Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Модель физического воспитания детей и молодёжи кубанского казачества (середина XIX - начало XX вв.)

Тип Реферат
Предмет Физкультура и спорт
Просмотров
1435
Размер файла
21 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Модель физического воспитания детей и молодёжи кубанского казачества (середина XIX - начало XX вв.)

С.Г. Александров, Кубанская государственная академия физической культуры

Современный этап общественно-исторического развития Российской Федерации характеризуется законодательным утверждением процесса возрождения казачества [13, 17]. Это позволило создать благоприятные условия для восстановления различных областей традиционной казачьей культуры, в том числе и культуры физической.

Целью исследования явилась характеристика физического воспитания подрастающего поколени как феномена субкультуры казачьего субэтноса1.

Объектом исследования выступают физическое воспитание, общефизическая и военно-прикладна подготовка детей и молодежи кубанского казачества.

Методы исследования: исторический и теоретический анализ литературы, архивных и полевых материалов, в том числе впервые вводимых в научный оборот; сравнительно-исторический метод; обобщение; актуализм, т.е. использование знаний о современных явлениях для интерпретации и реконструкции минувших событий и деятельности людей.

Источниками исследования послужили работы по истории и этнографии казачества, документальные свидетельства, материалы фольклора, полевые наблюдения.

Результаты и их обсуждение. Несмотря на то что по кубанскому казачеству имеется много публикаций [16, 26], до настоящего времени физическое воспитание и военно-физическая подготовка как составные части традиционной казачьей культуры научными исследованиями не затрагивались. Остро ощущаются слабая изученность этого явлени культуры, ограниченное количество фактологического материала и отсутствие научно-методических разработок по данной теме.

Происхождение, становление и развитие физического воспитания и военной подготовки кубанского казачества представляют собой сложную и малоразработанную область истории, теории и методики физической культуры.

Эта проблема включает в себя целый ряд частных вопросов: как формировались традиции общефизической и военно-прикладной казачьей подготовки; какова цель физического воспитания кубанских казаков; в чем его особенности; как изменялась его направленность на разных этапах общественного развития казачества.

В то же врем накопленный исторический материал и проведенные полевые исследования позволили подготовить фактологическую базу данных по соответствующей проблематике и предложить комплексный вариант модели физического воспитания детей и молодежи кубанского казачества в досоветский период.

При рассмотрении основного содержания темы мы опирались на ту последовательность в исторической периодизации, которая существует в современной науке.

Моделирование как исследовательская процедура предполагает выделение наиболее значимых с учетом поставленной цели, параметров изучаемого объекта. В данном случае в качестве такового выступают физическое воспитание и военна подготовка подрастающего поколения.

Физическое воспитание, как и любое системное явление, представляет собой многоуровневое, многоаспектное и полифункциональное образование.

Формирование особенностей физического воспитания и элементов военной подготовки шло одновременно со становлением кубанского казачества как субэтноса. Его основу составили две этнические культурные традиции в их локальных вариантах: русском (донском, воронежском, курском и др.) и украинском (запорожском, харьковском, полтавском, черниговском и др.) [24, c. 287].

К середине XIX в. ядро общекубанской культурной традиции, в том числе и в контексте физического воспитания, сформировалось достаточно полно. Процесс этот ускорился после объединения в 1860 г. Черноморского казачьего войска с шестью бригадами Кавказского линейного войска и создания Кубанского казачьего войска [8].

В результате произведенной интеграции традиции военно-физического воспитания и подготовки Кубанского казачества стали обладать чертами системы.

Со второй половины XIX в. военно-физическое воспитание приобрело унифицированный характер, заключавшийся во взаимопроникновении различных традиционных элементов подготовки представителей славянского этноса Кубани - запорожских и донских казаков, переселенцев из курского, воронежского, харьковского, полтавского, черниговского и других регионов.

Военно-физическое воспитание подрастающего поколени производилось в следующих социальных институтах казачьего общества: семье, станичной (территориальной) общине, Кубанском казачьем войске, аппарате общегосударственного управления казачьими войсками.

Целью физического воспитания кубанского казачества в прошлом (XIX- начало ХХ вв.) являлось формирование общефизических, военно-прикладных умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять трудовую и профессиональную деятельность, направленную на защиту Отечества.

К середине XIX в. среди казачьего населения Кубани на семейной уровне в основной массе уже сложились традиции военно-физической подготовки подрастающего поколения.

Пристальное внимание родителей к данному процессу проявлялось уже на ранних этапах жизни детей.

Первоначально это выражалось в существовании определенных инициаций, связанных с посвящением мальчиков в воинов-казаков. Эти инициации имели важное педагогическое значение и представляли собой акт "военно-социального рождения" индивида; с предстоящей физической и боевой подготовкой они были связаны предметно.

Через 40 дней после рождения "отец нацеплял мальчугану саблю, сажал его на коня, подстригал в кружок волосы и, возвращая матери, говорил: "Вот тебе казак" [1, c, 26]. Впоследствии, к началу ХХ в., этот обычай несколько упростился: казачонка в раннем возрасте торжественно сажали на коня [6].

После посвящени начиналось обучение. В этом нельзя не усматривать определенного педагогического метода, подсказанного казакам самими условиями военизированного быта и осознанного ими. Когда сыну исполнялось три года, отец сажал его на лошадь, на которую предварительно накидывалс аркан. Во время скачки по кругу, темп которой регулировался отцом, ребенок осваивал приемы верховой езды [4].

Примерно с этого же возраста дети занимались кормлением и выпасом домашней птицы и скота, собирали грибы, ягоды, колосья пшеницы после уборки урожая, пропалывали ("сапали") огород, оказывали содействие в уборке сена [7].

Трудова деятельность проходила под строгим контролем станичной общины, что позволяло вовлекать в нее весь состав молодого поколения казаков.

Регулярное нахождение на открытом пространстве при резких переменах температуры закаливало молодой организм, делая его выносливым и малочувствительным к жаре, холоду и другим внешним воздействиям.

Наиболее полно физическое воспитание детей и военно-физическа подготовка молодежи раскрывались в условиях межгруппового, коллективного общения. Особое место в этом процессе занимали детские и молодежные подвижные игры [14]. Градация игр производилась в зависимости от пола, возраста и физической подготовленности участников [3], что позволяло оптимизировать двигательную активность играющих. Помимо игр в зимнее врем существовали и другие забавы: игра в снежки, катание на санках и т.д. [14, c. 203-205].

Начиная с 14-16-летнего возраста юноши и девушки участвовали в совместных играх, хороводах и плясовых песнях, проводившихся во время массовых гуляний и праздников [12]. Групповые танцы, хороводы, игры не только тренировали людей, но и сплачивали их в коллектив, способный к совместным эффективным действиям.

Составной частью военно-физического воспитания подрастающего поколения являлось организованное проведение кулачных боев ("кулачек"), в которых участвовало подавляющее большинство мужского населени станиц начиная с 7-летних мальчиков. Дети и подростки участвовали в начале ("зачине") боя, юноши - в основной части. Кульминаци достигалась с началом участия в массовом поединке взрослых казаков [18, 21, c, 236]. Состязание проводилось по единым правилам, которые строго выполнялись. В кулачном бою от участника требовалось проявление не только физической силы, но и выносливости, ловкости, высоких морально-волевых качеств.

Вместе с тем вызывает сожаление тот факт, что уже к началу ХХ в. кулачные бои утратили свое первоначальное значение. Из строго регламентированных поединков они превратились в массовые побоища [5]. Это, в свою очередь, нередко приводило к тяжелым увечьям участников [20].

Существенное влияние на процесс боевой и физической подготовки мужского населения казачьих станиц оказывали военно-территориальная администраци Кубанского войска и централизованное государственное управление казачьими областями.

На общегосударственном уровне Военным советом в 1908 г. для казачьих войск Российской Империи было утверждено положение, согласно которому дл "малолетков" (с 15 лет) и казаков приготовительного разряда (с 19 до 21 года) были установлены состязание по станицам в наездничестве и гимнастике [25].

В скачках, приуроченных к крупным праздникам, принимали участие не только юноши, но и девушки [19].

Как военно-прикладной вид развивается казачь джигитовка, достигшая своего расцвета к началу ХХ столетия. На Кубани искусство джигитовки казаки демонстрировали на специально организуемых состязаниях, проводимых Кубанским казачьим войском или непосредственно станичными правлениями. На празднике, посвященном 200-летию Кубанского казачьего войска, наравне со взрослыми в джигитовке участвовали и подростки [22, c. 184-185]. Известны случаи участия в открытых соревнованиях по джигитовке вместе с мужчинами женщин-казачек и даже завоевание ими призовых мест [2, c. 15]. Обязательный минимум исполнени отдельных элементов казачьей джигитовки включал в себя: поднятие на скаку с земли какого-либо предмета; попеременные вспрыгивание и соскакивание с коня; скачку стоя на седле [23, c. 402].

С помощью упражнений и состязаний конной подготовки молодежи прививались разнообразные двигательные навыки, требующие физического и морального напряжения, умения действовать своим оружием и управлять телом в самых трудных и приближенных к боевым условиям обстоятельствах.

Должное внимание процессу физического воспитания учащихс уделялось в сфере базового педагогического образования в Кубанской области на рубеже XIX -ХХ вв.

В общем составе средств военно-физической подготовки в казачьих школах, гимназиях и народных училищах Кубани большое место отводилось курсу "Физическое развитие". Были разработаны соответствующие педагогические рекомендации по преподаванию данной дисциплины [10].

В ходе дискуссии об определении эффективности того или иного средства физического воспитания неизменно подчеркивалась необходимость их комплексного сочетания.

В результате творческого взаимодействия учителей станичных школ и дирекции народных училищ Кубанской области к началу ХХ в. для работы с учащимися была подготовлена унифицированная программа "Занятий строем, гимнастикой военной, гимнастикой "сокольской и детскими играми" [11].

Между тем преподавание ученикам курса гимнастики зачасту сопровождалось рядом организационных трудностей. Прежде всего это отсутствие специально оборудованных помещений и гимнастических снарядов [15, c. 19-25]. В связи с этим основной упор делался на проведении с детьми строевых приемов, подвижных игр и общеразвивающих ("вольных") упражнений на открытом пространстве.

Несмотря на указанные недостатки, проведение разнообразных физических упражнений и игр на свежем воздухе помимо воспитания у занимающихся физических качеств и формирования разнообразных двигательных навыков способствовало закаливанию детей и укреплению их здоровья.

Таким образом, к началу ХХ в. физическое воспитание кубанского казачества как системное явление в своей основе интегри=ровало традиционные и самобытные казачьи средства и формы подготовки, позвол эффективно решать поставленные задачи.

Выводы. Физическое воспитание у кубанского казачества (середины XIX - начала ХХ вв.), имея общественную значимость, носило характер системы, подтверждением чего является следующее:

1) наличие строго определенной цели;

2) решение общих задач по профилирующим направлениям (базовое физическое воспитание, профессионально-прикладная подготовка);

3) наличие отлаженного общественного контроля за состоянием здоровья казачьего населения и уровнем его физической подготовленности, осуществляемого в процессе проведени состязаний во время военных сборов, станичных праздников и т.д.;

4) высокие результаты, достигаемые в ходе физической подготовки детей и молодежи;

5) динамичность процесса физического воспитания и его изменчивость в зависимости от исторических условий.

Рекомендации. Результаты исследования могут способствовать обогащению вузовских курсов истории педагогики и истории физической культуры, содействовать решению ряда актуальных проблем современной теории и практики физического воспитания.

Представленные материалы могут использоваться в методической литературе по организации физического воспитания и спортивно-массовой работы в среде казачьего населения Юга России.

Список литературы

1. Абаза К.К. Казаки: донцы, уральцы, кубанцы, терцы. СПб., 1891. - 334 с.

2. Александров С.Г. Дневник полевых исследований. Краснодар, 1997. - 55 с.

3. Александров С.Г. Народные подвижные игры кубанского казачества: Учебно-метод. пос. Краснодар: КГАФК, 1997. - 83 с.

4. Архив отдела фольклора и этнографии Центра народной культуры Кубани (далее Архив ЦНКК). Материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции (далее Материалы КФЭЭ). 1997, ст. Гостагаевская Анапского района, к/к Г-7.

5. Архив ЦНКК. Материалы КФЭЭ. 1997, ст. Гостагаевская Анапского района, к/к Г-10.

6. Архив ЦНКК. Материалы КФЭЭ. 1997, ст. Гостагаевская Анапского района, к/к Г-14.

7. Архив ЦНКК. Материалы КФЭЭ. 1977, ст. Гостагаевская Анапского района, к/к Г-17.

8. Бондарь Н.И. Кубанское казачество (этносоциологический аспект) //Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. - М.: Коорд.-метод. центр развития прикл. этнолог. и антрополог., 1995, с. 17.

9. Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества //Традиционная культура и дети. - Краснодар: изд-во эксп. центра развития образ., 1994, с. 35.

10. Военная подготовка в казачьих школах. Екатеринодар, 1911. - 29 с.

11. Государственный архив Краснодарского края (далее ГАКК), ф. 470, оп. 2, л. 28.

12. ГАКК, ф. 670, оп. 1, д. 4, л. 22-30.

13. ГАКК, ф. Р-1843, оп 1, д. 2, лл. 120-187.

14. Детские игры и забавы в некоторых станицах Кубанской и Терской областей //Сборник материалов для описани местностей и племен Кавказа. Вып. V. Тифлис, 1886, с. 119-205.

15. Екатеринодарские городские начальные училища в 1902 году. Екатеринодар, 1903. - 84 с.

16. История Кубани: Библиографический указатель литературы, вышедшей в досоветский период. - Краснодар: КГУ, 1992. - 102 с.

17. Козлов А.И. Возрождения казачества: история и современность. - Ростов н/Д: РГУ, 1995. - 248 с.

18. Кубанские областные ведомости (далее КОВ). 1899. 16 янв., с. 3-4.

19. КОВ. 1909. 19 июля, с. 1-2.

20. Кубанский край. 1910, № 22, с. 2-3.

21. Матвеев О.В. Слово о Кубанском казачестве. - Краснодар: Советская Кубань, 1995. - 464 с.

22. Орлов П.П. Кубанские казаки: Откуда повелось Кубанское казачье войско и как оно несло государеву службу на благо Руси. Екатеринодар, 1908. - 185 с.

23. Орлов П.П. Справочная книжка для Кубанского казачьего войска. - Екатеринодар, 1910. - 938 с.

24. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год /Под общ. ред. В.Н. Ратушняка. - Краснодар: Советская Кубань, 1996. - 656 с.

25. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XVIII. СПб., 1911, с. 796.

26. Слуцкий А.И., А.Н. Мануйлов. Материалы к библиографии по этнографии и фольклору кубанских казаков //Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995, с. 345-364.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно