
767
Размер файла
50 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Обоснование образовательного пространства адаптивной физической культуры на основе принципа интеграции

Обоснование образовательного пространства адаптивной физической культуры на основе принципа интеграции

Кандидат педагогических наук, доцент С. Д. Антонюк, Кандидат педагогических наук, доцент С. А. Королев, Аспирантка К. В. Глинина, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Тамбов

Современные педагогические исследования распространяются на все возрастные группы и практически на все сферы жизнедеятельности человека. По мнению М. К. Мамардашвили, педагогика в качестве объекта своего исследования готова рассматривать человека как субъекта, творящего особый мир культуры, как главное действующее лицо исторического прогресса. Отсюда следуют задачи объединения всех знаний о человеке и специального изучения, осмысления особенностей его функционирования и развития, его самообразования в течение всей активной жизни. Кратко этот процесс можно описать метафорой И. Пригожина: "От существующего к возникающему".

Более того, в современной педагогической теории и практике, в том числе и в теории адаптивной физической культуры, наблюдаются интегративные процессы, которые способствуют выстраиванию педагогического знания на основе философии, социологии, культурологии (этики, эстетики, эргономики, метрологии, глобалистики и т. д.) [3].

Физическая культура как часть общей культуры личности связана с творческой деятельностью по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования человека и ее социально значимыми результатами. Её функционирование и развитие можно рассматривать как акт общественного производства специфических социально-культурных ценностей [2, 5]. Адаптивная физическая культура довольно успешно и полно вписывается в проблемное поле современной физической культуры, что, безусловно, расширяет возможности проведения и оформления результатов научных исследований в русле данного направления.

В исследовании Л. И. Лубышевой обосновано понятие "пространства физической культуры и спорта" в контексте индивидуально личностного и социально организованного бытия человека, что позволяет обнаружить социальные свойства пространства, влияющие на характер поведения людей, их образ жизни и строй мысли. Содержание пространства физической культуры и спорта, его биолого-физическое и социальное наполнение обеспечивают многообразие человеческих отношений, существующих в обществе. При изучении данного пространства необходимо исходить из того, что человеческие существа в одно и то же время являются биологическими индивидами и социальными агентами, конституированными в отношении социокультурного пространства и через отношения с ним [5].

Анализируя идеи С. П. Евсеева, следует особо обратить внимание на выявленную им основную интегративную функцию адаптивной физической культуры, которая состоит в интеграции в ней как минимум трех крупных областей знаний: физической культуры (теории и методики физической культуры, теории и методики отдельных видов спорта и их групп, теории и методики физического воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации); медицины (анатомии, физиологии, биохимии, биомеханики, гигиены, общей и частной патологии, психологии болезни и инвалидности); коррекционной педагогики (специальной психологии, специальной педагогики, психиатрии) и большое количество учебных и научных дисциплин [4].

В соответствии с этим в пространстве адаптивной физической культуры можно условно выделить совокупность полей-структур, в которых совершается поведение, представляющее собой функцию личности и среды (К. Левин): культурологическое, воспитательное, коммуникативное, социальное, моторно-функциональное, аксиологическое и оздоровительное поля.

Культурологическое поле выступает одной из методологических основ, обеспечивая анализ адаптивной физической культуры в системе общей культуры человека [3]. Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то физическая культура личности, по существу, отражает проявление общей культуры в специфических условиях двигательной деятельности [7]. Адаптивная физическая культура выступает как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей. В индивидуальной физической культуре интегрируются структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения человека. На основе культурологического поля формируется Я-концепция личности, обеспечивается ее устойчивое адаптивное культурное поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

На основе коммуникативного поля отражается потребность человека в эмоциональном контакте с другими людьми, в проявлении своих чувств и ответном понимании, ощущении включенности в какую-либо деятельность. Способы взаимодействия людей в процессе общения многообразны: это убеждение, подражание, внушение, побуждение, одобрение и др., которые реализуются с помощью речи. Несомненно, что эти и многие другие формы находят свое выражение в процессе адаптивного физического воспитания. Адаптивная физическая культура предполагает достаточно широкий спектр общения, основанный на прямой и обратной связи (учитель-ученик, ученик-ученик).

Сам характер двигательной деятельности формирует определенную структуру взаимоотношений: согласованные по точности и координации движения, перемещения в пространстве, поддержки, помощь, страховку и др., которые представляют собой невербальное двигательное общение. В результате такого общения дети-инвалиды ближе узнают друг друга, сравнивают и оценивают действия и поступки других и свои собственные.

Структурные поля адаптивной физической культуры

Сознательное и целеустремленное усвоение знаний, определенных двигательных действий характеризуется тем, какое значение они имеют для человека: если "проблемный" ребенок понял пользу и смысл физических упражнений для себя лично, то и знания в этой области могут только усилить эффект воспитательного поля адаптивной физической культуры [4, 7]. Физкультурная и спортивная деятельность, в том числе и адаптивной направленности, обеспечивает в первую очередь формирование личности человека.

С нашей точки зрения, в практике адаптивной физической культуры необходимо использовать технологии личностно ориентированного, личностно деятельностного и индивидуально-творческого обучения. Адаптивная физическая культура и спорт, формируя личность, учат человека бороться со своими слабостями, преодолевать себя, владеть своими эмоциями, налаживать межличностные отношения, что для данной категории детей особенно актуально.

Признавая необходимость развития соматопсихического компонента адаптивной физической культуры, мы утверждаем важность более глубокого обоснования ее социокультурного компонента и установления взаимосвязей между различными составляющими системы адаптивного образования.

Особенность адаптивной физической культуры заключается в ее совместной деятельности с различными социальными структурами, причем в основном эта деятельность носит интегративный характер и является, по сути дела, многофакторной. Она включает в себя социализирующие функции (формирование и воспитание поведения в обществе, усвоение социальных норм, познание своей роли в обществе); коммуникативные функции (формирование взаимоотношений и взаимопонимания, обучение общению); гуманистические функции (признание человека высшей ценностью во всей его телесной и духовной неповторимости). Социальная значимость адаптивной физической культуры состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья определенного контингента населения [1, 4, 5].

Моторно-функциональное поле обеспечивает реализацию развивающей функции адаптивной физической культуры, создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки их дальнейшего развития. Оно обеспечивает элементарное понимание закономерностей развития и функционирования организма, тела человека, способствует ломке старых и формированию новых привычек и стереотипов поведения людей, соответствующих определенному образу, темпу и качеству жизни.

Ведущей идеей концепции физической (двигательной) активности В. К. Бальсевича и В. А. Запорожанова является необходимость физического совершенствования каждого человека с учетом его индивидуальных морфофункциональных и возрастных особенностей, а также специфики его моторных способностей и личностных мотиваций. Ученые рассматривают основные закономерности управляемого развития и утилизации двигательного потенциала индивидуума, пути и средства воспитания активного отношения личности к процессу физического совершенствования, формы организации индивидуальной физической активности людей.

По нашему мнению, концепция двигательной активности в адаптивной физической культуре носит интегративный характер и довольно убедительно вписывается в теорию физической культуры, в которой на одном из первых мест также стоит проблема развития двигательного потенциала индивида [5].

По мнению С. П. Евсеева, одной из главных проблем теории адаптивной физической культуры является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности, а также проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни данной категории, преодоления психологических комплексов с помощью средств и методов адаптивной физической культуры [4].

Основные ценности адаптивной физической культуры, составляющие аксиологическое поле, связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, саморегуляцией физических и духовных сил конкретного индивида. В этом единстве деятельности реализуются культурно-духовные потребности, формируются умения и навыки, происходит самоопределение. Ценностные ориентации могут быть разнообразными: это в первую очередь укрепление здоровья, формирование определенных двигательных навыков, удовлетворение эмоциональных и эстетических потребностей.

Особое внимание следует обратить также на формирование у занимающихся интереса и потребности в освоении многообразных ценностей физической культуры. В связи с этим взаимоотношения занимающихся и преподавателей целесообразно строить с учетом перевода их из объект-субъектной формы в субъект-субъектную, организовывать взаимно мотивированную творческую педагогическую деятельность на основе идей педагогики сотрудничества. По мнению С. В. Молчанова, это требует от педагога, передающего ученикам ценности физической культуры, создания особой "духовной субстанции" - образа педагогической ситуации по решению специфических задач (где происходит его взаимодействие с учениками, их межличностные отношения в совместной коллективной деятельности), которая должна характеризоваться самостоятельностью, оригинальностью, творчеством, индивидуальностью [2].

Следовательно, в системе адаптивного физкультурного образования должен быть осуществлен переход от традиционной трансляции двигательного опыта (в виде физических качеств, двигательных умений и навыков) к освоению и созданию человеком многообразных духовных ценностей физической культуры (в виде развития культуры мышления, воображения, чувств, художественного творчества и т. п.) применительно к развитию его телесности, на творческой основе феномена культуры, наиболее полно формирующей ценностно-нормативную сферу сознания личности, чего так не хватает детям с проблемами в состоянии здоровья и развития.

Поскольку оздоровление является одной из функций общей физической культуры и выполняет значительную роль в адаптивной физической культуре, нами в исследуемом пространстве выделено оздоровительное поле. Оно позволяет удовлетворить потребности личности в активном отдыхе; в нем происходят переключения детей на другой вид деятельности. Двигательная рекреация в адаптивной физической культуре представляет самый широкий арсенал физических упражнений, разнообразных игр (подвижных и спортивных) и форм занятий, она в полной мере покрывает двигательные и эмоциональные потребности человека и в наибольшей мере соответствует интересам и потребностям данной категории людей.

Таким образом, рассмотренные поля, интегрируясь в образовательном пространстве адаптивной физической культуры, открывают перед детьми с ограниченными возможностями совершенно новые перспективы:

- усиливается воздействие общества и социокультурной среды на личность ребенка;

- повышается активность самого ребенка в образовательном процессе;

- совершенствуются сами социальные отношения, которые в силу своих "специфических" требований в определенной мере оказываются недоступными для детей с ограниченными возможностями;

- меняется сама система обучения таких детей (интегрированное обучение), что соответственно открывает перед ними новые возможности.

Адаптивная физическая культура являет собой уникальные формы интеграции, которые не имеют аналогов в современном образовательном процессе. Идеи олимпизма, заложенные в адаптивном спорте, проповедуют стремление к истинному совершенству, взаимопониманию, являются мощным средством социализации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями в современное обществе.

Список литературы

1. Антонюк С. Д. Особенности физического воспитания детей группы риска / С. Д. Антонюк // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 56-59.

2. Антонюк С. Д. К вопросу о "срочности" педагогических эффектов в адаптивных образовательных процессах / С. Д. Антонюк, Л. Н. Макарова // Физическая культура в 21 веке: состояние и перспективы развития" : Материалы междунар. конф. - Белгород. - 2004. - С. 99-104.

3. Виленский М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. - 2001 - № 7. - С. 12-17.

4. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. - Т. 1 / С. П. Евсеев. - М.: Советский спорт, 2002. - 447 с.

5. Лубышева Л. И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 2. - С. 3-11.

6. Матвеев Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении / Л. П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - С. 5-9.

7. Николаев Ю. М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 7. - С. 22-27.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно